о первом чувашском букваре и о завещании И.Я.Яковлева чувашскому народу
методическая разработка (подготовительная группа) на тему

Плешкова Любовь Витальевна

Дети знакомятся с чувашским просветителем И.Я.Яковлевым. Даются знания о первом чувашском букваре, сравнивается чувашский букварь с русским. Знакомятся, что И.Я.Яковлев оставил завещание чувашскому народу. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

11

«О первом чувашском букваре и о завещании И.Я.Яковлева чувашскому народу».

Программное содержание:

Расширять знания детей о людях, прославивших республику: И. Я. Яковлев

Развивать интерес к историческому прошлому своего народа (знания о первых национальных букварях)

Дать понятие о том, что одной из характерных черт чувашей – это доброта. Доброго человека чуваши называли ырадыннамар.

Ещё одной из характерных черт чувашей – это распространение благодарности на всю семью и род человека, сделавшего доброе дело.

 Познакомить с завещанием И.Я. Яковлева чувашскому народу: дружбы с русским народом: («Чтите и любите великий, добрый и умный русский народ...»), дружбы с многочисленными народностями, дружбы среди самих чувашей («Будьте дружны между собой»), дружбы в семье («В семейном счастье — защита от жизненных испытаний»).

Познакомить детей с чувашскими пословицами и поговорками о добре, благодарственной песнью.

Ход. Сегодня я вам расскажу о великом чувашском просветителе Иване Яковлевиче Яковлеве. Он выдающийся деятель культуры и просвещения чувашского народа, педагог, писатель, создатель современной чувашской письменности. (Слайд №2)

Для букваря И.Я.Яковлев отбирал старинные чувашские народные песни, загадки, пословицы и поговорки, сам писал дидактические рассказы.      И записывал их в свою книгу, так слово за словом, пополнялась эта книга.

В результате долгих поисков народной мудрости был создан первый чувашский букварь (слайд с букварем № 3, 4).  Этот букварь и стал новой золотой книгой чувашей.

     И. Яковлев любил свой народ и хотел, чтобы он был грамотным. Он обучал всех чуваш письменности, чтению и просвещал их.

 Стремясь к образованию, Яковлев задумывался и о судьбе родного народа, он понял

необходимость духовного слияния и культурного сближения чувашей с русскими, а средством

приобщения должны были стать, по его мнению, родной язык и национальная письменность.

С его именем связано создание оригинального алфавита, на основе которого им был издан букварь для чувашских школ .Посмотрите каким стал современный букварь. (слайд 5).

В русском алфавите 33 буквы, а в чувашском – 37 букв (слайд №6)

Посмотрите внимательно и скажите, какие чувашские буквы отличаются от русских? (слайд №7)

У чувашского народа не было своего алфавита, они не знали букв. Все буквы и слова в этом букваре составил И. Я. Яковлев. В современном чувашском алфавите 37 букв – 33 русские и 4 буквы «с щетинами» (черточка над буквой, обозначающая мягкость гласного звука). Чувашский из устного языка стал наконец письменным.  Ă ă   Ĕ ĕ  Ç ç Ÿ у  (слайд №9)

Ă ă   – Ăмăрт-кайăк (слайд №8)

Ĕ ĕне – корова (слайд № 19)

Ç (слайд №10)- çырла

Ÿ – ÿхĕ (слайд № 11)

Ребята, посмотрите на странице букваря находятся буквы и слова, они старинные, русские и чувашские.

И. Я. Яковлев был умным, придумал для чуваш свой алфавит, теперь они могут читать и писать на своем родном языке.

Физкультминутка.

Мы в Чувашии живем, (руки в стороны)

Есть у каждого свой дом, (руки домиком)

Есть работа, (кулачек об кулачек)

Есть друзья, (хлопаем в ладоши)

Мама (руки разводят

Папа влево, вправо)

Есть и я (обнимаем себя)

Народ благодарен этому человеку за то, что он просветил чувашский народ, сдружил чуваш и русских. «Русские, чуваши, татары - все одно - люди» - говорил И. Я. Яковлев.

      Вся жизнь выдающегося просветителя И.Я.Яковлева была посвящена бескорыстному служению своему народу. Иван Яковлевич Яковлев обратился к чувашскому народу с завещанием (слайд №12)

          1 завещание. И.Я. Яковлев в своём завещании  чувашскому народу говорил: о дружбе с русским народом:  «Чтите и любите великий, добрый и умный русский народ...»  (слайд №13)

   Хузангай говорил: «Чувашский ласковый язык.

Сказанья наши золотые,

Народный мудрости родник –

Всё это сберегла Россия».

     

        Важное завещание о дружбе с многочисленными народностями, дружбе среди самих чувашей:

 «Будьте дружны между собой», (слайд № 14)

        О дружбе с многочисленными народностями.

Ещё одно важное завещание о дружбе в семье:

 «В семейном счастье — защита от жизненных испытаний». (слайд № 15)

(слайд №16) Одна из характерных черт чувашей – это доброта. Доброго человека чуваши называли ыра дыннамар.

И это проявляется в традиции чувашей в ответ на какой-то подарок или доброе дело непременно отблагодарить: подарить более ценную вещь или помочь в чем-то.

 (слайд № 17) Традиционный характер имеет у чувашей обычай устройства помочей (ниме) при строительстве домов, хозяйственных построек, уборке урожая. 

(слайд № 18) Ещё одной из характерных черт чувашей – это распространение благодарности на всю семью и род человека, сделавшего доброе дело;

(слайд № 19) Другая характерная черта чувашского народа - люди, симпатизирующие друг другу, обмениваются между собой дорогими подарками.

Особенно приятно, когда подарок пришел от дорогого человека, был подобран с душой, и подарили именно то, о чем мечталось.

 (слайд № 20) У чувашского народа есть свои пословицы и поговорки о добре.

Беги от дурного, иди к доброму. (Усалтан тар, ырă патне пыр).

От хорошего человека добро, от дурного –зло. (Ырă çыннăн ырлăхĕ тивет, усалăн – тырлăхĕ).

От хорошего человека добро, от дурного –зло. (Ырă çыннăн ырлăхĕ тивет, усалăн – тырлăхĕ).

 (слайд № 21) Доброго человека поминают добрым словом, дурного – плохим. (Ыр çынна ыр ятпа асăнаççĕ, усал çынна – усал ятпа).

 (слайд № 22) Кто делает зло другому, тот и сам его испытает. (çынна усал тăвакан хăй те усал курать).

За плохое дело доброго имени не услышишь. (Усал ĕç тусан çын умĕнче ырă ят илтеймĕн).

 (слайд №23) От добрых дел не устанешь.  (Ырлăхран ырман теççĕ).

Когда добро с добром сходятся, всегда добро получается. (Ырăпа ырă тĕл пулсан, яланах ырă пулать).

(слайд № 24) Добрый человек душой болеет даже за болезнь постороннего. (Кăмăллă çыннăн çын чирĕите чĕре патне пырать).

Доброе слово, что ясный день. (Ырă сăмах лайăх кун пек).

У чувашского народа существует благодарственная песнь. (слайд № 34)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сценарий театрализованной деятельности по мотивам чувашского рассказа И.Я.Яковлева "Мышонок на прогулке" с детьми младшей группы

Сценарий театрализованной деятельности по мотивам чувашского рассказа И,Я.Яковлева "Мышонок на прогулке" с детьми младшей группы...

Конспект совместной работы по художественно-творческой деятельности с детьми подготовительной к школе группы на тему «Народная культура и традиции чувашского народа» «Какое разное солнце в чувашском орнаменте»

Программное содержание:Образовательные задачиОбразовательная область «Познавательное развитие»:Расширять представление детей об особенностях культуры, быта чувашского народа. Образовательная обла...

«Формирование у дошкольников представлений о чувашской национальной культуре и ознакомление с традициями чувашского народа»

laquo;Формирование у дошкольников представлений о чувашской национальной культуре и ознакомление с традициями чувашского народа»...

Праздник к чувашской неделе культуры (25 апреля), посвященный дню рождения И.Я. Яковлева

Мероприятие посвящено дню рождения чувашского просветителя И.Я. Яковлева. Праздник проводится в группах старшего дошкольного возраста....

КОНСПЕКТ непосредственно-образовательной деятельности по приобщению к культуре чувашского народа «Чувашские умельцы» (старшая группа)

КОНСПЕКТ непосредственно-образовательной деятельностипо приобщению к культуре чувашского народа «Чувашские умельцы»(старшая группа)...

Формирование у детей представления о традициях и быте чувашского народа, пробуждение интереса к истории чувашской культуры и традиции

16 декабря 2022 года воспитанники группы «Непоседы» вместе с воспитателями и с родителями посетили Аликовский литературно-краеведческий музей.     Цель...