Картотека игр и игровых упражнений для детей с тяжелыми нарушениями речи (ТНР) старшего дошкольного возраста
методическая разработка по психологии (старшая группа)

Нагорнова Наталья Николаевна

Игры и упражнения на снижение мышечного и эмоционального напряжения, развитие навыков волевой регуляции

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kartoteka_igr_i_igrovyh_uprazhneniy_dlya_detey.docx15.28 КБ

Предварительный просмотр:

Картотека игр и игровых упражнений для детей с тяжелыми нарушениями речи (ТНР) старшего дошкольного возраста

Игры и упражнения на снижение мышечного и эмоционального напряжения, развитие навыков волевой регуляции

Игра «Злые и добрые кошки»

Возраст: старший дошкольный возраст (5-7 лет)

Вид нарушений: ТНР (ОНР)

Название: «Злые и добрые кошки»

Цель: снижение психического напряжения, ослабление негативных эмоций, коррекция агрессивного поведения.

Оборудование: флажок белого и черного цвета.

Ход игры: педагог предлагает детям представить, как шипят злые кошки, какое у них при этом выражение мордочки, какие когти, затем, как выгладят добрые кошки, какие они при этом издают звуки, какие у них мягкие лапки. Объясняет правила игры: когда играет музыка, дети танцуют, как только музыка останавливается, педагог показывает флаг, в зависимости от цвета которого детям необходимо изобразить тех или иных кошек: черный флаг - злых кошек, белый флаг - добрых кошек.

 Вариант игры: Детям предлагается образовать большой круг, в центре которого, на полу, лежит физкультурный обруч. Это «волшебный круг», в котором будут совершаться «превращения». Ребенок входит внутрь обруча и по сигналу ведущего (хлопок в ладоши, звук колокольчика, кивок головой) превращается в злющую-презлющую кошку: шипит и царапается. При этом выходить из «волшебного круга» нельзя. Дети, стоящие вокруг обруча, хором повторяют вслед за ведущим: «Сильнее, сильнее, сильнее…», — и ребенок, изображающий кошку, делает все более и более «злые» движения. По повторному сигналу ведущего действие заканчивается, дети разбиваются по парам и опять по сигналу взрослого превращаются в злых кошек. Если не хватило пары, то в игре может участвовать и сам ведущий. Категорическое правило: не дотрагиваться друг до друга! Если оно нарушается, игра мгновенно останавливается, ведущий показывает пример возможных действий, после чего продолжает игру. По повторному сигналу «кошки» останавливаются и могут поменяться парами. На заключительном этапе игры ведущий предлагает «злым кошкам» стать добрыми и ласковыми. По сигналу дети «превращаются» в добрых кошек, которые ласкаются друг к другу.

Упражнение «Комплименты»

Возраст: старший дошкольный возраст (5-7 лет)

Вид нарушений: ТНР (ОНР)

Название: «Комплименты»

Цель: коррекция и развитие эмоциональной сферы психики, снятие психического напряжения, преодоление барьеров в общении, развитие способности видеть свои положительные стороны.

Оборудование: не требуется.

Ход игры:  дети берутся за руки и образуют круг. Глядя в глаза, дети по очереди говорят друг другу несколько добрых слов, за что-нибудь хвалят. Принимающий комплимент кивает головой: «Спасибо, мне очень приятно!» Затем он дарит комплимент своему соседу. Упражнение проводится по кругу.

Игра «Черепашки»

Возраст: дошкольный (3-7 лет)

Вид нарушений: ТНР (ОНР)

Название: «Черепашки»

Цель: развитие умения контролировать свои движения, слушать и понимать инструкцию взрослого, сдерживать эмоциональный порыв.

Оборудование: ограничительные линии или ковер на полу.

Ход игры: дети встают по одну сторону линии (или ковра), взрослый напротив них по другую сторону. По его команде дети должны двигаться к нему. Их задача – идти как можно медленнее. Побеждает тот, кто придет последним. Стоять на одном месте запрещается!

Рекомендации: систематическое проведение игры помогает детям научиться управлять скоростью движения, поведением.

Вариант игры: взрослый встает у стены помещения, остальные участники располагаются вдоль противоположной стены. По сигналу ведущего они начинают движение. Далее взрослый говорит: «Представьте себе, что все мы — черепахи. Я— большая черепаха, а вы — маленькие черепашки. Я пригласила вас в гости на день рождения. Я жду вас в гости. Но вот беда: праздничный торт еще не готов. По моей команде вы можете идти ко мне, нигде не останавливаясь. Помните: вы — черепахи и должны идти как можно медленнее, чтобы дойти только в тот момент, когда торт будет уже готов». Взрослый следит, чтобы никто не останавливался и не спешил. Через 2—3 минуты он дает новый сигнал, по которому все «замирают». Побеждает тот, кто оказался дальше всех от черепахи-именинницы. Игра может повторяться несколько раз. Затем ведущий обсуждает с группой в кругу, трудно ли им было двигаться медленно и что им помогло выполнить инструкцию.

Игра «Слепой автомобиль»

Возраст: старший дошкольный возраст (5-7 лет)

Вид нарушений: ТНР (ОНР)

Название: «Слепой автомобиль»

Цель: развитие умения контролировать свои действия, следовать инструкции, выполнять правила игры, способствовать установлению доверительных отношений между детьми.

Оборудование: не требуется.

Ход: взрослый предлагает разбиться на пары и встать друг за другом. Тот, кто впереди, — «автомобиль», тот, кто сзади, — «водитель». Стоящий впереди должен закрыть глаза, а «водитель» должен управлять всеми движениями «слепого автомобиля», употребляя определенные сигналы:

когда водитель нажимает пальцами на позвоночник партнера, тот должен ехать прямо;

когда водитель усиливает давление — это означает «быстрее»;

когда нажимает на левое плечо — «повернуть налево»;

когда нажимает на правое плечо — «повернуть направо»;

когда водитель кладет ладонь на затылок впереди стоящего, тот должен подать назад;

когда водитель убирает руку и вообще не трогает «автомобиль», — это означает «стоп».

Взрослый с помощью вопросов выясняет, насколько дети усвоили инструкцию. При необходимости еще раз ее повторяет.

Взрослый напоминает, что каждый водитель отвечает за безопасность своего «автомобиля», поэтому следует внимательно следить за другими «транспортными средствами» и избегать столкновений. После этого взрослый предлагает отправиться в путь. Игра длится 2 минуты, повторяется при смене ролей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Домашние задания по лексическим темам для детей с тяжелыми нарушениями речи в старшей группе компенсирующей направленности ДОУ

Домашние задания по лексическим темам для детей с тяжелыми  нарушениями речи (ОНР) в  старшей группе компенсирующей  направленности ДОУ....

Адаптированная основная образовательная программа дошкольного образования для детей с тяжелыми нарушениями речи Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения "Детский сад комбинированного вида №10 "Аленушка"

Адаптированная основная образовательная программа дошкольного образования для детей с тяжелыми нарушениями речи Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения "Детский сад комб...

Рабочая программа педагога-психолога для детей с тяжелыми нарушениями речи (младший и средний возраст)

Настоящая Рабочая программа разработана на основе:- Примерной образовательной программы дошкольного образования «ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ»/ Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой,...

Картотека игр и игровых упражнений для детей с тяжелыми нарушениями речи (ТНР) старшего дошкольного возраста

Картотека игр и игровых упражнений для детей с тяжелыми нарушениями речи (ТНР)...

Картотека игр и игровых упражнений для детей с тяжелыми нарушениями речи (ТНР) старшего дошкольного возраста

Картотека игр и игровых упражнений для детей с тяжелыми нарушениями речи (ТНР) старшего дошкольного возраста...

Конспект занятия по развитию грамматического строя речи детей с тяжелыми нарушениями речи в старшей группе Тема: «Фрукты»

Развитие грамматического строя речи у детей старшего дошкольного возраста с  тяжелыми нарушениями речи...