Статья "ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ РАННЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА"
статья по математике (младшая группа) на тему

Взрослому необходимо учитывать, что первые знания становятся стержневыми в познании окружающего мира, сохраняя свою значимость и для последующего освоения действительности. Поэтому познавательное развитие маленького ребёнка не следует понимать упрощённо.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл boyko_o.v._statya.docx27.98 КБ

Предварительный просмотр:

ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ РАННЕГО ДОШКОЛЬНОГО  ВОЗРАСТА

Бойко Ольга Викторовна

Воспитатель 1 квалификационной категории

МБДОУ «Детский сад общеразвивающего вида № 105»

Мир, развёртывающийся перед глазами ребёнка, огромен и многолик. Малыша интересует всё: люди, предметы, пространство, животные, растения, явления природы. Но ему ещё трудно понять взаимосвязи и взаимозависимости, существующие между явлениями окружающей действительности. Малыш познаёт мир по-своему, по-детски, на эмоционально-чувственной основе и доступно его пониманию.

Взрослому необходимо учитывать, что первые знания становятся стержневыми в познании окружающего мира, сохраняя свою значимость и для последующего освоения действительности. Поэтому познавательное развитие маленького ребёнка не следует понимать упрощённо.

Малыш учится ориентироваться в окружающем мире. Помочь ему систематизировать получаемые знания должен воспитатель с помощью определённых игр-заданий.

Следует выделить центральное стержневое звено – знания о человеке, которые должны быть преподнесены ребёнку в доступной форме. Все остальные знания начинают восприниматься ребёнком в связи с пониманием человека: человек и его жилище, человек и его результаты труда, растительный и животный мир. Эти представления формируются постепенно, от простого к сложному,  – в процессе неоднократных наблюдений, рассказов взрослого, наглядности.

На третьем году жизни дети начинают не только свободно ориентироваться среди окружающих предметов, но и получать более точные представления об их качествах и взаимозависимостях. Они познают такие свойства, как твёрдый – мягкий, мокрый – сухой, холодный – тёплый и т.д. И помогают им в этом различные интересные дидактические игры,  игры с предметами, простейшие опыты. Ребёнок проявляет целенаправленный познавательный интерес к обнаружению скрытых свойств в предметах.

Читая стихотворения  Агнии Барто параллельно можно предложить детям поиграть с муляжами животных, изобразить их движения, как они говорят. А в дальнейшем, обыграть любимые стишки, потешки, чистоговорки о животных.

У детей в этом возрасте наглядно-действенное мышление. Поэтому на занятиях необходимо иметь хорошую яркую наглядность, которая вызвала бы у ребят познавательный интерес.

 С помощью наглядности можно познакомить малышей с детёнышами животных. Например, рассматривая картину «Кошка с котятами», дети отмечают, что «Большая кошка – мама, а маленькие – котята – её дети».

Полезны для детей раннего возраста игрушки-орудия, которые воспитатель даёт малышам, например, деревянные молоточки, с помощью которых в сырой песок можно забивать колышки, деревянные винтики. Воспитатель должен поощрять такие игры-занятия, когда ребёнка ставят перед задачей использовать подходящие предметы в качестве простейших орудий для того, чтобы добиться желаемого: достать далёкий предмет палкой, выловить черпачком шарик из банки с водой, пододвинуть палочкой колечки, которые лежат на середине стола т.д. Действия с предметами-орудиями оказывают наиболее существенное влияние на интеллектуальное развитие ребёнка.

Очень полезны для развития наглядно-действенного мышления задания с конструкторами и мозаикой. Сначала ребёнок строит что-то с помощью воспитателя по задуманному образцу, затем переходит к самостоятельным постройкам, что требует от него умения анализировать свойства разных строительных деталей, опробовать их и решать конструкторскую задачу.

В своей деятельности я также использую игры-занятия с элементами экспериментирования, в основе которых лежит познание свойств различных предметов: «Матрёшки с колокольчиками», «Найди шарики для пирамидки», «Волшебный чугунок», «Играем с кубиками и шариками» и другие.

Познание мира малышом начинается с восприятия цветных предметов и явлений. Полноценное умственное развитие ребенка в значительной мере зависит от его сенсорного развития.

Сенсорное развитие ребенка – это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положения в пространстве, а также запахе, вкусе и т. п. Значение сенсорного развития в раннем возрасте трудно переоценить. Именно этот возраст наиболее благоприятен для совершенствования деятельности органов чувств, накопления представлений об окружающем мире.

Знакомство малышей с цветом надо начинать с четырех основных цветов: красного, желтого, зеленого и синего. Только после, того как дети научатся без труда узнавать и различать эти цвета, а также называть их, можно знакомить с белым, черным оранжевым и фиолетовым цветами.

В процессе знакомства детей с цветом можно выделить следующие этапы:

1. Различение цветов по принципу «такой – не такой». На этом этапе дети сравнивают предметы по цвету, прикладывая их, друг к другу.

2. Зрительное соотнесение цветов – восприятие цвета на расстоянии, выбор цвета по образцу.

3. Закрепление представлений о цвете в слове. На этом этапе дети различают цвета по названию, не прикладывая предметы друг к другу, и, не сравнивая их по образцу.

Благодаря познавательному интересу и сами знания, и процесс их приобретения могут стать движущей силой развития интеллекта и важным фактором воспитания личности. Лучший способ личностного развития, настоящий залог высокого интеллекта – это искренний интерес к миру, проявляющийся в познавательной активности, в стремлении использовать любую возможность, чтобы чему-нибудь научиться.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер – класс для родителей детей группы раннего возраста На тему: «Игры для сенсорного развития детей раннего возраста»

Мастер – класс для родителей детей группы раннего возрастаНа тему: «Игры для сенсорного развития детей раннего возраста»Составители: Короткова И.А.Бобылева П.В.ГБДОУ детский сад 97Ка...

Сюжетно-ролевая игра детей раннего возраста, её значение для всестороннего развития детей раннего возраста.

Особый характер носит игра, которую дети создают сами, воспроизводя в ней то, что им близко и интересно. Такие игры называются творческими, сюжетно-ролевыми. Отображая в игре жизненные впечатления, ре...

«Психофизическое развитие детей раннего возраста» ДЛЯ ДЕТЕЙ РАННЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА И ИХ РОДИТЕЛЕЙ

Цель: Эмоциональное сближение детей и родителей, путем телесного контакта, осуществляемого в совместной двигательной деятельности....

Педагогический проект для детей раннего возраста “Художественно – эстетическое развитие детей раннего дошкольного возраста посредством использования нетрадиционного вида рисования пальчиками и ладошками «Волшебные ручки”

Цель проекта:Формирование у детей раннего дошкольного возраста интереса к изобразительной деятельности, развитие художественно-творческих способностей....