Мини-музей народного творчества
занимательные факты (старшая группа) по теме
Экскурсия в музей «Русской народной игрушки»
Цель: Формировать у детей «образ музея», как храма искусства, в котором хранятся художественные коллекции. Уточнить и расширить представление детей о русских народных игрушках, формирование знаний о народном творчестве.
Задачи:
Образовательные:
• Познакомить с популярной русской народной деревянной игрушкой – матрешка.
• Познакомить с историей Богородского промысла .
• Закреплять знания детей о дымковских игрушках.
Воспитательные:
• Продолжать воспитывать детей на русских народных традициях, углублять их знания о народном творчестве.
•Воспитывать бережное отношение к игрушкам.
•Воспитывать уважительное отношение к труду народных мастеров.
Материалы для занятия
• Выставка игрушек – дымковских, филимоновских, богородских; матрешек – сергиево-посадских, полхов – майдановских, семеновских.
Предварительная работа: беседы, рассматривание русских народных игрушек, разучивание подвижных игр.
Словарная работа: матрешка, народный промысел, филимоновские игрушки, богородские игрушки, орнамент.
Ход занятия.
Воспитатель:
-Сегодня я приглашаю вас совершить экскурсию в музей «Русской народной игрушки»,
- Кто знает, что такое музей? (ответы детей)
Музей – это учреждение, занимающееся собиранием, изучением, хранением и экспонированием предметов — памятников естественной истории, материальной и духовной культуры, а также просветительской и популяризаторской деятельностью.
- Но, прежде чем мы начнем нашу экскурсию, надо решить, кто будем экскурсоводом.
- Ребята, а вы мне разрешите быть экскурсоводом?
- Тогда начнем нашу экскурсию.
- Только сначала давайте вспомним правила поведения в музее.
Правила: Не кричать и не шуметь, не трогать экспонаты руками.
Не перебивать экскурсовода, вопросы задавать с поднятой рукой. По залам музея следует передвигаться бесшумно. Громко разговаривать недопустимо. В конце мероприятия необходимо поблагодарить экскурсовода за экскурсию.
Ну, вот правила, мы повторили, теперь можно начать экскурсию.
Дети останавливаются около выставки игрушек.
Воспитатель:
Здравствуйте, ребята. Как я рада, что вы ко мне в гости зашли. Знаю я великое множество сказок и могу вам рассказать. Только сегодня я хочу вам сказки не рассказать, а показать. Вот здесь они у меня все и стоят.
Дети рассматривают игрушки. Воспитатель обращает внимание детей на дымковские игрушки. Вот здесь живут сказки из Дымково.
Рассказ воспитателя:
«Дымковская игрушка – самая известная глиняная игрушка. Родом она из Дымковской слободы под Вяткой – ныне в городе Кирове. Технология изготовления этих глиняных сувениров зародилась в Вятской губернии (сейчас Кировская область), в гончарной слободе под названием Дымково, порядка 400 лет назад. Лепили игрушки из красной глины, затем просушивали (в течение 20-25 дней), а после в печи обжигали. Готовые фигурки покрывали мелом, разведенным коровьим молоком, расписывали яичными красками, дополняли ромбиками из потали (имитация золота). Традиционные цвета: ярко-красный, желтый, синий, зеленый. Рисунок - геометрический (круги, ромбы, полоски, клетки) с добавлением цветочных мотивов. Чтобы цвета были ярче, разрисованную игрушку смазывали взбитым яйцом. Самыми популярными были - козлик, петух, баран, баба в ярком сарафане, женщины и животные . Позже сюжеты расширились, появились мужские фигурки и детские, карусели и целые скульптурные группы. Технология изготовления передавалась по наследству. Поначалу промысел этот был семейным делом, а позже им стали заниматься исключительно женщины».
Воспитатель:
Кого вы узнали? Здесь и барышня-водоноска, и олень золотые рога, и петушок-золотой гребешок. Вот их сколько, и про каждого сказочка своя есть. А вот и наши оленята и петушки стоят которых мы сделали из пластилина.
Дети рассматривают дымковские игрушки, и переходят к следующему столу.
Воспитатель:
А рядышком поселились филимоновские игрушки – тоже яркие, веселые, добрые и шумные. Уж как они свистеть-свиристеть умеют! А вы спросите, зачем эти игрушки? Да видно, такая уж душа у нашего народа, что не только работать он горазд, а и веселиться умеет. А что за веселье без игрушек, без забав?
Филимоновская игрушка - старейший народный художественный промысел России. Родина промысла - деревня Филимоново. Лепить игрушки считалось делом легким, занимались им женщины, а обучать начинали девочек уже с семи лет. Для игрушки использовали нежирную, но пластичную глину «синику», которая после обжига приобретала белый цвет. Все игрушки можно разделить на несколько групп:
люди – солдат, барыня, гармонист, мальчик на петухе, всадник, солдат с гусем.
животные – олень, корова, конь, баран, козел, собака, кот, лиса.
птицы-петух, наседка, павлин, утка. Многофигурные композиции – чаепитие, тройка, карусель, древо, на лавочке. (Рассказ сопровождается показом игрушек, картинок с изображением русских народных игрушек)
Русский народ богат любовью своей – к родной земле, к детям своим. Вот для них, для детишек, и придумывали народные мастера всякие игрушки да забавы. И делали их из разных материалов: и из глины, и из дерева, и из ткани женщины куколок мастерили для своих доченек, и из соломы игрушки делали. Больше всего любили делать забавные фигурки животных и птиц.
А вот на этом столе собрались игрушки из села Богородское московской области.
А вот эти игрушки сделаны из липы. Берет мастер липовую чурку, приглядывается к ней внимательно, словно прикидывает что-то. А потом вырезает острым ножом круглые ушки и короткий нос, в середине – мохнатый живот, внизу – толстые медвежьи лапы. И вот уже готов Михаил Потапыч – людям на забаву. Медведей особенно любят делать богородские мастера. И каких только медведей у них нет – вот мишка медом лакомиться, вот дрова рубит.
А здесь, посмотрите-ка, мужик и медведь делят вершки и корешки. Помните эту сказку? А вот тут мишка с мужиком вместе дрова пилят.
Такую хитрость придумали богородские мастера, что игрушки их двигаться умеют: потянешь за две планочки – и вот уже медведь дрова рубит. А на этой дощечке куры быстро-быстро зерно клюют. А здесь медведь с мужиком в кузнице работают, молотами стучат. Чудные игрушки, правда? Много радости они людям приносят, и те большое спасибо мастерам богородским говорят.
Дальше дети подходят к столу накрытым платком.
Воспитатель: А что здесь под платком накрыто вы узнаете, если отгадаете загадку?
Словно репка, она крутобока,
А под алым платочком на нас
Смотрит весело, бойко, широко
Парой черных смородинок-глаз.
Алый шелковый платочек,
Яркий сарафан в цветочек,
Упирается рука в деревянные бока.
А внутри секреты есть:
Может, три, а может, шесть.
Разрумянилась немножко
Наша русская… .(матрешка)
Воспитатель открывает платок. Под платком стоят матрешки
Воспитатель: Правильно, самыми любимыми игрушками в народе, у детей были матрешки. Вот еще, какая загадка про матрешек есть, послушайте.
Ростом разные подружки,
Но похожи друг на дружку.
Все они живут друг в дружке,
А всего одна игрушка.
Воспитатель: Вот сколько есть интересных игрушек. Но сначала давайте отдохнем, прежде, чем познакомимся этими игрушками.
Физминутка «Матрешки»
Мы, матрешки, вот такие крошки.
(Руки на поясе, дети выполняют приседания с поворотами вправо и влево)
Посмотрите, вот у нас красные сапожки.
(Руки на поясе, движение «ковырялочка», завершаемое тремя притопами)
Мы, матрешки, вот такие крошки
(Руки на поясе, приседания с поворотами вправо и влево)
Посмотрите, вот у нас розовые щечки
(Растирание руками щек)
Мы, матрешки, вот такие крошки
(Руки на поясе, приседания с поворотами вправо и влево)
Посмотрите, вот у нас яркие платочки.
(Повороты головы вправо-влево, взявшись за «кончики платочков»)
Воспитатель:
Фигурки матрешки вырезана из деревянного бруска. Она разнимается на две части, а в ней оказывается еще одна фигурка, и так до 10-12 куколок. Вначале делается самая маленькая, неразъемная фигурка. Затем фигурки обрабатываются шкуркой и расписывают, иногда покрывают лаком.
Наиболее известны Семеновские и Загорские матрешки, а также Полхов-Майданские. Все они отличаются элементами росписи, но каждая была одета в крестьянский костюм: расписной сарафан, платок, полушалок, передник.
Восемь кукол деревянных, круглолицых и румяных,
В разноцветных сарафанах на столе у нас живут,
Всех матрешками зовут!
Кукла первая толста, а внутри она пуста.
Разнимается она на две половинки,
В ней живет еще одна кукла в серединке.
Эту куколку открой – будет третья во второй!
Половинку отвинти плотную, притертую –
И сумеешь ты найти куколку четвертую.
Вынь ее да посмотри, кто в ней прячется внутри.
Прячется в ней пятая куколка пузатая.
А внутри пустая, в ней куколка шестая.
А в шестой – седьмая, а седьмой – восьмая.
Это куколка меньше всех, чуть побольше, чем орех.
Вот поставленные в ряд сестры – куколки стоят.
– Сколько вас? – у них мы спросим.
И ответят куклы – восемь!
Воспитатель:
Кажется, что матрешка пришла к нам из мира легенд и сказок, из седой древности. На самом деле ей всего немногим больше ста лет. Много есть версий, как и когда то она родилась. Но доподлинно известно, что ее прообразом послужили ярко раскрашенные пасхальные яйца, которые издавна вытачивали из дерева и расписывали русские мастера. Эти яйца были полыми внутри, в большое вкладывалось малое. Отсюда и пошла матрешка – присмотритесь, даже ее форма в чем-то напоминает яйцо.
Воспитатель:
Ну что, понравились вам в нашем музее игрушек?
А давайте теперь с вами на подготовленных шаблонах попробуем сделать пластилиновую аппликацию?!
Техника квиллинга или техника жгутиков. Пластилиновые аппликации, выполненные этим методом, будут иметь очень необычный и оригинальный вид. Рисунок может быть произвольным, а можно заполнять готовый шаблон. Для выполнения раскатываем тоненькие жгутики пластилина и скручиваем его в нужную форму. Для прикрепления слегка придавливаем к картону.
А что вам особенно понравилось и запомнилось?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Мини-музей русского народного творчества
В этой презентации родители могут уидеть плоды своих трудов - ведь они так помогали в создании нашего музея! Приносили экспонаты, собирали различный материал. Мамы, папы, бабушки и дедушки - мы гордим...
Мини-музей русской народной куклы.
Музей для детей старшей группы....
Конспект ООД.« Путешествие в мини-музей татарского народного творчества»
Конспект занятия по художественному творчеству " Путешествие в мини-музей татарского народного творчества"...
Мини-музей "Русское народное творчество"
Мини-музей стал неотъемлемой частью развивающей предметной среды нашей группы....
Долгосрочный проект. "Мини - музей русского народного творчества"
laquo;Красота родного края, открывающаяся благодаря сказке, фантазии, творчеству – это источник любви к Родине. Понимание и чувствование величия, могущества Родины происходит к человеку постепе...
Мини-музей "Жизнь и творчество" В. М. Шукшина.
Книжно-иллюстративная выставка, представляющая произведения В.М. Шукшина, литературу о его жизни и творчестве....
Мини-музей "Русское народное творчество"
Воспитание и приобщение детей к истокам русской народной культуры....