План работы по самообразованию на тему: «Роль сказки в нравственно-духовном воспитании дошкольников» для детей средней группы".
проект по художественной литературе (средняя группа)
Воспринимая сказку, ребенок с одной стороны сравнивает себя со сказочными героями, и это позволяет ему почувствовать и понять. Что не у него одного есть проблемы и переживания. С другой стороны, посредством сказочных образов ребенку предлагаются выходы их различных сложных ситуаций, пути разрешения возникших конфликтов, позитивная поддержка его возможностей и веры в себя. Пи этом ребенок отожествляет себя с положительным героем.
Скачать:
Предварительный просмотр:
План работы по самообразованию на тему:
«Роль сказки в нравственно-духовном воспитании дошкольников»
для детей средней группы
Выполнила воспитатель:
Адуева. Г.Г
2022 - 2023
«Сказка - это зёрнышко, из которого
прорастает эмоциональная оценка
ребёнком жизненных явлений».
(В. А. Сухомлинский)
Пояснительная записка
В настоящее время сказка, как и многие другие ценности традиционной культуры, заметно утратило свое предназначение. Именно сказка играет важную роль в духовном обогащении дошкольников, способствует закладке эстетических и эстетических чувств. Сказка-это среда для развития эмоционально- нравственного опыта ребенка, помогающая не только представлять последствия своих поступков, но и переживать их смысл для себя и окружающих.
Сказка входит в жизнь ребенка с раннего возраста. Сопровождается на протяжении всего дошкольного детства и остается с ним на всю жизнь.
Со сказки начинается знакомство ребенка с миром литературы. С миром человеческих взаимоотношений и окружающим миром в целом.
Сказки не только расширяют представления ребенка, обогащают его знания о действительности, главное – они вводят его в особый исключительный мир чувств, глубоких переживаний и эмоциональных открытий.
Актуальность
Сказка доступна пониманию дошкольника. Ее композиция, яркое противопоставление добра и зла, фантастические и определенные по своей нравственной сути образы, выразительный язык, динамика событий, особенные причинно-следственные связи и явления делают ее особенно интересной и волнующей для детей. Сказка является незаменимым инструментом формирования нравственно здоровой личности ребенка, помогает понять на доступном ему языку красоту окружающего мира.
В настоящее время мы все чаще наблюдаем примеры детской жестокости, агрессивности по отношению друг к другу и к близким людям. Под влиянием далеко не нравственных мультфильмов у детей искажены представления о духовных и нравственных качествах: о доброте, милосердии, справедливости. С рождения ребенок нацелен на идеал хорошего, поэтому с самого младшего возраста необходимо показывать нравственную и духовную суть каждого поступка. Такие нравственные категории, как добро и зло, хорошо и плохо, целесообразно формировать как своим примером, а так же с помощью народных сказок, в том числе и о животных. Почему же сказка так эффективна в работе с детьми, особенно в дошкольном возрасте?
В дошкольном возрасте восприятие сказки становится специфической деятельностью ребенка, что позволяет ему свободно фантазировать и мечтать.
Воспринимая сказку, ребенок с одной стороны сравнивает себя со сказочными героями, и это позволяет ему почувствовать и понять. Что не у него одного есть проблемы и переживания. С другой стороны, посредством сказочных образов ребенку предлагаются выходы их различных сложных ситуаций, пути разрешения возникших конфликтов, позитивная поддержка его возможностей и веры в себя. Пи этом ребенок отожествляет себя с положительным героем.
Цель:
Создание условий для развития и формирования нравственных представлений и воспитание нравственных качеств личности (чувство милосердия, сострадания, уважения и послушания).
Задачи:
Развивать способность детей различать добро и зло, хорошее от плохого и в сказке, и в жизни, умение делать нравственный выбор.
Развивать умение думать, сравнивать, анализировать поступки сказочных героев, учить давать оценку своему поведения и поведению других.
Помочь родителям понять ценность сказки, ее особенную роль в воспитании сегодняшнего и завтрашнего человека.
Ожидаемые результаты:
Усвоение детьми норм нравственно-духовного воспитания, открытость их к доброму, позитивное отношение детей к окружающему миру, к другим людям и к самому себе;
Понимание необходимости развития таких волевых качеств, как послушание, почитание родителей и взрослых;
Знание определенных сказочных сюжетов, составляющих духовный опыт человечества;
Формировать представление о честности, справедливости, доброте, отрицательное отношение к жестокости, хитрости, трусости;
Развивать чувства самоуважения, собственного достоинства и стремления быть отзывчивыми к взрослым и детям, умение проявлять внимание к их душевному состоянию, радоваться успехам сверстников, стремиться придти на помощь в трудную минуту.
Перспективный план на 2022-2023г.
Месяц | |
Сентябрь | 1. Подбор материала необходимого для работы с детьми и родителями на тему: «Сказка как средство духовно- нравственного воспитания»: постановка целей и задач по данной теме. 2. Консультация для родителей: «Как подружить ребёнка с книгой». |
Октябрь | 1. Изучение темы: «Роль сказки в развитии речи детей». Методические приёмы: -Чтение детям и пересказ сказки: «Волк и семеро козлят», рассматривание иллюстрации. -Консультация для родителей: «Роль сказок в развитии детей». -Чтение сказки К. Чуковского «Телефон» 2. Пополнение библиотеки группы новыми красочными книгами с русскими народными сказками, дисками. |
Ноябрь | 1. Создание картотеки сказок для работы с детьми. Методические приёмы: -Пересказ сказки детьми «Пузырь, Соломинка и Лапоть» -Дидактическая игра: «Угадай сказку». Консультация: «Роль художественной литературы в развитии речи детей дошкольного возраста». 3. День матери «Маму очень я люблю», организация конкурса для мам. |
Декабрь | 1.Изучение темы: «Использование сказок в работе с детьми. Методические приёмы: - Чтение русской народной сказки «Лисичка-сестричка и волк» - Дидактическая игра: «Угадай, из какой сказки прочитан отрывок?» -Настольно – печатные игры по мотивам сказок (разрезные картинки, лото). -В уголке для родителей поместить рублику советов и пожеланий по поводу того, как организовать чтение ребенка в домашних условиях. Темы: «Личная библиотека вашего ребенка», «Как и когда рассказывать сказки». 2.Выставка работ (дети и родители) «Любимые сказки». 3.Итоговое комплексное занятие «В гостях у сказок» |
Январь | 1. Изучение темы: «Сказка как средство духовно – нравственного развития личности ребёнка». Методические приёмы: -Чтение русской народной сказки «Зимовье» -Чтение сказки и Пересказ сказки «Лиса и козел». -Консультация для родителей: «Сказкотерапия , как воспитательная система ,органичная внутренней среде человека». -Беседа индивидуальная с родителями ребёнка на тему: «Как подружить ребёнка с книгой» - о пользе домашнего чтения. |
Февраль | 1. Изучение темы «Роль сказки в воспитании детей». Методические приёмы: - Чтение сказки «Чудо дерево» К. Чуковского - Мини-викторина по сказкам К.Чуковского «Сказки дедушки Корнея». - Консультация для родителей: «Как читать сказку детям» |
Март | 1. Изучение темы: «Влияние сказок на психику ребёнка». Методические приёмы: 1. Чтение сказки «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка» 2. Постановка сказки «Репка» с привлечением родителей. 3. Дидактическая игра «Расскажи сказку по картинке». 4. Консультация для родителей: «Как выбрать полезную сказку для малыша». |
Апрель | 1.Изучение темы «Театрализация сказок как средство духовно- нравственного воспитания детей». Методические приёмы: 1. Чтение и пересказ сказки «Гуси-лебеди», рассматривание иллюстрации. 2. Настольно-печатные игры по мотивам сказок (лото, разрезанные картинки) Консультация для родителей «У доброты есть лицо» 3. Учить детей обыгрывать знакомые сказки. 2.Добавить материал в театральный уголок. |
Май | 1. Самоанализ плана по самообразованию. Методические приёмы. -Продолжать учить детей обыгрывать знакомые сказки. - Итоговое родительское собрание «Какая прелесть – эти сказки» . 2. Выставка работ детей и родителей: «Наши любимые сказки». |
Литература:
В. А. Сухомлинский «Сердце отдаю детям»
Сборник научно-методических статей. Орел 2015г. под редакцией О. В. Бережнова
Ильин И. «Духовный мир сказки»
Занкевич- Евстигнеева «Практикум по сказкотерапии»
Э. И. Иванова «Расскажи мне сказку». Литературные сказки для детей. Просвещение 2001г
Предварительный просмотр:
План работы по самообразованию на тему:
«Роль сказки в нравственно-духовном воспитании дошкольников»
для детей средней группы
Выполнила воспитатель:
Адуева. Г.Г
2022 - 2023
«Сказка - это зёрнышко, из которого
прорастает эмоциональная оценка
ребёнком жизненных явлений».
(В. А. Сухомлинский)
Пояснительная записка
В настоящее время сказка, как и многие другие ценности традиционной культуры, заметно утратило свое предназначение. Именно сказка играет важную роль в духовном обогащении дошкольников, способствует закладке эстетических и эстетических чувств. Сказка-это среда для развития эмоционально- нравственного опыта ребенка, помогающая не только представлять последствия своих поступков, но и переживать их смысл для себя и окружающих.
Сказка входит в жизнь ребенка с раннего возраста. Сопровождается на протяжении всего дошкольного детства и остается с ним на всю жизнь.
Со сказки начинается знакомство ребенка с миром литературы. С миром человеческих взаимоотношений и окружающим миром в целом.
Сказки не только расширяют представления ребенка, обогащают его знания о действительности, главное – они вводят его в особый исключительный мир чувств, глубоких переживаний и эмоциональных открытий.
Актуальность
Сказка доступна пониманию дошкольника. Ее композиция, яркое противопоставление добра и зла, фантастические и определенные по своей нравственной сути образы, выразительный язык, динамика событий, особенные причинно-следственные связи и явления делают ее особенно интересной и волнующей для детей. Сказка является незаменимым инструментом формирования нравственно здоровой личности ребенка, помогает понять на доступном ему языку красоту окружающего мира.
В настоящее время мы все чаще наблюдаем примеры детской жестокости, агрессивности по отношению друг к другу и к близким людям. Под влиянием далеко не нравственных мультфильмов у детей искажены представления о духовных и нравственных качествах: о доброте, милосердии, справедливости. С рождения ребенок нацелен на идеал хорошего, поэтому с самого младшего возраста необходимо показывать нравственную и духовную суть каждого поступка. Такие нравственные категории, как добро и зло, хорошо и плохо, целесообразно формировать как своим примером, а так же с помощью народных сказок, в том числе и о животных. Почему же сказка так эффективна в работе с детьми, особенно в дошкольном возрасте?
В дошкольном возрасте восприятие сказки становится специфической деятельностью ребенка, что позволяет ему свободно фантазировать и мечтать.
Воспринимая сказку, ребенок с одной стороны сравнивает себя со сказочными героями, и это позволяет ему почувствовать и понять. Что не у него одного есть проблемы и переживания. С другой стороны, посредством сказочных образов ребенку предлагаются выходы их различных сложных ситуаций, пути разрешения возникших конфликтов, позитивная поддержка его возможностей и веры в себя. Пи этом ребенок отожествляет себя с положительным героем.
Цель:
Создание условий для развития и формирования нравственных представлений и воспитание нравственных качеств личности (чувство милосердия, сострадания, уважения и послушания).
Задачи:
Развивать способность детей различать добро и зло, хорошее от плохого и в сказке, и в жизни, умение делать нравственный выбор.
Развивать умение думать, сравнивать, анализировать поступки сказочных героев, учить давать оценку своему поведения и поведению других.
Помочь родителям понять ценность сказки, ее особенную роль в воспитании сегодняшнего и завтрашнего человека.
Ожидаемые результаты:
Усвоение детьми норм нравственно-духовного воспитания, открытость их к доброму, позитивное отношение детей к окружающему миру, к другим людям и к самому себе;
Понимание необходимости развития таких волевых качеств, как послушание, почитание родителей и взрослых;
Знание определенных сказочных сюжетов, составляющих духовный опыт человечества;
Формировать представление о честности, справедливости, доброте, отрицательное отношение к жестокости, хитрости, трусости;
Развивать чувства самоуважения, собственного достоинства и стремления быть отзывчивыми к взрослым и детям, умение проявлять внимание к их душевному состоянию, радоваться успехам сверстников, стремиться придти на помощь в трудную минуту.
Перспективный план на 2022-2023г.
Месяц | |
Сентябрь | 1. Подбор материала необходимого для работы с детьми и родителями на тему: «Сказка как средство духовно- нравственного воспитания»: постановка целей и задач по данной теме. 2. Консультация для родителей: «Как подружить ребёнка с книгой». |
Октябрь | 1. Изучение темы: «Роль сказки в развитии речи детей». Методические приёмы: -Чтение детям и пересказ сказки: «Волк и семеро козлят», рассматривание иллюстрации. -Консультация для родителей: «Роль сказок в развитии детей». -Чтение сказки К. Чуковского «Телефон» 2. Пополнение библиотеки группы новыми красочными книгами с русскими народными сказками, дисками. |
Ноябрь | 1. Создание картотеки сказок для работы с детьми. Методические приёмы: -Пересказ сказки детьми «Пузырь, Соломинка и Лапоть» -Дидактическая игра: «Угадай сказку». Консультация: «Роль художественной литературы в развитии речи детей дошкольного возраста». 3. День матери «Маму очень я люблю», организация конкурса для мам. |
Декабрь | 1.Изучение темы: «Использование сказок в работе с детьми. Методические приёмы: - Чтение русской народной сказки «Лисичка-сестричка и волк» - Дидактическая игра: «Угадай, из какой сказки прочитан отрывок?» -Настольно – печатные игры по мотивам сказок (разрезные картинки, лото). -В уголке для родителей поместить рублику советов и пожеланий по поводу того, как организовать чтение ребенка в домашних условиях. Темы: «Личная библиотека вашего ребенка», «Как и когда рассказывать сказки». 2.Выставка работ (дети и родители) «Любимые сказки». 3.Итоговое комплексное занятие «В гостях у сказок» |
Январь | 1. Изучение темы: «Сказка как средство духовно – нравственного развития личности ребёнка». Методические приёмы: -Чтение русской народной сказки «Зимовье» -Чтение сказки и Пересказ сказки «Лиса и козел». -Консультация для родителей: «Сказкотерапия , как воспитательная система ,органичная внутренней среде человека». -Беседа индивидуальная с родителями ребёнка на тему: «Как подружить ребёнка с книгой» - о пользе домашнего чтения. |
Февраль | 1. Изучение темы «Роль сказки в воспитании детей». Методические приёмы: - Чтение сказки «Чудо дерево» К. Чуковского - Мини-викторина по сказкам К.Чуковского «Сказки дедушки Корнея». - Консультация для родителей: «Как читать сказку детям» |
Март | 1. Изучение темы: «Влияние сказок на психику ребёнка». Методические приёмы: 1. Чтение сказки «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка» 2. Постановка сказки «Репка» с привлечением родителей. 3. Дидактическая игра «Расскажи сказку по картинке». 4. Консультация для родителей: «Как выбрать полезную сказку для малыша». |
Апрель | 1.Изучение темы «Театрализация сказок как средство духовно- нравственного воспитания детей». Методические приёмы: 1. Чтение и пересказ сказки «Гуси-лебеди», рассматривание иллюстрации. 2. Настольно-печатные игры по мотивам сказок (лото, разрезанные картинки) Консультация для родителей «У доброты есть лицо» 3. Учить детей обыгрывать знакомые сказки. 2.Добавить материал в театральный уголок. |
Май | 1. Самоанализ плана по самообразованию. Методические приёмы. -Продолжать учить детей обыгрывать знакомые сказки. - Итоговое родительское собрание «Какая прелесть – эти сказки» . 2. Выставка работ детей и родителей: «Наши любимые сказки». |
Литература:
В. А. Сухомлинский «Сердце отдаю детям»
Сборник научно-методических статей. Орел 2015г. под редакцией О. В. Бережнова
Ильин И. «Духовный мир сказки»
Занкевич- Евстигнеева «Практикум по сказкотерапии»
Э. И. Иванова «Расскажи мне сказку». Литературные сказки для детей. Просвещение 2001г
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План работы по самообразованию по теме "Нетрадиционные техники рисования как средство развития творческих способностей детей средней группы" на 2014-2015 год.
quot;Развитие творческих способностей через нетрадиционную технику рисования в средней группе"...
План работы по самообразованию на тему: « Роль игры в жизни малыша».
Тема: "Роль игры в жизни малыша"....
План работы по самообразованию на тему: «Роль сказки в нравственно-духовном воспитании дошкольников» для детей младшего среднего дошкольного возраста
Сказка доступна пониманию дошкольника. Ее композиция, яркое противопоставление добра и зла, фантастические и определенные по своей нравственной сути образы, выразительный язык, динамика событий, ...
План работы по самообразованию 2022-2023 г.г Тема:"Формирование элементарных математических представлений у детей среднего дошкольного возраста по средствам дидактических игр"
План работы по самообразованию 2022-2023 г.г Тема:"Формирование элементарных математических представлений у детей среднего дошкольного возраста по средствам дидактических игр"...
Индивидуальный план работы по самообразованию на 2022 - 2023 учебный год Тема: «Нравственное воспитание дошкольников посредством чтения художественной литературы»
Индивидуальный план работы по самообразованию на 2022 - 2023 учебный год Тема: «Нравственное воспитание дошкольников посредством чтения художественной литературы»...
План работы по самообразованию на тему: «Роль сказки в нравственно-духовном воспитании дошкольников»
Пояснительная запискаВ настоящее время сказка, как и многие другие ценности традиционной культуры,заметно утратило свое предназначение. Именно сказка играет важную роль в духовномобогащ...
План работы по самообразованию на 2023/2024 учебный год ТЕМА: «Экологическое воспитание дошкольников в средней группе»
laquo;Экологическое воспитание дошкольников в средней группе»Группа: средняя группаДата начала работы над темой: сентябрь 2023 годаОкончание работы: май 2024годаФормы самообразования: инд...