Конспект НОД по нравственно-патриотическому воспитанию в средней группе «Русская матрешка-символ Родины моей».
план-конспект занятия (средняя группа)

Сафронова Ирина Александровна

Цель: приобщать детей к национально-культурным традициям посредством углубления и расширения знаний о матрешке – нетрадиционном символе России, символе русского народного искусства.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект НОД по нравственно-патриотическому воспитанию в средней группе «Русская матрешка-символ Родины моей».

Цель: приобщать детей к национально-культурным традициям посредством углубления и расширения знаний о матрешке – нетрадиционном символе России, символе русского народного искусства.

Задачи:

 Образовательные:

  • продолжать знакомить детей с русской народной игрушкой – матрёшкой;
  • способствовать развитию речи, внимательности, наблюдательности при описании игрушки;
  • вовлекать детей в разговор во время рассматривания игрушки; учить выделять знакомые детям детали костюма матрешки (сарафан, фартук, платок) и видеть их красоту.

 Развивающие:

  • развивать эмоциональную отзывчивость при восприятии образа матрёшки; обращать внимание детей на выразительные средства;
  • развивать умение делать выводы на основе исследования;
  • развивать творческую активность.

 Воспитательные

  • воспитывать любовь к народному искусству;
  • содействовать патриотическому воспитанию детей, воспитывать чувство гордости за наш народ.

Интеграция областей:

Интеграция образовательных областей в соответствии с требованиями

 ФГОС: «Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное

 развитие», «Речевое развитие», «Физическое развитие», «Художественно-эстетическое развитие»

Виды детской деятельности: игровая, коммуникативная, познавательно-

исследовательская, двигательная.

Методы:

Игровой, наглядный, словесный, практический.

Приемы:

Рассматривание матрёшки, стихотворения «Матрешка», игры, знакомство с этапами изготовления матрёшки, беседа, художественное слово, физические минутки, самостоятельная деятельность детей.

Словарная работа: Матрёшка, народная игрушка, деревянная, расписная, сарафан, фартук, мастер, народные умельцы, сувенир, символ, чернобровая, краснощекая.

Предварительная работа:

Рассматривание предметов декоративно-прикладного искусства, чтение стихотворений о матрёшке и народных промыслах России, отгадывание загадок.

Материалы и оборудование:

Демонстрационный: игрушка матрёшка, подарочная коробка, аудиозаписи русской народной музыки, портреты В.Звездочкина и С.Малютина, раскраски.

Ход:

Организационный момент.

Здравствуй солнце золотое,

Здравствуй небо голубое,

Здравствуй вольный ветерок,

Здравствуй маленький дубок,

Я живу в родном краю,

И конечно всех люблю. 

Воспитатель заносит коробку. Ребята вам интересно что спрятано там внутри?

Дети: Да!

Воспитатель: давайте отгадаем загадку (читает загадку):

Красненький платочек,

Сарафан в цветочек.
Упирается рука,

В деревянные бока.
А внутри секреты есть,

Может пять, а может шесть.
Разрумянилась немножко,

Наша русская матрёшка!

Воспитатель: 

- Ребята, наши матрешки, веселушки - хохотушки, очень любят играть и танцевать. Давайте мы с вами тоже немножко поиграем

(Дети встают в круг, воспитатель берёт матрёшку, даёт её в ладошки детям по очереди, побуждая ребёнка выполнить задание).

У кого в руках матрёшка,

Тот потопает с ней немножко!

У кого в руках матрёшка,

Тот похлопает в ладошки!

Кто матрёшку в руки взял

Тот задорно нам сплясал!

Кто матрёшку в руки взял,

Тот красиво приседал!

У кого в руках матрешка тот попрыгает немножко

Кто матрешку в руки взял тот наклоны показал!

Воспитатель: Ребята, мы поиграли с матрешкой, а теперь давайте потанцуем с матрешкой под песню «Калинка-малинка».

Молодцы ребята! Проходите на стульчики.

Воспитатель: Давай рассмотрим её внимательно, какая она? (нарядная, красивая, румяная, яркая).

-У матрёшки красные щеки, значит она, какая? (краснощекая).

-У матрёшки черные брови, то она, какая? (чернобровая)

Воспитатель: 

Матрешка - уникальная народная игрушка, потому что наряду с русской березкой и русским самоваром она стала символом нашей страны, России. Она добрая посланница дружбы и любви и согласия. 

Русскую матрёшку знают везде, и никто не покидает Россию, не купив матрёшку на память.

-Ребята может кто-то знает, как у нас в России появилась матрешка?

Дети: Нет.

Воспитатель: -Ну тогда послушайте сказку.

Давным-давно в одном царстве-государстве жил да был один мастер, по фамилии Звездочкин, который очень любил ребятишек: девчонок и мальчишек. И любил этот мастер с утра до вечера игрушки для детей делать. Как-то позвал купец мастера Звездочкина к себе в гости. И увидел мастер необычную игрушку. Которую купец привез своим детям из далекой страны Японии интересную игрушку с сюрпризом - деревянный человечек с большой головой. Раскрываешь его - а там еще человечек, но поменьше. Открываешь его - а там ещё, и ещё …

И задумал он сделать для детей необычную игрушку - куклу с чудесным секретом: внутри первой куклы сидела кукла поменьше, а в той еще меньше, и еще, и еще.

Взял Мастер деревянный брусок и ножом обрезал лишнее, закругляя его. И получилась у него замечательная куколка, только простая, деревянная. Не очень красивая получилась, подумал мастер Звездочкин. Дайка я позову художника, пусть раскрасит её. Художник Сергей Малютин расписал их под девочек и мальчиков.  их украшал красками, разрисовывал им сарафаны, платья, платочки. Он долго-долго думал, как же назвать ему эту куклу. Назвал ее русским именем Матрёна, а так как куколка была маленькая, то звали её все Матрёшкой.

Вот так ребята родилась русская матрёшка.

Вот так выглядели первые матрёшки.

Воспитатель: С тех пор стали делать матрёшек в разных городах. У каждого мастера была своя манера росписи, поэтому матрешки все разные.
Появились семёновские, вятские, загорские, полхов-майданские матрёшки.

На голове у матрешки повязана косыночка, платочек, одевали матрешку в сарафан.

Воспитатель: Ребята, а что нарисовано у матрешки на сарафане?

Дети: Цветочки, горошки, полосочки.

Воспитатель: А какого цвета цветочки и горошки?

Дети: Красные розовые, зеленые.

Воспитатель: Скажите какого обычно размера цветочки?

Дети: Большие и маленькие.

Воспитатель: Из какого материала делали матрешек?

Дети: Из дерева.

Воспитатель:

Я, матрешка - сувенир,

В расписных сапожках.

Прогремела на весь мир

Русская матрешка!

Дети, а наша матрешка хочет поиграть с нами.

Хочется вам поиграть с матрёшкой?

Ну что же, есть у меня одна игра! Собирайся детвора!

Физкультминутка "Матрешка и мышь

Вот матрешечки гуляли, («Гуляют» по комнате врассыпную)

В лесу ягоды искали.

Так, так и вот так,

В лесу ягоды искали. («Собирают ягоды»)

Под кусточком посидели,

Вкусны ягоды поели.

Так, так и вот так,

Вкусны ягоды поели. (Садятся на пол и «едят ягоды» с ладошки)

Как матрёшечки устали,

Под кусточком задремали. (Закрывают глаза и кладут ладошки под щёчку)

Так, так и вот так,

Под кусточком задремали.

А потом они плясали,

Свои ножки показали.

Так, так и так, (Выставляют ножки на пятку)

Свои ножки показали. (Кружатся, топая ногами)

Только слышат вдруг подружки:

Прямо у лесной опушки (Прикладывают руки то к одному, то к другому уху)

Побежали по дорожке     

Чьи – то серенькие ножки. («Прислушиваются»)

Эй, Матрёшка, берегись!

Оказалось, это – мышь! (Дети бегут к своим стульчикам).

Итог занятия:

Воспитатель: Ребята, о какой русской народной игрушке мы сегодня с вами беседовали?

Дети: О матрешке!

Воспитатель: - А кем мы были, когда расписывали матрешек? (Умельцами)

Из какого материала изготавливают народные умельцы матрешек

Дети: Вырезают из дерева. 

Послушайте музыкальное произведение. Как оно называется? («Калинка-малинка»).

Сегодня, ребята, мы с вами познакомились с прекрасной русской народной игрушкой — матрешкой. Мы узнали, кто первым ее сделал, расписал. Узнали, почему она так называется. А еще мы много играли с этой игрушкой и поняли, какая она веселая и интересная. В память о нашем занятии я дарю вам раскраски, чтоб вы сами расписали свою матрешку.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект интегрированного занятия для средней группы "Русская берёза - символ Родины моей"

Конспект интегрированного занятия для средней группы «Русская береза — символ Родины моей»Конспект занятия для средней группы "Колокольчик"ТЕМА: «Русская береза – символ Родины моей»Цель: ф...

ООД по нравственно-патриотическому воспитанию в средней группе «Русская матрешка-символ Родины моей».

ООД по нравственно-патриотическому воспитанию в средней группе «Русская матрешка-символ Родины моей»....

Конспект ООД по нравственно-патриотическому воспитанию в средней группе «Русская матрешка-символ Родины моей»

Цель: приобщать детей к национально-культурным традициям посредством углубления и расширения знаний о матрешке – нетрадиционном символе России, символе русского народного искусства....

Образовательная деятельность по нравственно-патриотическому воспитанию в средней группе «Русская матрешка-символ Родины моей».

Приобщение детей к национально-культурным традициям посредством углубления и расширения знаний о матрешке – нетрадиционном символе России, символе русского народного искусства....

Конспект НОД по нравственно-патриотическому воспитанию в средней группе «Русская матрешка-символ Родины моей».

продолжать знакомить детей с русской народной игрушкой – матрёшкой;способствовать развитию речи, внимательности, наблюдательности при описании игрушки;вовлекать детей в разговор во время рассмат...

Конспект ООД по нравственно-патриотическому воспитанию в средней группе "Русская матрешка - символ Родины моей"

Конспект ООД по нравственно-патриотическому воспитанию в средней группе "Русская матрешка - символ Родины моей"...