Статья "Познавательное развитие детей раннего дошкольного возраста"
статья
В статье рассказано о значимости развития памяти, логического мышления, речи, воображения, о важности позвательного развития детей раннего дошкольного возраста
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 32 КБ |
Предварительный просмотр:
Познавательное развитие детей раннего дошкольного возраста
В первые три года жизни у ребенка отмечается интенсивное развитие всех органов и систем. Быстро совершенствуется деятельность всех органов чувств, зрительные и слуховые восприятия. Огромное значение для всей будущей жизни ребенка имеет познавательное развитие.
Когда же начинается познавательное развитие? С первых дней жизни малыша, с первого прикосновения мамы, с первого нежного слова. Для ребенка очень важно общение с близкими, от них он получает первые знания о языке, о главных понятиях. Уже в два-три месяца ребенок манипулирует игрушками, подключается моторика, оказывающая непосредственное влияние на познавательное развитие. Вскоре малыш начинает познавать окружающий его мир посредством игры. Очень важно, как можно раньше стимулировать ребенка к творчеству - к лепке, аппликации, рисованию, конструированию. Тогда дошкольник будет готов к обучению, к продуктивной деятельности, к самостоятельному познанию окружающего мира.
В раннем возрасте нельзя дать ребенку систему знаний. В процессе познавательного развития у него формируются первичные представления о предметах ближайшего окружения (их названии, назначении, действиях с ними, качествах и признаках, о способах различения и группировки), о наиболее ярких природных явлениях (тепло - холодно, снег, дождь, ветер, светит солнышко, темно - вечер), некоторых видах растений (трава, цветы, куст, дерево), их частях (ветка, лист), представления о некоторых животных, фруктах, овощах, процессах и явлениях, с которыми ребенок встречается в детском саду и по пути домой (труд взрослых, транспорт).
Основной задачей познавательного развития является формирование памяти, внимания, мышления. Осуществляется это путем правильной организации деятельности детей в играх, на занятиях, в быту. Здесь очень важна систематичность применения и постепенность усложнения обучающих воздействий.
Проследим это на примере формирования внимания и мышления. На втором году жизни важно развивать сосредоточенность, внимание до того, как увидят предмет, ориентируясь на словесную установку воспитателя, проводящего занятие: «Посмотрим, что у нас в мешочке». Или: «Послушаем, кто к нам пришел». В конце второго, на третьем году с помощью приемов наглядно-действенного обучения важно формировать у детей все компоненты внимания. Тогда малыши будут способны не только слушать объяснения, следить за показом, но и удерживать на этом внимание, что поможет им построить, нарисовать то, что нужно. Сначала детей приучают группировать (объединять под общим названием) однородные предметы: «Это кукла... и это... и это»,— отвлекаясь от несущественных признаков (размера куклы, цвета ее платья). Потом, используя приемы наглядно-действенного обучения, например, поручение покормить рассматриваемую птичку, у детей формируют такой важный компонент мышления, как способность к элементарным суждениям, типа: «У всех птичек есть клюв. Все птички клюют».
Познавательное развитие дошкольников включает в себя следующие цели: понимание окружающих нас явлений и понятий, развитие памяти, логического мышления, речи, ощущений, воображения, развитие любознательности и способности к обучению.
Период дошкольного возраста – это то время, когда ребенок ежедневно, ежеминутно получает новые знания, представления. Но эти знания будут поверхностны при отсутствии систематизации. Умственные способности ребенка нуждаются в воспитании так же, как и эмоциональные или физические, и также нуждаются в организованном подходе со стороны родителей и воспитателей.
При познавательном развитии дошкольника важен индивидуальный подход, а также правильное распределение нагрузки. Ребенок не должен скучать во время занятий, нужно учитывать как возраст, так и темперамент малыша. Умственное развитие детей осуществляется в процессе разнообразной деятельности. Организуя ее, персонал оборудует группы пособиями и игрушками, заботится о том, чтобы дети получали разнообразные впечатления, обучает детей и вместе с тем дает им возможность проявить самостоятельность, посильную активность в действиях, движениях, речи.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Картотека игр по сенсорному развитию детей раннего дошкольного возраста
Под гармоничным развитием понимается такое единство развития различных качеств личности, при котором происходит их взаимосодействие, в результате чего, развитие каждого из этих качеств, способствует э...
Сенсомоторное развитие детей раннего дошкольного возраста через устное народное творчество
из опыта работы...

Программа дополнительного образования по психолого – педагогическому развитию детей раннего дошкольного возраста (1,5 – 3 года) «Развивай – ка!»
Пояснительная записка Дошкольный возраст – это важный этап в развитии психики ребенка, который создает фундамент для формирования новых психических образований, что будут развиваться в проц...

Проект как форма планирования образовательной деятельности с детьми дошкольного возраста по познавательному развитию "Сенсорное развитие детей раннего дошкольного возраста"
Система, направленная на восприятие окружающего мира, называется сенсорной (чувствующей), а формированию полноценного восприятия окружающего мира служит сенсорное воспитание....

2022г. Самообразование «Речевое развитие детей раннего дошкольного возраста в условиях реализации ФГОС дошкольного образования».
Основная цель речевого развития в условиях реализации ФГОС ДО – развитие свободного общения с взрослыми и детьми, овладение конструктивными способами и средствами взаимодействия с окру...

Педагогический проект для детей раннего возраста “Художественно – эстетическое развитие детей раннего дошкольного возраста посредством использования нетрадиционного вида рисования пальчиками и ладошками «Волшебные ручки”
Цель проекта:Формирование у детей раннего дошкольного возраста интереса к изобразительной деятельности, развитие художественно-творческих способностей....

Организация условий для развития детей раннего дошкольного возраста в рамках реализации регионального проекта "Поддержка семей, имеющих детей"
Данный материал опубликован в сборнике статей Гражданской ассамблеи Красноярского края "Компетентное родительство: подготовка, развитие, поддержка" сборник статей / сост. Ж.С. Тимошкова, Н.Ф...