План работы по самообразованию по теме «Роль сказки в нравственно-духовном воспитании дошкольников» в средней группе.
материал (средняя группа)

Шингина Юлия Александровна

Сказка входит в жизнь ребенка с самого раннего возраста, сопровождает его на протяжении всего дошкольного детства и остается с ним на всю жизнь. Со сказки начинается его знакомство с миром литературы, с миром человеческих взаимоотношений и всем окружающим миром

Скачать:


Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДС « ЗОЛОТОЙ КЛЮЧИК»

МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ЯСНЕНСКИЙ РАЙОН

План работы по самообразованию на 2018–2019 гг.

по теме «Роль сказки в нравственно-духовном воспитании дошкольников» в средней группе.

Шингина Юлия Александровна 

План работы по самообразованию на 2018–2019 гг.

по теме «Роль сказки в нравственно-духовном воспитании дошкольников»

Пояснительная записка.

Сказка входит в жизнь ребенка с самого раннего возраста, сопровождает его на протяжении всего дошкольного детства и остается с ним на всю жизнь. Со сказки начинается его знакомство с миром литературы, с миром человеческих взаимоотношений и всем окружающим миромСказка является одним из самых доступных средств для духовно – нравственного развития ребенка, которое во все времена использовали и педагоги, и родители. Благодаря сказке ребенок познает мир не только умом, но и сердцем. И не только познает и выражает свое собственное отношение к добру и злу. Сказка преподносит детям поэтический и многогранный образ своих героев, оставляя при этом простор воображению. Духовно – нравственные понятия ярко представленные в образах героев, закрепляются в реальной жизни и взаимоотношениях с близкими людьми, превращаясь в нравственные эталоны, которыми регулируются желания и поступки. Сказка в некотором роде поэзия жизни и фантастика будущего, благодатный и ничем не заменимый источник воспитания любви к Родине. Это духовные богатства народной культуры, познавая которые ребенок познает сердцем родной край и народ.

Актуальность

В настоящее время мы все чаще наблюдаем примеры детской жестокости, агрессивности по отношению друг к другу, по отношению к близким людям. Под влиянием далеко не нравственных мультфильмов у детей искажены представления о духовных и нравственных качествах: о доброте, милосердии, справедливости. С рождения ребенок нацелен на идеал хорошего, поэтому уже с самого младшего возраста необходимо показать нравственную и духовную суть каждого поступка. Такие нравственные категории, как добро и зло, хорошо и плохо, целесообразно формировать как своим примером, а также с помощью народных сказок, в том числе о животных. Почему же сказка так эффективна при работе с детьми, особенно в дошкольном возрасте?

1. В дошкольном возрасте восприятие сказки становится специфической деятельностью ребенка, что позволяет ему свободно мечтать и фантазировать.

2. Воспринимая сказку, ребенок с одной стороны сравнивает себя со сказочным героем, и это позволяет ему почувствовать и понять, что не у него одного есть такие проблемы и переживания. С другой стороны, посредством сказочных образов ребенку предлагаются выходы из различных сложных ситуаций, пути разрешения возникших конфликтов, позитивная поддержка его возможностей и веры в себя. При этом ребенок отождествляет себя с положительным героем.

Проблема

Разрешение проблем нравственного и духовного воспитания требует поиска наиболее эффективных путей или переосмысления уже известных. Действенным средством в воспитании моральных качеств личности дошкольников является сказка. Духовно- нравственное воспитание – это формирование ценного отношения к жизни, обеспечивающего устойчивое, гармоничное развитие человека, включая в себя воспитания чувства долга, справедливости, ответственности. Любое общество заинтересовано в сохранении и передаче накопленного опыта. Сохранение этого опыта во многом зависит от системы образования и воспитания. Проблемы духовно- нравственного воспитания дошкольников всегда находились в центре внимания выдающихся педагогов, таких как В. А Сухомлинского, Н. С Карпинской, Л. Н Стрелковой и др. Они занимались поиском наиболее эффективных путей и средств осуществления духовно- нравственного воспитания в ДОУ. На мой взгляд, одним из средств создания положительных духовных и нравственных представлений детей, установления более тесных контактов между взрослыми и детьми в семье и в детском саду является сказка. Период дошкольного детства наиболее благоприятен для духовного и нравственного воспитания ребенка, ведь впечатления детства человек проносит через всю жизнь.

Цели:

1. Развивать и воспитывать в душе каждого ребенка духовное начало.

2. Выявить и изучить воспитательные особенности русской народной сказки.

3. Формирование нравственных представлений и воспитание нравственных качеств личности (чувство милосердия, сострадания, уважения и послушания).

4. Формирование привычки советоваться со своею совестью в разных жизненных ситуация.

5. Обеспечение социальной адаптации детей путем введения их в культурную традицию народной сказки.

Для достижения цели я определила, следующие задачи:

1. Помогать детям в освоении духовно- нравственных ценностей, формирование нравственных качеств в процессе установления позитивных межличностных отношений.

2. Развивать способность детей отличать добро и зло, хорошее от плохого в сказке и жизни, умение делать нравственный выбор.

3. Способствовать воспитанию послушания родителям на основе любви и уважения к близким людям.

4. Содействовать развитию эстетического вкуса, умение видеть, ценить и беречь красоту.

5. Развивать умение думать, сравнивать, анализировать поступки сказочных героев, учить давать оценку поведению своему и других.

6. Создать необходимые условия для знакомства детей с русскими народными сказками.

7.  Помочь родителям понять ценность сказки, ее особую роль в воспитании сегодняшнего и в особенности завтрашнего человека.

Детям интересно слушать сказки. Они сопереживают положительным героям, подсказывают им, как надо и не надо поступать, у кого спрашивать совет, а к чьим советам нельзя прислушиваться.

После прочтения сказки обязательно идет обсуждение. Даже дети старших групп верят в сказку, а значит, через нее легче обучать и воспитывать. Таким образом, сказка жила, живет и будет жить несмотря на гонения и будет играть огромную воспитательную роль.

Реализация программы по самообразованию осуществляется по двум направлениям:

1. Совместная деятельность с детьми.

2. Взаимодействие с родителями.

Работа с родителями:

1. Проведение родительских собраний.

2. Индивидуальных консультации и беседы с родителями.

3. Оформление уголка для родителей на тему: «Роль сказки в духовно- нравственном воспитании дошкольников».

4. Участие родителей в развлечениях и утренниках.

Образовательные области:

1. Познавательное развитие.

2. Речевое развитие.

3. Художественно – эстетическое.

4. Физическое развитие.

5. Социально-коммуникативное.

                 

Перспективный план по самообразованию

по теме:

«Сказка - как средство духовно- нравственного воспитания дошкольников»

Сентябрь.

1. Подбор материала необходимого для работы с детьми и родителями на тему: «Сказка как средство духовно- нравственного воспитания»: постановка целей и задач по данной теме.

2. Родительское собрание«Сказка ложь – да в ней намек»

3. Консультация для родителей«Как подружить ребенка с книгой».

Октябрь.

1. Изучение темы«Роль народной сказки в развитии речи детей».

Методические приемы:

-Чтение детям и пересказ сказки: «Волк и семеро козлят», рассматривание иллюстрации.

- Консультация для родителей«Роль сказок в развитии детей»«Сказки помогут справиться с детским непослушанием».

2. Пополнение библиотеки группы новыми красочными книгами с русскими народными сказками, дисками.

Ноябрь.

1. Создание картотеки сказок для работы с детьми.

2. Применять цитаты из сказок в режимных моментах.

Методические приемы:

- Чтение и пересказ детям сказки: «Бычок, смоляной бочок».

-Дидактическая игра«Угадай сказку».

Консультация«Особенности чтения сказок о животных».

Декабрь.

1. Изучение темы: «Использование сказок в работе с детьми. Методические приемы:

- Дидактическая игра«Угадай, из какой сказки прочитан отрывок?»

-Настольно – печатные игры по мотивам сказок (разрезные картинки, лото).

-В уголке для родителей поместить рублику советов и пожеланий по поводу того, как организовать чтение ребенка в домашних условиях. Темы«Личная библиотека вашего ребенка», «Как и когда рассказывать сказки, «Книги и театр».

2. Выставка работ (дети и родители) «Зимние сказки».

Январь.

1. Изучение темы: «Сказка как средство духовно – нравственного развития личности ребенка».

Методические приемы:

-Чтение детям сказки: «Три медведя».

-Прослушивание аудиозаписи сказки.

-Консультация для родителей«Почитай мне сказку».

-Беседа индивидуальная с родителями ребенка на тему«Как подружить ребенка с книгой»- о пользе домашнего чтения.

Февраль.

1. Роль сказки в воспитании детей.

Методические приемы:

-Обустроить уголок ряженья.

- Консультация для родителей: «Воспитание трудолюбия, послушания и ответственности через сказку».

2.  Рассказывание сказки с новой концовкой: «Волк и семеро козлят».

Март.

1. Изучение темы«Влияние сказок на психику ребенка».

Методические приемы:

-Дидактическая игра«Из какой сказки герой».

-Приобрести в группу раскраски по народным сказкам.

-Консультация для родителей«Как выбрать полезную сказку для малыша».

-В уголке для родителей поместить книжку – раскладку«О чем и как беседовать с детьми после чтения».

Апрель.

1. Театрализация сказок как средство духовно- нравственного воспитания детей».

Методические приемы:

-Учить детей обыгрывать знакомые сказки.

-Добавить материал в театральный уголок.

Май.

1. Продолжать учить детей обыгрывать знакомые сказки.

2. Выставка работ детей и родителей: «Наши любимые сказки».

Родительское собрание «Сказка — ложь, да в ней намек, для родителей урок»

Сказка в гости к нам идет-

Сказку за руку ведет.

В сказке солнышко горит,

Справедливость в ней царит!

Сказка- умница и прелесть!

Ей повсюду путь открыт!

Закладывать основы нравственности, воспитывать моральные ценности следует с самого раннего возраста, когда формируется характер, отношение к миру, окружающим людям.  В этике существуют две основные категории - добро и зло. Соблюдение моральных требований ассоциируется с добром. Нарушение же моральных норм и правил, отступление от них характеризуется как зло. Понимание этого побуждает человека вести себя в соответствии с моральными требованиями общества.

Заглянуть в "кладовые" личности и извлечь оттуда такие качества, как справедливость, отзывчивость, доброжелательность, милосердие, преданность, дружелюбие, самостоятельность, трудолюбие, ответственность, взаимовыручка, патриотизм, честность и многое др. вероятно, но необходимо иметь свой "ключик" к человеческой индивидуальности. Возможно, чтобы нравственное развитие происходило не только на основе пассивного, непроизвольного подражания, "заражения", чувствами другого, а имело своевременное и осознанное вмешательство.

Один из путей такого "вмешательства" лежит через сказку.

Сказка. Произнося это слово, мы в мгновение ока переносимся в волшебный мир детства. Какие сказки вы любили больше всего? Какие сказки читали вам родители? Какие сказки читаете вы своим детям?

(ответы аудитории)

Прежде всего, это должны быть добрые сказки. Мудрые сказки, развивающие восприятие мира. Интересные сказки, полные таинственности и чудес. Красивые сказки с прекрасным содержанием и иллюстрациями. Сказки, пробуждающие в ребенке все самое лучшее и доброе. Сказки, несущие в себе свет и радость, надежду и веру, загадку и вдохновение.

Сказка не дает прямых наставлений детям (типа "Слушайся родителей", "Уважай старших", "Не уходи из дома без разрешения", но в ее содержании всегда заложен урок, который они постепенно воспринимают, многократно возвращаясь к тексту сказки.

Давайте с вами разберем, чему же учат сказки.

"Репка"-учит быть дружными, трудолюбивыми.

"Маша и медведь" - предостерегает: в лес одним ходить нельзя, можно попасть в беду, а уж если так случилось - не отчаивайся, старайся найти выход из сложившейся ситуации.

"Теремок", " Зимовье зверей" - учат дружить.

"Гуси-лебеди", "Сестрица Аленушка и братец Иванушка", "Снегурочка" - в этих сказках звучит наказ слушаться родителей, старших.

Страх и трусость высмеиваются в сказке " У страха глаза велики", хитрость - в сказках "Лиса и журавль", "Лиса и тетерев", "Лисичка сестричка и серый волк".

Трудолюбие в народных сказках всегда вознаграждается "Хаврошечка", "Мороз Иванович", "Царевна-лягушка", мудрость восхваляется "Мужик и медведь", "Как мужик гусей делил", забота о близких поощряется "Петушок и бобовое зернышко".

Дошкольный возраст- возраст сказки. И здесь ребенок проявляет сильную тягу ко всему сказочному, необычному, чудесному. Ребенка в сказках пленяют неожиданная удача и счастливая судьба простых, скромных, близких детям своей наивностью и простодушием героев, чудесные превращения лягушек, лебедей в прекрасных царевен, кара, постигающая злых, высокомерных гордецов, завистливых старух, жадных и жестоких богачей и властителей. Близок и мил им самый язык сказки, ее стиль, простота и выразительность, яркость и наглядность образов, обилие сравнений повторений, которые так свойственны речи ребенка. Если сказка удачно выбрана, если она естественно и вместе с тем выразительно  рассказана, можно быть уверенным, что она найдет в детях чутких, внимательных слушателей.

Игры, викторины и другие затеи на сказочную тематику помогут организовать интересные и познавательные встречи со сказкой.

"Парад сказочных героев" (загадки о героях сказок)

Загадки сказочных героев:

"Отгадай-ка"

"Короб с потерянными и найденными вещами"

"Блиц -конкурс"

"Четвертый лишний"

"Сколько сказок прозвучало?"

"Сказочная эстафета"

Значение сказки в воспитании ребенка и детского коллектива неоценимо.

Она ярко, выразительно раскрывает все богатство родного языка, способствует развитию детского воображения, фантазии, приобщает ребенка к творчеству. Сказка формирует представление о добре и зле, с детства закладывает в душу человека заряд оптимизма, ведь в ней всегда побеждает добро, а зло наказывается. Большие развивающие возможности сказки- в формировании комфортного психологического климата в детском коллективе. Творческие задания, театрализация, разнообразные конкурсы, затеи, праздники, игровые программы, викторины, основанные на сказочных сюжетах, представляют интерес для организации межличностного общения, коллективной и групповой работы, создания ситуации самопознания, самоутверждения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Самообразование по теме "Роль сказки в нравственно-духовном воспитании дошкольников"

Данный материал преднназначен для формирования и развития нравственных качеств дошкольника....

План работы по самообразованию на тему: «Роль сказки в нравственно-духовном воспитании дошкольников» для детей младшего среднего дошкольного возраста

Сказка доступна пониманию дошкольника. Ее композиция, яркое противопоставление добра и зла, фантастические и определенные по своей нравственной сути образы, выразительный язык, динамика событий, ...

План работы по самообразованию на тему: «Роль сказки в нравственно-духовном воспитании дошкольников» для детей средней группы".

Воспринимая сказку, ребенок с одной стороны сравнивает себя со сказочными героями, и это позволяет ему почувствовать и понять. Что не у него одного есть проблемы и переживания. С другой стороны,...

План работы по самообразованию на тему: «Роль сказки в нравственно-духовном воспитании дошкольников»

Пояснительная запискаВ настоящее время сказка, как и многие другие ценности традиционной культуры,заметно утратило свое предназначение. Именно сказка играет важную роль в духовномобогащ...