Проект мини-музей "Народного творчества"
проект (старшая группа)

Ильенко Наталья Викторовна

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pasport_mini-muzey.docx516.61 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 16 «Аннушка» города Смоленска

ПАСПОРТ

МИНИ - МУЗЕЯ

Руководители: воспитатели старшей группы «Звёздочки»:

Ермоленкова Надежда Васильевна, Ильенко Наталья Викторовна

СОДЕРЖАНИЕ

  1. ПАСПОРТНЫЕ ДАННЫЕ МИНИ МУЗЕЯ
  2. ПОЛОЖЕНИЕ
  3. АСПЕКТЫ МУЗЕЙНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
  4. ЭТАПЫ ОРГАНИЗАЦИИ МИНИ – МУЗЕЯ «НАРОДНОГО ТВОРЧЕСТВА»
  5. ХАРАКТЕРИСТИКА МИНИ – МУЗЕЯ
  6. ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ПРОВЕДЕНИЯ ЗНАНИЙ В МИНИ – МУЗЕЕ

1.ПАСПОРТНЫЕ ДАННЫЕ

НАМЕНОВАНИЕ МИНИ – МУЗЕЯ: «Музей народного творчества»

ПРОФИЛЬ МИНИ – МУЗЕЯ: исторически-познавательный, декоративно-художественный

ЦЕЛЬ: познакомить с разнообразием народного творчества и его местом в ДОУ.

ЗАДАЧИ:

  • Привлечь родителей к культурно - досуговой деятельности ДОУ;
  • Развивать познавательный интерес детей с помощью информационной и экскурсионной деятельности;
  • Обогащение предметно-развивающей среды в  ДОУ;
  • Через декоративно-прикладное искусство знакомить детей с историей и народными традициями;
  • Приобщать дошкольников к художественным ценностям;
  • Учить детей видеть красоту предметов народного творчества;
  • Духовно-нравственно развивать, формировать патриотические чувства детей;
  • Воспитывать у детей интерес к культурным ценностям своего народа, гордость за свой народ.

В ОСНОВУ РЕШЕНИЯ ЭТИХ ЗАДАЧ ПОЛОЖЕНЫ СЛЕДУЮЩИЕ ПРИНЦИПЫ:

  • Принцип учёта возрастных особенностей детей;
  • Принцип опоры заинтересованности детей;
  • Принцип осуществления взаимодействия педагога с детьми при руководстве взрослого;
  • Принцип наглядности;
  • Принцип системности;
  • Принцип последовательности;

РАЗДЕЛЫ И ЭКСПОНАТЫ:

В мини-музее представлены разные виды экспонатов декоративно-прикладного искусства:

Хохломская роспись, гжель, матрешки разных видов росписи, дымковские игрушки, жостовские подносы, городецкая роспись.

Различные виды вышивки, вязаные игрушки, плетеные корзинки, глиняные изделия, деревянные изделия, ложки расписные, альбом по устному народному творчеству, альбомы по народным промыслам, изделия из ракушек и др.

ПЛОЩАДЬ, ЗАНЯТАЯ ПОД ЭКСПОЗИЦИЮ: мини – музей организован в 2018 году. Под него выделена секция в предметно-развивающей среде группы

ОРГАНИЗАТОРЫ МИНИ – МУЗЕЯ: воспитатели группы «Звездочки» Ермоленкова Надежда Васильевна, Ильенко Наталья Викторовна

2.                                                                                   Утверждено приказом заведующего

                                             №40 от 31.07.2017

ПОЛОЖЕНИЕ

О МИНИ – МУЗЕЕ «Народного творчества»

МБДОУ «Детский сад № 16 «Аннушка»

  1. Общие положения
  1. Музей – помещение для размещения тематической коллекции экспонатов

( игрушек народных мастеров, свистулек, посуды, фотографий, буклетов)

  1. Работа, проводимая в мини – музее, взаимодействует с другими видами деятельности дошкольного возраста и осуществляется в соответствии с общеобразовательной программой МБДОУ «Детский сад № 16 «Аннушка»»
  2. Музей комплектуется экспонатами при участии администрации дошкольного образовательного учреждения, воспитателей, родителей воспитанников.
  1. Задачи работы с детьми в музее:

- осуществление комплексного подхода к нравственно – эстетическому воспитанию дошкольников;

- знакомство детей с экспонатами народного искусства и их историей создания;

- развитие познавательного интереса к истории создания народных изделий;

- воспитание у детей интереса, уважения к истории, культуре русского народа.

  1. Организация работы в мини – музеи.

- сформировали актив сотрудников ДОУ, осуществляющий целенаправленную педагогическую, экспозиционную и культурно просветительскую работу;

 - провели регистрацию экспонатов, собранной коллекции, в инвентарной книге;

- выбрали место и оборудование, обеспечивающие сохранность экспонатов и их демонстрацию.

- Создание мини – музея является результатом творческой работы всех заинтересованных лиц (педагогов, родителей, воспитанников)

- Решение об открытии мини – музея согласовано с руководством ДОУ, утверждается приказом ДОУ.

- Организованная деятельность с детьми в мини – музее проводится по подгруппам в соответствии с режимом дня.

4. Обязанности руководителей мини – музея.

- Руководство работой мини – музея осуществляется воспитателями Ермоленковой Н.В., Ильенко Н.В., назначенными приказом заведующего ДОУ.

- Организаторы мини – музея - принимают экспонаты, обеспечивают их сохранность, учитывают в каталоге экспонатов;

- Изучают педагогическую, художественно – историческую литературу;

- Планируют мероприятия (экскурсии, занятия, беседы, досуги, развлечения) с детьми, педагогами, родителями;

5. Учёт и обеспечение сохранности экспонатов:

- Все экспонаты учитываются в каталоге экспонатов;

- В случае прекращения деятельности мини – музея вопрос о передаче экспонатов другим лицам или учреждениям решается заведующим ДОУ;

- Экспонаты, переданные в мини – музей родителями, оформляются продуктом дарения.

4. Аспекты музейной деятельности.

Всем родителям хочется, чтобы их дети выросли отзывчивыми на духовную красоту. И мы ищем в музейной деятельности партнера по решению этих задач, связанных с воспитанием и образованием детей, через осуществление музейно-педагогической деятельности, как в условиях музейной среды, так и в условиях детского сада. В этом случае сама предметная среда окружающего мира играет роль учителя и воспитателя. На первый план выдвигается задача помочь ребёнку увидеть «музей» вокруг себя, т.е. раскрыть перед ним историко-культурный контекст обыкновенных вещей, окружающих его в повседневной жизни, научить самостоятельно, анализировать, сопоставлять, делать выводы. Включение музеев в образовательный процесс – дело не такое простое, как может показаться на первый взгляд. Творчески мыслящий педагог всегда сможет найти формы работы с детьми, которые позволят заложить хорошую основу гармоничного развития личности ребёнка, расширить его кругозор, сформировать эстетический вкус.

Чтобы музейная деятельность работала, необходимо следовать определённым правилам:

Правило первое. К посещению музея необходимо серьёзно, целенаправленно готовиться, а потом закрепить полученные знания и впечатления. Ребёнок не подготовлен к восприятию сложного символического языка музея. Задача педагога состоит в том, чтобы помочь маленькому человечку в этой непростой и очень важной познавательной деятельности.

Правило второе. Необходимо четко осознавать конечную задачу своей деятельности – формирование творческой личности, способной заинтересованно воспринимать культурное наследие и сознавать свою ответственность не только за его сохранение, но и за приумножение и передачу этого наследия другим поколениям.

В настоящее время проявляется всё больший интерес к традициям, истории, культуре своей малой родины. В ДОУ решаются задачи по раннему приобщению детей к народной культуре, познанию прошлого. Одна из форм ознакомления детей с родным краем с народным творчеством – организация в детском саду мини-музея.

Музей – это особое, специальное организованное пространство ДОУ, способствующее расширению кругозора и ребёнка, и взрослого, повышению образованности, воспитанности, приобщению к вечным ценностям.

Создание мини-музея – трудоёмкая работа, которая состоит из нескольких этапов.

5. ЭТАПЫ ОРГАНИЗАЦИИ МИНИ – МУЗЕЯ «Народное творчество»

в группе «Звездочки» МБДОУ «Детский сад №16 «Аннушка»

I ЭТАП – постановка цели перед коллективом.

  • родительское собрание
  • консультации
  • индивидуальная работа.

II ЭТАП - выбор помещения.

Под музей определено, место в предметно-развивающей среде группы, учли количество посетителей и экспонатов.

III ЭТАП - исследовательская работа.

Сбор экспонатов и регистрация их в каталоге.

IV этап - оформление мини-музея, которое требует соблюдения ряда условий:

  • оформление комнаты (уголка) с учётом эстетических норм
  • соблюдение правил безопасности, гигиенических норм.

V этап – тематический.

Разработка тематики и содержания экскурсий и занятий для ознакомления детей с экспонатами.

VI этап - Разработка перспективно-тематического плана работы, в котором предусматривались не только занятии с детьми, но и мероприятия для родителей, а также конкурсы и выставки. Также материалы для проведения анкетирования, диагностики

VII этап – Составление графика работы мини – музея, который обязательно должен соответствовать режиму дня воспитанников.

VIII этап - Выбор экскурсоводов. Ими могут быть педагоги, старшие дошкольники или родители.

IX этап - Открытие мини — музея с приглашением детей и их родителей.

6.ПРИНЦИПЫ СОЗДАНИЯ МИНИ – МУЗЕЯ.

  • Принцип интеграции – мини-музей учитывается содержание образовательной программы МБДОУ «Детский сад № 16 «Аннушка» и помогать в реализации ее общих задач и задач отдельных образовательных областей.

  • Принцип деятельности и интерактивности – мини-музей должен предоставлять воспитанникам возможность реализовать себя в разных видах детской деятельности (использовать экспонаты в знакомстве с прекрасным в жизни и изобразительном искусстве рассматривание экспонатов на полочке красоты, создавать поделки и включать их в общую экспозицию и т.д.)

  • Принцип природосообразности – мини-музей должен быть создан с учетом психофизиологических особенностей детей разного возраста и предусматривать условия для раскрытия творческого потенциала каждого ребенка.

  • Принцип научности – представленные экспонаты должны достоверно отражать тематику мини-музея, объяснять различные процессы и явления в рамках выбранной темы научным и в то же время доступным для ребенка языком.

  • Принцип гуманизации и партнерства – мини-музей должен предлагать условия для всестороннего развития ребенка, поощрения его инициативности, творческой деятельности в рамках субъект-субъектных отношений в системе «взрослый – ребенок»«ребенок- ребенок».

  • Принцип культур сообразности – мини-музей должен быть ориентирован на приобщение детей к мировой культуре, общечеловеческим ценностям через освоение ценностей и норм национальной культуры в ходе непосредственно образовательной деятельности в музейном пространстве.

  • Принцип динамичности и вариативности – экспозиции мини-музея должны постоянно дополняться и обновляться с учетом возрастных особенностей детей.

  • Принцип разнообразия – наполнение мини-музея экспонатами, разными по форме, содержанию, размерам, отражающими историческое, природное и культурное разнообразие окружающего мира.

  • Принцип регионального компонента – мини-музей должен предусматривать организацию работы с детьми по ознакомлению их с культурным наследием региона, а также культурой других народов, что способствует развитию толерантности и формированию чувства патриотизма.

7.ХАРАКТЕРИСТИКА МИНИ – МУЗЕЯ.

Конечно, в условиях детского сада невозможно создать экспозиции, соответствующие требованиям музейного дела. Поэтому и называются эти экспозиции «мини-музеями». Часть слова «мини» отражает возраст детей, для которых они предназначены, размеры экспозиции и четко определенную тематику такого музея. Главным назначение созданного нами данного мини-музеев — вовлечение детей в деятельность и общение, воздействовании на их эмоциональную сферу. Дети, занимающиеся в музейно-образовательном пространстве, определенным образом модифицируют мыслительной деятельностью, дети более свободно оперируют образами. Любая экспозиция должна учитывать следующую логическую цепочку: восприятие — понимание — осмысливание — закрепление — применение.

Обращаясь к методическому аспекту разработки технологии музейной педагогики, хочется обратить внимание на то, что работа с детьми предполагает не только качество и количество полученной информации в ходе знакомства с экспозициями мини-музеев, — важно добиться у детей пробуждения творческой активности. Поэтому очень важно продумать обязательное включение практической части в ходе знакомства с экспозициями мини-музеев. Поэтому важная особенность мини – музеев – участие в их создании самих детей при поддержке педагогов и родителей. Дети чувствуют своё непосредственное причастие к мини – музею. Они пополняют экспонатами выставочные стеллажи, участвуют в обсуждении его тематики, готовят и проводят самостоятельно экскурсии для малышей.

Каждый выставочный экспонат – результат общения, совместной работы воспитателя, детей и их родителей. Выставочные полки постоянно пополняются новыми экспонатами.

  • Дети, полюбив и освоив музейное пространство, станут в старшем возрасте наиболее благодарными и восприимчивыми посетителями музейных выставок и культурных событий, приобретут познавательный интерес к «настоящему» музею.
  • У ребенка появляется шанс стать интеллигентным человеком, с детства приобщенным к культуре и к одному из ее замечательных проявлений — музею.
  • У детей формируется ценностное отношение к истории, появляется интерес к музеям и выставкам, развивается эмоциональный отклик. «Ребенок должен покидать музей с ощущением уверенности подъема «еще на одну ступеньку».

  1. ПЕРСПЕКТИВНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ РАБОТЫ

                                МИНИ - МУЗЕЯ «Народного творчества».

1 Пополнение музея экспонатами.

2 Составление каталога экспонатов.

3 Работа с родителями.

4 Экскурсии, просветительская работа.

5 Занятия с детьми.

месяц

содержание

задачи

участники

январь

ОТКРЫТИЕ МИНИ – МУЗЕЯ.

Развивать представления детей о музеях, познакомить с правилами поведения в музеях, содействовать эстетическому восприятию предметов народного творчества, развивать эстетический вкус.

Воспитатель Ермоленкова Н.В., дети группы

февраль

«ИСТОРИЯ ПОЯВЛЕНИЯ РУССКОЙ МАТРЁШКИ»

Познакомить с самой популярной народной деревянной игрушкой- матрешкой, учить различать разные техники рисования матрешки, воспитывать детей на русских народных традициях.

Воспитатель Ермоленкова Н.В., дети группы

март

«ДЫМКОВСКАЯ ИГРУШКА»

Развивать представления об истории России, об отечественных традициях, праздниках на примере дымковского; формировать знания об особенностях росписи промысла, основных элементах узора.

Воспитатель Ильенко Н.В., дети группы

апрель

«СИНЕ – ГОЛУБАЯ ГЖЕЛЬ»

Познакомить с гжельской керамикой, учить определять колорит рисунка, форму и художественный замысел, воспитывать патриотическую гордость

Воспитатель Ильенко Н.В., дети группы

май

«ЗОЛОТАЯ ХОХЛОМА»

Познакомить с мастерами деревянных дел и с техникой росписи по дереву, учить различать технику хохломской росписи, воспитываем интерес к русским народным промыслам и желание их изучать.

Воспитатель Ермоленкова Н.В., дети группы

сентябрь

«БОГОРОДСКИЕ ИЗДЕЛИЯ»

Познакомить детей с историей богородского промысла, воспитывать детей на русских народных традициях, перекликание мастерства и фольклора в изготовлении данной игрушки  

Воспитатель Ермоленкова Н.В., дети группы

октябрь

«ВЕСЁЛАЯ ЯРМАРКА»

Познакомить детейс видами устного народного творчества, провести конкурс чтения потешек, стихов-загадок, инсценировка русских народных сказок, приобщать к русской культурной традиции.

Воспитатель Ильенко Н.В., дети группы

ноябрь

«ВЕСЁЛЫЙ ГОРОДЕЦ»

Познакомить с русским народным промыслом – городец, учить узнавать городецкую технику росписи, воспитывать интерес к изучению русской истории

Воспитатель Ильенко Н.В., дети группы

декабрь

« РУССКАЯ НАРОДНАЯ ИГРУШКА»

Обогащать знания детей о глиняной игрушке: филимоновская, каргопольская, рассказать об истории этих промыслов, описать характерные особенности, углублять знания о народном творчестве.

Воспитатель Ермоленкова Н.В., дети группы


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект "Знакомимся с творчеством В.Бианки"

ох, так написать о природеНепросто, ведь нужно уметьНа вещи, знакомые вроде,Всегда удивленно смотреть...

ЛИТЕРАТУРНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЕКТ «ЗНАКОМСТВО С ТВОРЧЕСТВОМ С. Я. МАРШАКА ДЕТЕЙ СРЕДНЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»

Тема проекта:«Знакомство с творчеством С.Я. Маршака детей среднего дошкольного  возраста»Актуальность проектаСовременные родители уделяют мало внимания творчеству детских советских поэтов и писат...

Долгосрочный проект. Развитие словесного творчества через заучивание стихотворений.

Долгосрочный проект во второй младшей группе. Развитие словесного творчества через заучивание стихотворений.Актуальность.Можем ли мы прожить без речи хоть один день?Чем современнее становятся на...

Проект "Народно-поэтическое творчество в детском саду" Губайдулина Ф.М.

Конспект занятия по ознакомлению с художественной литературой по теме «Малые фольклорные формы».Цель:1) научить детей понимать содержание и значение пословиц, связывать их значение с содержанием...

Детский исследовательский проект «Знакомство с творчеством С.Я.Маршака» (паспорт проекта)

Произведения Самуила Яковлевича Маршака близки и понятны детям. Самуил Яковлевич показал, что стихами можно рисовать цветные картинки мира, рассказывать занимательные и поучительные истории и сказки, ...

Технологическая карта проекта по техническому творчеству детей раннего дошкольного возраста Проект на тему «Профессия - Парикмахер»

Технологическая картапроекта по техническому творчеству детей раннего дошкольного возрастаПроект на тему «Профессия - Парикмахер»название проектаМуниципальное бюджетное дошкольное образова...