ОБЗОРНАЯ ЭКСКУРСИЯ В МУЗЕЙ «НАРОДНОЕ ТВОРЧЕСТВО»
проект (старшая, подготовительная группа)

Курдюмова Ирина Александровна

 

ОБЗОРНАЯ   ЭКСКУРСИЯ В МУЗЕЙ «НАРОДНОЕ ТВОРЧЕСТВО»

группы «Теремок» ГБДОУ № 65 Приморского района Санкт-Петербурга

                                                                                       

                                                                                        Автор - разработчик: Курдюмова И.А.

                                

                                         ВАРИАНТ ОБЗОРНОЙ ЭКСКУРСИИ

   

Обзорная экскурсия   проводится   в костюме- русском сарафане, голова украшена ленточкой или кокошником.

Цель экскурсии: Знакомство   детей с народными промыслами: Дымковская игрушка, Хохлома, Гжель, Филимоновская игрушка.

Задачи экскурсии: Расширять знания детей о народных промыслах России, познакомить с музейными экспонатами, изделиями народно- декоративного творчества (Гжель, Хохлома, Дымка, Филимоновская игрушка.), с их характерными особенностями.

Развивать интерес к истории нашей страны, желание узнать новое через посещение музеев. Развивать навык общения со сверстниками и со взрослыми. Воспитывать музейную культуру средствами   экскурсионной   работы. Воспитывать бережное   отношение к культурным традициям нашей страны, интерес к народным промыслам России.

Предварительная работа: Отправить приглашение посетить музей «Народное  творчество» группе детей детского сада.

                                                                   

ХОД   ЭКСКУРСИИ

Здравствуйте, дорогие   ребята! вы сегодня получили приглашение посетить мини- музей «Народное творчество». А вы знаете, что такое народное творчество, народные промыслы? Я надеюсь, сто посетив наш музей, вы сможете ответить на эти вопросы.

Давайте. ребята, посмотрим нашу первую экспозицию «ЗОЛОТАЯ  ХОХЛОМА». Посмотрите, какая красивая деревянная посуда. В старину люди ели из деревянной посуды. В селе Хохлома, Нижегородской области, искусные мастера делали деревянную посуду и расписывали ее красивой росписью, отправляли в другие города. Посуда эта нравилась людям своей яркостью, праздничностью, узорами. Чашки, ложки, ковши пользовались большим успехом. Позже стали делать и детскую мебель.

Чем   отличается   хохломской узор? На нем вьется, кружиться травка- былинка, то красная, то черная, а из нее выглядывает ягодка: смородинка, малина, рябина. или цветок- мак, колокольчик, ромашка.

Я перечислила элементы, но в хохломской росписи их называют- завиток, а листья украшены оживкой в виде прожилок. (Воспитатель предлагает рассмотреть предметы с хохломской росписью).

- Найдите на предметах ягоды клубники, смородины, завиток, листья, цветы. Обратите внимание, какие цвета используют в хохломской   росписи? (красный, золотой, желтый и т.д.).

-Молодцы, ребята!

Вы не знаете, ребята, отчего и почему. Очень часто называют Золотою Хохлому?

Разве золотом покрыты в ней деревья и дома?

Может, всюду там сияют Золотые терема7

Деревянная, резная, расписная Хохлома!

Удивительной посудой- вот чем славится она!

Продолжим нашу экскурсию.

В некотором  царстве ,  в Российском государстве, недалеко от Москвы, средь лесов и полей., стоит городок  Гжель.

Давным-давно жили- были там смелые и умелые, веселые и красивые мастера. Собрались они однажды и стали думу думать, как им лучше свое мастерство показать, да людей порадовать и свой край прославить.

Думали- думали и придумали. Нашли они в родной сторонке глину чудесную, белую-белую, и решили они слепить из нее посуду разную, да такую, какой свет не видывал. Но не только лепниной  украшали гжельские мастера свои изделия,  расписывали свою посуду синей краской разных оттенков.

Рисовали на посуде различные узоры из сеточек, полосочек,  цветов. Очень затейливая получилась  посуда. А называть ее стали « нежно- голубое чудо».

Чашка эта голубая о зиме напомнит вдруг:

На снегу холодном тает не растает синий луг.

Расцветают на морозе хризантемы и ромашки, колокольчики и розы. Украшают   чашки, вазы 

Сколько блеска, сколько глянца в сине-белом том фаянсе!

-Ребята, правда красивая роспись. Понравилась вам? Какие цвета используются в этой росписи?

Продолжим нашу экскурсию. (Дети подходят к стенду с дымковской игрушкой).

- Полюбуйтесь, ребята, какая красота! Барышня, свистулька, и лошадки. Что же это за узор? Это один из русских художественных промыслов – Дымковская игрушка. Возник он в заречной слободе Дымково, близ города Вятки.

Дымковская слобода, ребята, это большое село, оно славиться своими мастерами. Проходили здесь ярмарки, народные гуляния, на которых и появились первые игрушки расписные, дивные такие. Называется такой праздник- «Свистунья».

пели на разные голоса свистульки, зазывая весну, прогоняя холодную зиму. практически в каждой избе   жили умельцы, владеющие   дымковским мастерством. Из красной глины, смешанной с просеянным песком , рождались, появлялись на свет  разные зверушки, кони озорные, олени златорогие, свистульки голосистые, индюки важные, кавалеры отважные. Особенностью дымковской росписи является простой   геометрический орнамент, состоящий   из ярких пятен, кругов, зигзагов и полосок разной толщины. (Дети  рассматривают картинки и предметы дымковской росписи. Воспитатель обращает внимание детей на цвета, используемые в данной росписи.) Орнамент всегда прост, но эти простые геометрические узоры несут некую информацию. Например, синяя волнистая линия обозначает воду, перекрещенные полоски – сруб колодца, круг с серединкой – звездочкой- солнце и т.д.

- Для этой росписи используют сочетания ярких цветов: красного, малинового, желтого, голубого, зеленого, оранжевого, синего и черного, их сочетания. Может быть до десяти цветов.

-  Есть в России   уголок, где из труб идет дымок. Знаменита деревушка яркой глиняной игрушкой:

Свистульками звонкими с голосами тонкими. Пестрыми фигурками. Кошечками Мурками. Расписными петухами, курицами, индюками, веселит, ласкает взор пестрый  Дымковский узор. Очень симпатичны женские фигуры в расширяющихся книзу юбках и высоких головных уборах – кокошниках. А называют их няньками, кормилицами, барынями, водоносками.

- Ребята, вот   познакомились мы со знаменитой русской росписью Дымкой. Скажите мне, какие цвета используются в Дымковской росписи? Молодцы.

- Идем дальше. Предлагаю вашему вниманию изделия- экспонаты, расписанные   Филимоновской росписью. Посмотрите на эти игрушки, ребята, какие они необычные, яркие. такие игрушки делали много веков назад. Длинношеие, как жирафы, яркие, как радуга в небе, их трудно перепутать с другими игрушками. Называются они –  филимоновские.  Филимоновская игрушка- старейший художественный промысел России. А я расскажу вам сказку о филимоновской игрушке.

                                             «Сказка  о  филимоновской  игрушке»

Есть под Тулой деревенька, Филимоново зовут.

И живут там мастерицы, что добро в дома несут.

 А добро там не простое, и не злато- серебро.

Филимоновской  игрушкой называется оно!

Давно это было. В одной деревне, что недалеко от города Тула на высоком берегу реки Уна, жил дед Филимон. Веселый, работящий был человек. Как т раз пошел Филимон в овраг и выкопал из земли кусок сине- черной глины. А был дедушка гончаром. умел лепить посуду. А из остатков глины- игрушки на потеху малым деткам. Положил  глину на гончарный круг и давай мять ее с водичкой да приговаривать:

- Лепись ковш, лепись горшок, да веселы петушок!

И пошло дело! Получились зверушки, петушки, кони. Козлики забавные, высокие, веселые и такие вытянутые, будто они всегда   чему -то удивляются, да так удивляются, что на длинношеих жирафов похожи!

Очень любил   Филимон деток забавлять. Проковырял он своим игрушкам дырочки. Зверушкам- в хвостике, барышням- спрятал в кувшины, у солдатиков- в гусей. Залилась звонкой песней игрушка. И стали они игрушками- свистульками.. Детишкам и людям понравились. Стал   Филимон  свистульки для народа делать и на базаре продавать. Всем полюбилось это занятие. Мужчины лепили посуду, а женщины с детками- игрушки. А чтоб игрушки были твердые и звонкие, ставил их Филимон в огненную печь. игрушки сначала раскаливаются докрасна, а потом добела. Когда остывают, становятся бело- розовыми и твердыми, ка камень. Остынут игрушки, тогда Филимон их узорами начинал украшать. В этом ему помогала   природа- матушка. Бывало, проснется дед ранешенько, улыбнется солнышку, а потом яркие лучики на игрушке появляются. Посидит на  берегу  реки Уна, вот и волна перекатывается на свистульке. Посмотрит на яркие звездочки в ночном небе- и  добавит  их яркими точками на игрушки. Пойдет в лесок- поговорит с елочками и вот уже разноцветная «елочка» украшает игрушку. И цвета подбирал те, что подсказывала земля- матушка. Желтый- цвет солнышка, алый да малиновый –цвет спелой ягодки, зеленый- цвет травы да деревьев. Вот так и прославилась это деревня, назвли ее Филимоново, в честь деда Филимона, а игрушки и по сей день филимоновскими зовут. Прошли годы. Много поколений гончаров- игрушечников сменилось в Филимоново. И наши дни лепят игрушку- свистульку, соблюдая секреты мастерства. Прославила она   Филимоново по всему миру. Делают ее  с любовью и радостью. Вот и дарит она  хорошее настроение и гордость за наших мастеров.

Понравилась вам сказка? Чем отличается филимоновская игрушка от других? (Формой- длинная, цветом.)

Наша экскурсия подошла к концу. А как вы  думаете, почему мастеров народных промыслов называют мастера « Золотые руки»? ( Да , умелые, все могут сделать). И вы, когда станете большими, тоже будете многое уметь и знать.

 А сейчас давайте поиграем в игру- викторину.

                            

                                    ВИКТОРИНА -  ИГРА      «Народное  творчество »

 - Понравилась вам сказка?  Дед Филимон любил говорить: У тех ум в порядке, кому легки загадки.

- Отгадаем  загадки?

1. Из какого материала делают игрушку ( пластмасса, дерево, глина).

2. Почему игрушки называются свистульками?( В каждой спрятана свистулька).

3. Что делают  с игрушкой, чтобы она стала твердой? ( Обжигают в печи).

4. что рисуют на игрушках? ( узор(.

5.Как называется праздник близ села  Дымково? ( Свистунья).

6. Веселая белая глина,

кружочки, полоски на ней,

козлы и барашки смешные,

табун разноцветных коней.

Какими узорами расписывают дымковскую игрушку? ( кружки. зигзаги, полоски разной толщины).

7. Эта роспись на белом фарфоре  - синее небо, синее море  синь васильков, колокольчиков звонких.

Синие птицы на веточках тонких. ( Гжель).

8. Какие цвета используются в росписи Гжель? ( Синий, белый.)

9.Посуда не простая, а точно- золотая!

С яркими узорчиками, ягодками и листочками и называется она- ( Золотая Хохлома)

10. Какими красками пользуются хохломские мастера? ( Красный, черный, золотой, оранжевй).

 

 

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon obzornaya_ekskursiya_v_muzey.doc51 КБ

Предварительный просмотр:

ОБЗОРНАЯ   ЭКСКУРСИЯ В МУЗЕЙ «НАРОДНОЕ ТВОРЧЕСТВО»

группы «Теремок» ГБДОУ № 65 Приморского района Санкт-Петербурга

                                                                                       

                                                                                        Автор - разработчик: Курдюмова И.А.

                               

                                         ВАРИАНТ ОБЗОРНОЙ ЭКСКУРСИИ

   

Обзорная экскурсия   проводится   в костюме- русском сарафане, голова украшена ленточкой или кокошником.

Цель экскурсии: Знакомство   детей с народными промыслами: Дымковская игрушка, Хохлома, Гжель, Филимоновская игрушка.

Задачи экскурсии: Расширять знания детей о народных промыслах России, познакомить с музейными экспонатами, изделиями народно- декоративного творчества (Гжель, Хохлома, Дымка, Филимоновская игрушка.), с их характерными особенностями.

Развивать интерес к истории нашей страны, желание узнать новое через посещение музеев. Развивать навык общения со сверстниками и со взрослыми. Воспитывать музейную культуру средствами   экскурсионной   работы. Воспитывать бережное   отношение к культурным традициям нашей страны, интерес к народным промыслам России.

Предварительная работа: Отправить приглашение посетить музей «Народное  творчество» группе детей детского сада.

                                                                   

ХОД   ЭКСКУРСИИ

Здравствуйте, дорогие   ребята! вы сегодня получили приглашение посетить мини- музей «Народное творчество». А вы знаете, что такое народное творчество, народные промыслы? Я надеюсь, сто посетив наш музей, вы сможете ответить на эти вопросы.

Давайте. ребята, посмотрим нашу первую экспозицию «ЗОЛОТАЯ  ХОХЛОМА». Посмотрите, какая красивая деревянная посуда. В старину люди ели из деревянной посуды. В селе Хохлома, Нижегородской области, искусные мастера делали деревянную посуду и расписывали ее красивой росписью, отправляли в другие города. Посуда эта нравилась людям своей яркостью, праздничностью, узорами. Чашки, ложки, ковши пользовались большим успехом. Позже стали делать и детскую мебель.

Чем   отличается   хохломской узор? На нем вьется, кружиться травка- былинка, то красная, то черная, а из нее выглядывает ягодка: смородинка, малина, рябина. или цветок- мак, колокольчик, ромашка.

Я перечислила элементы, но в хохломской росписи их называют- завиток, а листья украшены оживкой в виде прожилок. (Воспитатель предлагает рассмотреть предметы с хохломской росписью).

- Найдите на предметах ягоды клубники, смородины, завиток, листья, цветы. Обратите внимание, какие цвета используют в хохломской   росписи? (красный, золотой, желтый и т.д.).

-Молодцы, ребята!

Вы не знаете, ребята, отчего и почему. Очень часто называют Золотою Хохлому?

Разве золотом покрыты в ней деревья и дома?

Может, всюду там сияют Золотые терема7

Деревянная, резная, расписная Хохлома!

Удивительной посудой- вот чем славится она!

Продолжим нашу экскурсию.

В некотором  царстве ,  в Российском государстве, недалеко от Москвы, средь лесов и полей., стоит городок  Гжель.

Давным-давно жили- были там смелые и умелые, веселые и красивые мастера. Собрались они однажды и стали думу думать, как им лучше свое мастерство показать, да людей порадовать и свой край прославить.

Думали- думали и придумали. Нашли они в родной сторонке глину чудесную, белую-белую, и решили они слепить из нее посуду разную, да такую, какой свет не видывал. Но не только лепниной  украшали гжельские мастера свои изделия,  расписывали свою посуду синей краской разных оттенков.

Рисовали на посуде различные узоры из сеточек, полосочек,  цветов. Очень затейливая получилась  посуда. А называть ее стали « нежно- голубое чудо».

Чашка эта голубая о зиме напомнит вдруг:

На снегу холодном тает не растает синий луг.

Расцветают на морозе хризантемы и ромашки, колокольчики и розы. Украшают   чашки, вазы  

Сколько блеска, сколько глянца в сине-белом том фаянсе!

-Ребята, правда красивая роспись. Понравилась вам? Какие цвета используются в этой росписи?

Продолжим нашу экскурсию. (Дети подходят к стенду с дымковской игрушкой).

- Полюбуйтесь, ребята, какая красота! Барышня, свистулька, и лошадки. Что же это за узор? Это один из русских художественных промыслов – Дымковская игрушка. Возник он в заречной слободе Дымково, близ города Вятки.

Дымковская слобода, ребята, это большое село, оно славиться своими мастерами. Проходили здесь ярмарки, народные гуляния, на которых и появились первые игрушки расписные, дивные такие. Называется такой праздник- «Свистунья».

пели на разные голоса свистульки, зазывая весну, прогоняя холодную зиму. практически в каждой избе   жили умельцы, владеющие   дымковским мастерством. Из красной глины, смешанной с просеянным песком , рождались, появлялись на свет  разные зверушки, кони озорные, олени златорогие, свистульки голосистые, индюки важные, кавалеры отважные. Особенностью дымковской росписи является простой   геометрический орнамент, состоящий   из ярких пятен, кругов, зигзагов и полосок разной толщины. (Дети  рассматривают картинки и предметы дымковской росписи. Воспитатель обращает внимание детей на цвета, используемые в данной росписи.) Орнамент всегда прост, но эти простые геометрические узоры несут некую информацию. Например, синяя волнистая линия обозначает воду, перекрещенные полоски – сруб колодца, круг с серединкой – звездочкой- солнце и т.д.

- Для этой росписи используют сочетания ярких цветов: красного, малинового, желтого, голубого, зеленого, оранжевого, синего и черного, их сочетания. Может быть до десяти цветов.

-  Есть в России   уголок, где из труб идет дымок. Знаменита деревушка яркой глиняной игрушкой:

Свистульками звонкими с голосами тонкими. Пестрыми фигурками. Кошечками Мурками. Расписными петухами, курицами, индюками, веселит, ласкает взор пестрый  Дымковский узор. Очень симпатичны женские фигуры в расширяющихся книзу юбках и высоких головных уборах – кокошниках. А называют их няньками, кормилицами, барынями, водоносками.

- Ребята, вот   познакомились мы со знаменитой русской росписью Дымкой. Скажите мне, какие цвета используются в Дымковской росписи? Молодцы.

- Идем дальше. Предлагаю вашему вниманию изделия- экспонаты, расписанные   Филимоновской росписью. Посмотрите на эти игрушки, ребята, какие они необычные, яркие. такие игрушки делали много веков назад. Длинношеие, как жирафы, яркие, как радуга в небе, их трудно перепутать с другими игрушками. Называются они –  филимоновские.  Филимоновская игрушка- старейший художественный промысел России. А я расскажу вам сказку о филимоновской игрушке.

                                             «Сказка  о  филимоновской  игрушке»

Есть под Тулой деревенька, Филимоново зовут.

И живут там мастерицы, что добро в дома несут.

 А добро там не простое, и не злато- серебро.

Филимоновской  игрушкой называется оно!

Давно это было. В одной деревне, что недалеко от города Тула на высоком берегу реки Уна, жил дед Филимон. Веселый, работящий был человек. Как т раз пошел Филимон в овраг и выкопал из земли кусок сине- черной глины. А был дедушка гончаром. умел лепить посуду. А из остатков глины- игрушки на потеху малым деткам. Положил  глину на гончарный круг и давай мять ее с водичкой да приговаривать:

- Лепись ковш, лепись горшок, да веселы петушок!

И пошло дело! Получились зверушки, петушки, кони. Козлики забавные, высокие, веселые и такие вытянутые, будто они всегда   чему -то удивляются, да так удивляются, что на длинношеих жирафов похожи!

Очень любил   Филимон деток забавлять. Проковырял он своим игрушкам дырочки. Зверушкам- в хвостике, барышням- спрятал в кувшины, у солдатиков- в гусей. Залилась звонкой песней игрушка. И стали они игрушками- свистульками.. Детишкам и людям понравились. Стал   Филимон  свистульки для народа делать и на базаре продавать. Всем полюбилось это занятие. Мужчины лепили посуду, а женщины с детками- игрушки. А чтоб игрушки были твердые и звонкие, ставил их Филимон в огненную печь. игрушки сначала раскаливаются докрасна, а потом добела. Когда остывают, становятся бело- розовыми и твердыми, ка камень. Остынут игрушки, тогда Филимон их узорами начинал украшать. В этом ему помогала   природа- матушка. Бывало, проснется дед ранешенько, улыбнется солнышку, а потом яркие лучики на игрушке появляются. Посидит на  берегу  реки Уна, вот и волна перекатывается на свистульке. Посмотрит на яркие звездочки в ночном небе- и  добавит  их яркими точками на игрушки. Пойдет в лесок- поговорит с елочками и вот уже разноцветная «елочка» украшает игрушку. И цвета подбирал те, что подсказывала земля- матушка. Желтый- цвет солнышка, алый да малиновый –цвет спелой ягодки, зеленый- цвет травы да деревьев. Вот так и прославилась это деревня, назвли ее Филимоново, в честь деда Филимона, а игрушки и по сей день филимоновскими зовут. Прошли годы. Много поколений гончаров- игрушечников сменилось в Филимоново. И наши дни лепят игрушку- свистульку, соблюдая секреты мастерства. Прославила она   Филимоново по всему миру. Делают ее  с любовью и радостью. Вот и дарит она  хорошее настроение и гордость за наших мастеров.

Понравилась вам сказка? Чем отличается филимоновская игрушка от других? (Формой- длинная, цветом.)

Наша экскурсия подошла к концу. А как вы  думаете, почему мастеров народных промыслов называют мастера « Золотые руки»? ( Да , умелые, все могут сделать). И вы, когда станете большими, тоже будете многое уметь и знать.

 А сейчас давайте поиграем в игру- викторину.

                             

                                    ВИКТОРИНА -  ИГРА      «Народное  творчество »

 - Понравилась вам сказка?  Дед Филимон любил говорить: У тех ум в порядке, кому легки загадки.

- Отгадаем  загадки?

1. Из какого материала делают игрушку ( пластмасса, дерево, глина).

2. Почему игрушки называются свистульками?( В каждой спрятана свистулька).

3. Что делают  с игрушкой, чтобы она стала твердой? ( Обжигают в печи).

4. что рисуют на игрушках? ( узор(.

5.Как называется праздник близ села  Дымково? ( Свистунья).

6. Веселая белая глина,

кружочки, полоски на ней,

козлы и барашки смешные,

табун разноцветных коней.

Какими узорами расписывают дымковскую игрушку? ( кружки. зигзаги, полоски разной толщины).

7. Эта роспись на белом фарфоре  - синее небо, синее море  синь васильков, колокольчиков звонких.

Синие птицы на веточках тонких. ( Гжель).

8. Какие цвета используются в росписи Гжель? ( Синий, белый.)

9.Посуда не простая, а точно- золотая!

С яркими узорчиками, ягодками и листочками и называется она- ( Золотая Хохлома)

10. Какими красками пользуются хохломские мастера? ( Красный, черный, золотой, оранжевй).

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

проект музей народного творчества

проект може тбыть  использован в работе ДОУ по программе "ОТ рождениядо школы" под редакцией Вераксы, Комаровой, Васильевой.Вид проекта:информационно - практико - ориентированный. продолжите...

Проект "Музей народного творчества"

Данный материал предназначен для детей старшего дошкольного возраста. Содержание образовательной области «Художественно-эстетическое развитие» направлено на достижение целей формирования и...

Проект "Музей народного творчества"

В проекте рассказывается о формировании у детей познавательного интереса к русской народной культуре через ознакомление с промыслами русского народа и организацию художественно-продуктивной деятельнос...

Мини-музей народного творчества

Экскурсия в музей «Русской народной игрушки»Цель: Формировать у детей «образ музея», как храма искусства, в котором хранятся художественные коллекции. Уточнить и расширить...

Музей народного творчества "Белая Берёза"

Музей «Белая береза».«Белая береза под моим окномПринакрылась снегом, точно серебром»…С. ЕсенинОдним из главных символом России принято считать березу.В старше-подготови...

Конспект ООД Тема: «Экскурсия в музей народного творчества»

продолжать развивать у детей интерес к народному творчеству через народную вышивку и предметы народно-прикладного искусства; воспитывать любовь к фольклору через загадки, пословицы, поговорки, песни, ...