Картотека игр и игровых упражнений для детей с тяжелыми нарушениями речи (ТНР) старшего дошкольного возраста
статья по логопедии (старшая группа)

Черныш Вера Николаевна

Картотека игр и игровых упражнений для детей с тяжелыми нарушениями речи (ТНР) старшего дошкольного возраста

Скачать:


Предварительный просмотр:

Картотека игр и игровых упражнений для детей с тяжелыми нарушениями речи (ТНР) старшего дошкольного возраста

Игры и упражнения на снижение мышечного и эмоционального напряжения, развитие навыков волевой регуляции

Название: «Злые и добрые кошки»

Цель: снижение психического напряжения, ослабление негативных эмоций, коррекция агрессивного поведения.

Оборудование: флажок белого и черного цвета.

Ход игры (источник: Веракса А.Н., Гуторова М.Ф. Практический психолог в детском саду: Пособие для психологов и педагогов. – 2-е изд., испр. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2012. -144с., с.86) Педагог предлагает детям представить, как шипят злые кошки, какое у них при этом выражение мордочки, какие когти, затем, как выгладят добрые кошки, какие они при этом издают звуки, какие у них мягкие лапки. Объясняет правила игры: когда играет музыка, дети танцуют, как только музыка останавливается, педагог показывает флаг, в зависимости от цвета которого детям необходимо изобразить тех или иных кошек: черный флаг - злых кошек, белый флаг - добрых кошек.

Вариант игры (источник: http://doshkolnuk.com/igry-dlya): Детям предлагается образовать большой круг, в центре которого, на полу, лежит физкультурный обруч. Это «волшебный круг», в котором будут совершаться

«превращения». Ребенок входит внутрь обруча и по сигналу ведущего (хлопок в ладоши, звук колокольчика, кивок головой) превращается в злющую-презлющую кошку: шипит и царапается. При этом выходить из

«волшебного круга» нельзя. Дети, стоящие вокруг обруча, хором повторяют вслед за ведущим: «Сильнее, сильнее, сильнее…», — и ребенок, изображающий кошку, делает все более и более «злые» движения. По повторному сигналу ведущего действие заканчивается, дети разбиваются по парам и опять по сигналу взрослого превращаются в злых кошек. Если не хватило пары, то в игре может участвовать и сам ведущий. Категорическое правило: не дотрагиваться друг до друга! Если оно нарушается, игра мгновенно останавливается, ведущий показывает пример возможных действий, после чего продолжает игру. По повторному сигналу «кошки» останавливаются и могут поменяться парами. На заключительном этапе игры

ведущий предлагает «злым кошкам» стать добрыми и ласковыми. По сигналу дети «превращаются» в добрых кошек, которые ласкаются друг к другу.

Название: «Комплименты»

Цель: коррекция и развитие эмоциональной сферы психики, снятие психического напряжения, преодоление барьеров в общении, развитие способности видеть свои положительные стороны.

Оборудование: не требуется

Ход игры (источник: Веракса А.Н., Гуторова М.Ф. Практический психолог в детском саду: Пособие для психологов и педагогов. – 2-е изд., испр. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2012. - 144с., с.92): дети берутся за руки и образуют круг. Глядя в глаза, дети по очереди говорят друг другу несколько добрых слов, за что-нибудь хвалят. Принимающий комплимент кивает головой: «Спасибо, мне очень приятно!» Затем он дарит комплимент своему соседу. Упражнение проводится по кругу.

Название: «Черепашки»

Цель: развитие умения контролировать свои движения, слушать и понимать инструкцию взрослого, сдерживать эмоциональный порыв.

Оборудование: ограничительные линии или ковер на полу.

Ход игры (источник: Монина Г.Б., Гурин Ю.В. Игры для детей от трех до семи лет. – Спб: Речь; М.: Сфера, 2011- 256с., с.72): Дети встают по одну сторону линии (или ковра), взрослый напротив них по другую сторону. По его команде дети должны двигаться к нему. Их задача – идти как можно медленнее. Побеждает тот, кто придет последним. Стоять на одном месте запрещается! Рекомендации: систематическое проведение игры помогает детям научиться управлять скоростью движения, поведением.

Вариант игры (источник: http://doshkolnuk.com/igry-dlya)Взрослый встает у стены помещения, остальные участники располагаются вдоль противоположной стены. По сигналу ведущего они начинают движение. Далее взрослый говорит: «Представьте себе, что все мы — черепахи. Я— большая черепаха, а вы — маленькие черепашки. Я пригласила вас в гости на день рождения. Я жду вас в гости. Но вот беда: праздничный торт еще не готов. По моей команде вы можете идти ко мне, нигде не останавливаясь. Помните: вы — черепахи и должны идти как можно медленнее, чтобы дойти только в тот момент, когда торт будет уже готов». Взрослый следит, чтобы никто не останавливался и не спешил. Через 2—3 минуты он дает новый сигнал, по которому все «замирают». Побеждает тот, кто оказался дальше всех от черепахи-именинницы. Игра может повторяться несколько раз. Затем ведущий обсуждает с группой в кругу, трудно ли им было двигаться медленно и что им помогло выполнить инструкцию.

Название: «Слепой автомобиль»

Цель: развитие умения контролировать свои действия, следовать инструкции, выполнять правила игры, способствовать установлению доверительных отношений между детьми.

Оборудование: не требуется.

Ход (источник: http://doshkolnuk.com/igry-dlya)Взрослый предлагает разбиться на пары и встать друг за другом. Тот, кто впереди, —

«автомобиль», тот, кто сзади, — «водитель». Стоящий впереди должен закрыть глаза, а «водитель» должен управлять всеми движениями «слепого автомобиля», употребляя определенные сигналы:

когда водитель нажимает пальцами на позвоночник партнера, тот должен ехать прямо;

когда водитель усиливает давление — это означает «быстрее»; когда нажимает на левое плечо — «повернуть налево»;

когда нажимает на правое плечо — «повернуть направо»;

когда водитель кладет ладонь на затылок впереди стоящего, тот должен подать назад;

когда водитель убирает руку и вообще не трогает «автомобиль», — это означает «стоп».

Взрослый с помощью вопросов выясняет, насколько дети усвоили инструкцию. При необходимости еще раз ее повторяет.

Взрослый напоминает, что каждый водитель отвечает за безопасность своего «автомобиля», поэтому следует внимательно следить за другими

«транспортными средствами» и избегать столкновений. После этого взрослый предлагает отправиться в путь. Игра длится 2 минуты, повторяется при смене ролей.

Название: «Кто у кого?»

Цель: употребление родительного падежа существительных единственного и множественного числа

Оборудование: Карточки с животными и детенышами

Ход игры: Взрослый предлагает детям помочь животными. Необходимо найти малышей, которые потерялись. Дети работают парами. Один ребенок берет карточку животного, второй ищет детеныша. Дети должны назвать животное и его детеныша (детенышей).

У кошки – котенок, котята

У собаки – щенок, щенята

У свиньи – поросенок, поросята У коровы – теленок, телята

У лошади - жеребенок, жеребята У овцы – ягненок, ягнята

У тигра – тигренок, тигрята У лисы – лисенок, лисята

У козы – козленок, козлята

У медведя – медвежонок, медвежата У волка – волчонок, волчата

У зайца – зайчонок, зайчата У ежа – ежонок, ежата

У льва - львенок, львята

У лягушки – лягушонок, лягушата

Источник: сайт        rita.netnado.ru        Картотека        речевых        игр        для        детей дошкольного возраста

Название: «Назови семью»

Цель:   формирование    логического    мышления    и    фразовой    речи.

Образование новых слов от разных основ

Оборудование: Карточки с изображением животных

Ход игры: Взрослый предлагает детям помочь животными. Необходимо собрать семью животных, которые все перепутались. Ребёнок выстраивает животных одной семьи в ряд и рассказывает про них.

Папа – медведь, мама – медведица, сын – медвежонок; Папа – волк, мама – волчица, сын – волчонок;

Папа – тигр, мама – тигрица, сын – тигренок; Еж – ежиха – ежонок;

Лис – лиса – лисенок;

Заяц – зайчиха – зайчонок; Слон – слониха – слоненок; Конь – лошадь – жеребенок Петух – курица - цыпленок Кабан – свинья – поросенок

Источник: сайт        rita.netnado.ru        Картотека        речевых        игр        для        детей дошкольного возраста

Название: «Кто, где живет?»

Цель: закрепление формы предложного падежа существительных

Оборудование: Карточки с изображением жилищ животных, птиц, рыб, насекомых.

Ход игры: Взрослый предлагает детям помочь животными. Необходимо найти им дом, ведь они заблудились. Дети работают парами. Один ребенок берет карточку животного, второй ищет его жилище. Дети должны назвать животное и его жилище.

Лиса живет в норе.

Медведь зимует в …берлоге. Волк живет в … логове.

Белка живет в …дупле. Муравей – в муравейнике. Птица – в гнезде.

Акула – в море.

Собака - в конуре.

Курица - в курятнике. Конь – в конюшне.

Пчелы – в улье.

Щука – в реке.

Источник:        сайт rita.netnado.ru        Картотека речевых игр для детей дошкольного возраста

Название: «Кто, чем питается?»

Цель: закрепление формы винительного падежа существительных

Оборудование: Восьмигранное колесо с нарисованной на нем едой (сделано из картонной коробки, обклеено с двух сторон цветной бумагой, а затем скотчем); на альбомном листе нарисованы и вырезаны изображения животных и птиц, с двух сторон обклеены скотчем

Ход   игры:        В центр стола кладется колесо-восьмигранник с нарисованной на нем едой. Детям раздаются фишки с изображением того или иного животного (птицы). Затем задаются вопросы: Что ест корова? Что ест медведь? и так далее. Можно предложить другой вариант вопросов: Кто любит грызть косточку? Кто грызет орешки? Кто клюет зернышки? А кто любит есть рыбку? Дети раскладывают фишки согласно заданию взрослого. И проговаривают полным ответом предложения. Если играет один ребенок, перед ним раскладываются все фишки и даются аналогичные задания.

Источник: сайт http://www.maam.ru

Артикуляционная гимнастика.

Недостатки произнесения звуков тянут за собой и прочие проблемы, например, замедляется развитие многих психологических функций, появляются коммуникативные сложности. Ребёнок с речевыми расстройствами довольно часто с трудом овладевает письменной речью и чтением. Вот почему воспитывать чистое выговаривание звуков необходимо,

и одним из эффективных инструментов считается артикуляционная гимнастика.

Может проводиться как с детьми с речевой патологией, так и с нормально развивающимися дошкольниками для профилактики нарушений звукопроизношения. Общая артикуляционная гимнастика помогает подготовить артикуляционный аппарат ребенка к постановке трудных звуков русского языка. Подобные тренировки готовят голосовой аппарат к верному звукопроизношению и избавляют малышей от уже имеющихся патологий.

Название: артикуляционная гимнастика

Артикуляционная гимнастика - это совокупность специальных упражнений, направленных на укрепление мышц артикуляционного аппарата, развитие силы, подвижности и дифференцированности движений органов, участвующих в речевом процессе.

Цель артикуляционной гимнастики – выработка полноценных движений и определенных положений органов артикуляционного аппарата, умение объединить простые движения в сложные, необходимые для правильного произнесения звуков. Выполняется в течение дня 3-5 раз: утром перед завтраком после зарядки, перед обедом, после сна и в другие режимные моменты.

Рекомендации по проведению: артикуляционную гимнастику нужно проводить регулярно, поскольку лишь систематические тренировки приведут к устойчивому и видимому эффекту. Результативность упражнений зависит от соблюдения взрослыми нескольких важных условий:

сначала необходимо рассказать ребенку о предстоящих упражнениях, затем продемонстрировать правильное выполнение, а уже потом непосредственно приступать к отработке;

перед ребенком ставится зеркало, чтобы он смог наблюдать за позицией своего языка;

тренировку нужно проводить сидя, у детей прямая спина, тело расслаблено;

ребёнок должен выдерживать правильную позицию языка и губ на протяжении установленного времени (обычно на счёт от 5 до 15);

принуждением взрослые ничего не добьются, тренировка проводится с максимальной эмоциональностью, в игровой форме;

важно        отслеживать        точность        и        плавность        выполнения        каждого отдельного упражнения.

Артикуляционная гимнастика не должна превратиться для ребёнка в ежедневную пытку, поэтому проводить её следует максимально эмоционально, в развлекательной форме. Обязательно повторяйте и закрепляйте ранее пройденные упражнения, следуя важному правилу – из вновь вводимых игр лишь одна должна быть новой. Артикуляцию можно считать усвоенной, если малыш произносит звук без ошибок, автоматически, то есть не нужен контроль взрослых.

В начале учебного года упражнения артикуляционной гимнастики выполняются с использованием зеркала для того, чтобы ребенок запомнил

правильное положение органов артикуляции. При выполнении упражнений можно использовать картинки-символы этих упражнений, используя следующее наглядно-дидактическое пособие: Нищева Н.В. Веселая артикуляционная гимнастика – Спб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО- ПРЕСС», 2013 (2 книги: артик.гим-ка 1 и артик.гим-ка 2). В середине года при правильной постановке органов артикуляции при выполнении упражнений зеркало можно убрать, а в конце года, используя метод наглядного моделирования, использовать картинки-символы упражнений без зеркала в игровой форме: дети вытаскивают картинку и выполняют знакомое упражнение, другие могут отгадывать, какое это упражнение.

Комплекс упражнений для шипящих звуков (Ч, Щ, Ж, Ш)

Чтобы        эти        звуки        произносились        чётко        и        правильно,        необходима достаточно тонкая работа язычка и губ:

язык приподнимается к твёрдому нёбу, образуя с ним небольшую расщелину;

боковины язычка прижимаются к верхним молярам (коренные зубы);

губы вытягиваются, немного округлены;

тёплый поток воздуха направляется посередине язычка.

Помочь отработке этих положений артикуляционного аппарата могут следующие упражнения:

«Забор». Ребёнок улыбается, показывает зубки, удерживает улыбку, пока взрослый  считает до 10.

«Трубочка». Ребёнок смыкает губки и вытягивает их вперёд трубкой, удерживая под счёт до 5-10.

«Забор-трубочка». Предыдущие упражнения чередуются, каждое из них выполняется под счёт до 10.

«Наказываем непослушный язычок». Ребёнок приоткрывает рот, кладёт язычок на нижнюю губку и, пришлёпывая его, произносит слог пя-пя. Потом нужно расслабить язык и держать его в такой позиции, приоткрыв рот, на счёт от 5 до 10.

«Лопатка». Ребенок улыбается, приоткрывает рот, кладёт краешек язычка на нижнюю губку. Удерживать такое положение нужно, пока взрослый не досчитает до 10.

«Конфетка». Ребёнок кладёт кончик язычка на губу. Взрослый, в свою очередь, помещает на язык небольшой ломтик ириски. Задача ребенка – прикрепить конфету к участку нёба, расположенному непосредственно за верхними зубками.

«Гриб». Ребёнок улыбается, показывает зубки, немного приоткрывает рот и, «присосав» язычок к верхнему нёбу, полностью открывает ротовую полость. При этом язычок напоминает грибную шляпу, а уздечка – его ножку.

«Игра в мяч». Ребенок   улыбается, кладёт передний краешек язычка на нижнюю губу, произносит «ф-ф-ф-ф-ф», сдувая небольшой кусочек ваты с места.

«Сладкое варенье». Ребенок немного приоткрывает рот и краешком язычка облизывает верхнюю губу. При этом язык двигается не вправо-влево, а вверх-вниз.

«Гармонь».   Ребёнок    улыбается,    чуточку    приоткрывает    рот,

«приклеивает» язычок к нёбу и пробует закрывать и приоткрывать рот. Связка при этом растягивается, словно гармошка.

«Сдувание». Ребёнок улыбается с открытым ртом, кладёт язычок на верхнюю губу следующим образом: его боковины прижимаются к губе, а середина образует своеобразный жёлоб. Воздушным потоком, идущим по желобку, нужно сдуть кусочек ватки, который предварительно кладут на нос.

Комплекс упражнений для свистящих звуков (С, Сь, З, Зь, Ц)

Произнесение этих звуков требует от ребятишек координированных движений всех частей голосового аппарата:

губы растягиваются в улыбке;

нижняя челюсть немного опускается, чтобы образовался заборчик с щёлочкой;

краешек языка располагается за передними нижними зубами;

холодный воздух с силой продвигается по средней части языка.

Артикуляционная гимнастика для тренировки свистящих звуков во многом повторяет упражнения из предыдущего комплекса:

Выполняйте        упражнения       «Забор»,        «Трубка»,        «Забор-трубка»,

«Лопатка», «Наказываем непослушный язычок», «Игра в мяч» так, как описано выше.

«Чистим зубы». Ребёнок улыбается, немного приоткрывая рот и краешком язычка «чистит» нижние зубки, двигаясь язычком справа налево и снизу-вверх.

«Лошадка». Ребёнок присасывает язык к нёбу и цокает в замедленном темпе, громко, одновременно растягивая уздечку.

«Сердитая кошка». Ребенок улыбается, приоткрывая рот, краешек языка упирает в нижние зубы и одновременно выдвигает язычковую спинку вперёд, затем её опускает, не отрывая краешек язычка от зубов.

«Загоняем мячик в ворота». Ребёнок вытягивает губки трубкой и дует на кусочек ваты, стараясь загнать его в «ворота» (это могут быть кубики).

«Ворота» по мере выполнения упражнения нужно отодвигать. Взрослый должен следить, чтобы ребенок не надувал щёки!

Комплекс упражнений для звуков Р, Рь

Правильному произношению        этих        звуков        способствует        слаженная работа всех участков и мышц язычка:

краешек        приподнят        к        языковым        лункам,       напряжён        и        слегка вибрирует;

его середина приспущена;

боковые стороны прижимаются к верхним коренным зубкам.

Чтобы выработать точные движения, предложите ребёнку выполнить следующие несложные упражнения:

Повторяйте   упражнения    «Забор»,    «Трубка»,    «Забор-трубка»,

«Лопатка», «Наказываем непослушный язычок», «Сладкое варенье», «Гриб»,

«Гармонь», «Чистим зубы», «Лошадка» по описанной выше схеме.

«Маляр». Ребёнок улыбается, открывает рот и «гладит» краешком язычка твёрдое нёбо, двигая им вперёд-назад.

«Барабанщик». Ребенок улыбается, показывает зубки и стучит краешком язычка за верхними зубами: «д-д-д-д-д». Сперва звуки произносятся в замедленном темпе, затем язык должен работать быстрее.

«Индюшонок». Ребёнок с приоткрытым ртом кладёт краешек язычка на верхнюю губу и поглаживает её из стороны в сторону, постепенно ускоряясь. Должен раздаться характерный звук, похожий на тот, как болбочат индюки.

«Автоматчик». Ребёнок закрывает рот, напряжённым краешком язычка стучит в верхние зубы, при этом следует произносить «т-т-т-т-т», постепенно ускоряя тем.

Комплекс упражнений для звуков Л, Ль

Для произношения этих звуков необходима правильная работа всех отделов артикуляционного аппарата: - губы улыбаются; - зубки смыкаются;

краешек язычка приподнимается до упора в верхние зубы, спинка прогибается, а корешок немного поднят;

из-за сомкнутых голосовых связок воздушный поток слабый, идёт лишь по боковым сторонам языка.

Чёткому произнесению звуков Л, Ль способствуют следующие упражнения, которые во многом совпадают с заданиями предыдущих артикуляционных комплексов:

Повторите с ребёнком такие упражнения, как «Забор», «Трубка»,

«Забор-трубка», «Лопатка», «Наказываем непослушный язычок», «Сладкое варенье», «Чистим зубы», «Лошадка» по описанному выше алгоритму.

«Пароходик». Ребёнок улыбается, зажимает краешек язычка между зубами, произносит протяжно «ы-ы-ы», однако слышится в этот момент «л».

«Тихое щёлканье». Ребенок улыбается, приоткрывает рот и щёлкает краешком язычка за верхними зубками. Только делать это нужно практически беззвучно.

«Часы». Ребёнок улыбается, показывает зубы, высовывает язычок и поворачивает его вправо, удерживая под счёт до 5, потом поворачивает в левую сторону. Взрослый в этот момент может произносить «тик-так».

«Качели». Ребенок улыбается, открывает рот, кладёт язычок за нижние зубки и удерживается до 5, потом поднимает язычок кверху и также держится до 5. Затем положение язычка меняется на счёт 2.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Домашние задания по лексическим темам для детей с тяжелыми нарушениями речи в старшей группе компенсирующей направленности ДОУ

Домашние задания по лексическим темам для детей с тяжелыми  нарушениями речи (ОНР) в  старшей группе компенсирующей  направленности ДОУ....

Адаптированная основная образовательная программа дошкольного образования для детей с тяжелыми нарушениями речи Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения "Детский сад комбинированного вида №10 "Аленушка"

Адаптированная основная образовательная программа дошкольного образования для детей с тяжелыми нарушениями речи Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения "Детский сад комб...

Рабочая программа педагога-психолога для детей с тяжелыми нарушениями речи (младший и средний возраст)

Настоящая Рабочая программа разработана на основе:- Примерной образовательной программы дошкольного образования «ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ»/ Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой,...

Картотека игр и игровых упражнений для детей с тяжелыми нарушениями речи (ТНР) старшего дошкольного возраста

Картотека игр и игровых упражнений для детей с тяжелыми нарушениями речи (ТНР)...

Картотека игр и игровых упражнений для детей с тяжелыми нарушениями речи (ТНР) старшего дошкольного возраста

Игры и упражнения на снижение мышечного и эмоционального напряжения, развитие навыков волевой регуляции...

Конспект занятия по развитию грамматического строя речи детей с тяжелыми нарушениями речи в старшей группе Тема: «Фрукты»

Развитие грамматического строя речи у детей старшего дошкольного возраста с  тяжелыми нарушениями речи...