Игровые упражнения для развития артикуляционного аппарата у детей с тяжелым нарушением речи с элементами биоэнергопластики.
материал по логопедии
Игровые упражнения для развития речи с элементами биэнергопластики (Из опыта работы).
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
na_seminar.docx | 17.6 КБ |
Предварительный просмотр:
«Игровые упражнения для развития речи у детей с тяжелым нарушением речи с элементами биоэнергопластики».
(Киппер Т.И. учитель-логопед.)
Сегодня я хочу вам представить свое авторское пособие «Игровые упражнения для детей с тяжелым нарушением речи». В данном пособии разработаны игровые упражнения на развитие артикуляционного аппарата, для закрепление поставленных звуков, на развитие мелкой и общей моторики, мимики, формирование и обогащение словаря, а также на общее расслабление и отдых во время занятий. Речевой материал в данном пособии апробирован мною и моими коллегами не один год. Дети охотно выполняют данные речевые потешки, упражнения в игровой форме, знают их и рассказывают по памяти. Данный игровой материал опробирован логопедами и воспитателями ДОУ.
Для достижения лучших результатов в работе, чтобы процесс был более занимательным, результативным я обратилась к инновационному методу артикуляционной биоэнергопластике. В данное пособие я добавила приложение с применением элементов биоэнергопластики. Биоэнергопластика включает в себя три базовых понятия: БИО- человек как биологический объект. ЭНЕРГИЯ- сила, необходимая для выполнения определенных действий. ПЛАСТИКА- плавные движения тела, рук. Движения тела, совместные движения руки и артикуляционного аппарата оказывает чрезвычайно благотворное влияние на активизацию интеллектуальной деятельности детей, развивает координацию движений и мелкую моторику. Работа по развитию мелкой моторики помогает убрать напряжение не только с кистей рук, но и с губ, а также эффективно снижают умственную усталость ребенка. Они способны улучшить произношение не только отдельных, изолированных звуков, но и правильно формировать речевую активность ребенка». Биоэнергопластика — суть данного нетрадиционного метода заключается в том, что помимо традиционной в логопедии артикуляционной гимнастики добавляются содружественные и разнообразные движения пальцев рук. Строить коррекционную работу с применением элементов биоэнергопластики с детьми с тяжелыми нарушениями речи надо начинать, предварительно изучив особенности состояния нервной системы ребенка, индивидуальные возможности. Внедрение игр и упражнений по биоэнергопластике вводить поэтапно. Из практики убедилась …детям нравиться выполнять содружественные движения язычка, рук, тела.
Внедрение системы игр и игровых упражнений по биоэнергопластики провожу
в несколько этапов.
1 этап- провожу диагностику. Исследую состояние артикуляционной, общей, мелкой моторики, а также индивидуальные особенности ребенка.
2 этап- Знакомлю детей с артикуляционными упражнениями по традиционной методике. Упражнения выполняем перед зеркалом, логопед сопровождает гимнастику движениями ведущей руки. Рука ребенка в выполнения движений пока не вовлекается.
3этап-В данном этапе ведущая роль отводится игре. На данном этапе главное положительный настрой с использованием игровых, сказочных персонажей. Логопед показывает артикуляционное упражнение, сопровождая его движением ведущей руки. Ребенок учится выполнять одновременно артикуляционные упражнения и движения кистью одной руки. Постепенно подключается вторая рука. Таким образом, ребенок выполняет артикуляционное упражнение и удерживает позу кистью одной руки. Постепенно подключается вторая рука. Необходимо следить за качеством и ритмичным выполнение упражнений. Логопед вместе с ребенком продолжает давать четкий образец движения.
4 этап- К этому времени дети осваивают артикуляционные упражнения и синхронные движения руками. На данном этапе также использую стихи, потешки, сказки и персонажи. Артикуляционные упражнения сначала выполняются перед зеркалом. Когда дети ощущают положения органов артикуляции, дифференцируют положения губ, языка, челюсти, можно выполнять без зрительной опоры(зеркала).
При работе с применением биоэнергопластики надо учитывать некоторые особенности:
- Учитывать индивидуальные особенности детей.
- Подключать руки ребенка только при полном освоении артикуляционного упражнения и выполнении его без ошибок.
-Движения кисти руки должны стать раскрепощенными, плавными.
-Соблюдать последовательность выполнения упражнений с усложнением и ускорением темпа.
-С целью повышения заинтересованности ребенка в таких упражнениях применяются персонажи сказок, животные, птицы. например: Лисичка, лисичка, солнышко смотрела (тянем язычок вверх и одновременно кисть рук поднимаем вверх.)
На занятиях артикуляционное упражнение подбираю соответственное движение руки и кисти. Объясняю каждому ребенку, что его ладонь и язычок должны работать одновременно, плавно.
Важно не то, что делает ребенок, а то, как он это сделает!
Благодаря синхронизации речевой и мелкой моторики сокращается время занятий, повышается их результативность. Такой подход в логопедической работе позволяет достаточно быстро и эффективно переходить от зрительного контроля выполненных действий к их осуществлению только на основе кинестетических ощущений. После того, как я начала использовать биоэнергопластику в своей работе, заметила, что дети стали более активно, с большим интересом выполнять артикуляционную гимнастику. Этот метод очень стимулирует детей к выполнению задания. Применение биоэнергопластики в логопедической работе оказывает благотворное влияние на речевое развитие детей. Я очень рада, что открыла для себя эту методику, в свой авторский речевой материал, а именно: артикуляционные упражнения, стихи для постановки и закрепления звуков буду проводить с элементами биоэнергопластики.
Вывод: Работа с применением элементов биоэнергопластики способствуют привлечению интереса детей к занятию. Позволяет достичь положительных результатов в развитии артикуляционной и пальчиковой моторики. Облегчает постановку звуков, введение звуков в речь. Биоэнергопластика-это фундамент развития артикуляционного аппарата и мелкой моторики.
(Обыграть практически игровые упражнения.)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект НОД по развитию мелкой моторики детей с тяжелыми нарушениями речи «Дикие животные наших лесов»
Занятие по развитию мелкой моторики для детей с тяжелыми нарушениями речи...
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА КАК ФАКТОР РАЗВИТИЯ РЕЧЕВОЙ АКТИВНОСТИ ДЕТЕЙ С ТЯЖЕЛЫМИ НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ
Развитие речи детей является одним из важнейших направлений дошкольного образования. Растет количество детей, развитие речи которых затруднено уже в раннем возрасте. Успех ранней коррекции речевого не...
Семинар - практикум «Развитие артикуляционной моторики у детей с нарушением речи с элементами биоэнергопластики»
quot;Чем больше уверенности в движении детской руки, тем ярче речь ребенка, чем больше мастерства в детской руке, тем ребенок умнее!" В.А. Сухомлинский...
Развитие сенсорно-перцептивных функций , как эффективное средство в развитии и обучении детей с тяжелыми нарушениями речи
Статья раскрывает возможности развития детей с тяжелыми нарушениями речи в условиях сенсорной комнаты...
ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ - НА ОСНОВЕ СОДЕРЖАНИЯ СКАЗКИ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ И РАЗВИТИЯ КОММУНИКАТИВНЫХ НАВЫКОВ ДЕТЕЙ С ТЯЖЕЛЫМИ НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ
Одной из актуальных и приоритетных форм в реализации междисциплинарного взаимодействия педагогов в дошкольном образовании выступает проектная деятельность. В основе проектной деятельности лежит...
Социально-коммуникативное развитие в группе детей с тяжелым нарушением речи по теме: «Дружба начинается с улыбки».
Цель: Формирование социального опыта детей ОВЗ, через коммуникативные игры и упражнения.Задачи: Образовательные: - расширять представления детей о дружбе и вежливости; - совершенствоват...
Консультация наставника «РАЗВИТИЕ ПСИХОМОТОРИКИ У ДЕТЕЙ С ТЯЖЕЛЫМИ НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ ПО ЛЕКСИЧЕСКИМ ТЕМАМ»
Консультация наставника «РАЗВИТИЕ ПСИХОМОТОРИКИ У ДЕТЕЙ С ТЯЖЕЛЫМИ НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ ПО ЛЕКСИЧЕСКИМ ТЕМАМ»...