Проект самообразования на тему «Сенсорное развитие детей раннего дошкольного возраста» на 2016-2017 учебный год
учебно-методический материал (младшая группа) на тему
Предварительный просмотр:
Муниципальное Автономное Дошкольное Образовательное Учреждение
Детский сад №2 «Улыбка»
г. Сысерть
Проект самообразования на тему «Сенсорное развитие детей раннего дошкольного возраста» на 2016-2017 учебный год
Воспитатель
Плотникова Дарья Сергеевна
Сысерть 2016 г.
Актуальность выбранной темы
«Сенсорное развитие детей раннего дошкольного возраста»
для работы по самообразованию педагога
Сенсорное воспитание – это развитие восприятия ребенка и формирование его представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве, запахе, вкусе и так далее. С восприятия предметов и явлений окружающего мира и начинается познание.
Сенсорное развитие является условием успешного овладения любой практической деятельностью. А истоки сенсорных способностей лежат в общем уровне сенсорного развития достигаемого в младшем дошкольном возрасте. Период первых 3-х лет – период наиболее интенсивного физического и психического развития детей. В этом возрасте при соответствующих условиях у ребенка развиваются различные способности: речь, совершенствование движений. Начинают формироваться нравственные качества, складываться черты характера. Обогащается сенсорный опыт ребенка посредством осязания, мышечного чувства, зрения, ребенок начинает различать величину, форму и цвет предмета.
Возраст раннего детства наиболее благоприятен для совершенствования деятельности органов чувств, накопления представлений об окружающем мире.
Значение сенсорного воспитания состоит в том, что оно:
- является основой для интеллектуального развития;
-упорядочивает хаотичные представления ребенка, полученные при взаимодействии с внешним миром;
- развивает наблюдательность;
- готовит к реальной жизни;
- позитивно влияет на эстетическое чувство;
- является основой для развития воображения;
- развивает внимание;
-дает ребенку возможность овладеть новыми способами предметно-познавательной деятельности;
- обеспечивает усвоение сенсорных эталонов;
- обеспечивает освоение навыков учебной деятельности;
- влияет на расширение словарного запаса ребенка;
- влияет на развитие зрительной, слуховой, моторной, образной и др. видов памяти.
Сенсорное воспитание на втором и третьем году жизни заключается, прежде всего, в обучении детей предметным действиям, требующим соотнесения предметов по их внешним признакам: величине, форме, положению в пространстве. Овладение знаниями о внешних свойствах предметов достигается путем соотнесения их между собой (так как на этом этапе дети еще не владеют эталонными представлениями). Специально организованные занятия с дидактическим материалом, дидактическими игрушками, предметами-орудиями и строительным материалом являются основной формой работы по сенсорному воспитанию детей второго-третьего года жизни.
Сенсорное воспитание детей раннего возраста осуществляется в тех формах педагогической организации, которые обеспечивают формирование сенсорных способностей как действенной основы общего развития ребенка.
В качестве средств сенсорного воспитания у детей раннего и младшего дошкольного возраста используются: дидактические игры и упражнения, изобразительная деятельность (рисование, лепка, аппликация), конструирование и др.
Дидактические игры учитывают возрастные, нравственные мотивы деятельности играющих, принцип добровольности, право самостоятельного выбора, самовыражение.
Основная особенность дидактических игр – обучающая. Соединение в дидактических играх обучающей задачи, наличие готового содержания и правила дает возможность воспитателю более планомерно использовать эти игры для умственного воспитания детей. Они создаются взрослыми в целях воспитания и обучения детей, но не открыто, а реализуются через игровую задачу. Эти игры способствуют развитию познавательной деятельности, интеллектуальных операций.
Детское конструирование (создание различных построек из строительного материала, изготовление поделок и игрушек из бумаги, картона, дерева) тесно связано с игрой и является деятельностью, отвечающей интересам детей. Здесь сенсорные процессы осуществляются не изолированно от деятельности, а в ней самой, раскрывающей богатые возможности для сенсорного воспитания в широком его понимании.
Конструируя, ребенок учится различать не только внешние качества предмета, образца (форму, величину, строение); у него развиваются познавательные и практические действия. В конструировании ребенок, помимо зрительного восприятия качества предмета, реально, практически разбирает образец на детали, а затем собирает их в модель (так в действии осуществляет он анализ и синтез).
Рисование, аппликация и лепка – виды деятельности, основное назначение которой – образное отражение действительности. Овладение умением изображать невозможно без развития целенаправленного зрительного восприятия – наблюдения. Изобразительная деятельность – это специфическое образное познание действительности. Для того чтобы нарисовать, вылепить какой – то предмет, предварительно надо хорошо с ним познакомится, запомнить его форму, величину, конструкцию, расположение частей, цвет. Дети воспроизводят в рисунке, лепке, аппликации, постройке то, что восприняли раньше, с чем уже знакомы.
Таким образом, актуальность темы заключается в необходимости ее всестороннего изучения, потому что развитая сенсорика – основа для совершенствования практической деятельности современного человека. Она создает необходимые предпосылки для формирования психических функций, имеющих первостепенное значение для возможности дальнейшего обучения. Дети, обладающие сенсорной культурой, становятся способны различать широкую гамму красок, звуков, вкусовых ощущений.
План работы по самообразованию
Воспитатель: Плотникова Д.С. Первая младшая группа «Светлячок», МАДОУ №2 «Улыбка»
Тема: «Сенсорное воспитание детей раннего дошкольного возраста»
Цель: повышение своего теоретического уровня, профессионального мастерства и компетентности.
Задачи:
Работа над программой профессионального самообразования поможет мне:
- научить детей различать основные цвета;
- познакомить детей с величиной и формой предметов;
- сформировать навыки самостоятельной деятельности;
- повысить самооценку детей, их уверенность в себе;
- развить творческие способности, любознательность, наблюдательность;
- сплотить детский коллектив.
Сроки | Раздел плана | Форма работы | Практические выходы |
Сентябрь | Подготовительный |
| Наличие плана работы по самообразованию |
| Литература для изучения:
Собран дополнительный материал по сенсорному развитию детей раннего возраста из Интернет – источников. Разработаны анкеты и консультации для работы с родителями. | ||
| Получение новых знаний в ходе изучения нормативных документов ФГОС ДО, написание итогового проекта | ||
| Заполнение карты наблюдения за детьми и выявление индивидуального уровня сенсорного развития детей на начало учебного года | ||
| Проведение открытого просмотра НОД «Прогулка в осенний лес» | ||
| Получение данных в ходе проведения анкетирования родителей по темам: «Знакомство», «Социально-демографическая анкета» и «Выявление интересов и знаний родителей воспитанников по вопросам сенсорного развития и воспитания дошкольников». Проведение консультации для родителей «Адаптация ребенка к условиям ДОУ» и «Сенсорное воспитание детей раннего возраста». | ||
Октябрь | |||
Ноябрь | Основной |
| Литература для изучения:
|
| Наличие дидактических игр в картотеке и материалов к ним | ||
| Проведение консультации для родителей на тему: «Как провести выходной день с ребенком». | ||
Декабрь |
| Литература для изучения: Вартан В.П. Сенсорное развитие дошкольников – Мн.: БрГУ, 2007. | |
| Проведение консультации для родителей на тему: «Какие игрушки необходимы детям». | ||
| Наличие дидактических игр в картотеке и материалов к ним | ||
| Наличие оборудования | ||
| Наличие папки-передвижки | ||
Январь |
| Проведение консультации для родителей на тему: «Первые уроки нравственности для детей раннего дошкольного возраста». | |
| Наличие дидактических игр в картотеке и материалов к ним | ||
| Проведение упражнений и игр | ||
| Литература для изучения: Венгер Л.А. Дидактические игры и упражнения по сенсорному воспитанию дошкольников. – М.: Просвещение, 1988. | ||
Февраль |
| Проведение открытого просмотра НОД «Зайка» | |
| Участие в работе педсовета, анализ проведенного открытого просмотра | ||
| Опыт «Разноцветная вода». Опыт «Прозрачность воды». | ||
| Наличие дидактических игр в картотеке | ||
| Проведение консультации для родителей на тему: «Развитие сенсорных способностей детей раннего возраста». | ||
Март |
| Проведение консультации для родителей на тему: «Роль развивающих игр для детей». | |
| Наличие дидактических игр в картотеке и материалов к ним | ||
| Литература для изучения: Пилюгина Э.Г. Занятия по сенсорному воспитанию с детьми раннего возраста. Пособие для воспитателя детского сада - М.: 1983 | ||
| Проведение открытого просмотра НОД «Бабочки» | ||
| Наличие папки-передвижки | ||
Апрель |
| Проведение консультации для родителей на тему: «Детские капризы и упрямство». | |
| Литература для изучения: Сакулина Н.П., Поддьяков Н.Н. Сенсорное воспитание в детском саду : Методические указаения – М.: Просвещение, 1969. | ||
| Наличие дидактических игр в картотеке и материалов к ним | ||
| Наличие буклетов | ||
Май | Итоговый |
| Участие в работе педсовета, анализ проведенного открытого просмотра и успехов по реализации подготовительного этапа плана работы по самообразованию |
| Анкетирование, позволяющее оценить уровень удовлетворённости родителей работой дошкольного учреждения. | ||
| Наличие дидактических игр в картотеке и материалов к ним | ||
| Заполнение карты наблюдения за детьми и выявление индивидуального уровня сенсорного развития детей на конец учебного года |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План работы с родителями детей старшего дошкольного возраста на 2016-2017 учебный год.
Повышение педагогической грамотности родителей. Повышение компетентности в обеспечении безопасной жизни детей.Привлечение родителей к совместной творческой деятельности с детьми дома. Расп...
План работы по самообразованию второй ранней группы «Медвежата» на тему: «Сенсорное воспитание детей раннего дошкольного возраста» на 2016-2017 учебный год.
Актуальность выбранной те...
ПЕРСПЕКТИВНЫЙ ПЛАН РАБОТЫ ПО САМООБРАЗОВАНИЮ НА ТЕМУ «РАЗВИТИЕ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ РУК У ДЕТЕЙ РАННЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА» на 2018– 2019 учебный год
ПЕРСПЕКТИВНЫЙ ПЛАН РАБОТЫ ПО САМООБРАЗОВАНИЮ НА ТЕМУ «РАЗВИТИЕ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ РУК У ДЕТЕЙ РАННЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА» на 2018– 2019 учебный годАктуальност...
План по самообразованию на тему «Создание условий развивающей предметно-пространственной среды (РППС) группы, способствующих сенсорному развитию детей раннего дошкольного возраста" на 2019 – 2020 учебный год
План по самообразованию на тему «Создание условий развивающей предметно-пространственной среды (РППС) группы, способствующих сенсорному развитию детей раннего дошкольного возраста" на...
Педагогический проект по экологическому воспитанию "Деревья вокруг нас" для детей младшего дошкольного возраста на 2016-2017 учебный год.
Заложить любовь к Родине, к родному краю, к родной природе, к людям можно только в младшем возрасте. Потом поменять мировоззрение, изменить представления и взгляды человека на окружающее необычайно сл...
методическая разработка представляет собой сборник из пяти педагогических проектов по познавательному и творческому развитию детей раннего дошкольного возраста.
Реализация проектной деятельности подразумевает применение в работе интеграции образовательного процесса, что позволяет всесторонне развивать ребенка и воспитывать одновременно гармоничную, любознател...
План по самообразованию «Развитие речи детей раннего дошкольного возраста» на 2022-2023 учебный год
План по самообразованию «Развитие речи детей раннего дошкольного возраста» на 2022-2023 учебный год...