Конспект НОД по нравственно-патриотическому воспитанию в средней группе «Русская матрешка-символ Родины моей».
методическая разработка по окружающему миру (средняя группа)
- продолжать знакомить детей с русской народной игрушкой – матрёшкой;
- способствовать развитию речи, внимательности, наблюдательности при описании игрушки;
- вовлекать детей в разговор во время рассматривания игрушки; учить выделять знакомые детям детали костюма матрешки (сарафан, фартук, платок) и видеть их красоту.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_ood_po_nravstvenno.docx | 29.4 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад №189 «Солнышко»
Конспект НОД по нравственно-патриотическому воспитанию в средней группе
«Русская матрешка-символ Родины моей».
Подготовила: Павельева Т.Л.
2020г.
г. Камень-на-Оби
Конспект НОД по нравственно-патриотическому воспитанию в средней группе «Русская матрешка-символ Родины моей».
Цель: приобщать детей к национально-культурным традициям посредством углубления и расширения знаний о матрешке – нетрадиционном символе России, символе русского народного искусства.
Задачи:
Образовательные:
- продолжать знакомить детей с русской народной игрушкой – матрёшкой;
- способствовать развитию речи, внимательности, наблюдательности при описании игрушки;
- вовлекать детей в разговор во время рассматривания игрушки; учить выделять знакомые детям детали костюма матрешки (сарафан, фартук, платок) и видеть их красоту.
Развивающие:
- развивать эмоциональную отзывчивость при восприятии образа матрёшки; обращать внимание детей на выразительные средства;
- развивать умение делать выводы на основе исследования;
- развивать творческую активность.
Воспитательные
- воспитывать любовь к народному искусству;
- содействовать патриотическому воспитанию детей, воспитывать чувство гордости за наш народ.
Интеграция областей:
Интеграция образовательных областей в соответствии с требованиями
ФГОС: «Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное
развитие», «Речевое развитие», «Физическое развитие», «Художественно-эстетическое развитие»
Виды детской деятельности: игровая, коммуникативная, познавательно-
исследовательская, двигательная.
Методы:
Игровой, наглядный, словесный, практический.
Приемы:
Рассматривание матрёшки, мнемотаблица стихотворения «Матрешка», алгоритм с этапами изготовления матрёшки, беседа, художественное слово, физические минутки, самостоятельная деятельность детей.
Словарная работа: Матрёшка, народная игрушка, деревянная, расписная, сарафан, фартук, мастер, народные умельцы, сувенир.
символ, чернобровая, сувенир.
Предварительная работа:
Рассматривание предметов декоративно-прикладного искусства, чтение стихотворений о матрёшке и народных промыслах России, отгадывание загадок и разучивание стихов о матрёшке.
Материалы и оборудование:
Демонстрационный: игрушка матрёшка, подарочная коробка, презентация, аудиозаписи русской народной музыки.
Раздаточный: бумажные трафареты матрёшек, бумажная одежда для матрёшек, баночки с водой, металлические, деревянные предметы, матрешки.
Интерактивные формы: «хоровод», «работа в парах»
Ход:
Организационный момент.
Здравствуй солнце золотое,
Здравствуй небо голубое,
Здравствуй вольный ветерок,
Здравствуй маленький дубок,
Я живу в родном краю ,
И конечно всех люблю.
Воспитатель: Ребята, как вы понимаете выражение «родной край»?
Правильно, это наша родина.
-Скажите как называется наша Родина?
-Как называется главный город нашей Родины?
-Кто президент ?
- Символ - это предмет, его видишь и думаешь о России. Это особенные предметы, которые есть только у нас в стране. (Для воспитателей: Символ – условный знак каких либо понятий).
- Какие символы нашей Родины вы знаете?(береза, флаг, ромашка, самовар…)
Воспитатель: Ребята, но есть ещё и музыкальные символы. Послушайте музыкальное произведение. Как оно называется? («Калинка-малинка»).
-Сегодня вы познакомитесь ещё с одним символом, он спрятался в той коробочке. Кто это? (Слайд №2)
-Узнайте стихотворение по схеме - подсказке.
Красненький платочек,
Сарафан в цветочек.
Упирается рука,
В деревянные бока.
А внутри секреты есть,
Может пять, а может шесть.
Разрумянилась немножко,
Наша русская матрёшка!
(Слад №3)
Воспитатель: Молодцы, сегодня мы познакомимся с ещё одним символом- матрёшкой.(Слайд №4)
Воспитатель: Посмотрите внимательно на матрёшку, какая она? (нарядная, красивая, румяная, яркая)
-У матрёшки красные щеки, значит она какая? ( краснощекая).
-Уматрёшки черные брови, то она какая? (Чернобровая)
Воспитатель:
Матрешка - уникальная народная игрушка, потому что наряду с русской березкой и русским самоваром она стала символом нашей страны, России. Она добрая посланница дружбы и любви и согласия.
Русскую матрёшку знают везде, и никто не покидает Россию, не купив матрёшку на память.
-Ребята может кто-то знает как у нас в России появилась матрешка?
-Ну тогда послушайте сказку.
Один купец привез своим детям из далекой страны Японии интересную игрушку с сюрпризом - деревянный человечек с большой головой. Раскрываешь его - а там еще человечек, но поменьше. Открываешь его - а там ещё, и ещё …(Слайд № 5)
Давным-давно в одном царстве-государстве жил да был один мастер, по фамилии Звездочкин,который очень любил ребятишек: девчонок и мальчишек. И любил этот мастер с утра до вечера игрушки для детей делать. Как-то позвал купец мастера Звездочкина к себе и увидел мастер необычную игрушку. И задумал он сделать для детей необычную игрушку - куклу с чудесным секретом: внутри первой куклы сидела кукла поменьше, а в той еще меньше, и еще, и еще.
(Слайд6)Взял Мастер деревянный брусок и ножом обрезал лишнее, закругляя его. И получилась у него замечательная куколка, только простая, деревянная. Не очень красивая получилась, подумал мастер Звездочкин. Дайка я позову художника, пусть раскрасит её. Художник Сергей Малютин расписал их под девочек и мальчиков. их украшал красками, разрисовывал им сарафаны, платья, платочки. И он долго-долго думал, как же назвать ему эту куклу. Назвал ее русским именем Матрёна, а так как куколка была маленькая, то Матрёшкой все ее звали.
(Слайд №7) Вот так выглядили первые матрёшки.
Воспитатель: С тех пор стали делать матрёшек в разных городах. У каждого мастера была своя манера росписи, поэтому матрешки все разные.
(Слайд №8, 9) Появились семёновские, вятские, загорские, полхов-майданские матрёшки.
Воспитатель:Вот так ребята родилась русская матрёшка.
- Ребята, наши матрешки, веселушки - хохотушки, очень любят играть и танцевать. Давайте мы с вами тоже немножко поиграем
(Дети встают в круг, воспитатель берёт матрёшку, даёт её в ладошки детям по очереди, побуждая ребёнка выполнить задание).
У кого в руках матрёшка,
Тот потопает с ней немножко!
У кого в руках матрёшка,
Тот похлопает в ладошки!
Кто матрёшку в руки взял
Тот задорно нам сплясал!
Кто матрёшку в руки взял,
Тот красиво приседал!
У кого в руках матрешка тот попрыгает немножко
Кто матрешку в руки взял тот наклоны показал!
(Слайд №10)
Давайте вместе рассмотрим наших красавиц, во что они одеты?
Хозяюшка: Ребята давайте вместе рассмотрим и расскажем во что одета матрешка? Что на голове у матрешки?
Дети: На голове у матрешки повязана косыночка, платочек, одевали матрешку в сарафан.
Хозяюшка: Ребята, а что нарисовано у матрешки на сарафане?
Дети: Цветочки, горошки, полосочки.
Хозяюшка: А какого цвета цветочки и горошки?
Дети: Красные розовые, зеленые.
Хозяюшка: Скажите какого обычно размера цветочки ?
Дети: Большие и маленькие.
Хозяюшка: Из какого материала делали матрешек?
Дети: Из дерева.
Я, матрешка - сувенир,
В расписных сапожках.
Прогремела на весь мир
Русская матрешка!
Опыт№1.
- Как вы думаете, дерево тонет в воде? Давайте проверим: опустим деревянную пластинку в емкость с водой. Почему не утонула деревянная пластинка?
Вывод: Дерево легкое, поэтому и в воде не тонет.
Опыт №2
- Ребята, а дерево теплое или холодное? Как узнать? Перед вами на столах лежат 2 ложки. Приложите деревянную ложку к одной ще
Опыт№3 К-Ребята, как по-вашему, что прочнее металл или дерево? (Дети пробуют переломить ложку, а затем зубочистку)
Опыт№4 Горит ли дерево? (Воспитатель поджигает спичку. Дети делают вывод)
Дети, а наша матрешка хочет поиграть с нами.
Хочется вам поиграть с матрёшкой?
Ну что же, есть у меня одна игра! Собирайся детвора!
Игра «Наряди матрешку» (Работа в парах)
Матрешка- это мать семейства. В большой маленькие и все меньше и меньше, как раньше в семьях, когда семьи были большие, было много детей в семье, старшие дети заботились о младших.
Правильно
Упражнение на внимание: «Найди различия».
На экране две матрёшки. Дети должны внимательно рассмотреть и найти, чем они отличаются друг от друга.
Рекомендуемые различия:
у одной из матрёшек волосы желтые, у другой коричневые
у одной из матрёшек платочек в руках с рисунком, у другой без рисунка
у одной из матрёшек блузка желтая, у другой синяя
у одной из матрёшек платочек на голове желтый с рисунком, у другой синий без рисунка у одной из матрёшек есть бусы, у другой нет бус.
- Итог-рефлексия:
Воспитатель:
Педагог: Ребята, о какой русской народной игрушке мы сегодня с вами беседовали? Дети: О матрешке!
Воспитатель: - А кем мы были, когда расписывали матрешек? (Умельцами)
Педагог: Из какого материала изготавливают народные умельцы матрешек? Дети: Вырезают из дерева.
Сегодня, ребята, мы с вами познакомились с прекрасной русской народной игрушкой — матрешкой. Мы узнали, кто первым ее сделал, расписал. Узнали, почему она так называется. А еще мы много играли с этой игрушкой и поняли, какая она веселая и интересная. В память о нашем занятии я дарю вам маленьких матрешек.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект интегрированного занятия для средней группы "Русская берёза - символ Родины моей"
Конспект интегрированного занятия для средней группы «Русская береза — символ Родины моей»Конспект занятия для средней группы "Колокольчик"ТЕМА: «Русская береза – символ Родины моей»Цель: ф...
ООД по нравственно-патриотическому воспитанию в средней группе «Русская матрешка-символ Родины моей».
ООД по нравственно-патриотическому воспитанию в средней группе «Русская матрешка-символ Родины моей»....
Конспект ООД по нравственно-патриотическому воспитанию в средней группе «Русская матрешка-символ Родины моей»
Цель: приобщать детей к национально-культурным традициям посредством углубления и расширения знаний о матрешке – нетрадиционном символе России, символе русского народного искусства....
Образовательная деятельность по нравственно-патриотическому воспитанию в средней группе «Русская матрешка-символ Родины моей».
Приобщение детей к национально-культурным традициям посредством углубления и расширения знаний о матрешке – нетрадиционном символе России, символе русского народного искусства....
Кружок по нравственно – патриотическому воспитанию детей средней группы «Русские узоры»
Воспитание гражданина и патриота, знающего и любящего свою Родину – задача особенно актуальная сегодня не может быть успешно решена без глубокого познания духовного богатства нашего народа, осво...
Конспект занятия по нравственно-патриотическому воспитанию в старшей группе «Белая береза — символ Родины моей»!
Конспект занятия по нравственно-патриотическому воспитанию в старшей группе «Белая береза — символ Родины моей»!Цель: воспитание чувства уважения и любви к Родине...
НОД по нравственно – патриотическому воспитанию в средней группе «Русская матрёшка»
Приобщение дошкольников к истокам русской народной культуры. Ппродолжить знакомство дошкольников с игрушкой – Матрешкой путем восприятия её через народный фольклор. Закреплять представления дете...