Социализация детей ОВЗ посредством игровой деятельности
консультация

Полицинская Наталия Александровна

Подвижные игры, сюжетно - ролевые игры, дидактические игры в социализации детей с ОВЗ

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

ДСКВ № 28 «Ромашка»

Социализация детей с ОВЗ

посредством игровой деятельности

Составила: учитель – логопед

                                                       Полицинская Н.А.

 Дидактическая игра как средство социализации

детей с ОВЗ.

Вопрос социализации детей разного возраста становится острее с каждым годом. По мнению специалистов, этот процесс лучше запускать с раннего возраста, в дошкольном учреждении.

В рамках социального воспитания ребёнок должен не просто учиться самостоятельно есть и выполнять простейшие гигиенические операции, но и взаимодействовать с окружающими. Именно окружающая среда в первые годы жизни оказывает самое сильное влияние.

Правила поведения должны гармонично входить в жизнь ребёнка вместе с повседневностью, общением со сверстниками и воспитателями.

Согласно социальному заказу государства, ребёнок имеет право стать самостоятельной и активной личностью, несмотря на наличие у него ограничивающих диагнозов. Умение адаптироваться к окружающим условиям станет серьёзным подспорьем для ребёнка.

Дети с особенностями в развитии нуждаются в целенаправленном обучении. Поэтому для организации обучения и воспитания играют важную роль способы воздействия, направленные на активизацию познавательной деятельности.

Игра является универсальным способом развития детской психики, так как помогает взаимодействовать с окружающим миром. Дидактическая игра воздействует в первую очередь на эмоциональную сферу ребенка. Поэтому является эффективным средством повышения мотивации для овладения необходимыми умениями и навыками.

Дидактическая игра как способ коррекционной и развивающей работы помогает воздействовать на определённые психические функции детей. В процессе игры можно удовлетворить различные потребности ребёнка.

Особенно это актуально при работе с детьми, имеющими диагноз ОВЗ, так как от грамотной организации игровой деятельности зависит дальнейшее развитие.

Одной из отличительных черт ребят с особенностями развития является невысокий уровень познавательной деятельности. Таким детям бывает сложно сосредотачивать внимание, у них замедлены процессы восприятия и памяти.

При помощи игры они могут нормализовать свои возможности и выполнять предлагаемые задания на уровне детей с нормативным развитием.

Выделяют три этапа формирования социально-коммуникативных навыков посредством дидактических игр:

1.Этап. Создание доброжелательной атмосферы. Формирование доверительных отношений между ребенком и взрослым, и в группе сверстников.

На этом этапе используются дидактические игры, направленные на установление контакта и создания доброжелательной атмосферы.

Например: дидактическая игра

«Вежливые слова»

Цель. Развитие уважения в общении, привычка пользоваться вежливыми словами.

Дидактическая игра

«Подарок для всех»

Цель. Развить умение дружить, делать правильный выбор, сотрудничать со сверстниками, чувства коллектива.

2.Этап. Непосредственная коррекционная деятельность. Обогащение социально-коммуникативного опыта дошкольников с ОВЗ происходит путем ознакомления с окружающим миром, формированием познавательных способностей ребенка на подгрупповых и индивидуальных занятиях.

Используются дидактические игры способствующие социализации через познавательную деятельность.

Примеры игр:

Дидактическая игра «Найди пару», «Найти отличия», «Четвёртый лишний», «Бывает не бывает» и др.

Задачи:

-расширять представления о предметах и явлениях природы, растениях, животных;

-развивать память, внимание

-развивать умения высказывать свои суждения, делать умозаключения.

3. Этап. Закрепление полученных знаний и навыков. Совместная деятельность взрослого и группы детей.

На этом этапе используются дидактические игры, способствующие закреплению полученных навыков. Такие как «Лото», «Цвет и формы», «Когда это бывает?»

Цель: закрепить представления о геометрических формах и основных цветах, закрепить знания детей о частях суток, развивать память.

Таким образом в процессе использования дидактических игр в коррекционной деятельности происходит формирование основ социально-коммуникативных навыков у детей с ОВЗ.

- применение различных видов дидактических игр служит основой, как для развития познавательной деятельности, так и формирования поведения детей с ОВЗ в коллективе.

-- использование дидактических игр в комплексном коррекционно-педагогическом воздействии, обогащает социальный опыт дошкольников с ОВЗ, развивает эмоционально-волевую сферу и сенсомоторные функции.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 2

Творческий характер сюжетно-ролевой игры определяется наличием… ЗАМЫСЛА

Слайд 3

Чаще всего в игре ребенок принимает на себя роль… ВЗРОСЛОГО

Слайд 4

Психические процессы, формирующиеся в процессе сюжетно- ролевой игры: МЫШЛЕНИЕ,ВООБРАЖЕНИЕ, ПАМЯТЬ

Слайд 5

Решение педагогической задачи Ситуация: Максим, 4 года, катает машинку, поставил перед ней кирпичик, немного провез. Радостно сообщает: «У меня машина снег чистит» Вопросы: Как бы вы продолжили общение с ребенком в игре? Какие бы при этом решили задачи педагогического руководства?

Слайд 6

Сколько игрушек должно быть у ребенка? Лучше, если у ребенка будет немного игрушек, но относиться он будет к ним с любовью

Слайд 7

Назовите способы включения малоактивных детей в сюжетно-ролевую игру Использовать сюрпризный момент, индивидуальный подход к каждому ребенку


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к выступлению на Педагогическом совете "Коммуникативное развитие дошкольников в игре, или Как научить детей общаться посредством игровой деятельности"

Выступление о развитии коммуникативных способностей в игровой деятельности детей  с элементами игрового практикума для педагогов. Тема посвящена рассмотрению одной из годовых задач ГБОУ "Шко...

Организация работы по социализации детей в разновозрастной группе ДОУ посредством игровой деятельности

Организация работы по социализации детей в разновозрастной группе  ДОУ посредством игровой деятельности...

План-программа «Социализация детей дошкольного возраста посредством игровой деятельности» (3 -7 лет)

Программа разработана на основе современных разработок Титовой Н. И. «Организация сообщества детей дошкольного возраста как условие развития их коммуникативной компетентности», Гришаевой Н.П. «Соврем...

Перспективный план работы по самообразованию «Формирование экологической культуры детей младшего дошкольного возраста посредством игровой деятельности с использованием маркеров игрового пространства»

Экологические игры — это форма экологического образования и воспитания экологической культуры, основанная на развёртывании игровой деятельности детей, стимулирующая высокий уровень мотивации, ин...

Педагогический проект: «Эмоциональный интеллект - как способ развития социализации у детей дошкольного возраста посредством игровой деятельности».

На сегодняшний день эмоциональное развитие является важным составляющим формирования целостности личности ребенка. С каждым днем возрастает информационное давление на сознание людей, что влечет за соб...

Круглый стол для родителей «Социализация детей раннего возраста посредством игровой деятельности»

Круглый стол для родителей «Социализация детей раннего возраста посредством игровой деятельности»Цель: повышение педагогической компетенции родителей по вопросу социализации детей ран...