Роль сказки в нравственно-духовном воспитании дошкольников (для детей средней группы)
статья (средняя группа)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rol_skazki.docx | 18.29 КБ |
Предварительный просмотр:
Роль сказки в нравственно-духовном воспитании дошкольников (для детей средней группы)
Важность роли сказок в воспитании подрастающего поколения отмечали В.А. Сухомлинский, Л.Н. Толстой и другие известные отечественные педагоги, литературоведы, писатели, общественные деятели. Через русскую народную и авторскую сказку ребенок 4-5 лет знакомится с богатством и образностью родного языка, нашими культурными истоками, постигает красоту речи. Сказки учат малышей доброте и милосердию, справедливости и щедрости, трудолюбию и правдивости. С помощью сказочных образов, персонажей, их действий ребенок начинает постигать и различать добро и зло, хорошее и плохое в жизни, поступках людей. Сказки развивают воображение, фантазию, расширяют кругозор, учат общаться и понимать суть мыслей, действий других людей.
Из сказочных историй дети получают информацию о культурных ценностях и моральных основах нашего общества, народа. Они учатся понимать близких и окружающих, оценивать их, общаться и взаимодействовать с другими людьми, взрослыми, сверстниками, родителями, воспитателями, друзьями. С народных и авторских сказок начинается знакомство малышей с миром литературы, кино, театра. Сказочные истории, устные и прочитанные, издавна использовали родители и педагоги в целях воспитания детей, формирования их моральных, нравственных устоев.
Воспитанники младшей группы детского сада начинают знакомство со сказочными мирами с самых простых для восприятия историй, коротких, с динамичными сюжетами. Перед чтением воспитатель проводит дидактическую игру, а во время – наблюдает за реакцией маленьких слушателей. После чтения педагог спрашивает у детей, понравилась ли им сказка, разбирает отдельные моменты, поясняет, какой основной смысл, «урок» вложен в историю. Так, сказка «Семеро козлят» учит ребят быть осторожными, не открывать дверь незнакомцам, слушаться родителей, «Репка» советует быть дружными и трудолюбивыми, «Красная шапочка» - быть внимательными к советам взрослых.
Перед чтением сказки педагог знакомит ребят с новыми словами, объясняет их значение, а после – учит оценивать содержание. Благодаря сказкам малыши знакомятся с понятиями добра и зла, анализируют поступки героев, их поведение. Сказки развивают у детей волю, терпение, веру в себя, учат добру, честности, смелости, оптимизму, настойчивости и целеустремленности без скучных наставлений и морализаторства, наглядно показывая результат тех или иных действий, мыслей, решений главных персонажей.
Благодаря сказкам даже самые юные воспитанники детского сада учатся слушать, познавать, сопоставлять и сравнивать, начинают облекать мысли в слова, связно разговаривать. Слушание, обсуждение и понимание сказочных сюжетов стимулируют интерес к учебе, развивают внимание, мышление, воображение, сопереживание, чувство юмора. По характеру воздействия на ребенка различают следующие виды сказок:
- дидактические (учебные);
- медитативные (для снятия напряжения, успокаивающие), с элементами творчества, когда дети сами сочиняют и воображают сказочные сюжеты, рисуют и играют в них;
- психотерапевтические (приносящие гармонию в душу), когда ребенок становится главным героем сказки, добрым волшебником, дарящим счастье и радость остальным персонажам;
- психокоррекционные (мягко воздействующие на психику, объясняющие суть проблемы на примере главных героев, их поведения), для самостоятельного обдумывания и последующего обсуждения;
- художественные (авторские и народные, несущие мудрость веков и основные ценности нашей многовековой культуры).
Сюжетно-жанровая классификация сказок разделяет народные и авторские истории, а также сюжеты на бытовые, волшебные темы, героические былины и сказки о животных.
Основные методы знакомства со сказкой
Самый главный способ ознакомления ребенка со сказкой – устное чтение, будь то родитель или воспитатель в группе. Кроме того, сказки можно пересказывать устно, привнося в сюжет что-то новое, добавляя детали. В этом случае можно включать в сказку пояснения смысла незнакомых ребятам слов, сокращать текст, переставлять некоторые слова местами. Выразительное чтение, отслеживание реакции малышей помогают увлечь детей сказкой, сделать так, чтобы они заслушались и внимательно следили за развитием истории. Для закрепления материала воспитатели играют с детьми в дидактические игры, устраивают викторины, повторяют понравившиеся сказки, рассматривают иллюстрации и описывают их, зачитывают отрывки.
По нескольким сказкам можно устроить мини-викторину, конкурс рисунков, организовать занятие по лепке или аппликации с персонажами полюбившихся историй. Хорошо воспринимают воспитанники младшей группы и игры с настольным театром, когда воспитатели и они сами играют роли сказочных персонажей, повторяя их слова, поступки, запоминая сюжет и смысл сказок.
Сказка – эффективное средство духовно-нравственного становления личности, развития ребенка. Истории о героях, животных, людях с элементами волшебства учат малышей думать, рассуждать, поднимая не только вопросы добра и зла, но проблемы предназначения человека, свойств его личности. Чтение и обсуждение сказок помогают формировать основные ценности, учат ценить и выявлять положительные качества, такие как трудолюбие, честность, смелость, взаимовыручка, милосердие, ответственность, самостоятельность. Малыши стремятся подражать положительным героям. Таким образом, сказка помогает вырастить душевно здорового ребенка, привить ему любовь к добру и понимание его сути, решает нравственные проблемы и вопросы дальнейшей социализации в обществе.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План работы по самообразованию на 2015–2016 гг. по теме «Роль сказки в нравственно-духовном воспитании дошкольников»
Пояснительная записка.Сказка входит в жизнь ребенка с самого раннего возраста, сопровождает его на протяжении всего дошкольного детства и остается с ним на всю жизнь. Со сказк...
Самообразование по теме "Роль сказки в нравственно-духовном воспитании дошкольников"
Данный материал преднназначен для формирования и развития нравственных качеств дошкольника....
План по самообразованию воспитателя средней группе «Роль сказки в нравственно-духовном воспитании дошкольников»
Развить и воспитать в душе каждого ребенка духовное начало, чувства, чтобы он не вырос бездушным, равнодушным человеком....
План по самообразованию воспитателя во второй младшей группе «Роль сказки в нравственно-духовном воспитании дошкольников» .
Цель :выявить формирование интереса и потребности в чтении (восприятии) книг через решение задач Задачи : 1.Повысить собственный уровень знаний путём изучения необходимой литературы, посещения МО, сам...
План по самообразованию воспитателя в старшей группе «Роль сказки в нравственно-духовном воспитании дошкольников».
Цель: Развить и воспитать в душе каждого ребенка духовное начало, чувства, чтобы он не вырос бездушным, равнодушным человеком. Задачи: 1. Побуждать у детей интерес к сказкам. 2. Создать необходимые ус...
План работы по самообразованию на тему: «Роль сказки в нравственно-духовном воспитании дошкольников» для детей младшего среднего дошкольного возраста
Сказка доступна пониманию дошкольника. Ее композиция, яркое противопоставление добра и зла, фантастические и определенные по своей нравственной сути образы, выразительный язык, динамика событий, ...
План работы по самообразованию на тему: «Роль сказки в нравственно-духовном воспитании дошкольников» для детей средней группы".
Воспринимая сказку, ребенок с одной стороны сравнивает себя со сказочными героями, и это позволяет ему почувствовать и понять. Что не у него одного есть проблемы и переживания. С другой стороны,...