Картотека игр и игровых упражнений для детей с тяжелыми нарушениями речи (ТНР).
картотека (старшая группа)

Демченко Анастасия Валерьевна

Картотека игр и игровых упражнений для детей с тяжелыми нарушениями речи (ТНР)

       старшего дошкольного возраста      

Игры и упражнения на снижение мышечного и эмоционального напряжения, развитие навыков волевой регуляции

пражнение «Комплименты» Возраст: старший дошкольный возраст (5-7 лет) Вид нарушений: ТНР (ОНР)

Упражнение«Комплименты»

Возраст: старший дошкольный возраст (5-7лет) Вид нарушений: ТНР

Название: «Комплименты»

Цель: коррекция и развитие эмоциональной сферы психики, снятие психического напряжения, преодоление барьеров в общении, развитие способности видеть свои положительные стороны.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kartoteka_igr.docx22.29 КБ

Предварительный просмотр:

Картотека игр и игровых упражнений для детей с тяжелыми нарушениями речи (ТНР)

старшего дошкольного возраста

Игры и упражнения на снижение мышечного и эмоционального напряжения, развитие навыков волевой регуляции

пражнение «Комплименты» Возраст: старший дошкольный возраст (5-7 лет) Вид нарушений: ТНР (ОНР)

Упражнение«Комплименты»

Возраст: старший дошкольный возраст (5-7лет) Вид нарушений: ТНР

Название: «Комплименты»

Цель: коррекция и развитие эмоциональной сферы психики, снятие психического напряжения, преодоление барьеров в общении, развитие способности видеть свои положительные стороны.

Оборудование: не требуется

Ход игры (источник: Веракса А.Н., Гуторова М.Ф. Практический психолог в детском саду: Пособие для психологов и педагогов. – 2-е изд., испр. – М.:МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2012.- 144с., с.92): дети берутся за руки и образуют круг. Глядя в глаза, дети по очереди говорят друг другу несколько добрых слов, за что-нибудь хвалят. Принимающий комплимент кивает головой: «Спасибо, мне очень приятно!» Затем он дарит комплимент своему соседу. Упражнение проводится по кругу.

Игра «Слепой автомобиль» Возраст: старший дошкольный возраст (5-7 лет) Вид нарушений: ТНР

Название: «Слепой автомобиль»

Цель: развитие умения контролировать свои действия, следовать инструкции, выполнять правила игры, способствовать установлению доверительных отношений между детьми.

Оборудование: не требуется.

ХодВзрослый предлагает разбиться на пары и встать друг за другом. Тот, кто впереди, —

«автомобиль», тот, кто сзади, — «водитель». Стоящий впереди должен закрыть глаза, а «водитель» должен управлять всеми движениями «слепого автомобиля», употребляя определенные сигналы:

когда водитель нажимает пальцами на позвоночник партнера, тот должен ехать прямо;

когда водитель усиливает давление — это означает «быстрее»; когда нажимает на левое плечо — «повернуть налево»;

когда нажимает на правое плечо — «повернуть направо»;

когда водитель кладет ладонь на затылок впереди стоящего, тот должен подать назад;

когда водитель убирает руку и вообще не трогает «автомобиль», — это означает «стоп».

Взрослый с помощью вопросов выясняет, насколько дети усвоили инструкцию. При необходимости еще раз ее повторяет.

Взрослый напоминает, что каждый водитель отвечает за безопасность своего «автомобиля», поэтому следует внимательно следить за другими

«транспортными средствами» и избегать столкновений. После этого взрослый предлагает отправиться в путь. Игра длится 2 минуты, повторяется при смене  ролей.

Игры и упражнения на развитие

лексико-грамматических категорий языка

Игра «Кто у кого?» Возраст: дошкольный (3-7 лет)

Вид нарушений: ТНР

Название: «Кто у кого?»

Цель: употребление родительного падежа существительных единственного и множественного числа

Оборудование: Карточки с животными и детенышами

Ход игры: Взрослый предлагает детям помочь животными. Необходимо найти малышей, которые потерялись. Дети работают парами. Один ребенок берет карточку животного, второй ищет детеныша. Дети должны назвать животное и его детеныша (детенышей).

У кошки – котенок, котята

У собаки – щенок, щенята

У свиньи – поросенок, поросята

У коровы – теленок, телята

У лошади - жеребенок, жеребята

У овцы – ягненок, ягнята

У тигра – тигренок, тигрята У лисы – лисенок, лисята

У козы – козленок, козлята

У медведя – медвежонок, медвежата У волка – волчонок, волчата

У зайца – зайчонок, зайчата У ежа – ежонок, ежата

У льва - львенок, львята

У лягушки – лягушонок, лягушата.

Игра «Назови семью» Возраст:

Игра «Назови семью» Возраст: дошкольный (3-7 лет)

Вид нарушений: ТНР (ОНР)

Название: «Назови семью»

Цель:   формирование    логического    мышления    и    фразовой    речи.

Образование новых слов от разных основ

Оборудование: Карточки с изображением животных

Ход игры: Взрослый предлагает детям помочь животными. Необходимо собрать семью животных, которые все перепутались. Ребёнок выстраивает животных одной семьи в ряд и рассказывает про них.

Папа – медведь, мама – медведица, сын – медвежонок; Папа – волк, мама – волчица, сын – волчонок;

Папа – тигр, мама – тигрица, сын – тигренок; Еж – ежиха – ежонок;

Лис – лиса – лисенок;

Заяц – зайчиха – зайчонок; Слон – слониха – слоненок; Конь – лошадь – жеребенок Петух – курица - цыпленок Кабан – свинья – поросенок

Игра «Кто, где живет?» Возраст: дошкольный (3-7 лет)

Вид нарушений: ТНР

Название:        «Кто, где живет?»

Цель: закрепление формы предложного падежа существительных

Оборудование: Карточки с изображением жилищ животных, птиц, рыб, насекомых.

Ход игры: Взрослый предлагает детям помочь животными. Необходимо найти им дом, ведь они заблудились. Дети работают парами. Один ребенок берет карточку животного, второй ищет его жилище. Дети должны назвать животное и его жилище.

Лиса живет в норе.

Медведь зимует в …берлоге. Волк живет в … логове.

Белка живет в …дупле. Муравей – в муравейнике. Птица – в гнезде.

Акула – в море.

Собака - в конуре.

Курица - в курятнике. Конь – в конюшне.

Пчелы – в улье.

Щука – в реке.

Игра «Кто, чем питается?» Возраст: дошкольный (3-7 лет)

Вид нарушений: ТНР

Название: «Кто, чем питается?»

Цель: закрепление формы винительного падежа существительных

Оборудование: Восьмигранное колесо с нарисованной на нем едой (сделано из картонной коробки, обклеено с двух сторон цветной бумагой, а затем скотчем); на альбомном листе нарисованы и вырезаны изображения животных и птиц, с двух сторон обклеены скотчем

Ход   игры:        В центр стола кладется колесо-восьмигранник с нарисованной на нем едой. Детям раздаются фишки с изображением того или иного животного (птицы). Затем задаются вопросы: Что ест корова? Что ест медведь? и так далее. Можно предложить другой вариант вопросов: Кто любит грызть косточку? Кто грызет орешки? Кто клюет зернышки? А кто любит есть рыбку? Дети раскладывают фишки согласно заданию взрослого. И проговаривают полным ответом предложения. Если играет один ребенок, перед ним раскладываются все фишки и даются аналогичные задания.

Игра «Колпачки».

Цель: Настроить на доброжелательное отношение друг к другу; создаёт хороший эмоциональный настрой.

Детям раздаются деревянные палочки и несколько колпачков из цветного картона. Участники должны передавать палочками колпачки друг другу (кому пожелают) и при этом говорить«Здравствуйте! Меня зовут….», отвечать при приеме колпачка «Мне очень приятно!», руками колпачки трогать запрещается.

Игра «Кто пришёл к нам в гости?»

Цель: Способствовать развитию самоуважения детей; активизировать доброжелательное отношение детей к сверстникам.

Взрослый отводит в сторону двоих-троих детей из группы и договаривается с ними о том, что они будут изображать животных, которые придут в гости к ребятам. Дети решают каких животных они будут изображать. Дети встают в круг. Гости по очереди входят в круг. Взрослый говорит детям: «Посмотрите, какой замечательный зверь к нам пришёл, какие у него глазки, как красиво он двигается и т. п.». Детям необходимо догадаться, какие звери к ним пришли и какое у них было настроение.

Творческая игра «Рукавички»

ЦельВоспитывать умение взаимодействовать друг с другом.

Ход игры : Для игры нужны вырезанные из бумаги рукавички. Количество пар должно соответствовать количеству пар детей. Разложите по разным местам комнаты рукавички с одинаковым (но не раскрашенным) орнаментом. Дети должны отыскать свою пару, и при помощи трех карандашей разных цветов раскрасить одинаковые рукавички. Понаблюдайте, как пары организуют совместную работу, как делят карандаши, как договариваются между собой. Победителей поздравляют.

Вкус и запах

  1. представь ЛИМОН

-каков он на вкус?

  • Вспомни, как пахнет лимон? Расскажи
  • Представь, что держишь лимон в руке. Что ты чувствуешь?
  1. нарисуй лимон
  2. представь АПЕЛЬСИН
  • каков на вкус?
  • Как пахнет?
  • Какого цвета?
  • Что чувствуешь?
  1. нарисуй апельсин
  2. расскажи, чем отличаются апельсин от лимона. Чем они похожи?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Картотека игр и игровых упражнений для детей с тяжелыми нарушениями речи (ТНР) старшего дошкольного возраста

Картотека игр и игровых упражнений для детей с тяжелыми нарушениями речи (ТНР)...

Картотека игр и игровых упражнений для детей с тяжелыми нарушениями речи (ТНР) старшего дошкольного возраста

Игры и упражнения на снижение мышечного и эмоционального напряжения, развитие навыков волевой регуляции...

Картотека игр и игровых упражнений для детей с тяжелыми нарушениями речи (ТНР) старшего дошкольного возраста

Картотека игр и игровых упражнений для детей с тяжелыми нарушениями речи (ТНР) старшего дошкольного возраста...

Игровые упражнения для развития артикуляционного аппарата у детей с тяжелым нарушением речи с элементами биоэнергопластики.

Игровые упражнения для развития речи с элементами биэнергопластики (Из опыта работы)....

КАРТОТЕКА УПРАЖНЕНИЙ ДЛЯ РАЗВИТИЯ РЕЧЕВОГО ДЫХАНИЯ, У ДЕТЕЙ , ИМЕЮЩИХ ТЯЖЕЛЫЕ НАРУШЕНИЯ РЕЧИ.

Упражнения и игры для развития речевого дыхания у воспитанников с тяжёлыми нарушениями речи   «Ветер и листья»Ребята делают глубокий вдох, задерживают дыхание и на выдохе, р...

Особенности формирования начальной коммуникативной компетенции у детей с тяжелыми нарушениями речи в играх и игровых упражнениях.

Аннотация: в публикации описывается актуальность проблемы формирования речевой коммуникации у детей с нарушениями речи. Представлены примеры игр и игровых упражнений, через которые дети вступают в ком...