Экологическая тропа осенью (на улице)
учебно-методический материал (старшая группа)
Экологическая тропа осенью (на улице)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Экологическая тропа осенью (на улице) | 18.16 КБ |
Предварительный просмотр:
Экологическая тропа осенью (на улице)
Программное содержание. Расширение представления об объектах экологической тропы и о сезонных изменениях в природе. Формировать эстетическое отношение к окружающей действительности. Систематизировать знания о пользе растений для человека и животных.
Предварительная работа. Наблюдения за растениями в природе. Дидактическая игра «Кто быстрее найдет дерево». Рисование на тему «Осенний лес».
Материал и оборудование. Объекты природы на участке детского сада: клумба с цветущими растениями, пень, деревья, кустарники и скворечник. Дед Природовед (взрослый в костюме Деда Природоведа или игрушка). Поднос.
Методика проведения
Прохождение экологической тропы. (Объекты экологической тропы выбираются с учетом региональных особенностей и месторасположения дошкольной организации.)
Дети выходят на улицу, их встречает Дед Природовед. Он здоровается, восхищается тем, как ребята выросли и загорели, предлагает прогуляться по экологической тропе. Говорит, что только самые внимательные смогут увидеть изменения, которые произошли в природе за летний период.
Остановка 1. «Клумба».
Дед Природовед предлагает детям рассмотреть клумбу, на которой продолжают цвести растения. Спрашивает: «Какие растения были на клумбе летом?» (Астра, георгин, бархатцы, космея, ноготки, настурция.) Предлагает рассмотреть цветы и листья астры. Обращает внимание детей на то, что астры цветут с весны до поздней осени; цветы астры бывают разных оттенков: красные, синие, белые, розовые и др.
Спрашивает у детей: «Для чего выращивают растения на клумбах? Принимали ли вы участие в уходе за садовыми растениями?»
Дед Природовед и педагог обобщают ответы детей.
Остановка 2. «Сирень».
Дед Природовед предлагает детям вспомнить название данного растения. В случае затруднения называет кустарник —сирень. Спрашивает у детей: «Какие еще кустарники вы знаете? (Шиповник, калина, дерн.) Какие изменения произошли с сиренью в осенний период? Вспомните, как весной цвела сирень».
Дед Природовед и педагог обобщают ответы детей.
Остановка 3. «Пень».
Дед Природовед спрашивает у детей: «Что такое пень? После того как дерево спиливают, на его месте остается пень. А живет ли кто-нибудь в пне?» Подводит детей к пониманию того, что в пеньке идет своя жизнь. Рассказывает, что маленькие букашки и жучки забираются в пень и на-ходятся там всю холодную зиму. Пенек их согревает, это их дом. Из пня могут вырасти и начать новую жизнь травка, цветок и даже дерево!
Дает возможность рассмотреть пенек и поделиться впечатлениями.
Остановка 4. «Скворечник».
Дед Природовед спрашивает у детей: «Как называется этот маленький домик? Кто в нем живет? Почему в скворечнике маленькое отверстие и ступенечка? Почему в скворечнике нет птиц?»
Уточняет ответы детей и рассказывает, что скворцы уже собрались в стаи и готовы улететь в теплые края. Спрашивает у детей, знают ли они, какую пользу приносят скворцы. Напоминает, что летом много подросших скворцов стайками пасутся на лужайках, а в городе —на газонах. Они всюду находят себе еду —жучков, червячков, личинок—и тем самым помогают спасать растения от нашествия насекомых.
Дает детям возможность высказать свои впечатления. Затем говорит: «Весной мы снова будем радоваться прилету скворцов. Вспомните, как красиво весной поют скворцы свои песни».
Остановка 5. «Деревья».
Дед Природовед сообщает детям, что птицам хорошо живется там, где есть деревья. Спрашивает: «Какие деревья растут на вашем участке в детском саду?» и организует игру «Кто быстрее найдет дерево».
Воспитатель называет детям дерево. Например, «Кто быстрее найдет березу? Раз, два, три, к березе беги!». Дети должны найти дерево и подбежать к любой березе, растущей на участке, где проводится игра. Бежать к названному дереву можно только по команде «Беги!». Затем педагог называет другое дерево. Игра повторяется 2—3 раза.
Дед Природовед хвалит детей за то, что они знают названия деревьев. Предлагает вспомнить, как выглядела береза весной (дети наблюдали за березой в средней группе), и вспомнить, что изменилось. Сообщает детям примету осени, связанную с березой: «Листья у березы пожелтели на верхушке — весна будет ранней». Предлагает определить по данной примете, какая будет следующая весна.
Обращает внимание детей на хвойное дерево —ель. Спрашивает: «Какие изменения произошли осенью с елью? На деревьях висят еловые шишки. Внутри шишек находятся крылатые семена. Эти семена являются пищей для некоторых животных. У ели маленькие иголки, это и есть видоизмененные листья. Они опадают круглый год, но постепенно. Поэтому и говорят про ель: „Зимой и летом одним цветом"».
Рассматривает с детьми иголки ели. Рассказывает, что ель —одно из древнейших растений в русском лесу. Растет ель в среднем около 500 лет, в зависимости от вида; цветет один раз в 5—6 лет.
Подводит детей к пониманию того, что у лиственных деревьев листья к зиме желтеют и опадают, потому что зимой, в стужу, корни почти не могут брать из земли воду, а листья испаряют много воды—тянут ее из дерева. В жарких странах, где морозов не бывает, а летом засуха, листья, наоборот, облетают к лету. Иголки у хвойных деревьев — ели и сосны— маленькие, смолистые, жесткие; они испаряют меньше воды, чем обычные листья. Поэтому и держится хвоя зимой и летом.
Дед Природовед обращает внимание детей еще на одно дерево—дуб. Спрашивает: «Какие изменения произошли с дубом осенью? Как называются плоды дуба?»
Обобщает ответы детей: у дуба созрели плоды — желуди и начали опадать листья зеленого и бурого цвета. Рассказывает, что дуб начинает плодоносить, когда проживет 30—40 лет. Вспоминает приметы осени, связанные с дубом: «Много желудей на дубе —к теплой зиме».
Предлагает подумать, что можно делать с желудями? Обобщает ответы детей: желудь можно посадить, и из него вырастет новое дерево, из желудей можно сделать муку, можно сварить кашу, желудями можно кормить животных, из желудей можно делать интересные поделки.
Дед Природовед предлагает собрать желуди, рассмотреть их и сложить на поднос. Обращает внимание на то, что дети были внимательны и смогли увидеть сезонные изменения, происходившие в природе.
Читает детям стихотворение Н. Нищевой «Осенние листья»:
Раз, два, три, четыре, пять,
Будем листья собирать.
Листья березы,
Листья рябины,
Листья тополя,
Листья осины,
Листья дуба мы соберем,
Маме осенний букет отнесем.
Предлагает собрать букет из осенних листьев. Рассматривает с детьми собранные букеты. Обращает внимание на красоту осенних листьев.
Дети благодарят Деда Природоведа за интересную встречу и прощаются с ним.
Педагог предлагает детям отнести собранный природный материал в группу и сделать из него поделки и картины.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ПРАЗДНИК-ПУТЕШЕСТВИЕ ПО ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ ТРОПЕ "ОСЕННЯЯ ПРОГУЛКА"
Сценарий музыкально-познавательного праздника-путешествия по экологической тропе "Осенняя прогулка", проводимого на улице для всех групп детского сада....
Конспект «Прохождение экологической тропы осенью».
Конспект «Прохождение экологической тропы осенью». экскурсия...
ЭКСКУРСИОННО – ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАНЯТИЯ С ДЕТЬМИ 5 – 7 ЛЕТ НА ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ ТРОПЕ ОСЕНЬ ТЕМА: КРАСИВАЯ ПОЛЯНКА
беседа с бабочкой о природных явлениях...
Конспект ООД по ознакомлению с окружающим миром с детьми 5-7 лет «Экологическая тропа осенью» (на улице).
Конспект ООД по ознакомлению с окружающим миром с детьми 5-7 лет «Экологическая тропа осенью» (на улице)....
Экологическая тропа осенью (на улице)
Экологическая тропа осенью (на улице)Развивающая: Расширять представления об объектах экологической тропы и о сезонных изменениях в природе.Обучающая: формировать эстетическое представление к окружающ...
«Экологическая тропа осенью» Конспект ООД (старшая группа) (на улице).
Расширять представление об объектах экологической тропы и о сезонных изменениях в природе.Систематизировать знания детей о пользе растений для человека и животных.Формировать эстетическое отноше...
Экологическая тропа " Осеннее путешествие по экологической тропинке"
Цель: закрепить знания детей различать и называть растения, растущие на территории детского сада. Задачи: образовательные: расширять знания детей о растениях детского сада, продолжать знакомить с их...