Конспект открытого занятия с детьми старшей группы Тема: Как жили люди на Руси"
план-конспект занятия (старшая группа)
Цель: Познакомить детей с первыми историческими факторами зарождения Руси. Раскрыть в доступной форме этимологию слов "славяне", "предки". Воспитать интерес к истории России, чувство гордости за русский народ. Познакомить с наиболее известными племенами и географическим положением места, выбранного предками для поселения.
Формировать у детей представление о прошлом нашей Родины.
Материал: Географическая карта, иллюстрации славянских поселений, лента времени, листы для рисования с заготовкой, рисунки о промыслах предков.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rus_iznachalnaya.docx | 16.54 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Тимоновская СОШ с УИОП дошкольное отделение корпус 1
Конспект открытого занятия с детьми старшей группы
Тема: Как жили люди на Руси
Подготовила и провела:
Воспитатель -Петранцова И.В.
г.Солнечногорск
2024 год
Тема: Русь изначальная. В путешествие по ленте времени. Становление Руси, быт и уклад жизни наших предков
Цель: Познакомить детей с первыми историческими факторами зарождения Руси. Раскрыть в доступной форме этимологию слов "славяне", "предки". Воспитать интерес к истории России, чувство гордости за русский народ. Познакомить с наиболее известными племенами и географическим положением места, выбранного предками для поселения.
Формировать у детей представление о прошлом нашей Родины.
Материал: Географическая карта, иллюстрации славянских поселений, лента времени, листы для рисования с заготовкой, рисунки о промыслах предков.
Ход
I. - Сегодня мы отправимся в путешествие в прошлое нашей Родины.
Посмотрите на карту и скажите: "Страна – это что?" (Ответы детей.)
- Да, страна – это леса, горы, моря, реки, города, место, где родились мы и наши родные. Это наша Родина. Давайте определим границы нашей России. Посмотрите, они выделены ярко красным цветом. А это – другие страны (показ по карте).
- Правда, наша страна очень огромная, красивая.
- А всегда ли она была такой, как сейчас? (Ответы детей.)
- Оказывается, ребята, очень давно наша Родина выглядела совсем по-другому. Посмотрите на эти иллюстрации. (Дети рассматривают иллюстрации.)
- Оказались мы с вами в далеком прошлом нашей Родины. Это было в самом начале ленты времени. Отсюда мы и начнем наше путешествие в древние времена.
Лента времени
- Сегодня мы поговорим о предках.
- Кто такие – предки? (Ответы детей.)
- Предки – это люди, которые жили много-много лет тому назад; это дедушки и бабушки наших дедушек и бабушек.
- наших предков называют в истории славяне. Славяне похоже по звучанию на слово "слава". А значит славяне – это славный, добрый хороший народ.
- Наши предки жили не совсем как мы. Ранние славяне жили разрозненно, в разных местах. Давайте еще посмотрим на карту современной России. Где построено больше всего городов? (Ответы детей.) Да, большинство городов построено по берегам рек. (К карте древней Руси).
- Так и древние славяне – предки русских – селились тоже по берегам рек и озер, рядом с лесом.
- Выбор места для поселения очень важен. Почему? (Ответы детей.)
- Главным в выборе места было наличие реки, богатой рыбой, щедрые леса, большие поля, чтобы сеять хлеб. Есть такая пословица: "У леса жить – голодным не быть". Почему так говорят?
- Значит, главным было то, чтобы человек мог добывать еду. А еще место для поселения выбирали на пригорке, ровное, чтобы в случае наводнения вола не затопила жилище.
Славяне жили племенами. Племена – это объединение нескольких семей вместе. Так легче было вести хозяйство, защищаться от врагов. Отсюда пошли такая пословицы: "Чем больше рук – тем легче труд" и "Сообща преодолевать трудности".
Физминутка. "Здравствуй солнце золотое".
II. А сейчас мы рассмотрим славянское жилище. (Рассматривание картинок жилищ, беседа).
Задание 1. Нарисуйте славянское жилище на заготовленном листе.
-Где чаще всего селились люди?
III. - Чем занимались славяне? Это можно определить по названию племен. Было племя поляне – те, кто селился на полянах; древляне – в лесу среди деревьев; северяне – на севере.
- Чем могли заниматься поляне – сеяли, пасли скот.
- Древляне – охотились в лесах.
Задание 2. Нарисуйте на заготовленном листе промыслы славян.
-(охота, рыболовство, скотоводство, землепашество)
- Каждое племя огораживало свое поселение валом, рвом. Это называлось городищем. А как это называется сейчас? (Город.)
IV. - У славян было много врагов. Они нападали на их земли, опустошали и разоряли городища, уводили людей в плен. Чтобы давать отпор врагам, славяне решили объединиться. Так, более тысячи лет назад, образовалось русское государство – Русь.
(Рассматривание картинок о воинах и защите государства).
Со временем происходит изменение нашего государства. Оно превращается в огромную страну – Россию, нашу Родину.
(Рассмотреть карту Руси и России – сравнить).
Родина моя – бескрайняя Россия
И Сибирь, и Волга, и Урал.
Все места для русского святые,
Где бы ты в Росси не бывал.
Каждая березка, кустик каждый,
Задремавшие в снегу поля, -
Все напомнит нам о самом важном,
Только здесь родимая земля!
- Мы все русские люди, потомки славных предков – славян, а значит с - гордостью должны носить достойное имя.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
КОНСПЕКТ ОТКРЫТОГО ЗАНЯТИЯ С ДЕТЬМИ СТАРШЕЙ ГРУППЫ ПО ОБУЧЕНИЮ ГРАМОТЕ «ПУТЕШЕС ТВИЕ В ИГРАЙ - ГОРОДОК»
1.Развивать у детей умение слышать звуки в словах, интонационно выделять и находить место звука в слове.2.Закреплять звук «Р», уметь придумывать слова с этим звуком.3.Развивать воображение, мышление р...
Конспект открытого занятия НОД в старшей группе тема: «Сказочная гжель».
Работа предназначена для педагогов ДОО, в которой представлен план - конспект открытого занятия с презентацией для художественно- эстетического развития дошкольников....
Конспект открытого занятия С детьми старшего возраста Тема: « Мифические животные в нашем городе» Воспитатели: Панкратова Ю.В.- высшая категория, Силенок С.А. – высшая категория
Конспект открытого занятия С детьми старшего возрастаТема: « Мифические животные в нашем городе» Воспитатели:Панкратова Ю.В.- высшая категория,Силенок С.А. – высшая к...
"Животные жарких стран" Конспект открытого занятия с детьми старшей группы компенсирующей направленности
Конспект открытого занятия с детьми старшей группы компенсирующей направленности...
Конспект открытого занятия с детьми старшей группы "По следам великого космонавта".
Конспект ОО"Познавательное развитие". Тема "По следам великого космонавта"....
Конспект открытого занятия с детьми старшей группы «Транспорт нашего села (города)»
Конспект открытого занятия...
«Эти разные профессии" - конспект открытого занятия с детьми старшей группы детского сада.
Цель: Расширение у дошкольников знаний и представлений о профессиях взрослых.Задачи: Образовательные:1. закреплять в речи существительные с обобщающим значением «профессия»;2. совершенство...