Конспект открытой организованной образовательной деятельности по нравственно-патриотическому воспитанию в средней группе «Русская матрешка-символ Родины моей».
план-конспект занятия (средняя группа)

Цель: продолжать знакомить детей с русской народной игрушкой – Матрёшкой;

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл matreshka.docx42.55 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

Детский сад №15  «Крепыш»

Конспект  

открытой организованной образовательной деятельности  по нравственно-патриотическому воспитанию в средней группе

 «Русская матрешка-символ Родины моей».

Подготовила: Валиуллина Г.С.

Цель: продолжать знакомить детей с русской народной игрушкой – Матрёшкой;

Задачи:

Образовательные:

  • Познакомить с историей создания игрушки; дать представление о том, как народные мастера изготавливают матрёшку.
  • Закреплять умение считать в пределах 5, познакомить с порядковым значением числа, учить  отвечать на вопросы «Сколько?», «Который по счету?»
  • Закреплять в речи детей существительные с обобщающим значением; образование  простых прилагательных.
  • Закреплять умение сравнивать два предмета по величине, обозначать результаты сравнения словами: большой, маленький, больше, меньше. 
  • Упражнять в отгадывании загадок.

   

  • Развивающие:
  • Развивать интерес к народной игрушке.
  • Развивать  чувство цвета, ритма в узоре, творчество, фантазию.
  •  Развивать мелкую моторику рук.

Воспитательные:

  • Воспитывать любовь к народному искусству, бережное отношение к игрушкам.
  • Воспитывать чувство гордости за наш народ.

Словарная работа: Матрёшка, народная игрушка, деревянная, расписная, сарафан, фартук, мастер, сувенир.

Основная образовательная область: Познавательное развитие

Интеграция образовательных областей: художественно-эстетическое развитие, физическое развитие, речевое развитие, фэмп.

Предварительная работа: Рассматривание иллюстраций с изображением матрешки, рисование матрешек, чтение стихотворений, разучивание потешек, загадки про матрешек; дидактические игры с матрешками, слушание музыкальных фольклорных композиций, песни «Мы веселые матрешки».

Создание РППС:  матрешки; корзина, кукла, мяч, машинка, рисунки, мольберт.

Раздаточный материал: силуэты матрешек, пластилин, доски для лепки, салфетки.

Пути реализации:

Методы: словесный, практический, наглядный.

Приемы: рассматривание, показ, вопросы.

Формы: коллективная  беседа, дидактическая и пальчиковые игры, физкультминутка.

Ожидаемый результат:

- Знание истории происхождения Матрёшки;

- Знание особенностей русской народной игрушки (материал, форма, цвета, узоры);

  1. Вводная часть.

Дети стоят на ковре в кругу.

 Воспитатель предлагает детям поприветствовать друг друга и гостей.

     «Станем рядышком, по кругу,

     Скажем "Здравствуйте! " друг другу.

Нам здороваться не лень:

Всем "Привет! " и "Добрый день!"

Если каждый улыбнётся –

Утро доброе начнётся»

Воспитатель: 

                         Я на ярмарке была,

                         Вам подарки принесла

                         Полную корзину.

                         В ней подарки не простые,

                         А с секретом.

Дети садятся на стульчики.

Загадаю вам загадки. Отгадаете, узнаете, что в корзине.

1.«Я с ней целый день играю:

Одеваю, раздеваю,

Я ей платьице сошью,

Очень я ее люблю.

Уложу ее в кровать,

Она будет сладко спать!» (Кукла)

2.«Красный, синий, яркий, круглый,

Он красивый и упругий.

Прыгает, несется вскачь,

Отгадай, что это?» (Мяч)

3.«Перед домом на дороге

Ждет давно она подмоги,

Не залили в бак бензина –

Не поехала… (Машина)

Воспитатель: Молодцы,  все загадки отгадали.

Как  назвать подарки одним словом? (Игрушки)

Посчитайте, сколько всего игрушек.

Воспитатель:  Ребята, а вы играть любите? (Ответы детей).

Игрушки хотят поиграть с вами в прятки.

Дидактическая игра « Что изменилось?»

На столе стоят игрушки. Дети закрывают глаза, а воспитатель убирает одну из них. Дети отгадывают, какой игрушки не стало.

Воспитатель: Молодцы! Продолжаем играть!

Дидактическая игра «Четвертый лишний»

Перед детьми три игрушки, а четвертый предмет не относится к игрушкам.

Дети  угадывают лишний предмет и объясняют почему.

Воспитатель:  Ребята, а кто знает, из чего игрушки делают? ( Ответы детей) Игрушки делают из разных материалов. Назовите, какие бывают игрушки.

Дидактическая игра «Доскажи словечко»

Воспитатель: Я начну предложение, а вы – закончите.

-- Если игрушка сделана из дерева, значит она… (Деревянная)

-- Если игрушка сделана из резины, значит она…(Резиновая)

-- Если игрушка сделана из пластмассы, значит она.. (Пластмассовая)

-- Если игрушка сделана из глины, значит она…(Глиняная)

  1. Основная часть.

Воспитатель: Ребята, а где делают игрушки? (на фабрике игрушек)

Воспитатель: Давным-давно было такое время, когда таких фабрик не было,  игрушки делали сами люди. Вот об одной такой игрушке я хочу вам рассказать. Игрушка эта не простая, а с секретом.

Отгадайте загадку:

«Деревянные подружки
Любят прятаться друг в дружке,
Носят яркие одёжки,
Называются  
( матрешки)

Воспитатель достаёт большую матрёшку, внимательно её рассматривает вместе с детьми. Дети разбирают матрешку, считают сколько матрешек.

Нравится вам Матрешка? (ответы детей)

А теперь я расскажу вам, как появилась эта игрушка Матрешка.

Воспитатель. Давным-давно в одном царстве - государстве жил да был один мастер Василий Звездочкин. Он любил делать для детей игрушки. Однажды он сделал  необычную игрушку - куклу с секретом: внутри первой куклы сидела кукла поменьше, а в той еще меньше, и еще, и еще. Художник Сергей Малютин разрисовал ее. Нарисовал ей русский сарафан с фартучком, повязал на голову яркий платочек. Нарисовал ей красивые голубые глазки, положил на щеки яркий румянец. Веселая получилась куколка, смешная. Назвал он ее русским именем Матрена, а так как куколка была маленькая, то все ее звали Матрешкой.

Матрешку делают из дерева липы. Дерево сначала сушат, затем распиливают на бруски. Из них вытачивают фигурки:  сначала самую маленькую, которая не разбирается, а в конце самую большую. Так появилась русская народная игрушка – матрёшка.  

Воспитатель: А сейчас давайте повеселимся!

               Физкультминутка «Мы веселые матрешки»

Мы веселые матрешки (руки на поясе, пружинка)

Ладушки, ладушки (хлопают в ладоши)

На ногах у нас сапожки (выставляют пяточку, руки на поясе)

Ладушки, ладушки (хлопают в ладоши)

Завязали мы платочки (повороты головы вправо-влево, взявшись за «кончики платочков»)

Ладушки, ладушки (хлопают в ладоши)

Раскраснелись наши щечки (растирание руками щек)

Ладушки, ладушки (хлопают в ладоши)

 В сарафанах наши пестрых  (плавные махи руками вверх-вниз)

Ладушки, ладушки (хлопают в ладоши)

Мы похожи словно сестры (руки на поясе, приседания с поворотами вправо и влево)

Ладушки, ладушки (хлопают в ладоши)

Воспитатель:  Игрушка сразу понравилась и взрослым, и детям. Но самым занятным было то, что в большой кукле пряталось целое дружное семейство матрешек. Давайте посмотрим.

Дидактическая игра «Угадай, сколько?»

- Сколько матрешек всего? (5) 

- Какая по счету самая большая матрешка? (Первая) 

- Какая по счету самая маленькая матрешка? (Пятая)

- А теперь скажите, какие у нас матрешки по размеру :

- Первая (большая); вторая (поменьше); третья (еще меньше).

Воспитатель: Матрёшку знают во всем мире: это русский сувенир.

Матрешки у нас очень красивые, нарядные. Чтобы они получились такими красивыми, яркими и цветными, их украшали красками – расписывали. Поэтому они и называются – расписные. Тот, кто расписывал матрешку, украшал её по-своему, поэтому все матрешки разные.

Давайте внимательно их рассмотрим. Обращает внимание детей, во что одета матрешка (платье, сарафан, платок, фартук), на различия в деталях узора.

Воспитатель: Ребята, понравились вам матрешки?

Хотите себе сделать такую игрушку? (Ответы детей)

У вас на столах лежат заготовки матрешек, но они не такие нарядные.

Воспитатель: сейчас каждый из вас украсит узорами свою Матрешку.

Продуктивная деятельность: Пластилинография «Узор на фартуке для матрешки»

Порядок выполнения работы:

Рассмотреть образец, рассказать о месте рисования пластилином узора.

Воспитатель: Теперь подготовим наши пальчики к работе.

Пальчиковая гимнастика «Дом»

Дети стоят в кругу или врассыпную.

На опушке дом стоит        (Складывают ладони «домиком» над головой.)

На дверях замок висит,     (Смыкают ладони «в замок»)

За дверями стоит стол,       (Накрывают правой ладонью кулачок левой руки)

Вокруг дома частокол.     (Руки перед собой, пальцы растопыривают)

«Тук-тук – дверь открой!» (Стучат кулачком по ладони)

«Заходите, я не злой!»      ( Руки в стороны, ладони вверх).

Воспитатель: Теперь приступаем к работе.      

(дети выполняют работу)

 Воспитатель: Ребята, посмотрите, как много ярких, красивых, разных матрешек появилось у нас. Матрешку делают только в нашей стране России, и только русские мастера. Когда к нам в Россию приезжают иностранные гости, они обязательно везут домой на память нашу русскую народную игрушку - Матрешку.

Рефлексия. 

Воспитатель: Ребята, о какой русской народной игрушке мы сегодня с вами беседовали? 

Дети: О матрешке!

Воспитатель: - А кем мы были, когда расписывали матрешек? (Умельцами)

Воспитатель: Из какого материала изготавливают народные умельцы матрешек?

 Дети: Вырезают из дерева.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект интегрированной организованной образовательной деятельности по экологическому воспитанию в средней группе "Что мы знаем о воде?"

Конспект интегрированной организованной образовательной деятельности по экологическому воспитанию в средней группе"Что мы знаем о воде?Интегративная направленность при усвоении знаний имеет очень важн...

ООД по нравственно-патриотическому воспитанию в средней группе «Русская матрешка-символ Родины моей».

ООД по нравственно-патриотическому воспитанию в средней группе «Русская матрешка-символ Родины моей»....

Конспект ООД по нравственно-патриотическому воспитанию в средней группе «Русская матрешка-символ Родины моей»

Цель: приобщать детей к национально-культурным традициям посредством углубления и расширения знаний о матрешке – нетрадиционном символе России, символе русского народного искусства....

Образовательная деятельность по нравственно-патриотическому воспитанию в средней группе «Русская матрешка-символ Родины моей».

Приобщение детей к национально-культурным традициям посредством углубления и расширения знаний о матрешке – нетрадиционном символе России, символе русского народного искусства....

Кружок по нравственно – патриотическому воспитанию детей средней группы «Русские узоры»

Воспитание гражданина и патриота, знающего и любящего свою Родину – задача особенно актуальная сегодня не может быть успешно решена без глубокого познания духовного богатства нашего народа, осво...

Конспект НОД по нравственно-патриотическому воспитанию в средней группе «Русская матрешка-символ Родины моей».

продолжать знакомить детей с русской народной игрушкой – матрёшкой;способствовать развитию речи, внимательности, наблюдательности при описании игрушки;вовлекать детей в разговор во время рассмат...

Конспект ООД по нравственно-патриотическому воспитанию в средней группе "Русская матрешка - символ Родины моей"

Конспект ООД по нравственно-патриотическому воспитанию в средней группе "Русская матрешка - символ Родины моей"...