План по самообразованию 2024-2025
материал (старшая группа)

Ловпаче Рианна Руслановна

.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл plan_po_samoobr_2024-2025.docx29.06 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

"детский сад общеразвивающего вида № 15 "Нэбзый"

 

ПЛАН

по самообразованию

«Развитие математических способностей детей старшего дошкольного возраста через игровую деятельность».

                                                                                                     Воспитатель:                                                                    

                                                                                                            Ловпаче Р. Р.

             

                                                     пгт. Яблоновский

                                             2024-2025 год

План по самообразованию

Тема: «Развитие математических способностей детей старшего дошкольного возраста через игровую деятельность».

Воспитатель: Ловпаче Р.Р.

Дата начала работы над темой: 02.09.2024 г.

Дата окончания: 30.05.2025 г.

Цель: повышение своего теоретического уровня, профессионального мастерства и компетентности по данной теме. Формирование элементарных математических представлений у детей старшего дошкольного возраста через занимательный материал и повысить уровень готовности детей к обучению в школе.

Задачи:

- проанализировать психолого-педагогическую литературу по данной теме.

- составить подборку дидактических игр, заданий игрового содержания по развитию математических представлений у детей дошкольного возраста;

- использовать разработанный материал на занятиях ФЭМП с детьми старшего возраста;

- активно воздействовать на всестороннее развитие детей;

- обогащать новыми представлениями и понятиями;

- закреплять знания;

- активизировать мыслительную деятельность (умение сравнивать, обобщать, классифицировать, анализировать).

Актуальность: огромную роль в умственном воспитании и в развитии интеллекта ребёнка играет математическое развитие. Математика обладает уникальным развивающим эффектом. Ее изучение способствует развитию памяти, речи, воображения, эмоций, формирует настойчивость, терпение, творческий потенциал личности.

Математика – один из наиболее трудных учебных предметов. В математике заложены огромные возможности для развития мышления детей, в процессе их обучения с самого раннего возраста. И потенциал педагога дошкольного учреждения состоит не в передаче тех или иных математических знаний и навыков, а в приобщении детей к материалу, дающему пищу воображению, затрагивающему не только чисто интеллектуальную, но и эмоциональную сферу ребёнка. Педагог дошкольного учреждения должен дать ребёнку почувствовать, что он сможет понять, усвоить не только частные понятия, но и общие закономерности. А главное познать радость при преодолении трудностей. Наглядность, сознательность и активность, доступность и мера, научность, учет возрастных и индивидуальных особенностей детей, систематичность и последовательность, прочность усвоения знаний, связь теории с практикой обучения и жизнью, воспитание в процессе обучения, вариативный подход – вот содержательная полнота, актуальная для ребёнка.

Этапы реализации

Подготовительный (сбор информации по проблеме)

- определение темы по самообразованию;

- постановка цели и задач по самообразованию;

- подбор методической, художественной литературы, иллюстративного материала по данной теме;

- подбор дидактических, подвижных игр, физкультминуток;

- изготовление развивающих игр по математике;

- создание развивающей среды в группе;

- подбор материала для продуктивной деятельности;

- составление перспективного планирования различных видов деятельности по ФЭМП;

- разработка конспектов игр – занятий образовательной деятельности, развлечений, викторин, КВН.

- привлечение родителей к совместной работе;

- помощь родителей в изготовлении дидактических игр по ФЭМП;

- проведение анкетирования родителей.

Организационно – диагностический

- работа над планом;

- работа с детьми: реализация поставленной цели и задач через различные виды деятельности;

- работа с родителями;

- беседы;

- постановка и решение вопросов проблемного характера;

- развивающие игры и упражнения;

- чтение художественной литературы;

- дидактические игры, игровые обучающие и творческие развивающие

ситуации;

- интерактивные игры;

- игры-головоломки.

Итоговый

-повышение исследовательской активности детей в самостоятельных математических играх, в процессе решения задач разных видов, стремление к развитию игры и поиску результата своеобразными, оригинальными действиями (по – своему, на уровне возрастных возможностей);

- самоанализ и самооценка проделанной работы в своей группе;

- результативность профессиональной педагогической деятельности и достигнутые результаты (повторное анкетирование, мониторинг);

- обобщение результатов на заседании педагогического совета ДОУ (отчет о проделанной работе).

- планирование деятельности и перспектив развития;

- публикация собственного опыта педагогической деятельности в социальной сети работников образования.

Методы и формы работы:

Форма работы с детьми: групповая, индивидуальная.

Методы и приёмы работы с детьми: игровые, практические, словесные наглядные; показ, инструкция, пояснения, разъяснения, указания, вопросы к детям.

Предполагаемые итоги реализации:

- повышение своей компетентности в вопросах формирования элементарных математических представлений посредством дидактических и интерактивных игр;

- проведение родительских собраний и консультаций;

- разработка методических рекомендаций и дидактических материалов в рамках реализуемой темы.

- участие в вебинарах;

- продолжать работу над повышением научно-теоретического уровня в образовательной области «познавательное развитие», по теме самообразования : «Развитие математических способностей детей старшего дошкольного возраста через игровую деятельность».

Основные вопросы, намеченные для изучения:

-переоценка педагогических ценностей, своего профессионального

назначения;

-желание улучшить образовательный процесс;

-разработка презентаций по математике;

-разработка и внедрение дидактических материалов;

- разработка перспективного планирования по формированию элементарных математических представлений;

Методическая работа:

-выбор и определение темы самообразования;

-планирование работы по теме самообразования;

-определение цели, задач;

-подбор методической литературы;

- работа с картотекой и видеотекой методического кабинета;

- изучение опыта педагогов на интернет сайтах;

-диагностика знаний и умений детей в данной области;

-изучение психологических особенностей развития детей старшего дошкольного возраста;

-знакомство, изучение, анализ литературы по теме самообразования;

-консультация со старшим воспитателем по выбранной теме.

Перспективный план работы по теме самообразования

Сентябрь. Определить уровень математических способностей детей - диагностика.

Счёт до 5.

«Геометрические фигуры».

1. Подобрать и изучить методическую литературу по теме самообразования.

2. Проведение диагностики детей в начале учебного года.

3. Анализ результатов диагностики.

Упражнять детей в счёте до 5; в умение сравнивать две группы предметов.

Игры:

«Собери в корзину»

«Что, где».

Закрепить и активизировать знания детей о геометрических фигурах.

Упражнения:

«Сделай фигуру»,

«Назови порядок».

Игры: «Кто больше принесет?». Анкетирование «Математика для развития Вашего ребёнка».

Октябрь. «Число и цифра 6».

«Измерение жидкости». 1. Изучить теорию обучения детей элементарным математическим представлениям на основе занимательного материала.

2. Работа над развивающей математической средой группы.

Знакомство с числом 6.

Игры: «Не ошибись»«Скажи наоборот»,

«Кто больше назовет».

Проблемная ситуация: «Как узнать, сколько воды в банке?».

Упражнение: «Сделай узор».

Консультация

«Веселая математика дома».

Ноябрь.  «Трапеция, ромб».

«Число и цифра 7».

1. Разработка картотек игр по ФЭМП.

2. Подбор дидактического материала.

3. Познакомить с трапецией и ромбом.

Знакомство с числом 7.

Упражнение: «Классификация фигур».

Игры: «Кто знает – пусть дальше считает»«Что изменилось»«Что, где»«Назови фигуру».

Консультация «Обучение дошкольников математике в условиях семьи».

Декабрь«Четырёхугольник».

«Число и цифра 8».

1. Проведение занятий, с использованием игрового занимательного материала (игры с использованием счетных палочек).

2. Подгрупповая и индивидуальная работа по развитию математических представлений с помощью занимательного материала.

Познакомить с признаками четырехугольника.

Игры:

«Игра с палочками»,

«Отгадай, что мы делаем?»

«Отгадай где».

Упражнения:

«Сделай фигуру»,

«Назови порядок».

Игры: «Кто больше принесет?»,

Знакомство с числом 8.

Игры:

«Какой цифры не стало?»,

«Что изменилось?»,

«Кто быстрее?».

Январь.  «Ориентировка во времени».

Уточнить представления о последовательности частей суток, дней недели, о названии месяцев, о временах года.

Игры: «Ответь на вопрос»«Что, где?»,

«Отгадай – ка»«Отгадай число»«Четвёртый лишний»«Неделька, стройся!».

Консультация «Как организовать игры детей дома с

использованием занимательного материала».

Февраль«Измерение протяженности».

«Знаки сравнения: меньше, больше и равно». 1. Проведение открытого занятия для педагогов по математике с использованием занимательных математических игр.

2. Подбор загадок, задач-шуток, занимательных вопросов для занятий и для совместной деятельности воспитателя и детей.

3. Подгрупповая и индивидуальная работа по развитию математических представлений с помощью занимательного материала (игры).

Упражнение: «Сделай по-другому».

Игры«Какой цифры не стало?»«Скольким куклам завяжем бантики?»,

«Считывай, сравнивай, записывай»«Найди пару». Консультация для родителей «Математика – это интересно».

Март«Измерение сыпучих веществ».

«Число и цифра 9». 1. Использование дидактических игр математического содержания в совместной деятельности с детьми. Учить измерять сыпучие вещества с помощью условной мерки.

Эксперимент: «Сколько гороха в миске?».

Игры«Найди пару»«Книги на полке»,

«Кто больше назовет»,

«Отгадай сколько шагов».

Апрель«Деление целого на равные части».

«Число и цифра 10». Подбор презентаций, интерактивных игр по изучаемым темам. Учить делить целое на равные части, показывать и называть части: «одна вторая»«одна четвертая»«половина». Познакомить с образованием числа 10.

Упражнение: «Делим торт».

Игры: «Найди свой домик»«Игра с кубом»«Отгадай – ка».

Консультация «Поиграйте в цифры с детьми».

Май. Ориентировка во времени. Часы.

Геометрические понятия: точка, отрезок, луч, прямая линия, кривая линия.

Диагностика.

1. Выступление по обмену опытом по теме: «Развитие математических способностей детей старшего дошкольного возраста через игровую деятельность».

2. Презентация по теме.

3. Проведение итоговой диагностики по ФЭМП детей старшей группы.

4. Анализ диагностики детей.

5. Самоанализ и самооценка работы по самообразованию. Познакомить с циферблатом часов, сформировать представления об определении времени по часам.

Игра: «Определи, который час».

Уточнить представления детей о геометрических понятиях: точке, отрезке, луче, прямой линии, кривой линии и их основных признаках.

Игры: «Узнай и назови»«Отгадай – ка».

Итоговое занятие «Математическое королевство» - закрепить пройденный

материал.

Заключение: в процессе работы над данной темой, я могу сделать вывод, что мой профессиональный уровень повысился. Этому способствовало изучение методической литературы, проведение ряда мероприятий, а также ежедневная работа с детьми. Изучение выбранной темы помогло мне в организации по ФЭМП у дошкольников. Я старалась внести новшества и стала использовать нетрадиционные формы в организации занятий. Этим я смогла заинтересовать детей, у детей появился познавательный интерес к занятиям по математике. Сложные темы по ФЭМП стали усваиваться детьми намного легче. Детям интересно играть в математические игры, они интересны для них, эмоционально захватывают. А процесс решения, поиска ответа, основанный на интересе к задаче, невозможен без активной работы мысли. Работая с детьми, я каждый раз нахожу новые игры, которые разучиваем и играем. Ведь эти игры помогут детям в дальнейшем успешно овладевать основами математики и информатики. Успех игры целиком зависит от воспитателя, его умения активно провести игру, активизировать и направить внимание одних, оказать своевременную помощь другим детям. Игра - естественный способ развития ребенка. Только в игре ребенок радостно и легко, как цветок под солнцем,

раскрывает свои творческие способности, осваивает новые навыки и знания, развивает ловкость, наблюдательность, фантазию, память, учится размышлять, анализировать, преодолевать трудности, одновременно впитывая неоценимый опыт общения. Без учебного процесса на занятие математикой, конечно, не обойтись. Но в наших силах сделать его веселым и увлекательным. Надо помнить, что ключевым словом на занятиях должно быть слово - ТВОРЧЕСТВО!

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Годовой план ДОУ на 2024-2025 уч. год

Годовой план работы дошкольного учреждения – это целеустремленная программа действий коллектива дошкольного учреждения, доведенная до необходимой конкретизации по содержанию, времени, исполнител...

Самообразованию 2024-2025

Формирование культурно -гигиеничесих навыков раннего возраста ...

Тема самообразования 2024-2025 учебный год

laquo;Развитие речи у детей старшего дошкольного возраста через игровые методики и творческие практики»...

План по самообразованию 2024-2025 учебный год

Цель: Повышение профессиональной компетенции по вопросу развития речевой системы у детей дошкольного возраста в соответствии с ФГОС. Создание условий для развития речи детей дошкольного возраста посре...

План по самообразованию 2024-2025 г

Тема по самообразованию учителя –логопеда...