Конспект НОД по нравственно-патриотическому воспитанию в средней группе «Русская матрешка-символ Родины моей».
план-конспект занятия (средняя группа)
Цель: приобщать детей к национально-культурным традициям посредством углубления и расширения знаний о матрешке – нетрадиционном символе России, символе русского народного искусства.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Конспект НОД по нравственно-патриотическому воспитанию в средней группе «Русская матрешка-символ Родины моей».
Цель: приобщать детей к национально-культурным традициям посредством углубления и расширения знаний о матрешке – нетрадиционном символе России, символе русского народного искусства.
Задачи:
Образовательные:
- продолжать знакомить детей с русской народной игрушкой – матрёшкой;
- способствовать развитию речи, внимательности, наблюдательности при описании игрушки;
- вовлекать детей в разговор во время рассматривания игрушки; учить выделять знакомые детям детали костюма матрешки (сарафан, фартук, платок) и видеть их красоту.
Развивающие:
- развивать эмоциональную отзывчивость при восприятии образа матрёшки; обращать внимание детей на выразительные средства;
- развивать умение делать выводы на основе исследования;
- развивать творческую активность.
Воспитательные
- воспитывать любовь к народному искусству;
- содействовать патриотическому воспитанию детей, воспитывать чувство гордости за наш народ.
Интеграция областей:
Интеграция образовательных областей в соответствии с требованиями
ФГОС: «Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное
развитие», «Речевое развитие», «Физическое развитие», «Художественно-эстетическое развитие»
Виды детской деятельности: игровая, коммуникативная, познавательно-
исследовательская, двигательная.
Методы:
Игровой, наглядный, словесный, практический.
Приемы:
Рассматривание матрёшки, стихотворения «Матрешка», игры, знакомство с этапами изготовления матрёшки, беседа, художественное слово, физические минутки, самостоятельная деятельность детей.
Словарная работа: Матрёшка, народная игрушка, деревянная, расписная, сарафан, фартук, мастер, народные умельцы, сувенир, символ, чернобровая, краснощекая.
Предварительная работа:
Рассматривание предметов декоративно-прикладного искусства, чтение стихотворений о матрёшке и народных промыслах России, отгадывание загадок.
Материалы и оборудование:
Демонстрационный: игрушка матрёшка, подарочная коробка, аудиозаписи русской народной музыки, портреты В.Звездочкина и С.Малютина, раскраски.
Ход:
Организационный момент.
Здравствуй солнце золотое,
Здравствуй небо голубое,
Здравствуй вольный ветерок,
Здравствуй маленький дубок,
Я живу в родном краю,
И конечно всех люблю.
Воспитатель заносит коробку. Ребята вам интересно что спрятано там внутри?
Дети: Да!
Воспитатель: давайте отгадаем загадку (читает загадку):
Красненький платочек,
Сарафан в цветочек.
Упирается рука,
В деревянные бока.
А внутри секреты есть,
Может пять, а может шесть.
Разрумянилась немножко,
Наша русская матрёшка!
Воспитатель:
- Ребята, наши матрешки, веселушки - хохотушки, очень любят играть и танцевать. Давайте мы с вами тоже немножко поиграем
(Дети встают в круг, воспитатель берёт матрёшку, даёт её в ладошки детям по очереди, побуждая ребёнка выполнить задание).
У кого в руках матрёшка,
Тот потопает с ней немножко!
У кого в руках матрёшка,
Тот похлопает в ладошки!
Кто матрёшку в руки взял
Тот задорно нам сплясал!
Кто матрёшку в руки взял,
Тот красиво приседал!
У кого в руках матрешка тот попрыгает немножко
Кто матрешку в руки взял тот наклоны показал!
Воспитатель: Ребята, мы поиграли с матрешкой, а теперь давайте потанцуем с матрешкой под песню «Калинка-малинка».
Молодцы ребята! Проходите на стульчики.
Воспитатель: Давай рассмотрим её внимательно, какая она? (нарядная, красивая, румяная, яркая).
-У матрёшки красные щеки, значит она, какая? (краснощекая).
-У матрёшки черные брови, то она, какая? (чернобровая)
Воспитатель:
Матрешка - уникальная народная игрушка, потому что наряду с русской березкой и русским самоваром она стала символом нашей страны, России. Она добрая посланница дружбы и любви и согласия.
Русскую матрёшку знают везде, и никто не покидает Россию, не купив матрёшку на память.
-Ребята может кто-то знает, как у нас в России появилась матрешка?
Дети: Нет.
Воспитатель: -Ну тогда послушайте сказку.
Давным-давно в одном царстве-государстве жил да был один мастер, по фамилии Звездочкин, который очень любил ребятишек: девчонок и мальчишек. И любил этот мастер с утра до вечера игрушки для детей делать. Как-то позвал купец мастера Звездочкина к себе в гости. И увидел мастер необычную игрушку. Которую купец привез своим детям из далекой страны Японии интересную игрушку с сюрпризом - деревянный человечек с большой головой. Раскрываешь его - а там еще человечек, но поменьше. Открываешь его - а там ещё, и ещё …
И задумал он сделать для детей необычную игрушку - куклу с чудесным секретом: внутри первой куклы сидела кукла поменьше, а в той еще меньше, и еще, и еще.
Взял Мастер деревянный брусок и ножом обрезал лишнее, закругляя его. И получилась у него замечательная куколка, только простая, деревянная. Не очень красивая получилась, подумал мастер Звездочкин. Дайка я позову художника, пусть раскрасит её. Художник Сергей Малютин расписал их под девочек и мальчиков. их украшал красками, разрисовывал им сарафаны, платья, платочки. Он долго-долго думал, как же назвать ему эту куклу. Назвал ее русским именем Матрёна, а так как куколка была маленькая, то звали её все Матрёшкой.
Вот так ребята родилась русская матрёшка.
Вот так выглядели первые матрёшки.
Воспитатель: С тех пор стали делать матрёшек в разных городах. У каждого мастера была своя манера росписи, поэтому матрешки все разные.
Появились семёновские, вятские, загорские, полхов-майданские матрёшки.
На голове у матрешки повязана косыночка, платочек, одевали матрешку в сарафан.
Воспитатель: Ребята, а что нарисовано у матрешки на сарафане?
Дети: Цветочки, горошки, полосочки.
Воспитатель: А какого цвета цветочки и горошки?
Дети: Красные розовые, зеленые.
Воспитатель: Скажите какого обычно размера цветочки?
Дети: Большие и маленькие.
Воспитатель: Из какого материала делали матрешек?
Дети: Из дерева.
Воспитатель:
Я, матрешка - сувенир,
В расписных сапожках.
Прогремела на весь мир
Русская матрешка!
Дети, а наша матрешка хочет поиграть с нами.
Хочется вам поиграть с матрёшкой?
Ну что же, есть у меня одна игра! Собирайся детвора!
Физкультминутка "Матрешка и мышь
Вот матрешечки гуляли, («Гуляют» по комнате врассыпную)
В лесу ягоды искали.
Так, так и вот так,
В лесу ягоды искали. («Собирают ягоды»)
Под кусточком посидели,
Вкусны ягоды поели.
Так, так и вот так,
Вкусны ягоды поели. (Садятся на пол и «едят ягоды» с ладошки)
Как матрёшечки устали,
Под кусточком задремали. (Закрывают глаза и кладут ладошки под щёчку)
Так, так и вот так,
Под кусточком задремали.
А потом они плясали,
Свои ножки показали.
Так, так и так, (Выставляют ножки на пятку)
Свои ножки показали. (Кружатся, топая ногами)
Только слышат вдруг подружки:
Прямо у лесной опушки (Прикладывают руки то к одному, то к другому уху)
Побежали по дорожке
Чьи – то серенькие ножки. («Прислушиваются»)
Эй, Матрёшка, берегись!
Оказалось, это – мышь! (Дети бегут к своим стульчикам).
Итог занятия:
Воспитатель: Ребята, о какой русской народной игрушке мы сегодня с вами беседовали?
Дети: О матрешке!
Воспитатель: - А кем мы были, когда расписывали матрешек? (Умельцами)
Из какого материала изготавливают народные умельцы матрешек?
Дети: Вырезают из дерева.
Послушайте музыкальное произведение. Как оно называется? («Калинка-малинка»).
Сегодня, ребята, мы с вами познакомились с прекрасной русской народной игрушкой — матрешкой. Мы узнали, кто первым ее сделал, расписал. Узнали, почему она так называется. А еще мы много играли с этой игрушкой и поняли, какая она веселая и интересная. В память о нашем занятии я дарю вам раскраски, чтоб вы сами расписали свою матрешку.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект интегрированного занятия для средней группы "Русская берёза - символ Родины моей"
Конспект интегрированного занятия для средней группы «Русская береза — символ Родины моей»Конспект занятия для средней группы "Колокольчик"ТЕМА: «Русская береза – символ Родины моей»Цель: ф...
ООД по нравственно-патриотическому воспитанию в средней группе «Русская матрешка-символ Родины моей».
ООД по нравственно-патриотическому воспитанию в средней группе «Русская матрешка-символ Родины моей»....
Конспект ООД по нравственно-патриотическому воспитанию в средней группе «Русская матрешка-символ Родины моей»
Цель: приобщать детей к национально-культурным традициям посредством углубления и расширения знаний о матрешке – нетрадиционном символе России, символе русского народного искусства....
Образовательная деятельность по нравственно-патриотическому воспитанию в средней группе «Русская матрешка-символ Родины моей».
Приобщение детей к национально-культурным традициям посредством углубления и расширения знаний о матрешке – нетрадиционном символе России, символе русского народного искусства....
Конспект НОД по нравственно-патриотическому воспитанию в средней группе «Русская матрешка-символ Родины моей».
продолжать знакомить детей с русской народной игрушкой – матрёшкой;способствовать развитию речи, внимательности, наблюдательности при описании игрушки;вовлекать детей в разговор во время рассмат...
Конспект ООД по нравственно-патриотическому воспитанию в средней группе "Русская матрешка - символ Родины моей"
Конспект ООД по нравственно-патриотическому воспитанию в средней группе "Русская матрешка - символ Родины моей"...
Конспект открытой организованной образовательной деятельности по нравственно-патриотическому воспитанию в средней группе «Русская матрешка-символ Родины моей».
Цель: продолжать знакомить детей с русской народной игрушкой – Матрёшкой...