Статья "Нетрадиционные праздники, как основа формирования эмоционального развития детей раннего дошкольного возраста"
статья

Кононова Елена Викторовна

Целью статьи, раскрыть важность развитие эмоциональной сферы детей раннего возраста, посредством проведения нетрадиционных праздников и развлечений.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл smart_praktika_kononova.docx26.79 КБ

Предварительный просмотр:

Нетрадиционные праздники, как основа формирования эмоционального развития детей раннего дошкольного возраста.

Эмоции – это то, что делает нас людьми.

Живыми людьми.

 Сознавайте свои чувства и

используйте их и мысли на благо себе,

 а не во вред.

(Роберт Киосаки)

Чувства и эмоции играют очень важную роль в жизни каждого человека. Эмоционально-чувственная сфера человека развивается всю жизнь, но особое значение имеет этап развития, приходящийся на период раннего детства.

В раннем возрасте у детей активно развиваются все психические процессы: восприятие, внимание, память, мышление, воображение и речь. В этот период происходит формирование основных качеств личности,  идет изучение разнообразных чувств,  ребенок учиться распознавать и верно показывать свои переживания, чувства. Ранний дошкольный период  это наиболее благоприятное время для всестороннего развития ребенка. Поэтому данный возраст  требует разнообразия средств,  методов и форм для полноценного эмоционального развития ребенка.

Необходимость педагогического участия взрослого в эмоциональном развитии детей обозначена в результатах освоения основной образовательной программы детского сада в соответствии с ФГОС. Средством достижения этих результатов может стать одна из эффективных форм эмоционального развития – нетрадиционные праздники. Нетрадиционный праздник – это праздник для души. Такие праздники своей неожиданностью и необычностью вызывают у детей эмоциональный подъем, расширяют кругозор, развивают воображение.

Целью моего опыта является развитие эмоциональной сферы детей раннего возраста посредством проведения нетрадиционных праздников и развлечений.

Через праздники и развлечения решаются такие задачи как:

- создание благоприятных условий для эмоционального развития детей;

- формирование умения находить способы улучшения настроения;

- создание поддерживающей, доброжелательной атмосферы помощи, сотрудничества;

- активизация творческих возможностей, способностей к самопознанию и самосовершенствованию;

- привлечение родителей к жизни детского сада.

       Нетрадиционный праздник - это важная часть в жизни ребенка, которое всегда с нетерпением ждут дети, он делает жизнь детского сада яркой и богатой эмоциями, помогают сделать ее незабываемой, позволяет расслабиться. Так же нетрадиционный праздник – это речевая среда, которая так необходима детям, он раскрывает богатейшие возможности всестороннего развития ребенка, расширяют его знания об окружающем мире.

Организуя праздничные мероприятия, я стараюсь создать условия для эмоционального комфорта детей, ощущения ими радости детства, укрепления детского коллектива,  общение. Одним из правил, которого я придерживаюсь – вовлечение в подготовку и проведение праздника всех участников образовательного процесса. Так же занимаясь  подготовкой  каждого нетрадиционного праздника важно ориентироваться на интересы каждого  ребенка и группы детей, для которых и готовится этот праздник.

   Хорошая подготовка, продуманный сценарий, четкая организация — все это определяет поведение и настроение каждого ребенка на празднике. Дети должны быть радостными, веселыми, держаться свободно и непринужденно. Однако не следует допускать безудержного веселья, которое слишком возбуждает детей. Подготовка, как и проведение праздников и развлечений служат эмоциональному развитию детей.

При планировании и проведении праздника придерживаюсь следующих принципов:
1. Максимально вовлекать детей в музыкальную, творческую деятельность на мероприятиях.
2. Основой детского эмоционального настроя сделать «занимательность», а не «развлекательность».
3. Развивать коммуникацию детей, обеспечивать взаимопонимание между всеми участниками мероприятия, в том числе родителями.
4. Дифференцировать детей по склонностям и способностям.
5. Позитивно оценивать проявленные результаты детского творчества.
В своей работе, я стараюсь учитывать все эти принципы, что способствует в дальнейшем получить ожидаемый результат.

Подготовка праздника длительный, целенаправленный процесс, который включает в себя, разные методы, формы и методы реализации:

  • Каждый сценарий подробно продумываю.  Сценарий должен соответствовать возрастным и индивидуальным возможностям детей, быть построенным на речевом и музыкальном материале.  В основе каждого праздника должна быть игра, которая в основном несет  развлекательный характер.  Праздник начинаю с сюрпризного момента, сценарий  отражает единую игровую тему.  Интересный сюжет, зрелищные моменты должны чередоваться с активными действиями детей, и познавательным материалом.  
  • Подбираю подходящую музыку. Музыка должна соответствовать теме праздника, играм, не быть слишком громкой, не должна будоражить детей, и должна соответствовать возрасту детей. Значимую роль так же играют звуковые и шумовые эффекты.
  • Перед каждым нетрадиционным праздником, я провожу беседу с детьми, чему посвящен праздник, кто придет в гости, так же беседуем о правилах поведения.
  • Для каждого праздника необходимо подготовить соответствующие атрибуты и декорации в соответствии с тематикой нетрадиционного праздника. Это может проявляться в украшении помещения, так же в костюмах детей, взрослых, героев.
  • Дети раннего возраста, не могут самостоятельно петь, плясать, исполнять даже маленькие роли, поэтому роль взрослых на празднике очень важна, поэтому нужны неоднократные консультации и репетиции предстоящего мероприятия, на которых взрослые отрабатывают речь, интонационную выразительность, движения.
  • Для формирования тесного сотрудничества и интереса родителей к жизни ДОУ, привлекаю их в помощи реализации праздника, они помогают создавать атрибуты и декорации, придумывать поощрения и угощения для детей. Родители  могут вносить свои предложения, идеи, задумки в сценарий, так же родители могут быть назначены на роли героев.
  • Для того чтобы праздник прошел успешно, соблюдаю четкий алгоритм:
    1. Организованное начало праздника:

-сюрпризный момент;

- художественное слово;

- мотивация;
2. Основная часть:

- игры, игровые ситуации;

- рассматривание предметов;

 наглядно-слуховые, наглядно-зрительные методы,
3. Заключительная:

- вопросы;

- рассуждения;

- рефлексия;

- самооценка.

В результате моего опыта,  по формированию эмоционального развития детей раннего возраста мною были проведены нетрадиционные праздники:

 «День бантиков»

«День Рождения Снеговика»

«Святочные гадания»

«День Нептуна»

«Мы стали на год старше»

«День летних именинников»

 Данные мероприятия повысили уровень эмоционального развития детей, что способствует полноценному развитию личности. Дети стали эмоционально отзывчивы, у них проявляются эстетические чувства, основы художественной культуры. Так же развивается коммуникативное поведение, и это обеспечивает взаимопонимание между всеми участниками мероприятия.

 Мои воспитанники начали самостоятельно с родителями подбирать и рассказывать стихи, соответствующие тематики праздника. Многие родители с большим удовольствием стали принимать участие в подобных мероприятиях, видя, как радуется их ребенок.

Каждый ребенок является яркой индивидуальностью, и наша задача как педагогов, организовать оптимальную для его возраста, состояния здоровья и эмоционального комфорта форму досуговой деятельности. А так же стараться, чтобы каждый ребенок, и их родители, несли ответственность за какую — либо часть праздника, для пробуждения в родителях желания сотрудничать, сопереживать, любить вместе с детьми.
        Продолжая работать над темой «Нетрадиционные праздники, как основа формирования эмоционального развития детей раннего дошкольного возраста»,  буду стараться добиться поставленных перед собой целей и задач, расширять свои знания и умения по этой теме. Продолжать развивать музыкальные и творческие способности детей.

Используемая литература:

1. Алпарова Н.Н. и др.  «Музыкально-игровой материал для дошкольников и младших школьников».

2. Баранова, В. М. «Нетрадиционные праздники в детском саду» (из опыта работы)

3. М.Б. Зацепина « Культурно-досуговая деятельность в детском саду.» программа и методические рекомендации.

4. Н. Н. Шуть  «Организация детских праздников».

5. Ходаковская З.В. «Праздники для детей раннего возраста» сценарии для детей раннего возраста.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект открытого музыкального занятия по формированию эмоционального развития детей старшего дошкольного возраста «Зимняя сказка»

                              ГБДОУ детский сад № 25 Петродворцового района г Санкт - Петербург...

Статья "Эмоциональное развитие детей раннего дошкольного возраста"

Эмоционально-чувственная сфера человека развивается всю жизнь, особое значение имеет этап развития ее, приходящийся на период раннего детства. Более корректно, возможно, было бы говорить о постоянной ...

Эмоциональное развитие детей раннего дошкольного возраста.

    Эмоционально-чувственная сфера человека развивается всю жизнь, особое значение имеет этап развития ее, приходящийся на период раннего детства. Важно, чтобы воспитатели...

Музыкально - ритмические движения - как средство эмоционального развития детей раннего дошкольного возраста.

В данной статье речь пойдёт о различных музыкально - ритмических играх и упражнениях,  благотворно влияющих на психоэмоциональное здоровье малышей, которые только - только начали посещатьдетский ...

Эмоциональное развитие детей раннего дошкольного возраста (из опыта работы)

Вся радость жизни умещается в улыбке ребенка. Василий Сухомлинский...

Эмоциональное развитие детей раннего дошкольного возраста.

Эмоции – особый класс субъективных психологических состояний, отражающих в форме непосредственных переживаний, ощущений приятного или неприятного, отношения человека к миру и людям, процесс и ре...

Эмоциональное развитие детей раннего дошкольного возраста (из опыта работы)

АктуальностьЭмоциональное развитие дошкольников – целенаправленный педагогический процесс, тесно связанный с личностным развитием детей, с процессом их социализации и творческой самореализации, ...