Особенности формирования начальной коммуникативной компетенции у детей с тяжелыми нарушениями речи в играх и игровых упражнениях.
статья по коррекционной педагогике (средняя, старшая, подготовительная группа)

Аннотация: в публикации описывается актуальность проблемы формирования речевой коммуникации у детей с нарушениями речи. Представлены примеры игр и игровых упражнений, через которые дети вступают в коммуникацию, развивают речь и усваивают базовые нормы общения.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Булыгина Лидия Сергеевна

учитель-логопед, первая квалификационная категория

Муниципальное бюджетное дошкольное

образовательное учреждение №2

Мурманская обл., г. Оленегорск

Особенности формирования начальной коммуникативной компетенции у детей с тяжелыми нарушениями речи в играх и игровых упражнениях.

Аннотация: в публикации описывается актуальность проблемы формирования речевой коммуникации у детей с нарушениями речи. Представлены примеры игр и игровых упражнений, через которые дети вступают в коммуникацию, развивают речь и усваивают базовые нормы общения.

Коммуникативная компетентность детей дошкольного возраста — это владение конструктивными способами и средствами взаимодействия с окружающими людьми, «умение общаться и посредством общения успешно решать возникающие игровые, познавательные, бытовые и творческие задачи» (О. Н. Сомкова). (Слайд 2)

Коммуникация является важной жизненной компетенцией у детей. Особенно актуальна проблема формирования речевой коммуникации у детей с нарушениями речи уже в дошкольном возрасте, так как в это время начинают закладываться основополагающие компетенции.

Речевые нарушения являются первичными в структуре дефекта детей данной категории и приводят к нарушению процесса коммуникаций, что, в свою очередь, ведет к недоразвитию коммуникативной компетентности в целом. У детей с тяжелыми нарушениями речи словарь ограничен рамками обиходно-бытовых тем, нарушена звуковая сторона речи и грамматический строй. Поэтому дети часто не понимают друг друга, не могут вести разговор, вступают в конфликты и затрудняются разрешить его мирным путём, не стремятся к сотрудничеству.

(Слайд 3) Для развития коммуникативной компетентности дошкольников с речевыми нарушениями необходимы следующие условия: социальная ситуация развития ребенка; совместная деятельность и обучение. Эти условия реализуются с помощью игровой деятельности, которая является ведущей для детей дошкольного возраста.

Коммуникативная компетентность дошкольников развивается одновременно со становлением разнообразной деятельности ребенка (познавательной, игровой, трудовой, продуктивной, творческой). Наибольшее значение в коммуникационной деятельности имеет именно игровая деятельность. Благодаря игровому процессу дети вступают в многочисленные контакты, и таким образом, они развивают свою речь и усваивают базовые нормы общения. Субъектная позиция ребенка и его высокая активность в свободном общении положительно влияют на формирование коммуникативной компетентности.

(Слайд 4) Для формирования коммуникативной компетенции используются различные коммуникативные игры, моделирование разных ситуаций общения, театрализованные игры, игры - драматизации, подвижные игры с использование диалога и другие специальные игры, направленные на развитие общения.

  1. ( Слайд 5) Индивидуальные упражнения, направлены на умение невербального выражения состояний и отношений.

Невербальный компонент общения важен в процессе взаимодействия педагога с ребенком с тяжелыми нарушениями речи, поскольку различные средства (жест, мимика, поза, взгляд) в начале коррекционной работы являются ведущим способом коммуникации. Они играют существенную роль и в регулировании взаимоотношений, установлении контактов, во многом определяют эмоциональную атмосферу и самочувствие, как взрослого, так и ребенка, служат для создания благоприятного эмоционального фона, способствуют включению в работу нарушенных психических функций.

( Слайд 6) Упражнения:

  • «Изобрази профессию».
  • «Вылепи скульптуру» - индивидуальные упражнения, направленные на восстановление и дальнейшее углубление контакта с собственным телом.
  • «Кто это?», игра, в которой дети обыгрывают в позах и движениях повадки животных, птиц, насекомых.
  • Закрепляя слова - действия с помощью жестов и движений, целесообразна игра «Что я делаю?». Дети имитируют приготовление пищи, глажение, пение, рисование, танец и др.

Ребенок учится по особенностям выразительных движений и жестов понимать определенные эмоциональные состояния окружающих, адекватно использовать невербальные способы общения для эффективного взаимодействия с людьми. Данные игры позволяют подойти к осмыслению самых разнообразных связей и отношений в окружающем мире. Они развивают воображение, способность действовать в различных вымышленных и реальных жизненных ситуациях.

  1. (Слайд 7) Работа в парах, способствующая чувствовать, понимать и принимать партнера в коммуникации.

Игры подбираются на основе предпочтений детей и направлены на формирование положительного эмоционального отношения к сверстнику, снятие эмоциональных барьеров общения. Дети ближе знакомятся друг с другом, формируется групповая сплоченность и способность сопереживать; развивается умение оказывать положительные знаки внимания сверстникам.

Примеры упражнений:

  • «Ладонь в ладонь» - дети становятся попарно, прижимая правую ладонь к левой ладони и левую ладонь к правой ладони друга. Соединенные таким образом, они должны передвигаться по комнате, обходя различные препятствия.
  • «Нос к носу» - дети свободно располагаются по комнате и двигаются в любом направлении. По команде, например, «Нос к носу» они становятся по парам и касаются друг друга носами. Команды могут быть разнообразными: «Ладошка к ладошке», «Коленка к коленке», « Ухо к уху» и т.д.
  1. (Слайд 8) Групповые упражнения для формирования навыков взаимодействия в коллективе через организацию совместной деятельности.
  • «Игра-приветствие с колокольчиком». Дети стоят или сидят в кругу. Взрослый подходит к одному из них. Звонит в колокольчик и говорит приветственные слова: «здравствуй, Саша, мой дружок!» после этого, Саша берёт колокольчик и идёт приветствовать другого ребёнка. Игра продолжается до тех пор, пока колокольчик не «пропоёт» приветствие каждому ребёнку.
  • «Я хочу с тобой подружиться». Из участников игры выбирается ведущий‚ который произносит слова: «Я хочу подружиться с...», а дальше описывает внешность одного из игроков. Тому, о ком говорят, нужно себя узнать, быстро подбежать к ведущему и пожать руку. Далее ведущим становится он.

Важным элементом целенаправленной деятельности коммуникативного характера являются импровизационные диалоги на бытовые темы, возникающие в процессе участия в играх «Магазин», «Дочки-матери», «Дорога домой».

(Слайд 9) Таким образом, интенсивная, систематическая и последовательная логопедическая работа позволяет скорректировать имеющиеся недостатки коммуникативных умений и навыков, максимально реализовать потенциальные возможности.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Особенности формирования начальной коммуникативной компетенции у детей с тяжелыми нарушениями речи в играх и игровых упражнениях Учитель-логопед Булыгина Л.С. МБДОУ №2 г. Оленегорск

Слайд 2

Коммуникативная компетентность детей дошкольного возраста — это владение конструктивными способами и средствами взаимодействия с окружающими людьми, «умение общаться и посредством общения успешно решать возникающие игровые, познавательные, бытовые и творческие задачи» (О. Н. Сомкова ).

Слайд 3

Условия коммуникативной компетентности дошкольников с речевыми нарушениями -социальная ситуация развития ребенка; -совместная деятельность; -обучение.

Слайд 4

Примеры игр на развитие коммуникативной компетенции 1. Индивидуальные упражнения , направленные на умение невербального выражения состояний и отношений . 2. Работа в парах , способствующая чувствовать, понимать и принимать партнера. 3. Групповые упражнения для формирования навыков взаимодействия в коллективе через организацию совместной деятельности.

Слайд 5

1. Индивидуальные упражнения , направленные на умение невербального выражения состояний и отношений . Игра «Угадай-ка», Игра «На что похоже настроение?» - педагог показывает настроение, а ребенок отгадывает его значение, затем ребенок демонстрирует настроение, а педагог отгадывает.

Слайд 6

Игра «Угадай, кто я?», в которой дети обыгрывают в позах и движениях повадки животных, птиц, насекомых.

Слайд 7

2. Работа в парах , способствующая чувствовать, понимать и принимать партнера. Упражнение «Нос к носу» - дети свободно располагаются по комнате и двигаются в любом направлении. По команде, например, «Нос к носу» они становятся по парам и касаются друг друга носами. Команды могут быть разнообразными: «Ладошка к ладошке», «Коленка к коленке», « Ухо к уху» и т.д.

Слайд 8

3. Групповые упражнения для формирования навыков взаимодействия в коллективе через организацию совместной деятельности . «Вспомни имена своих друзей» Играющий должен сделать пять шагов, называя при каждом шаге имена друзей — мальчиков или девочек. Игру можно усложнить: называть имена или только мальчиков, или только девочек. Выигрывает тот, кто смог без повторов назвать больше имен. «Заколдованная тропинка» Один из детей – ведущий. Он показывает остальным участникам, как пройти по тропинке через заколдованный лес. Дети должны в точности повторить его маршрут. Тот из детей, кто сбился с пути, превращается в ёлочку. Задача команды – спасти его, расколдовать. Для этого необходимо сказать ему что-то приятное, обнять, погладить.

Слайд 9

Список литературы . Арушанова А. Г. Речь и речевое общение детей: Книга для воспитателей детского сада . —— М.: Мозаика-Синтез, 1999. - с. 272 Дегтярева , Е.П. Формирование коммуникативных универсальных учебных действий у младших школьников на логопедических занятиях [Текст] / Е.П. Дегтярева // Логопед. – 2013. - №6. - С. 76-87. Панфилова, А.П. Теория и практика общения [Текст]: учебное пособие / А.П. Панфилова . – М.: Издательский центр Академия, 2007 – 288 Петровская , Л.A. Компетентность в общении. Социально-психологический тренинг [Текст] / Л.А. Петровская. - М.: Изд-во МГУ, 1989. - 216с. Смирнова Е.А. Формирование коммуникативной компетентности у детей дошкольного возраста//Воспитатель дошкольного общеобразовательного учреждения, № 1/2008. – М., 2008. С. 58-62 . Электронная библиотека pedlib.ru infourok.ru


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Особенности формирование слоговой структуры слова у детей с тяжелыми нарушениями речи (ОНР -1-3 уровня)».

Cтатья посвящена коррекции одного из наиболее стойкихнарушений речи - искажению слоговой структуры слова. Данное нарушение встречается как в устной речи дошкольников, имеющих рааазличную сречеву...

Особенности развития коммуникативных навыков у детей с тяжелыми нарушениями речи.

Несмотря на постоянный интерес исследователей к проблемам оптимизации работы по преодолению недоразвития речи, в настоящее время отсутствует целостное представление о закономерностях становления...

ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ СОЦИАЛЬНО-КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ У ДЕТЕЙ С ТЯЖЁЛЫМИ НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ

О приемах и методах работы с детьми по социально-коммуникативному развитию...

Особенности формирования социально- коммуникативных компетенций у детей с нарушениями речи в игре.

Особенности формирования социально- коммуникативных компетенций  у детей с нарушениями речи в игре....

«Особенности формирование слоговой структуры слова у детей с тяжелыми нарушениями речи (ОНР -1-3 уровня)».

laquo;Особенности формирование слоговой структуры слова у детей с тяжелыми нарушениями речи (ОНР -1-3 уровня)»....

Формирование коммуникативной компетентности у детей с тяжелыми нарушениями речи

В данной статье рассматриваются особенности организации работы учителя-логопеда по формированию коммуникативной компетенции у дошкольников с тяжелым недоразвитием речи. Для таких детей необходима прав...

ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ СЛОГОВОЙ СТРУКТУРЫ СЛОВА У ДЕТЕЙ С ТЯЖЕЛЫМИ НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ

С каждым годом увеличивается число детей, страдающих тяжелыми нарушениями речи. У большинства из них в той или иной степени присутствует нарушение слоговой структуры слова. Если это нарушение вовремя ...