Статья на тему:" Сенсорное развитие детей раннего дошкольного возраста"
статья (младшая группа)

"Сенсорное развитие детей раннего дошкольного возраста"

Скачать:


Предварительный просмотр:

            МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ        ИРКУТСКОГО РАЙОННОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ "ЛИСТВЯНСКИЙ ДЕТСКИЙ САД».       

         

                                   

      Статья на тему: «Сенсорное развитие детей раннего дошкольного возраста.»

                                                                               

                                                                        Подготовила: воспитатель:  

                                                                 Горбунова Маргарита Леонидовна.

                                                         

                                                 

Сенсорное развитие – это процесс формирования восприятия и представлений ребенка об окружающем мире и свойствах предметов.

Слово «сенсорный» происходит от латинского слова «sensus» - «чувство», «ощущение», «восприятие», Основой умственного воспитания является сенсорное воспитание, которое обеспечивает развитие и обогащение чувственного опыта ребёнка, формирует его представления о свойствах и качествах предметов «способность ощущения».

Сенсорное развитие нужно начинать с раннего возраста. С помощью различных методик: дидактических игр (конструкторы, пирамидки, сортеры, бизиборд.) Эти игрушки помогают развивать логическое мышление, зрительное восприятие, мелкую моторику.

Значение сенсорного развития ребенка для его будущей жизни выдвигает перед теорией и практикой дошкольного воспитания задачу разработки и использования наиболее эффективных средств и методов сенсорного воспитания в детском саду. Главное направление сенсорного воспитания должно состоять в вооружении ребенка сенсорной культурой.

Понятие «сенсорная культура» вошло в дошкольную педагогику благодаря работам М. Монтессори. Однако она считала, что для приобретения такой культуры достаточно систематически упражнять органы чувств ребенка в различении формы, цвета, величины и других свойств предметов. Такая точка зрения была ошибочной, она не учитывала, что развитие ребенка коренным образом отличается от развития детенышей животных. Ребенок развивается путем «социального наследования», которое, в отличие от наследования биологического, предполагает не упражнение врожденных способностей, а приобретение новых при усвоении общественного опыта. Сенсорная культура ребенка - результат усвоения им сенсорной культуры, созданной человечеством (общепринятые представления о цвете, форме и других свойствах вещей).

Сенсорные эталоны.

Научить ребенка обследовать предметы и различать их свойства еще недостаточно для полноценного развития восприятия. Необходимо уметь определять отношение выявленных свойств данного предмета к свойствам других предметов. Для этого существуют мерки, с помощью которых можно сравнивать предметы. Поэтому, приступая к описанию этапов сенсорного развития ребенка, нельзя не остановиться на понятии «сенсорный эталон».

Сенсорные эталоны — это общепринятые образцы внешних свойств предметов. В качестве сенсорных эталонов цвета выступают семь цветов спектра и их оттенки по светлоте и насыщенности, в качестве эталонов формы — геометрические фигуры, в качестве эталонов величины — метрическая система мер (в повседневной жизни величина часто определяется на глаз способом сравнения одного объекта с другим, то есть это свойство является относительным). В слуховом восприятии эталонами являются звуковысотные отношения, фонемы родного языка, музыкальные ноты и др. Во вкусовом восприятии выделяют четыре основных вкуса (соленый, сладкий, кислый, горький) и их сочетания. В обонятельном восприятии имеет место узкоспециальное деление запахов на сладкие и горькие, свежие, легкие и тяжелые запахи и т. п.

В процессе восприятия ребенок накапливает зрительные, слуховые, осязательные, двигательные, вкусовые, обонятельные образы. Закрепить образы предметов, сделать их более четкими ребенку помогают слова. Если образы восприятия закреплены в слове, их можно вызвать в представлении ребенка и через некоторое время после восприятия предмета. Для этого достаточно произнести соответствующее слово-название.

Задачи сенсорного воспитания.

Сенсорное развитие ребенка первого года жизни. Маленький ребенок, начиная открывать окружающий мир, впитывает в себя потоки сенсорной информации. В этот период жизни необходимо предоставлять малышу богатые и разнообразные внешние впечатления, развивать внимание к свойствам предметов. Обеспечивая приток новых впечатлений, сенсорное воспитание способствует не только развитию органов чувств, но и общему физическому и психическому развитию ребенка. Известно, что при недостатке впечатлений младенцы испытывают «сенсорный голод», ведущий к задержкам общего развития.

Сенсорное развитые ребенка 2—3 лет. В этот период жизни ребенка задачи сенсорного воспитания существенно усложняются. Хотя малыш еще не готов к усвоению сенсорных эталонов, у него начинают накапливаться представления о цвете, форме, величине и других свойствах предметов. Важно, чтобы эти представления были достаточно разнообразными. В этом возрасте нужно познакомить ребенка с цветом (красный, синий, желтый, зеленый, оранжевый, фиолетовый, черный и белый), формой предметов (круг, квадрат, треугольник, овал, прямоугольник), звуками окружающего мира (детские музыкальные инструменты, музыкальные произведения, человеческая речь различной громкости) и т.д. Но при этом не следует добиваться от малыша запоминания и употребления слов, обозначающих свойства предметов. Главное, чтобы он умел учитывать эти свойства вовремя действий с предметами.

В раннем возрасте можно проводить специальные занятия по сенсорному развитию детей. Основная задача таких занятий — накопление разнообразного сенсорного опыта, который па следующих этапах обучения позволит систематизировать накопленные знания, приобрести новые, а также использовать их в разнообразных ситуациях.

Сенсорное развитие ребенка старше трех лет. Начиная с 3 лет основное место в сенсорном воспитании детей занимает ознакомление их с общепринятыми сенсорными эталонами и способами их использования. При этом сенсорное развитие происходит как во время специальных занятий, так и в повседневной жизни. Например, знания о цвете, форме и положении предметов в пространстве закрепляются, расширяются и уточняются на занятиях изобразительной деятельностью (рисование, лепка, аппликация) и в процессе конструирования; представления о величине и количестве предметов — на занятиях по формированию элементарных математических представлений и т. д. Осязание, вкус и обоняние продолжают развиваться в повседневной жизни.

Усвоение сенсорных эталонов — длительный и сложный процесс, не ограничивающийся рамками дошкольного детства.

Особенности занятий с детьми раннего возраста.

Внимание детей раннего возраста имеет непроизвольный характер. Малыши действуют спонтанно, их невозможно заставить слушать, смотреть, если им это неинтересно. Эти особенности возраста не позволяют строить занятие с детьми только на основе беседы или показа обучающего материала. Авторитет взрослого также не может побудить малышей к действиям, которые им неинтересны.

В работе с детьми раннего возраста необходимо использовать такие игры, в процессе которых изучаемый признак предмета становится для них по-настоящему значимым. Этого можно добиться:

1) подбирая специальные дидактические игрушки, в основе которых заложен обучающий принцип (например, пирамидки и матрешки учат дифференцировать предметы по величине; рамки Монтессори и доски Сегена учат на практике учитывать такое свойство предметов, как форма);

2) организуя веселые подвижные игры с использованием разнообразных игрушек, в которых невозможно достичь цеди без учета определенного признака предмета. Кроме этого, следует помнить и о том, что малыши предпочитают практические действия с реальными игрушками и предметами.

Придерживаясь той точки зрения, что ребенку необходимо познать самые разные свойства предметов, материалов и явлений, узнать мир во всем его разнообразии, в данном пособии мы представляем материал как по развитию зрительного восприятия, так и по развитию слуха и осязания. Развитие обоняния и вкуса обычно происходит спонтанным образом в ходе режимных моментов, в различных бытовых ситуациях.

Представленный в книге материал можно использовать довольно гибко, дополняя его новыми заданиями. Кроме того сами дети часто придумывают и предлагают интересные варианты проведения игр.

Занятия на развитие зрительного восприятия.

Занятие «Солнечный зайчик».

Цели. Развивать зрительные ощущения, формировать представления о свете и темноте.

Материалы. Зеркальце.

                                                        Ход занятия:

Выбрав момент, когда солнце заглядывает в окно, поймайте с помощью зеркальца лучик и обратите внимание малышей на то, как солнечный зайчик прыгает по стене, потолку, стульям и т. д. Затем предложите детям дотронуться до светового пятна — поймать солнечного зайчика. При этом сначала передвигайте луч плавно, затем быстрее.

Проводите игру в безопасном месте, чтобы дети не наталкивались на мебель и другие предметы.

Если малышам понравится игра, предложите кому-нибудь из детей роль ведущего, а сами вместе с ребятами ловите солнечного зайчика.

Занятие. «Тени на стене».

Цели. Развивать зрительные ощущения, формировать представления о свете и темноте.

Материалы. Настольная лампа.

                                                       Ход занятия:

Вечером, когда стемнеет, включите настольную лампу, направьте ее свет на стену (лучше светлой однотонной окраски) и покажите малышам несколько простых фигур. Например:

«Дерево». Поднимите прямую руку вверх, растопырьте пальцы; пошевелите пальцами и покачайте рукой из стороны в сторону («подул ветер, и дерево закачалось»).

«Собака». Соедините вместе выпрямленные пальцы. Сдвигая и раздвигая средний и безымянный пальцы (или мизинец), изобразите, как лает собачка.

«Птица». Выпрямленные ладони рук скрестите в районе запястий — получится птица с расправленными крыльями. Двигая руками вверх и вниз, изобразите, как летит птица.

«Гусь». Соедините вместе выпрямленные пальцы, большой палеи должен быть противопоставлен остальным. Сдвигая и раздвигая пальцы, изобразите, как гусь открывает и закрывает клюв, щиплется. Можно показать двумя руками, как дерутся гуси.

«Заяц». Сожмите пальцы руки в кулак, затем выпрямите указательный и средний пальцы и пошевелите ими («заяц шевелит ушками»). Изобразите, как зайчик скачет, танцует.

 Занятие «Фонарик».

Цели. Развивать зрительные ощущения, формировать представления о свете и темноте.

Материалы. Электрический фонарик.

                                                    Ход занятия:

Когда стемнеет, походите вместе с детьми по темной комнате, освещая ее лучом фонарика. Путешествуя с детьми по группе, заглядывайте в темные углы, рассматривайте окружающие предметы. Затем передайте фонарик ребенку, пусть теперь он ведет за собой остальных малышей.

Занятия на развитие цветового восприятия.

Занятие «Цветная вода».

Цели. Знакомить детей с цветами.

Материалы. Акварельные краски, кисточки, пластиковые стаканы, вода.

                                                                 Ход занятия:

В ряд расставьте на столе стаканы и наполовину наполните их водой. Обмакните кисточку в краску одного из основных цветов и разведите ее в стакане с водой. Комментируя свои действия, постарайтесь привлечь внимание детей. Таким же образом разведите остальные краски.

Раздайте детям краски, кисточки и стаканы с водой (сначала по одному стакану). Пусть дети выберут понравившиеся краски и разведут их воде. Если им захочется продолжить игру, можно поменять воду и предложить развести другую краску.

На следующих занятиях можно давать малышам по несколько стаканов с водой, предлагать смешивать две-три краски в одном стакане с целью получения нового цвета, делать растворы разной концентрации, чтобы увидеть разные оттенки одной краски.

Занятие «Цветные кубики».

Цели. Учить сравнивать цвета по принципу «такой — не такой», подбирать пары одинаковых по цвету предметов.

Материалы. Пары разноцветных кубиков (красные, желтые, синие, зеленые).

Ход занятия:

Разложите кубики на ковре. Затем возьмите один кубик и покажите детям: «Вот какой кубик я выбрала. Давайте найдем такой же кубик».

Возьмите кубик контрастного цвета и приложите к выбранному кубику. Таким же образом прикладывайте другие кубики, пока цвет кубиков не совпадет. Комментируйте свои действия: «Такой? Нет, не такой. И этот тоже не такой. Вот этот такой. Одинаковые кубики».

Затем раздайте нескольким детям кубики разных цветов и предложите найти им пары.

В следующий раз увеличьте число кубиков каждого цвета и попросите детей найти вес кубики заданного цвета. Со временем можно ввести дополнительные цвета, например, оранжевый.

Занятие «Бегите ко мне!»

Цели. Учить детей находить предмет определенного цвета по образцу (зрительное соотнесение); развивать внимание.

Материалы. Флажки разных цветов или большие и маленькие картонные квадраты разных цветов (желательно двухсторонние).

                                                                       Ход занятия:

Раздайте детям флажки трех цветов и предложите побегать с ними по комнате. Затем поднимите красный флажок и громко скажите: «Бегите ко мне!» Дети с красными флажками должны подбежать к вам и поднять их вверх.

В следующий раз поднимите флажок другого цвета.

Эту игру можно усложнить, постепенно увеличивая количество флажков (до 4-6 цветов) или поднимая два флажка одновременно.

 Занятия и упражнения на развития восприятия величины.

 Занятие «Спрячь в ладошке!»

Цели. Познакомить с понятием величины.

Материалы. Предметы и игрушки разной величины (колечки, шарики, конфеты, резиновые игрушки и др.; по количеству детей).

Ход занятия:

Сначала раздайте детям маленькие шарики и предложите спрятать их в ладошках. Затем предложите таким же образом спрятать предметы разной величины, разложенные на подносе (каждый ребенок берет по одному предмету).

Подведите итог игры: «Маленькие предметы можно спрятать в ладошках, а большие нет».

Занятие «Покормим кукол».

Цели. Знакомить с величиной в ходе практических действий с предметами, с понятиями большой, маленький, средний по величине.

Материалы. Миски-вкладыши одного цвета; большая и маленькая ложки; большая и маленькая куклы.

Ход занятия:

Возьмите два вкладыша, резко различающиеся по величине, и предложите ребенку накормить большую и маленькую кукол. Подберите куклам тарелки и ложки подходящей величины: «Большая кукла ест из большой тарелки большой ложкой. А маленькая кукла ест из маленькой тарелки маленькой ложкой. Давай покормим кукол. Теперь пошли гулять».

Усложняя игру, можно предложить ребенку три вкладыша-миски и три ложки разного размера и разыграть сюжет сказки «Три медведя». Также в тарелки можно класть еду разного размера.

Занятие «Большие и маленькие кубики».

Цели. Обучать умению сравнивать предметы по величине методом зрительного соотнесения; сортировать предметы двух резко различающихся размеров; учить понимать и использовать в речи понятия: большой, маленький, такой же, одинаковый по величине.

Материалы. Разноцветные кубики, резко различающиеся по размеру; большое и маленькое ведерки.

 Ход занятия:

Перед началом занятия положите большие и маленькие кубики в соответствующие по размеру ведерки Покажите малышам ведро с большими кубиками, предложите достать их и поиграть с ними: «Какое большое ведро. А в ведре лежат большие кубики — вот такие».

Затем покажите детям маленькое ведерко, пусть они достанут маленькие кубики и поиграют с ними: «А вот маленькое ведерко. В нем лежат маленькие кубики — вот такие. Поиграйте с кубиками. Сравните маленький кубик с большим. Поставьте их рядом».

Когда дети поиграют с кубиками, предложите сложить их обратно в ведерки соответствующей величины. Раздайте малышам по одному или по два (большой и маленький) кубика и попросите положить их в нужное ведерко.

Подобную игру можно организовать и с другими игрушками: большим и маленьким грузовиками, большими и маленькими брусками, шариками и т. п.

 

Занятия по обучения на развитие различия  количество предметов.

Занятие «Зайцы и лиса».

Цели. Учить детей различать количество предметов, познакомить с понятиями один, много, ни одного; развивать внимание.

     Материалы. Шапочка лисы (или маска), хвост лисы, бубен.

Ход занятия:

Наденьте рыжую шапочку (маску) и прицепите хвост. Объясните детям правила игры: «Много маленьких пушистых зайчиков скачет по полянке. Но вот зазвучал бубен. Это приближается лиса. Все зайцы быстро разбегаются и прячутся кто куда. Кто не успеет спрятаться, того лиса поймает и унесет с собой в лес».

Дети прыгают, изображая зайцев. Через некоторое время ударьте в бубен. Дети прячутся, а лиса приходит на полянку и ищет зайцев: «Куда же подевались зайцы? Было много, а теперь ни одного...»

Лиса уходит, и игра повторяется.

По окончании игры подведите итог: «Хотя зайцев много, а лиса одна, им с ней не справиться, потому что лиса — хитрая охотница. Поэтому лучше от лисы спрятаться. Было много зайцев, а теперь ни одного».

В следующий раз роль водящего можно предложить кому-нибудь из детей.

Занятие «Собираем шишки».

 Цели. Учить детей различать количество предметов; познакомить с понятиями много, мало. Материалы. Две корзинки или две коробки; шишки.

Ход занятия:

Обратите внимание ребенка на разбросанные на полу шишки и попросите его помочь собрать их. Положите в свою корзинку 2-3 шишки, а малышу предложите собрать остальные.

В конце игры подведите итог; «Ты собрал много шишек. Молодец! А сколько у меня шишек? Мало».

Занятие «Картинки».

   Цели. Учить умению различать количество предметов на картинках; закреплять понятия, служащие для обозначения количества: мало, много, один, ни одного, поровну.

Материалы. Картинки.

                        Ход занятия:

Примеры картинок:  

  • яблоки в ящиках;
  • шишки на елках;
  • котята в корзинке;
  • автобусы с людьми;

          звезды и луна;

  • тарелки с едой;
  • банки с жидкостью и т. п.

Рассмотрите вместе с детьми картинки: «Посмотрите, на этих картинках котята. Сколько здесь котят? Правильно, один котенок. А в этой корзинке сколько котят? Много котят!»

«Давайте порисуем! Что будем рисовать? Можно нарисовать звездное небо. Сколько сейчас звезд на небе? (Покажите картинку.) Ни одной. А теперь? Одна звездочка. А сейчас? Много звезд!»

«Посмотрите, на этой картинке малыши пьют лимонад. Сколько лимонада в этих стаканах? Много лимонада. А в этом стакане мало лимонада. А в этом стакане? Пусто, выпили весь лимонад. А теперь найдите и покажите стаканы, в которых лимонада поровну».

Развитие на восприятия расположения в пространстве.

Занятие «Возьми игрушку».

Цели. Знакомить с пространственными отношениями, выраженными словами: далеко, близко, дальше, ближе, рядом; развивать глазомер; учить определять направление, в котором находится предмет.

Материалы. Различные предметы и игрушки.

Ход занятия:

Предложите двум малышам сесть за стол и дайте им по игрушке. Дайте им возможность поиграть с игрушками. Затем попросите детей закрыть глаза и положите игрушки на стол в пределах досягаемости. Пусть малыши откроют глаза

и возьмут игрушки, не вставая со стульев. В следующий раз сначала положите одну игрушку в пределах досягаемости, а другую чуть дальше, затем обе игрушки расположите так, чтобы их было не просто достать.

В конце игры подведите итог: «Игрушки лежат далеко, поэтому их трудно достать. Я подвинула игрушки — теперь они близко и можно легко дотянуться до них».

Занятие «Прячьтесь в домик!»

Цели. Знакомить с пространственными отношениями, выраженными словами: внутри, снаружи.

Материалы. Игрушечный домик.

Ход занятия:

Домик для игры можно сделать самостоятельно из предметов мебели и покрывал. Для индивидуальной игры можно использовать большую коробку или шкаф.

По вашей команде: «Внутрь», «Наружу» — дети прячутся в игрушечный домик или вылезают из него.

Занятие «Возьми в руку!»

Цели. Знакомить с пространственными отношениями, выраженными словами правый, левый, справа, слева.

Материалы. Различные предметы и игрушки.

Ход занятия:

Разложите на столе различные предметы и предложите ребенку по команде взять их в определенную руку, например: «Возьми ложку в правую руку, а книжку в левую».

Существуют распространенные приемы, помогающие детям различать правую и левую руки:

  • если ребенок правша, напомните ему, что правая рука —это та рука, в которой он держит ложку, когда ест суп или кашу; к кофточке малыша с левой стороны пришейте красное сердечко, объяснив, что у людей сердце находится слева;

предложите ребенку надеть на правую руку браслет на резинке или колечко на палец — так ему будет легче ориентироваться

 

Развитие восприятия целостного образа предмета.

 

Занятие «Найди свою игрушку».

Цели. Учить узнавать знакомые предметы среди других; развивать внимание и память.

Материалы. Разнообразные игрушки.

Ход занятия:

Раздайте детям по игрушке и предложите поиграть с ними (меняться игрушками в этой игре нельзя). Затем попросите малышей поставить игрушки на стол, добавьте к ним несколько новых предметов, перемешайте их и накройте салфеткой. Через минуту откройте игрушки и предложите детям найти среди них свои: кто найдет игрушку, может поиграть с ней (чужую игрушку брать нельзя).

Дети по одному подходят к столу и берут свои игрушки. При необходимости с помощью наводящих вопросов помогите малышам вспомнить, с какими игрушками они играли.

Можно также предложить детям найти свои игрушки в куче других на полу среди расставленных на стеллаже игрушек, в шкафу, в большой коробке. Развивая память, можно отсрочить поиск игрушек и попросить детей найти их через 5-10 минут.

Занятие «Найди свое место».

Цели. Учить узнавать знакомые предметы среди других; развивать внимание и память.

Материалы. Разнообразные игрушки или предметы.

Ход занятия:

Предложите детям сесть на стулья, расставленные в ряд, и дайте каждому малышу по игрушке. Пусть ребята рассмотрят игрушки, поиграют с ними. Затем предложите детям по сигналу разбежаться по комнате, оставив игрушки на стульях, и так же по сигналу вернуться на свои места, ориентируясь на игрушки. Дети, которые остались без места, выбывают из игры. Игра повторяется 2—3 раза.

Со временем игру можно усложнить: пока дети бегают, поменяйте местами 2-3 игрушки.

         

Занятие «Предметы и картинки».

Цели. Учить узнавать знакомые предметы на картинках; развивать внимание.

Материалы.  Игрушки и картинки с их изображениями.

Ход занятия:

Игру можно проводить как индивидуально, так и с группой детей. Расставьте на столе игрушки, а детям раздайте карточки с их изображениями. Затем предложите малышам подобрать картинки к соответствующим игрушкам.

Дети по очереди выбирают игрушки ,кладут рядом картинки.

В конце игры вместе с детьми проверьте правильность выполнения задания.

Развитие слухового восприятия.

Занятие «Постучим, погремим!»

Цели. Развивать слуховое внимание, восприятие на слух звуков, которые издают различные предметы.

Материалы. Различные предметы и материалы (бумага, полиэтиленовый пакет, ложки, палочки и др.).

Ход занятия:

Игра проводится на полу или за столом.

Познакомьте детей с разнообразными звуками, которые получаются при манипуляции с предметами: постучите деревянным молоточком, помните или порвите лист бумаги, пошуршите газетой, пакетом, ударьте деревянными или металлическими ложками друг о друга, проведите палочкой по батарее, уроните карандаш на пол и т. п.

Через некоторое время предложите малышам послушать звуки с закрытыми глазами и угадать, какие предметы их издают. (Можно производить звуки за ширмой.)

Можно пригласить ребенка в центр комнаты и производить звуки у него за спиной. Ребенок должен показать предмет — источник звука. Остальные дети внимательно следят за ходом игры и проверяют правильность ответа. Затем приглашают следующего игрока.

Сначала нужно договориться с детьми о том, какие предметы будут использоваться в игре. В дальнейшем можно использовать любые предметы, находящиеся в комнате. Время от времени меняйтесь с детьми ролями, предлагая кому-нибудь из малышей роль ведущего.

Занятие  «Тук-тук!»

Цели. Развивать слуховое внимание.

 Материалы. Кукла и другие игрушки.

Ход занятия:

Сядьте вместе с детьми за стол, предварительно спрятав под него игрушки. Незаметно постучите пальцем о край стола и скажите: «Тук-тук! Что за стук? Кто-то к нам в гости пришел! Кто там? Это кукла! Заходи, кукла, к нам в гости».

Скажите детям, что должны прийти еще и другие гости, поэтому надо внимательно слушать, когда раздастся стук в дверь: «Я буду ГОТОВИТЬ угощение, а вы внимательно слушайте: когда раздастся стук в дверь, спросите: „Кто там?"»

Расстояние от источника звука до детей, а также силу стука можно постепенно менять.

Эту игру можно провести и с участием второго взрослого или ребенка постарше. В этом варианте игры взрослый или ребенок стучит в дверь и приводит с собой игрушку.

Занятие «Узнай по звуку».

Цели. Развивать слуховое внимание; восприятие на слух звуков, которые издают различные звучащие игрушки.

Материалы. Звучащие игрушки (погремушки, свистульки, пищалки, колокольчики, трещотки и др.), ширма.

Ход занятия:

Покажите детям игрушки и предложите поиграть с ними. Пусть малыши извлекают из них звуки, пока не научатся четко дифференцировать их на слух.

Затем спрячьте игрушки за ширму. Предложите детям послушать звуки и угадать, какие предметы их издают (можно воспроизводить звуки за спиной у малышей или предложить им закрыть глаза). В зависимости от уровня развития речи и способностей дети могут показать игрушку или назвать ее.

В дальнейшем роль ведущего можно предложить кому-нибудь из детей.

           

Развитие осязания.

Занятие «Круглое и квадратное»

Цели. Развивать осязание; учить ощупывать предметы.

Материалы. Коробка с круглыми отверстиями для рук; кубики и шарики.

Ход занятия:

В начале игры предложите детям внимательно ощупать кубики и шарики. Для того чтобы сосредоточиться на ощущениях, можно предложить малышам ощупывать предметы с закрытыми глазами.

Затем сложите предметы в коробку и предложите ребятам поиграть. Попросите кого-нибудь из детей достать из коробки шарик, просунув руку в прорезь. Следующему ребенку предложите достать кубик и т. д.

В последующем можно класть в коробку кубики и шарики разной величины, сделанные из разных материалов.

Занятие «Прячем руки»

Цели. Развивать осязание; знакомить со свойствами различных круп.

Материалы. Крупы и бобовые (гречка, рис, горох и др.), миска, совок, маленькая игрушка.

Ход занятия:

Это занятие лучше проводить индивидуально или с небольшой группой детей.

В начале занятия объясните ребенку, что играть надо аккуратно, не рассыпая крупу. Насыпьте гречневую крупу в глубокую миску, опустите в нее руки и пошевелите пальцами. Затем предложите ребенку опустить руки в крупу: «Где мои руки? Спрятались. Давай и твои ручки спрячем. Пошевели пальчиками. Как приятно! А теперь потри ладошки друг о друга — немножко колется, да?»

Можно спрятать в крупу маленькую игрушку, а затем предложить ребенку найти ее. Во время поисков можно разгребать крупу ладонями или копать при помощи совочка.

             

Занятие «Помяли, пощипали!»

Цели. Развивать осязание, знакомить с различными пластичными материалами и их свойствами. Материалы. Тесто, пластилин, глина.

Ход занятия:

Знакомить детей с пластичными материалами удобно в ходе занятий лепкой.

Раздайте детям по кусочку теста, предложите подержать его в руках, помять пальчиками, отщипнуть несколько маленьких и больших кусочков. Эти действия познакомят детей с мягкой и пластичной фактурой материала.

В следующий раз предложите детям для изучения кусочки пластилина, затем — глину. Обратите внимание малышей на то, что разные материалы непохожи на ощупь и обладают различными свойствами.

При проведении занятия следует соблюдать меры предосторожности: на стол постелите клеенку, закатайте детям рукава и наденьте фартуки. Если кто-то из малышей не хочет брать в руки тесто или глину, потому что боится испачкаться, объясните ему, что потом руки можно помыть.

Основным средством сенсорного развития в процессе обучения являются занятия, на которых дети осуществляют ту или иную продуктивную деятельность. Но для выделения свойств, называния и определения их, сопоставления предметов по тем или иным свойствам, для обогащения сенсорного опыта используют дидактические игры и пособия. 
Задачи, которые решаются с помощью таких игр и пособий, должны быть тесно связаны с теми сенсорно-познавательными процессами, которые осуществляются на занятиях, в труде, в детских играх, в быту. Задача дидактической игры - в упорядочении, обобщении, группировке впечатлений, уточнении представлений, в различении и усвоении названий форм, цветов, величин, пространственных отношений, звуков.

Сенсорное воспитание и развитие ребенка, с одной стороны, имеет самостоятельное значение, т.к. обеспечивает получение отчетливых представлений об окружающем, с другой - составляет фундамент общего умственного развития, обладает собственным содержанием и методикой, раскрытие которых невозможно без обращения к другим сторонам деятельности и развития. В заключении следует отметить, что в результате сенсорного воспитания дети овладели способами чувственного познания мира, наглядно – образным мышлением произошло совершенствование всех видов детской деятельности, начала формироваться самостоятельность в познавательной и практической деятельности. Становится очевидным, что, создавая условия для формирования сенсорного опыта, решается важнейшая задача своевременного и полноценного развития ребенка. 

Библиографический список:

Вартан В. Н. Сенсорное развитие дошкольников. -Минск: БРГУ, 2007

Венгер Л.А. Воспитание сенсорной культуры ребенка от рождения до 6 лет. – М.: Просвещение, 1988. – 144с.

Я.А Анушко Сенсорное развитие детей раннего возраста 1-3.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья "ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ РАННЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА"

Взрослому необходимо учитывать, что первые знания становятся стержневыми в познании окружающего мира, сохраняя свою значимость и для последующего освоения действительности. Поэтому познавательное разв...

Статья "Эмоциональное развитие детей раннего дошкольного возраста"

Эмоционально-чувственная сфера человека развивается всю жизнь, особое значение имеет этап развития ее, приходящийся на период раннего детства. Более корректно, возможно, было бы говорить о постоянной ...

Статья "Познавательное развитие детей раннего дошкольного возраста"

В статье рассказано  о значимости развития памяти, логического мышления, речи, воображения, о важности позвательного развития детей раннего дошкольного возраста...

«Сенсорное развитие детей раннего дошкольного возраста»-статья

quot;Сенсорное развитие детей раннего дошкольнного возраста-разное...

Статья "Нетрадиционные праздники, как основа формирования эмоционального развития детей раннего дошкольного возраста"

Целью статьи, раскрыть важность развитие эмоциональной сферы детей раннего возраста, посредством проведения нетрадиционных праздников и развлечений....