План по самообразованию 2024-2025 учебный год
рабочая программа по развитию речи (подготовительная группа)

Пахомова Татьяна Станиславна
Цель: Повышение профессиональной компетенции по вопросу развития речевой системы у детей дошкольного возраста в соответствии с ФГОС. Создание условий для развития речи детей дошкольного возраста посредствам дидактических игр.
Задачи:
 1. Изучить учебную, справочную, научно-методическую литературу по вопросу развития и формирование звуковой культуры речи, лексико-грамматической и связной речи с использованием мнемотехники.
2. Развивать активный словарь детей в игровой, познавательной деятельности.
3. Развивать словесно - логическое мышление; речевое внимание, фонематический слух и восприятие, артикуляционный и голосовой аппарат.
4. Поддерживать интерес детей к личности и деятельности сверстников, содействовать налаживанию их диалогического общения в совместных играх и НОД.
5. Подготовить консультации для родителей по данной теме.
6. Изготовить папки – передвижки.
7. Составить картотеку дидактических игр по развитию речи.
8. Изготовить «Лэпбук» (картотека дидактических, пальчиковых игр, физминуток, сборник консультаций).
 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл plan_raboty_po_samoobrazovaniyu.docx32.28 КБ

Предварительный просмотр:

План работы по самообразованию

воспитателя Пахомовой Татьяны Станиславны

«Развитие связной речи дошкольников посредством дидактических игр».

Для детей подготовительная группа

на 2024/2025 уч г

Пояснительная записка

Важнейшим условием развития личности является самообразование, которое заключается в стремлении человека к непознанному, поиску новой информации, овладении новыми способами деятельности.

Дошкольный возраст – это период активного усвоения ребёнком разговорного языка, становления и развития всех сторон речи: фонетической, лексической, грамматической. Полноценное владение родным языком в дошкольном детстве является необходимым условием решения задач умственного, эстетического и нравственного воспитания детей в сенситивной период развития. Именно в дошкольном возрасте происходит интенсивное развитие речи. Если не создать условий для этого, то мышление человека окажется ограниченным узкими рамками, не сформируется интеллектуальная гибкость, желание и умение мыслить самостоятельно, выходить за пределы конкретной практической задачи.

Игра является основным, ведущим видом деятельности детей дошкольного возраста. Дидактическая игра – средство активизации познавательной деятельности дошкольников. Учиться играя! Чтобы маленькие дети овладели необходимыми движениями, речью, разнообразными умениями и навыками, их надо этому научить. Для обучения детей и созданы дидактические игры. Главная их особенность состоит в том, что задание ребенку предлагается в игровой форме. Дети играют, не подозревая, что осваивают какие-то знания, овладевают навыками действий с определенными предметами, учатся культуре общения друг с другом. Любая дидактическая игра содержит познавательную и воспитательную игровые составляющие, игровые действия.

В теории и практике дошкольного воспитания существует следующая классификация дидактических игр:

а) с игрушками и предметами;

б) настолько-печатные;

в) словесные.

Развитие речи детей дошкольного возраста при использовании дидактических игр пройдет успешно, если:

Подобрать дидактические игры в соответствии с воспитательными задачами;

Проводить дидактические игры в системе.4

Актуальность темы

Вопросы развития правильной речи у детей очень актуальны. Благодаря речи дети познают окружающий мир, накапливают знания, расширяют круг представлений о предметах. При помощи речи выражают свои потребности, рассказывают о своих чувствах и переживаниях.

На сегодняшний день – образная, богатая синонимами и описаниями речь у детей дошкольного возраста – явление очень редкое. В речи детей существует множество проблем: бедность речи, недостаточный словарный запас, употребление не литературных слов и выражений, не способность грамотно и доступно сформулировать вопрос, построить краткий или развернутый ответ, отсутствие логических обоснований и выводов, отсутствие навыков культуры речи и культуры общения. Все это связано, во-первых, с недоразвитостью речевого аппарата и его анатомического строения, во-вторых, из-за недостаточного общения детей друг с другом и со взрослыми. Поэтому педагогическое воздействие при развитии речи дошкольников очень сложное и важное дело.

Невозможно переоценить роль родного языка, который помогает людям, прежде всего детям, осознанно воспринимать окружающий мир и является средством общения. Дети, не получившие в дошкольном возрасте соответствующее речевое развитие, с большим трудом наверстывают упущенное, в будущем этот пробел в развитии влияет на его дальнейшее развитие. Именно в дошкольном возрасте нужно обогащать пассивный словарь ребёнка, приучать ребенка самостоятельно пользоваться словами, стимулировать речевую активность и познавательные интересы.

Эта проблема подвела меня к мысли о необходимости в подготовительной группе больше внимания уделить именно развитию речи детей дошкольного возраста. Поэтому задача обогащения словаря и активизации речи детей должна решаться ежеминутно, ежесекундно, постоянно звучать в беседах с родителями (законным представителям) и, пронизывать все режимные моменты.

Цель и задачи

Цель: Повышение профессиональной компетенции по вопросу развития речевой системы у детей дошкольного возраста в соответствии с ФГОС. Создание условий для развития речи детей дошкольного возраста посредствам дидактических игр.

Задачи:

1. Изучить учебную, справочную, научно-методическую литературу по вопросу развития и формирование звуковой культуры речи, лексико-грамматической и связной речи с использованием мнемотехники.

2. Развивать активный словарь детей в игровой, познавательной деятельности.

3. Развивать словесно - логическое мышление; речевое внимание, фонематический слух и восприятие, артикуляционный и голосовой аппарат.

4. Поддерживать интерес детей к личности и деятельности сверстников, содействовать налаживанию их диалогического общения в совместных играх и НОД.

5. Подготовить консультации для родителей по данной теме.

6. Изготовить папки – передвижки.

7. Составить картотеку дидактических игр по развитию речи.

8. Изготовить «Лэпбук» (картотека дидактических, пальчиковых игр, физминуток, сборник консультаций).

Формы работы с родителями и детьми:

- Родители:

- сотрудничество через консультации,

- родительские собрания,

- беседы,

- совместное изготовление и приобретение дидактического материала.

- Дети:

- специальные занятия по развитию речи,

- дидактические игры на развитие фонематического строя речи,

- дидактические игры на развитие грамматического строя речи,

- дидактические игры на развитие связной речи

- дидактические игры на развитие монологической речи,

-дидактические игры на развитие диалогической речи,

План работы по самообразованию на 2024-2025 учебный год

Этапы работы

Содержание работы

Сроки

1 этап

Подготовительный

/теоретический/

-Анализ и подбор научно-методической литературы;

-Создание материально-технических, организационных, научно-методических условий;

-Изучение новинок, статей в журналах «Воспитатель ДОУ», , «Дошкольное воспитание», «Ребёнок в детском саду», «Обруч», на интернет- ресурсах;

-Посещение методических объединений, педсоветов;

-Прохождение курсов повышения квалификации по теме: -«Использование игровых пособий в обучении (блоки Дьенеша, палочки Кюизенера, круги Луллия, ментальные карты Бьюзена)»

-«Познавательное и ревое развитие детей дошкольного возраста в условиях реализации ФГОС ДО»

В течение года

2 этап

Практический

-Внедрение опыта работы;

-Консультационная помощь

родителям (законным представителям);

-Участие в Международных, Всероссийских, Региональных интернет и дистанционных конкурсах;

-Выступление на педагогическом совете с обобщением опыта работы;

-Участие в муниципальных конкурсах и конкурсах ДОУ;

-Оформление картотеки дидактических игр и упражнений по развитию речи;

-Размещение методических материалов на Интернет-ресурсах, и в печатных изданиях; -

Сентябрь- Апрель

3 этап Итоговый

-Сравнительный анализ за год;

-Представление анализа работы по теме самообразования на педагогическом совете.

Апрель-Май

Практический раздел

Срок

Содержание работы

Работа с родителями

В течение

года

Создание предметно-развивающей среды окружающей ребенка. Подбор дидактических игр,пособий для развития речи детей.

Обучение родителей приёмам и методам развития речи в игровой форме.

Сентябрь

Провести диагностику детей по развитию речи с целью выявления уровня сформированности речевых навыков и

умений

«Воспитание усидчивости – важное условие подготовки детей к школе».

- «Роль описательных рассказов для расширения словарного запаса детей».

Октябрь-ноябрь

Работа над пересказами с использованием опорных схем, составление рассказов, заучивание стихотворении,

дыхательная гимнастика на развитие речевого аппарата, артикуляционная гимнастика

Обучение связному последовательному пересказу с наглядной опорой в виде графических схем, отображающих

последовательность событий;

Пересказ рассказов

«Лесной голосок» Г. Скребицкого;

Составление рассказов по сюжетным картинкам:- «Осень».

- «Осень в лесу».

- «По грибы».

Чтение, беседы по рассказам, пересказ:

- «Осень» И. Соколов-Микитов.

- «Лес осенью» И. Соколов-Микитов

Чтение и заучивание стихотворений:

- И. Бунин «Листопад» (отрывок).

- С. Городецкий «Первый снег».

Чтение и обсуждение, пересказ сказок:

- В. Сутеев «Мешок яблок».

- «Война грибов».

- «Вершки и корешки».

. Беседы:

- «Что я знаю о себе»;

- в дидактическое пособие «Фонетическая зарядка» добавить картинки на звуки «а», «о», «у»,«ы», «с», «м», «т»;

Дыхательная гимнастика на развитие речевого дыхания без использования предметов:

- «ветры»;

- «подуем на плечо»;

- «листики осенние»;

- «запасливые хомячки»;

- «пузыри»;

- «надуем шарик».

Дидактические игры:

- «Буква моего имени»;

- «Назови слова»;

- «Употребление предлогов»;

- «Слова из звуков» (обучение звуковому облику слова);

- «Придумай новое слово»;- «Что лишнее?»;

- «Составь рассказ по картинке».

Театрализованная деятельность:

- Осенний театрализованный праздник.

- Настольный театр «Лиса и кувшин».

- Настольный театр «Репка», «Два жадных медвежонка».

Консультация для родителей на тему:

«Возрастные особенности восприятия литературных произведений дошкольниками и задачи ознакомления детей с

книгой».

Декабрь- январь

Работа по составлению рассказов по сюжетным картинам. Учить детей рассматривать картину и выделять ее главные

характеристики. Пополнять и активизировать словарный запас детей.

Внести в речевую зону:

- дидактические игры: «Противоположности», «Читаем сами», «Читаем с ударением»;

- сюжетные картинки («Зима», «Зимние забавы»);

оформить и внести книжки самоделки на тему «Зима», «Зимние забавы»;

- в дидактическое пособие «Пересказ» добавить рассказы: «Четыре желания» К. Ушинский,«Как Саша первый раз

увидел самолет» Е. Пермяк, «Для чего руки нужны» Е. Пермяк, «Как Маша стала большой» Е. Пермяк.);

Знакомство с пословицами и поговорками о зиме:

Разгадывание загадок об овощах и фруктах Чтение и беседы по рассказам:

- «Четыре желания» К. Ушинский.

- «Как Саша первый раз увидел самолет» Е. Пермяк.

- «Для чего руки нужны» Е. Пермяк.

- «Как Маша стала большой» Е. Пермяк.

Составление рассказов по сюжетным картинкам:

- «Зима».

- «Зимние забавы». Чтение и заучивание стихотворений:

- С. Есенин «Поет зима – аукает».- С. Есенин «Пороша»

Чтение и обсуждение, пересказ сказок:

- «Зимовье зверей».

- «Снегурочка».

- В. Сутеев «Новогодняя ёлка».

Игры на развитие речевого дыхания и мелкой моторики рук:

- «Погреем пальчики»;

Дидактические игры:

- «Читаем сами»;

- «Логопедическая ромашка»;

- «Читаем с ударением»;

- «Сочини предложение»;

-«Противоположности»;

Театрализованная деятельность:

- Новогодний театрализованный праздник.

Консультации для родителей:

- «Воспитание ответственности у детей».

- «Застенчивость».

- «Роль сказки в развитии детской эмоциональности».

- «Причины неготовности детей к школе».

- «Роль театрализованной деятельности в развитии детей».

Беседы с родителями:

- «Развитие речевого дыхания».

- «Здоровый образ жизни в семье».

- «Анкетирование родителей на тему «Готовность семьи к обучению ребенка в школе».

Папка передвижка:

- «Развитие речевого дыхания».в дидактическое пособие «Фонетическая зарядка» добавить картинки на

звуки «з», «ж», «р», «э», «п», «ц», «х»;

- «Связная речь».

Февраль-март

Работа с загадками. Составление загадок. Продолжать пересказывать и сочинять рассказы и сказки Показать роль

загадки на формирование выразительности речи.

Продолжать работу по развитию связной речи детей подготовительной к школе группы.

Играть в дидактические, подвижные, музыкально-хороводные, театрализованные игры проходившие в предыдущие

месяцы.

- в дидактическое пособие «Фонетическая зарядка» добавить картинки на звуки «д», «б», «л»,«ч», «ф», «в», «к», «г»;

Знакомство с пословицами и поговорками о весне.

Составление рассказов по сюжетным картинкам:

- «Весна».

- «Птицы прилетели».

Чтение и беседы по рассказам, пересказ:

- «Играющие собаки» К. Ушинский.

- «Сыновья» В. Осеева.

- «Помощница» Е. Пермяк.

- «Как Миша хотел маму перехитрить» Е. Пермяк.

Чтение и заучивание стихотворений.

Чтение и обсуждение, пересказ сказок.

Игры на развитие речевого дыхания и мелкой моторики рук.

Дидактические игры:

- «Придумай рассказ про…»;

- «Сложи слово»;

- «Азбука»;

Консультация для родителей: «Использование загадок, как средство формирования выразительности речи».

Консультации для родителей:

- «Речевая готовность ребенка к школе».

- «Портрет будущего первоклассника».Беседы с родителями:

- «Памятки для родителей по обучению связной речи».

- «Круг чтения детей семилетнего возраста».

Папка передвижка:

- «Что такое готовность ребенка к обучению в школе?».

- «Как избежать школьных неудач».

Апрель-май

Анализ и оценка своей деятельности детей

Работа по составлению рассказов по сюжетным картинам.

Работа над развитием речи через театральную деятельность. Развитие творческой самостоятельности, эстетического

вкуса в передаче образа; развитие речи детей, эмоциональной направленности. Раскрытие творческих

способностей детей.

Продолжать работу по развитию связной речи детей подготовительной к школе группы

Отчет

Познакомить родителей с играми (дидактическими и лексико – грамматическими, влияющими на развитие речи

детей

Ноябрь

Картотека дидактических игр на развитие лексической стороны речи (формирование словаря).

«Вершки-корешки»

«Фрукты и овощи»

«Новоселье»

«В мире растений»

Декабрь

Дидактическиеигры и упражнения для закрепления понятия формы.

«Найди предмет указанной формы»

«Из каких фигур состоит?»

Январь

Картотека дидактическихигр на развитие грамматического строя речи.

«Живые слова»

«Дополни предложение»

«Размытое письмо»

«Придумай предложение»

«Доскажи словечко»

Февраль

Дидактическиеигры и упражнения на развитие связной речи».

«Где начало рассказа»

«Кто больше заметит небылиц»

«Найди картинке место»

«Исправь ошибку»

«Отгадай-ка»

Март

Картотека дидактических игр и упражнения на развитие монологической речи».

«Мишкины картинки»

«Нарисуем портрет»

«Магазин игрушек»

«Выбери начало»

«Составляем разные рассказы»

«Сочиняем сказку»

Апрель

Дидактическиеигры и упражнения на развитие диалогической речи».

«Когда можно и нужно звонить?»

«Ведение диалога по телефону»

«Передай письмо»

«Волшебный ключь»

Май

Дидактические игры

« Фантазия»

«Маша-растеряша»

«Угадай, что я загадала»

«Черное-белое»

Конспект НОД

по развитию речи

Тема: «Пересказ рассказа Г. Скребицкого «Лесной голосок»

в подготовительной группе

Подготовила воспитатель: Пахомова Т.С.

Цель: создание условий для формирования навыков связного последовательногопересказа текста Е Г.Скребицкого«Лесной голосок».

Задачи:

1. Формирование целенаправленного восприятия и анализа текста.

2. Развитие навыков планирования пересказа (с опорой на наглядность).

3. Активизация и обогащение словарного запаса.

Словарная работа. Закрепление: ястреб, пестринки, головастая, толстенькая.

Оборудование: Имитация лесной полянки – звуки леса; звуки - кукушки, совы, вороны; графическая схема по рассказу.

Предварительная работа: Чтение рассказов Г. Скребицкого; рассматривание иллюстраций птиц;

Ход занятия.

Воспитатель: Сегодня у нас будет необычное путешествие, я предлагаю вам отправиться в волшебный лес, а для этого нужно сказать волшебные слова. Вот послушайте:

Чтение чистоговорки

ЛА-ЛА-ЛА!

Есть у птицы два крыла

ЧА-ЧА-ЧА!

Птицы нет черней грача

НОК-НОК-НОК,

поет жаворонок

ЦА-ЦА-ЦА!

Птица вывела птенца

-А сейчас давайте закроем глаза и произнесем их все вместе…

-Молодцы ребята!

Включаются звуки леса.

-Ребята посмотрите, мы оказались лесу. Как прекрасно здесь оказаться, снова вспомнить лето.

- Здесь так замечательно, тепло, светит солнышко, цветут цветы и даже поют птички.

Игра «Узнай, чей голос»

-Ребята, догадайтесь, чей лесной голосок вы слышите? (Вороны)

-Молодцы!

-Как вы думаете, чей голос сейчас звучит? (Совы)

-Может вы еще кого-нибудь узнаете? (Кукушка)

-Правильно это кукушка!

-А хотите, я вам расскажу один интересный рассказ о кукушке?

-Тогда слушайте!

-Я вам прочту рассказ о встрече мальчика с лесной птицей который написал Георгий Скребицкий. Но не просто прочитаю, а покажу вам этот рассказ по схемам. А вы внимательно слушайте и запоминайте:

В летний день я гулял в березовом лесу. Вдруг услышал лесной голосок: «ку-ку, ку-ку». Я слышал кукушку много раз, но никогда не видел. Мне казалось, что она толстенькая, головастая, вроде совы. Гляжу, летит птица, хвост длинный, сама серая, только грудка в темных пестринках. Наверное, молодой ястреб. Сел на сучок, да как закричит: «ку-ку, ку-ку». Кукушка! Значит вот она, какая кукушка! И похожа не на сову, а на молодого ястреба.

Беседа по содержанию.

-Понравился вам рассказ?

-Ребята, а кто помнит автора этого рассказа?

-Где гулял автор в летний день? (в летний день он гулял в лесу)

-Что он услышал? (Он услышал лесной голосок: ку-ку, ку-ку.)

-Какой ему казалась кукушка? (толстенькая, головастая, вроде совы)

-Опишите птицу, которую он увидел. (Хвост длинный, сама серая, только грудка в темных пестринках.)

-На кого похожа кукушка? (Кукушка похожа на молодого ястреба.)

Ребята раз уж мы оказались в летнем лесу, давайте представим себя легкими, и воздушными бабочками.

Физкультминутка.

Утром бабочка проснулась,

потянулась, улыбнулась

Раз - росой она умылась

Два – изящно покружилась

Три – нагнулась и присела

На четыре улетела.

Чтение рассказа с показом схем.

-А теперь вы сами должны рассказать рассказ по схеме. Не забудьте вы должны по изображению вспомнить наш рассказ, напоминаю, что нужно следить за рассказом товарища и быть готовым его продолжить.

-Молодцы ребята!

Итог. Оценка деятельности детей.

-Что помогло вам пересказать рассказ? (карточки)

-Ребята получилось у вас составить рассказ?

-Понравилось вам наше путешествие?

- Ну а теперь, нам надо произнести волшебные слова и снова вернуться в детский сад

ЛА-ЛА-ЛА!

Есть у птицы два крыла

ЧА-ЧА-ЧА!

Птицы нет черней грача

НОК-НОК-НОК,

поет жаворонок

ЦА-ЦА-ЦА!

Птица вывела птенца.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Самообразованию 2024-2025

Формирование культурно -гигиеничесих навыков раннего возраста ...

Взаимодействие с родителями воспитанников. План работы на 2024-2025 учебный год

Создать условия для взаимодействия с родителями воспитанников...

Годовой план с родителями 2024-2025 учебный год

Годовой план с родителями 2024-2025 учебный год...

Тема самообразования 2024-2025 учебный год

laquo;Развитие речи у детей старшего дошкольного возраста через игровые методики и творческие практики»...

План по самообразованию 2024-2025 г

Тема по самообразованию учителя –логопеда...