Занятие " Разноцветный мир чувашских матрёшек"
план-конспект занятия по развитию речи (младшая группа)

Васянка Тамара Александровна

Занятие для младшей группы 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл raznotsvetnyy_mir_chuvashskih_matryoshek.docx20.08 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект

организованной образовательной деятельности с детьми младшей группы на тему: «Разноцветный мир чувашских матрешек»

Программное содержание:

Интеграция образовательных областей: «Художественно-эстетическое развитие», «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Социально-коммуникативное развитие»

Образовательные задачи: 
- Приобщать к миру чувашской народной культуры;

- Формировать первичные представления о свойствах чувашской народной игрушки (цвете, размере, количестве, части и целом);

- Формировать умение осваивать признаки раскладывающихся кукол-матрешек;

- Формировать умение не только подбирать части предмета (матрешек), но и совмещать их в соответствии с рисунком;

Развивающие задачи: 
- Развивать общение и взаимодействие ребенка с взрослыми и сверстниками по поводу народных игрушек;

- Развивать интерес к действиям с чувашской народной игрушкой как объектом окружающего мира;

- Развивать зрительное восприятие;

Воспитательные задачи:
- Воспитывать самостоятельность, уверенность, инициативность;

- Формировать интерес и эмоциональную отзывчивость на восприятие чувашской матрешки, в пестрядинной одежде.

Активизация словаря: чувашские матрешки, тухья, веселые матрешки.

Материалы: ноутбук, чувашские матрешки в пестрядинной одежде; для игр на каждого ребенка матрешка, чувашская песня «Илемле» в исполнении А. Уляндиной.

Предварительная работа: рассматривание матрешек, проведение дидактических игр, танец с песней про матрешек.

Методические приемы:

1.Вовлечение детей в деятельность:
- Сюрпризный момент (воспитатель в чувашском наряде);
- беседа о наряде воспитателя: показ и вопросы;
- Игровая мотивация (предложение отправиться на экскурсию в «матрешечный» город).

2. Основная часть:

-Звучит чувашская песня «Илемле»;
- беседа о матрёшках;
- рассматривание чувашской матрёшки;

- художественно-дидактическая игра «Откроем матрешку»;

- художественно-дидактическая игра «Соберем матрешек»;

- художественно-дидактическая игра «Расставим матрешек по кругу».

3. Заключительная часть:
- хоровод;
- подведение итогов;

- игра «Проводим матрешек в свои дома»;

- сюрпризный момент (подарок от матрешек).

Ход организованной образовательной деятельности:

  1. Вовлечение детей в деятельность.

Воспитатель в чувашском наряде входит группу.
- Здравствуйте, ребята. Посмотрите в каком красивом наряде я к вам пришла. Это чувашское национальное платье. Платье белого цвета. Какого цвета? Посмотрите какие красивые узоры вышиты на платье. Узоры красного цвета. Какого цвета узоры? А что это у меня на голове? Мой головной убор похож на шапочку, по-чувашски он называется «тухья» и «хушпу». Давайте вместе скажем «тухья». Моя «тухья» украшена серебристыми кружочками, похожими на монетки. Как красиво, вы со мной согласны?

- У меня есть подружки, и они приглашают нас к себе в гости в «матрешечный» город.

  1. Основная часть.

Звучит чувашская песня «Илемле».
- Посмотрите вокруг… Какой красивый город, в котором живут чудесные чувашские матрешки.

- В домах красного цвета живут чувашские матрешки. Как они одеты? Какое настроение они  у вас вызывают? Что вам хочется делать, когда смотрите на эти чудесные по красоте матрешки? Да, так и хочется рассматривать их. Куклы-матрешки радуют своей красотой. Они, как и русские матрешки, создают ощущение праздника, на них сказочно красивые узоры.

- Какие разные удивительно красивые матрешки живут в этом городе! Они так и зовут нас подойти поближе и рассмотреть их.

Рассматривание чувашских матрешек в пестрядинной одежде.
- Эти чувашские матрешки просто загляденье! Одежда на них нарядная, отличается праздничным видом. Чем необычен наряд чувашских матрешек?

- Матрешки-чувашки одеты в интересный и необычный головной убор. А на что он похож? Как он украшен?

-Головные уборы матрешек похожи на шапочки, по-чувашски они называются называется «тухья». Эти шапочки красиво украшены разнообразными узорами. Какие узоры на головном уборе матрешек вам нравятся?

-В украшении использованы серебристые кружочки как мелкие монетки-копейки и как цветные бусинки-бисеренки, а также многоцветные узоры из линий.

-Посмотрите на костюм чувашских матрешек. На них, как у русских матрешек, нет цветочков. Наряд матрешек состоит из клетчатых платьев. Какого они цвета?

- Замечательные игрушки матрешки не только хочется рассматривать, но больше всего, наверное, хотелось бы с ними поиграть. Веселые куклы-матрешки с удовольствием с нами поиграют.

    Художественно-дидактическая игра «Откроем матрешку».

Воспитатель предлагает каждому ребенку выбрать понравившуюся матрешку и пригласить ее поиграть с ней. Показывает детям способы открывания матрешки, сопровождая текстом стихотворения:

Интересно с ней играть,

Можно даже открывать.

Приоткрой ее немножко,

Там внутри – еще матрешка!

Только чуть поменьше ростом,

В остальном двойняшки просто!

(Из стихотворения «Игрушки. Матрешка» Л.Громовой).

- И вот выстроилась большая кукольная семья. Как замечательно они складываются одна в другую – была одна, а теперь много»

    Художественно-дидактическая игра «Соберем матрешки».

Воспитатель предлагает собрать матрешки одна в другую, чтобы получилась одна матрешка.

- Как замечательно они складываются одна в другую – было много, а стала одна:

Ростом разные подружки

Не похожи друг на дружку.

Все они сидят друг в дружке,

А всегда одна игрушка.

(Загадка «Матрешка»)

    Художественно-дидактическая игра «Расставим матрешек по кругу».

Воспитатель предлагает расставить матрешки по кругу, вокруг обруча, чтобы все могли полюбоваться друг другом и посмотреть в глаза друг другу. Дети любуются матрешками.

  1. Заключительная часть:

Хоровод «Матрешек». Воспитатель предлагает повеселиться.

Рефлексия: Воспитатель задает вопросы детям (подведение итогов):

- Ребята, скажите, что мы сегодня делали? Ребята, скажите, про кого вы сегодня узнали? Какие они, матрешки?

Игра «Проводим матрешек домой». Воспитатель предлагает «проводить» матрешек «домой» - расставить их в свои дома

Сюрпризный момент. Подарок от матрешек.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по обучению чувашскому языку "Асанне патенче ханара"

конспект занятия по обучению чувашскому языку...

«Разноцветный мир чувашских матрешок»

Конспект ОД «Разноцветный мир чувашских матрешок» Воспитательные задачи:- Воспитывать самостоятельность, уверенность, инициативность;- Формировать интерес и эмоциональную отзывчивость...

Конспект занятия "Трудовой подвиг чувашского народа в годы Великой Отечественной войны"

Конспект призван расширять знания детей о трудовом подвиге нашего народа во время ВОв, воспитывать патриотические чувства и гордость за свой народ....

Конспект-занятия "Бусы для чувашской куклы"

Занятие по лепке по приобщению детей 3-4 лет к Чувашской культуре, обучению приемам лепки...

"Разноцветный мир чувашских матрешек"

Воспитание эмоционально-личностной отзывчивости и интереса к эстетическому восприятию искусства народного (чувашского) орнамента.Основной вид деятельности: восприятие произведений декоративно-прикладн...

Конспект занятия ФЦКМ «Новоселье у матрёшек»

Цель: Закрепление и расширение представлений детей о многообразии видов мебели, их назначении.Задачи: 1. Развивать познавательно-исследовательскую деятельность детей.2. Дать представление о частях, из...