Методические рекомендации Моделирование игровых ситуаций (старший дошкольный возраст).
учебно-методический материал

Попова Марина Евгеньевна

Методические рекомендации

Моделирование игровых ситуаций (старший дошкольный возраст).

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл modelirovanie_situatsiy1.docx18.87 КБ

Предварительный просмотр:

МДОУ «Детский сад №109»

Методические рекомендации

Моделирование игровых ситуаций (старший дошкольный возраст).

Старший воспитатель: Попова М.Е.

На наш взгляд, сначала детям лучше предлагать для обсуждения и дальнейшего обыгрывания стереотипные ситуации, закрепленные в бытовой культуре как известные обряды или традиции, например, празднование дня рождения или встречу Нового года, празднование новоселья или свадьбы. Именно бытовые, традиционные события, наблюдаемые детьми с раннего возраста, имеют опору на их собственный опыт и дают наиболее богатую пищу для воображения. Например, всеми любимый праздник, Новый год.

Известно, что в современной традиции новогодний праздник не обходится без нарядной елки, хороводов вокруг нее, прихода Деда Мороза (со Снегурочкой) и, конечно, без подарков и поздравлений.
Подставляя в эту схему разных персонажей, представим, например, как и с кем Баба Яга (Три поросенка, Чиполлино, Серый Волк и др.) празднуют Новогодний праздник, каким образом они нарядили елку (можно устроить целую выставку сказочных новогодних елок), какие водят вокруг елки хороводы, как и кого они поздравляют, что желают на Новый год, о чем мечтают, какие дарят и какие получают подарки (см. табл.).

№п/п

Персонаж

(встречающий НГ)

Гости

Убранство елки

Поздравления (от кого кому)

Игры, хороводы

Подарки

Незваный гость

Счастливый конец

1.

Снежная Королева

2.

Незнайка

3.

Золушка

4.

Баба - Яга

Педагог вместе с детьми определяет, кто и где встречает Новый год (космонавты — на орбитальной станции, моряки — на подводной лодке, альпинисты — на вершине горы, пассажиры — в поезде, опаздывающем прибыть по расписанию и т. д.) .Затем взрослый задает детям вопросы (можно по таблице), и таким образом выстраивается драматургическая линия игры.
Действительно, как же космонавты встречают Новый год на орбитальной станции? Какая у них елка? Каков праздничный стол? Вы об этом знаете? Если нет, то напишите кому-нибудь из космонавтов и попросите их об этом рассказать.
Можно придумать различные игровые ситуации, меняя место
встречи Нового года. Например, на Северном полюсе, в Африке, Антарктиде и т. д. Новая ситуация повлечет за собой и другие изменения. Так, например, встреча Нового года в Африке потребует обдумывания, кто там живет, растут ли там ели и т. д., и таким образом создается целая сцена.
Например:
Африка, Африка!
Солнце светит ярко.
Дед Морозу в Африке
Будет очень жарко.

Снега вовсе нет у нас.

Вместо елки — ананас...
Как же будем в Новый год
Мы водить здесь хоровод?

В самом деле, кем или чем заменить елку? Дети могут придумать разные варианты: пальмой, ананасом, Жирафом (поскольку он высокий). Жирафа можно украсить как елку блестящей мишурой и затем водить вокруг него хоровод, например:

У всех Новый год —
И у нас Новый год.
Заведем вокруг Жирафа
Хоровод, хоровод.
Он добрый у нас,
Он веселый у нас,
Вместо елочки зеленой
Сам пошел с нами в пляс.

Конечно, подобные сцены вызывают у детей смех, желание пошутить. При этом важна сама атмосфера сочинительства, развивающая у ребенка чувство юмора, фантазию и воображение.
А какова же воспитательная «сверхзадача»? Задумаемся о самом новогоднем празднике, о его смысле.
Новый год, пожалуй, самый любимый всеми праздник, самый волшебный. Он связан со временем, а время — одна из самых непостижимых, особенно для ребенка, ипостасей бытия. Каждому хотелось бы узнать, что ждет его в новом году (недаром в старину в это время проводились гадания). С этим праздником связаны мечты об изменениях к лучшему. Традиционные новогодние поздравления и пожелании — это как бы «программирование» своих устремлений и надежд.
А о чем мечтают дети? Что они хотят пожелать себе и своим близким? Вот еще одно поле для исследования и размышления, и данная модель позволяет акцентировать внимание именно на осознании ребенком своей мечты, позволяет воспитывать у детей положительные идеалы, а не только ориентацию на получение подарков от Деда Мороза.
Итак, вот какими, например, могут быть творческие задания для детей.
1.    Придумать и рассказать (нарисовать), как разные сказочные герои встречают Новый год (для старших дошкольников).
2.    Изготовить поздравительные открытки, придумать, как их подписать от лица разных персонажей.
3.    Изготовить новогодние подарки для сказочных персонажей.
4.    Изготовить елочные украшения и украсить ими елочки, вокруг которых разные сказочные герои будут веселиться. Можно затем устроить выставку таких новогодних елочек.
5.    Придумать, о чем беседуют елочные игрушки на елке (о чем они могли бы нам рассказать?).
6.    Подобрать песни, игры и пляски (или сочинить их вместе с детьми) для разных сказочных персонажей, встречающих Новый год.
7.    Придумать, какой подарок можно подарить самому Деду Морозу? (Эта идея может быть стержнем сценария новогоднего праздника).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические указания для детей старшего дошкольного возраста

В подготовительной к школе группе воспитатель продолжает следить за тем, чтобы бег у детей был естественным, лёгким, ритмичным, с хорошей осанкой, непринуждённым положением рук, головы, туловища. Для ...

Методическая разработка сценария спектакля (старший дошкольный возраст) по теме: Спектакль «Весенняя ярмарка»

Спектакль «Весенняя ярмарка»  приурочивается ко «Дню театра» - 27 марта.Мероприятие задумано для ознакомления детей с культурными традициями и обычаями других народов как эффективное средство вос...

Методическая разработка для детей старшего дошкольного возраста "В гостях у сказки".

В методической рекомендации показано как в интересной, увлекательной, игровой форме можно познакомить детей старшего дошкольного возраста с элементарными математическими представлениями....

Методическая разработка для детей старшего дошкольного возраста ТЕМА: «Наш любимый городок «Нефтяники»

Методическая разработка, направленная на развитие у детей умения составлять рассказы с  использованием регионального компанента....

Методическая разработка для детей старшего дошкольного возраста. Кроссворд "Природные явления".

Кроссворд "Природные явления" помогает детям старшего дошкольного возраста знакомиться с окружающим миром....

Методическая разработка для детей старшего дошкольного возраста. Кроссворд "Сказочные герои".

Решая кроссворд, дети старшего дошкольного возраста ещё раз соприкасаются с прекрасным миром сказок....

Методическое пособие для детей старшего дошкольного возраста по патриотическому воспитанию "Символы победы"(Разработано в соответствии ФГОС)

Пособие «Символы Победы» предназначено: Для воспитателей детских садов, студентов, педагогов дополнительного образования, а так же всем тем, кто интересуется вопросами патриотического воспитания детей...