мастер класс для воспитателей по теме: сенсорное развитие детей раннего дошкольного возраста.
консультация (младшая группа)
сенсорное развитие раннего дошкольного возраста
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
sensornoe_razvitie_tsvet_i_forma_1_ml_ran_vozr.doc | 48.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Мастер класс по сенсорному развитию в первой младшей группе раннего дошкольного возраста через дидактическую игру.
Ранний дошкольный возраст – это период активного экспериментирования ребенка с предметным миром. В этом возрасте у детей складываются элементарные представления о таких свойствах предметов, как форма, величина, цвет, формируется способность соотносить сравнивать их.
Сенсорное воспитание является основой для интеллектуального развития: развития воображения, развивает внимание, влияет на развитие зрительной, слуховой, моторной, образной и др. видов памяти; дает ребенку возможность овладеть новыми способами предметно-познавательной деятельности.
Как мы уже знаем, огромное значение в сенсорном воспитании принадлежит формированию у ребенка представлений о сенсорном эталоне – общепринятом образце внешних свойств предмета. Сенсорным эталоном цвета является семь цветов спектр. Дети данного возраста знакомятся с четырьмя цветами спектра (красный, желтый, зеленый, синий). Эталон формы – геометрические фигуры, дети этого возраста знакомятся с кругом, квадратом и треугольником.
Все занятия проводятся в максимально доступной для понимании детей в форме игры. Используемые дидактические игры учитывают возрастные, нравственные мотивы деятельности играющих, принцип добровольности, право самостоятельного выбора, самовыражение.
В работе по сенсорному развитию детей во второй младшей группы раннего возраста, мы используем игры в разных режимных моментах - это и утреннее время, и перед обедом, когда младший воспитатель накрывает столы к обеду, и в вечернее время.
При работе с детьми наша цель была обеспечить накопление у детей раннего возраста представление о форме, цвете, величине предметов, их свойствах, которые составляют фундамент общего умственного развития ребенка и являются условием успешного овладения любой практической деятельностью.
Задачи были поставлены:
• Подобрать и систематизировать материал по развитию сенсорных способностей у детей раннего возраста средствами дидактических игр в соответствии с возрастными и индивидуальными возможностями.
• Формировать сенсорные представления детей раннего возраста о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине.
• Обогащать знания детей способам обследования предметов.
• Обогатить предметно-развивающую среду дидактическими играми и игрушками, пособиями для развития сенсорных способностей и мелкой моторики пальцев рук.
Для этого были изучены современные требований к содержанию и организации работы по сенсорному воспитанию детей раннего возраста в соответствие с ФГОС.
Чтоб нам выявить у детей различные умения и навыки, мы наблюдали за ними предлагая разные виды деятельности ( игры, рисование, лепка).
По итогу наблюдения было выявлено, что 2 ребенка владеют знания о цвете, несколько затрудняются, и большая часть детей не могут сравниться.
Мы подобрали материал для изготовления дидактических игр и пособий для развития сенсорных способностей и мелкой моторики пальцев рук. Также были разработаны конспекты занятий с использованием дидактических игр.
• Обогащение развивающей среды (ручки разного цвета подобрать по парам; кружочки разного цвета)
• Подбор и изготовление дидактических игр
• Подбор и изготовление наглядных пособий
• Проведение упражнений, игр по сенсорному развитию
• Проведение индивидуальной работы с детьми
Для детей раннего возраста есть разнообразие развивающих игр, которые направлены на знакомство и закрепление таких понятий как форма, цвет, величина, размер. В разработке планов мы использовали следующие дидактические игры:
Для усвоения цвета использовались:
Д. и. «Соберем пирамидку»
Учить собирать пирамидку из 3 -4 колец одного цвета, последовательно уменьшающих в размерах.
Д. и. «По грибы» Цели: побуждать подбирать предметы одинакового цвета, устанавливать тождества и различия цвета однородных предметов, способствовать развитию умения понимать слова «такой», «не такой», «разные». Описание игры: сложить в корзинку определенного цвета грибы такого же цвета.
Д. и. «Цветочная поляна»
Цели: закреплять понимание размера; цвета; способствовать развитию моторики руки.
Описание игры: выполнить задания: «Подбери серединку к цветку», «Заверни самую большую серединку у цветка. Самую маленькую», «Заверни у цветка красную серединку»
Для изучения формы использовали:
Д. и. «Найди такую же фигуру»
Учить находить нужную форму методом зрительного соотнесения.
Для изучения величины:
Д. и. «Башенки для гномиков».
Закреплять знания о величине предметов, познакомить с понятием высокий, низкий.
Д. и. «Соберем игрушку» (пирамидка). Учить собирать пирамидку, выбирая кольца по величине.
Д. и. «Веселые матрешки»
Учить соотносить предметы по величине, развивать зрительное восприятие.
Д.и. «Мозаика»
Цели: способствовать развитию мелкой моторики рук, образного мышления, воображения, художественного вкуса ребенка, умения ориентироваться на плоскости игрового поля, формированию умения различать и правильно называть цвета, проявлению творческой активности.
Описание игры: попросить ребенка сложить узор, выложить дорожку определенного цвета и т.д
Для своих детей мы сделали следующие дидактические игры:
Игра «Заполни сосуд»
Цель: развить представление о цвете и форме.
учить детей группировать соответственно по признакам и свойствам.
закрепить знания о фигурах, о понятие много – один, большой – маленький.
Ход игры: детям предлагается четыре нарисованные банки с разным цветом крышечек ( красная, синяя, желтая и зеленая). На крышках располагается одна большая фигура определенного цвета. Ребятам нужно расположить перепутанные фигуры по нужным баночкам. В конце игры задаются вопросы: ты все правильно расположил? Где одна фигура? Где много фигур? Покажи где баночка с красной крышечкой? И т.д.
Вариативность: на крышках баночек можно так же расположить фрукты, овощи, ягоды и грибы. В баночки предлагается распределить маленькие картинки на которых изображен овощ, фрукт, ягода и гриб.
Предлагаемая игра может использоваться для детей от 1.54 лет до 4 лет.
Игра «Звуковые яички »
Цель: закрепить понятие цвета;
Формировать понятие у детей громко – тихо;
развитие слуховой памяти умение различать и дифференцировать шумы, логики, тренировка концентрации внимания; группировать предметы по звуку.
Ход игры: для детей в количестве 3 – 5 человек. детям предлагается коробочка с разноцветными отверстиями и дополнительным звуковым диапазоном (от тихого до громкого). Детям предлагается поместить разноцветные яички в отверстия соответственно цвету и звуку.
Варианты игры: детям предлагают найти пару по звуку и цвету; можно предложить составить ряд подобному ряду составленным воспитателем.
Предлагаемая игра может использоваться от 1,5 до 5 лет.
Игра «Разноцветные колпачки»
Цель: закреплять знания понятие цвета;
развивать мелкую моторику рук;
Закреплять знания о понятии один – много;
Воспитывать самостоятельность.
Ход игры: для детей в количестве 5 -6 детей. предлагается карточки с изображением кружочков разных цветом, ребятам нужно расположить колпачки соответственно цвету.
Игра рекомендуется для детей от 1,5 до 6 лет.
Продвигаясь дальше в процессе обучения совершенно необходимо усложнять игры, дополняя их всё большим количеством правил. Во время дидактических игр можно использовать стихи, пальчиковые игры, загадки.
Ожидаемые результаты проекта:
• Систематизация материала по развитию сенсорных способностей у детей раннего возраста средствами дидактических игр в соответствии с возрастными и индивидуальными возможностями.
• У детей группы сформированные сенсорные представления путём выделения формы, цвета, и величины предметов.
• Совершенствование умений детей обследовать предметы, учитывать их свойства при действиях с ними.
• Предметно-развивающая среда обогащена дидактическими играми и игрушками, пособиями для развития сенсорных способностей и мелкой моторики пальцев рук
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Мастер – класс для воспитателей по теме: «Сенсорное развитие детей дошкольного возраста через дидактические игры»
Мастер – класс для воспитателей по теме:«Сенсорное развитие детей дошкольного возраста через дидактические игры»...
Мастер – класс для воспитателей по теме: «Сенсорное развитие детей раннего возраста посредством игр, сделанных своими руками»
Сенсорное развитие - это развитие восприятия и формирования представлений о внешних признаках предметов: форме, величине, положении в пространстве, запахе, вкусе и т.д. Но очень часто нам нехватает ка...
Мастер – класс для воспитателей по теме: «Сенсорное развитие детей дошкольного возраста через дидактические игры»
Для того чтобы воспитать ребёнка полноценной личностью необходимо осуществлять сенсорное воспитание. Сенсорное воспитание - это целенаправленный процесс развития ощущен...
Мастер-класс для воспитателей на тему: «Сенсорное развитие детей дошкольного возраста через дидактические игры»
Мастер-класс для воспитателей на тему: «Сенсорное развитие детей дошкольного возраста через дидактические игры»...
Мастер-класс для воспитателей по теме «Сенсорное развитие детей дошкольного возраста через дидактические игры»
Цель: способствовать повышению интереса педагогов к поиску интересных методов и технологий в работе с детьми по сенсорному развитию. Повысить уровень профессионализма воспитателей. ТЕОРЕТИЧ...
Мастер – класс для воспитателей по теме: «Сенсорное развитие детей дошкольного возраста через дидактические игры»
Мастер – класс для воспитателей по теме: «Сенсорное развитие детей дошкольного возраста через дидактические игры». Способствовать повышению интереса педагогов к поис...