"Разноцветный мир чувашских матрешек"
материал (младшая группа)
Воспитание эмоционально-личностной отзывчивости и интереса к эстетическому восприятию искусства народного (чувашского) орнамента.
Основной вид деятельности: восприятие произведений декоративно-прикладного искусства.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
4.raznotsvetnyy_mir_chuvashskih_matreshek.docx | 17.9 КБ |
Предварительный просмотр:
Образовательная ситуация
«Разноцветный мир чувашских матрешек»
Воспитание эмоционально-личностной отзывчивости и интереса к эстетическому восприятию искусства народного (чувашского) орнамента.
Основной вид деятельности: восприятие произведений декоративно-прикладного искусства.
Виды детской деятельности: восприятие произведений декоративно-прикладного искусства; восприятие музыкальных произведений; познавательная деятельность; игровая деятельность.
Форма проведения: игра-экскурсия.
Интеграция содержания образовательных областей: «Художественно-эстетическое развитие», «Речевое развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Познавательное развитие».
Задачи работы с детьми. Приобщать к миру чувашской народной культуры. Формировать интерес и эмоциональную отзывчивость на восприятие чувашской матрешки в пестрядинной одежде.
Развивать общение и взаимодействие ребенка с взрослыми и сверстниками по поводу народных игрушек.
Развивать интерес к действиям с чувашской народной игрушкой как объектом окружающего мира и формировать первичные представления о ее свойствах (цвете, размере, количестве, части и целом). Продолжать обучать освоению признаков раскладывающихся кукол-матрешек: цвет, часть и целое, величина, количество. Обучать соотнесению предметов по величине. Формировать умение не только подбирать части предмета (матрешек), но и совмещать их в соответствии с рисунком. Развивать восприятие и зрительную память.
Обогащать активный словарь (чувашская матрешка, узор).
Совершенствовать тонкие движения кончиков пальцев, координацию рук.
Зрительный ряд: чувашские матрешки в пестрядинной одежде; для игр на каждого ребенка пятиместная чувашская матрешка в пестрядинной одежде.
Музыкальный ряд: чувашская песня «Илемлё» в исполнении А.Уляндиной1.
Вариант проведения
Вовлечение детей в деятельность. Воспитатель предлагает детям отправиться на экскурсию еще в один необычный город, в «матрешечный» — город, в котором живут другие матрешки — чувашские.
Матрешки размещены по кругу и в ряд около «домов» (макеты домов, сделанные из коробок и расставленные на столах).
Экскурсия по «матрешечному» городу. Воспитатель обращается к детям: «Посмотрите вокруг... Какой красивый город, в котором живут чудесные чувашские матрешки (звучит чувашская песня «Илемлё», вступление).
В домах красного цвета (столы, накрытые скатертью красного цвета с чувашскими узорами) живут чувашские матрешки. Как они одеты? (Они в клетчатых платьях красного и зеленого цветов.) Какое настроение они у вас вызывают? (Высказывания детей.) Что вам хочется делать, когда смотрите на эти чудесные по красоте матрешки? (Высказывания детей.) Да, так и хочется рассматривать их. Куклы-матрешки радуют своей красотой. Что вы чувствуете, когда смотрите на эти красивые игрушки? (Высказывания детей.) Они, как и русские матрешки, создают ощущение праздника, на них сказочно красивые узоры.
Какие разные удивительно красивые матрешки живут в этом городе! (Высказывания детей.) Они так и зовут нас подойти поближе и рассмотреть их.
Рассматривание чувашских матрешек в пестрядинной одежде (рис. 29). Эти чувашские матрешки просто загляденье! Одежда на них нарядная, отличается праздничным видом. Чем необычен наряд чувашских матрешек? (Высказывания детей.) Матрешки-чувашки одеты в интересный и необычный головной убор. А на что он похож? Как он украшен? (Высказывания детей.) Головные уборы матрешек похожи на шапочки, по-чувашски они называются «тухья» и «хушпу». Эти шапочки красиво украшены разнообразными узорами. Какие узоры на головном уборе матрешек вам нравятся? (Высказывания детей.) В украшении использованы серебристые кружочки как мелкие монетки-копейки и как цветные бусинки-бисеринки, а также многоцветные узоры из линий.
Посмотрите на костюм чувашских матрешек. На них, как у русских матрешек, нет цветочков. Наряд матрешек состоит из клетчатых платьев. Какого они цвета? (Высказывания детей.) Расцветка платьев на матрешках разная: красная с черными полосками, зеленая с желтыми и красными полосками.
Обратите внимание, почти каждая матрешка что-то держит в руках. С чем же они нас встречают? (Высказывания детей.) У них в руках каравай хлеба на красивом
полотенце с чувашскими узорами, платочек тоже с чувашскими узорами.
Игры и хороводы детей с матрешками. Замечательные игрушки-матрешки не только хочется рассматривать, но больше всего, наверное, хотелось бы с ними поиграть.
Веселые куклы-матрешки с удовольствием с нами поиграют.
1. Художественно-дидактическая игра «Откроем матрешку» (рис. 16). Воспитатель предлагает каждому ребенку выбрать понравившуюся матрешку и пригласить ее поиграть с ней. Действия детей сопровождает текстом стихотворения:
Интересно с ней играть,
Можно даже открывать.
Приоткрой ее немножко,
Там внутри — еще матрешка!
Только чуть поменьше ростом,
В остальном — двойняшки просто!
Стали третью мы искать,
Оказалось целых пять!
Пять матрешек — все в одной
Могут спрятаться порой.
(Из стихотворения «Игрушки. Матрешка» JI. Громовой) 1
По окончании игры воспитатель говорит: «И вот выстроилась большая кукольная семья. Как замечательно они складываются одна в другую — была одна, а теперь много».
2. Художественно-дидактическая игра «Соберем матрешки». Воспитатель предлагает детям собрать матрешки одна в другую, чтобы получилась одна матрешка: «Как
замечательно они складываются одна в другую — была одна, а теперь много:
Ростом разные подружки
Не похожи друг на дружку.
Все они сидят друг в дружке,
А всего одна игрушка.
(Загадка «Матрешка»)
3. Художественно-дидактическая игра «Расставим матрешек по кругу». Воспитатель предлагает расставить матрешек по кругу (вокруг обруча), чтобы все могли полюбоваться друг другом и посмотреть в глаза друг другу. Дети любуются матрешками. (Звучит чувашская песня «Илемлё» в исполнении А. Уляндиной.)
4. Игра «Проводим матрешек в свои дома». Воспитатель предлагает «проводить» матрешек «домой» — расставить их в свои дома.
Возвращение детей с экскурсии по «матрешечному» городу в детский сад.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ЗАКОН ЧУВАШСКОЙ РЕСПУБЛИКИ ОБ ОБРАЗОВАНИИ В ЧУВАШСКОЙ РЕСПУБЛИКЕ (измененный)
(в ред. Законов ЧР от 27.03.2014 N 18, от 26.06.2014 N 38,от 01.11.2014 N 67, от 08.12.2014 N 77)...
Конспект совместной работы по художественно-творческой деятельности с детьми подготовительной к школе группы на тему «Народная культура и традиции чувашского народа» «Какое разное солнце в чувашском орнаменте»
Программное содержание:Образовательные задачиОбразовательная область «Познавательное развитие»:Расширять представление детей об особенностях культуры, быта чувашского народа. Образовательная обла...
о первом чувашском букваре и о завещании И.Я.Яковлева чувашскому народу
Дети знакомятся с чувашским просветителем И.Я.Яковлевым. Даются знания о первом чувашском букваре, сравнивается чувашский букварь с русским. Знакомятся, что И.Я.Яковлев оставил завещание чувашскому на...
Конспект занятия по художественно-эстетическому развитию в 2 группе раннего возраста на тему: «Разноцветный мир матрешек».
quot;Разноцветный мир матрешек"...
Сценарий праздника "Любимая Чувашская земля" на чувашском языке
Тĕллевсем: ачасене Тӑван ҫӗр-шыва юратма,Чӑваш енпе мухтанма, тӑван чӗлхене, культурине аталантарасси; ачасем Чӑваш Республики ҫинчен мӗн пӗлнине ҫирӗплетесси; туслӑха упрама, пӗр-пӗрне пулӑ...
«Разноцветный мир чувашских матрешок»
Конспект ОД «Разноцветный мир чувашских матрешок» Воспитательные задачи:- Воспитывать самостоятельность, уверенность, инициативность;- Формировать интерес и эмоциональную отзывчивость...
Занятие " Разноцветный мир чувашских матрёшек"
Занятие для младшей группы...