РАЗВИТИЕ ПРЕДПОСЫЛОК УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ У ДЕТЕЙ С ЗПР ПОСРЕДСТВОМ ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
методическая разработка на тему
Представлена методическая разработка ОО "Социализация"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metod_razrabotka.docx | 30.49 КБ |
Предварительный просмотр:
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ОДНОГО ИЗ РАЗДЕЛА
ОСНОВНОЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ МБДОУ ДЕТСКОГО САДА КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА № 436 ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОБЛАСТИ: «СОЦИАЛИЗАЦИЯ» ПО ТЕМЕ:
«РАЗВИТИЕ ПРЕДПОСЫЛОК УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
У ДЕТЕЙ С ЗПР ПОСРЕДСТВОМ ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»
Выполнила:
Воспитатель МБДОУ детского сада
комбинированного вида № 436
Ленинского района
Железцова Надежда Николаевна
Г. Нижний Новгород
2014 год
Основная общеобразовательная программа ДОУ
разработана в соответствии с ФГТ (Приказ № 655 от 23.12.2009 г).
Принята на заседании педагогического совета № 2 от 30.11.2011 г. И утверждена приказом заведующего
Основная цель деятельности ДОУ:
Создание оптимальных условий, обеспечивающих полноценное личностное развитие ребенка, создание благоприятных условий для полноценного проживания ребенка дошкольного детства, формирование основ базовой культуры личности, всестороннее развитие психических и физических качеств в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями, подготовки ребенка к жизни в современном обществе.
Образовательная область
«Социализация»
Цель: Формировать у детей с ЗПР навыки учебной деятельности через организацию разных видов игр.
- Развивать умение посредством игры выполнять поставленную умственную задачу, правильно оценивать результат.
- Содействовать проявлению и развитию в игре необходимых для подготовки к школе качеств: произвольного поведения, ассоциативно- образного и логического мышления, воображения, познавательной активности.
- Целенаправленно через игру формировать навыки эмоционального и ситуативно-делового общения со сверстниками.
Актуальность:
- У детей с ЗПР наблюдается незрелость эмоционально-волевой сферы, низкий навык самоконтроля, своеобразное поведение.
- Отдельные психические функции: память, внимание, мышление отстают в своем развитии от принятых психологических норм.
- Проявляется ограниченный запас сведений и представлений об окружающем мире, бедный словарный запас, снижена работоспособность.
- Отмечается слабое развитие сенсорных и моторных навыков, отсутствие игровых интересов.
Методической основой данной работы являются:
- Л.С.Выготский, «Детей с ЗПР надо знакомить с разными способами рассуждений, умозаключений и доказательств…»
- Т.А.Власова, М.С. Певзнер « Перед педагогом стоит задача разобраться в детском восприятии мира, сформировать представления о нем…»
Цели и задачи работы:
Цель: Уточнение и развитие игровых навыков у детей с ЗПР.
Задачи:
- Поддерживать интерес к разнообразным играм, продолжать учить детей с ЗПР играть в различные игры.
- Развивать воображение, мышление, познавательную активность,произвольность поведения.
Формировать умение планировать договаривать, обсуждать действовать играючи.
Воспитывать желание самостоятельно выполнять роли в разных играх, продумывать сюжет.
- Побуждать детей самостоятельно создавать недостающие для игры предметы.
- Развивать в игре сообразительность, умение самостоятельно решать поставленную задачу, творческое воображение, способность совместно развёртывать игру.
- формировать умение договариваться, планировать и обсуждать действия всех играющих
- Воспитывать доброжелательность, готовность выручить товарища, умение считаться с интересом и мнением товарищей по игре, справедливо решать споры.
-\
Анализ уровня развития предпосылок
учебной деятельности у детей с ЗПР посредством игровой деятельности.
Критерии раздела образовательной области «Социализация» на основе основной общеобразовательной программы ДОУ
- Проявление интереса к разнообразным играм – инициатива, организаторские способности
- Умение взаимодействовать в игре – договариваться с партнерами, продумывать игровые действия
- Соблюдение правил игры – справедливо разрешать споры
- Самостоятельно выполнять роль ведущего в игре
- Использование в игре игрушек-заменителей, изготовление игр.
Оценка проводилась по трехбалльной системе:
1 балл – низкий уровень
2 балла – средний уровень
3 балла – высокий уровень
Результаты анализа уровня развития
у предпосылок учебной деятельности у детей с ЗПР посредством игровой деятельности.
Программно-методическое обеспечение
- Программно-методическое оснащение коррекционно-развивающего воспитания и обучения дошкольников с ЗПР под редакцией И.К.Беловой, Р.В.Былич, С.Г.Шевченко.
- Коррекционно-развивающее обучение под редакцией И.А.Морозова, М.А.Пушкарёва.
По разделам:
- «Подготовка к обучению грамоте»
- «Развитие элементарных математических представлений»
- «Ознакомление с окружающим миром»
- «Подготовка к обучению грамоте»
Основные направления в работе:
Организация работы с детьми (определение содержания, форм, методов и приемов)
Создание предметно-развивающей среды
Организация взаимодействия с семьями воспитанников.
Формы работы с детьми:
Игры: подвижные, сюжетно-ролевые, театрализованные, игры-драматизации, дидактические. | Совместная деятельность взрослого с детьми в ходе режимных моментов. | Создание условий для организации самостоятельной деятельности детей |
Приемы, используемые для развития интереса у детей с ЗПР к игре.
-Обыгрывание-рассматривание: приобретение мебели разных размеров для игр с куклами, разнообразную по своему назначению, дети видят отражающий мир окружающих их вещей.
- Схемы – иллюстрации: «Конструкторы» - которые состоят из мелких деталей, объемных деталей (наглядно показывая, что можно смастерить – поезда, дома, самолеты и т.д.).
- Знакомство с художественными произведениями для игр драматизаций
Шумовые игры: железная дорога
«Животные» – игра в зоопарк привлечение внимания детей
«Птицы» - птичий двор
Элементы костюмов, декораций для театрализованных игр
Разучивание стихов, песен, сказок.
Перечень, используемых игр:
Сюжетно-ролевые игры – Совершенствуют и развивают игровые умения детей, способствуют установлению в игре ролевого взаимодействия и усвоению ролевых взаимоотношений, прогнозирование ролевых действий и поведения в соответствии с сюжетом игры («Семья», «Детский сад», «Магазин», «Парикмахерская», «Библиотека», «Школа».
Дидактические игры – Обогащают знания детей о предметах окружающего мира, систематизируют знания, развивают память, внимание, воображение, мышление, речь, развивают сенсорные способности детей. ( «Лото», «Игры-почемучки», «Танграмы», «Домино» и д.р.
Подвижные игры – Учат ориентироваться в пространстве, самостоятельности, развивают умение доводить начатое до конца, воспитывают справедливость («Ловишки с хвостиком», «Перелет птиц», «Бездомный заяц», «Медведь и пчелка», «Лиса в курятнике», «Игры-эстафеты»)
Театрализованные игры – учат чувствовать и понимать эмоциональное состояние, совершенствуют исполнительские умения, воспитывают артистические качества, творческий потенциал.
«Теремок», «Красная шапочка», «Волк и семеро козлят», «Колобок» и др.
Принципы работы по развитию предпосылок у детей с ЗПР учебной деятельности
- Научность (подбор литературных методов)
- Системность в работе, т.е. последовательность.
- Доступность, т.е. материал доступный для усвоения каждого ребенка с учетом его индивидуальных особенностей развития.
- Наглядность (для познания окружающего мира через чувственные образы.
- Сознательность и активность детей (иначе материал быстро забывается)
- Принципы прочности обучения –обеспечение всестороннего развития
- Принцип индивидуальности ребенка.
Параметры, определяющие у детей с ЗПР готовность к школе
- Внимание
- Память
- Мелкая моторика
- Мышление (ассоциативно-образное, логическое)
- Воображение
- Познавательная активность
- Произвольное поведение
- Сенсорные способности
- Сформированность эмоционально-волевой сферы.
Интеграция образовательных областей
Название области | Содержание и средства организации образовательного процесса |
«Физическая культура» | Использование подвижных игр на развитие выносливости, умения ориентироваться в пространстве, справедливо оценивать собственные результаты |
«Познание» | Развивать у детей: 1. умение выполнять поставленную задачу 2. Логическое мышление 3. Закреплять сенсорные способности. Планировать свои действия. |
«Коммуникация» | Проявлять инициативу и любознательность с целью получения новых знаний, отрабатывать дикцию, внятно, отчетливо произносить слова, вести диалог. |
«Труд» | Воспитывать интерес к профессиям, формировать потребности трудиться, добиваться результатов, изготавливать игрушки, пособия. |
Чтение художественной литературы | Формировать способность к самооценке своих поступков, умение. Договариваться, сопереживать, сочувствовать. |
«Художественное творчество «Музыка» | Развивать воображение, обогащать сенсорный опыт, делать аргументированную оценку работам, высказывать эстетические суждения о произведении искусства. Совершенствовать слух, память, фантазию. |
Предметно-развивающая среда
В группе оборудованы уголки разных игр
- Продумано их размещение с учетом направленности
- Содержание игр соответствует возрасным данным детей
- Изготовлены маски животных, птиц для подвижных игр в физкультурном уголке
- Различные виды театра с использованием: шапочек, костюмов, кукол.
- Дидактические игры (лото, домино, мозаики, танграмы, почемучки и т.д.)
- Подбор детской художественной литературы
- Иллюстрации о профессиях, животных, временах года и т.д.
Материал был подобран с учетом возрастных возможностей и уровня развития детей.
Взаимодействие с семьей
Основные формы работы с родителями:
- Выступление на родительском собрании «Влияние игры на формирование учебных навыков детей»
- Показ открытых занятий для родителей «Развиваем логическое мышление, используя игры», «Игры и упражнения на развитие внимания и памяти».
- Консультации и беседы на темы «Развивающие игры- способствующие усвоению знаний и умений», «Игротека на дому»
- Организация выставок совместного творчества по теме: « Такие разные игрушки»
- Разработка рекомендаций для родителей «Использование творческих игр для формирования эмоционально-волевой сферы ребёнка»
Результаты анализа уровня развития предпосылок учебной деятельности у детей с ЗПР посредством игровой деятельности (май 2013 года)
Сравнительный анализ уровня развития предпосылок учебной деятельности детей с ЗПР посредством игровой деятельности на 2012-2013 учебный год
Начало года Конец года
Выводы:
Сравнительный анализ уровня развития предпосылок учебной деятельности посредством игровой деятельности детей на начало и конец 2012-2013 учебного года показал положительную динамику, о чем свидетельствуют результаты, представленные в диаграмме. Это обусловлено в свою очередь тем, что в группе созданы необходимые для развития детей условия. Увеличился процент детей, находящихся на высоком уровне 5%, а также снизился процент детей, находящихся на низком уровне 65%. Следовательно, на конец года у 70% детей наблюдается позитивная динамика в развитии.
Перспективы:
- Разместить опыт работы на сайте детского сада.
- Провести анкетирование родителей по теме «Ваш вопрос о готовности ребенка к школе?»
- Подобрать материал в зависимости от появившихся вопросов родителей ( консультации, игры.)
- Провести семинар-практикум для родителей по данной теме.
Спасибо за внимание!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Мастер-класс для педагогов ДОУ «Развитие коммуникативных способностей у детей дошкольного возраста посредством игровой деятельности»
Коммуникативные игры – так называют игры для развития умения общаться, сотрудничать и взаимодействовать с людьми в разнообразных жизненных ситуациях.Умение выстраивать и поддерж...
Индивидуальный план повышения профессионального уровня «Развитие связной речи у детей дошкольного возраста посредством игровой деятельности в контексте ФГОС».
Дошкольный возраст - это период активного усвоения ребенком разговорного языка, становления и развития всех сторон речи: фонетической, лексической, грамматической. Полноценное владение родным языком в...
Развитие эмоционального интеллекта у детей раннего возраста посредством игровой деятельности
Развитие эмоционального интеллекта у детей раннего возраста посредством игровой деятельностиРаннее детство – период интенсивного физического и психического развития. Качественные преобразования,...
Развитие коммуникативных навыков у детей дошкольного возраста посредством игровой деятельности
Игра, как ведущая форма деятельности в дошкольном возрасте оказывает качественно и решающее воздействие на формирование личности ребенка, на развитие общения в частности. Во время игр происходит социа...
План по самообразованию на 2022-2023 учебный год на тему: Речевое развитие детей дошкольного возраста посредством игровой деятельности.
Цель: Изучение способов, методов и приёмов активизации речи детей старшего дошкольного возраста.Задачи : Повысить собственный профессиональный уровень знаний путём изучения нормативно...
Методическая разработка «Развитие математических способностей для детей дошкольного возраста посредством игровой деятельности»
laquo;Игра это самое серьезное дело. В игре раскрывается перед детьми мир, творческие способности личности. Без игры нет, и не может быть полноценного умственного развития....
План работы по самообразованию воспитателя Валеевой И.З. «Речевое развитие детей дошкольного возраста посредством игровой деятельности» группы № 5 на 2022-2023 учебный год
План работы по самообразованию воспитателя Валеевой И.З.«Речевое развитие детей дошкольного возраста посредством игровой деятельности»группы № 5 на 2022-2023 учебный год...