Деловая игра по экологии для педагогов
методическая разработка

Палагнюк Екатерина Александровна

Данная игра поможет систематизировать знания педагогов о экологии.  

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл delovaya_igra_po_ekologii_s_pedagogami.docx30.98 КБ

Предварительный просмотр:

Деловая игра для воспитателей «Экология рядом с нами»

Вступительное слово: Палагнюк Е.А.

Знают все взрослые, знают все дети,

Что вместе с нами живут на планете:

Лягушка, журавль, попугай и лисица,

Волк, медведь, стрекоза и синица,

Бабочки, тигры, змеи, ежи,

Львы, носороги и муравьи.

Светлые рощи, лесные дубравы,

Реки, озера, деревья и травы,

Синее море, лесной ручеек –

Все доверяют тебе, человек!

Ты самый умный, а значит, в ответе

За все живое, что есть на планете.

Ротарь О.А. Экологическое воспитание становится в наше время важнейшим направлением педагогики детства. Почему? Во-первых, экологически грамотное поведение человека – залог выживания человечества в общем для всех нас доме – на планете Земля. Во-вторых, в процессе познания природы у детей вырабатывается способность творчески мыслить, обостряется восприятие, воображение, появляется желание приобретать новые знания.  Любознательность и познавательный интерес являются ценными качествами личности и выражают отношение к окружающей жизни, природе. Основное условие их развития – широкое ознакомление детей с явлениями окружающего мира, природой и воспитание активного, заинтересованного отношения к ним.  Экология – наука об отношении растительных и животных организмов друг к другу и к окружающей их среде.

Палагнюк Е.А. Чтобы ребенок научился понимать природу, чувствовать ее красоту, читать ее язык, беречь ее богатство, нужно прививать ему эти чувства с самого раннего детства – в тот период, когда интерес к окружающей флоре и фауне велик. Надо стараться пробудить в детях, прежде всего интерес к природе, побуждать их к наблюдениям за явлениями природы, учить сравнивать, делать выводы.

Великий педагог В.А. Сухомлинский точно заметил: «Наблюдения необходимы ребенку как солнце, воздух и вода необходимы растению, и для того, чтобы ребенок научился видеть в одуванчике солнышко на ладони, в белой березе – девицу в белом сарафане, - для этого надо бывать на природе, останавливаться, присматриваться, чтобы увидеть».

Ротарь О.А. Итак, мы предлагаем вам сегодня окунуться в мир флоры и фауны, проверить свои знания и практические умения.

Каждая команда выбирает название команды, девиз и капитана команды (животное, птица, рыба или растение)

Разминка. Каждой команде раздаём по 3 эмоции, затем каждая из них произносит фразу согласно выбранной эмоции. Обе команды произносят фразу «КАКАЯ СЕГОДНЯ ХОРОШАЯ ПОГОДА» с разной интонацией.

1) восклицание
2) безразличие            

3) вопрос

4) удивление

5) огорчение

6) страх, подозрение

Расшифруйте слово ЭКОЛОГИЯ – экос – дом, логос наука.

Задание 1. Упражнение «Методический пейзаж»

На ватмане нарисовано дерево без листьев, большие и маленькие цветы без лепестков.

Команды получают задание:

1 команда:

Написать на стикерах и приклеить на ватман сформулированные задачи экологического воспитания в дошкольном учреждении.

2 команда:

- Формы работы по экологическому воспитанию (лепестки маленького цветка);

- Формы, методы и приемы работы с детьми по экологии.

Также в работе используются следующие формы работы с детьми:

- циклы наблюдений за растениями в уголке природы;

- целевые прогулки, экскурсии, игровые обучающие ситуации с использованием игрушек, кукол и литературных персонажей;

- игры экологического содержания;

- словесные обсуждения и проигрывание ситуаций;

- чтение литературы природоведческого содержания;

- инсценировки, театрализованные представления;

- проведение опытов и экспериментов с песком, глиной, водой, воздухом;

экологические праздники, акции;

оформление гербариев листьев деревьев, лекарственных трав;

- изготовление поделок из природного и бросового материала;

- интегрированные занятия.

Задание 2. На слайде изображены животные, птицы, насекомые. Попробуйте объяснить названия.

Пескарь – живет в песке

Линь – линяет, меняет цвет с желтого на розовый

Синица – поет «зинь – зинь»

Кулик – кричит «куик»

Стрекоза - стрекочет

Щегол – денди, щеголь

Козодой – так и вьется вкруг пасущихся стад

Слепень – кусает так больно, что в глазах темно, слепнешь.

Волк – тащит добычу волоком

Насекомое – насечки на туловище

Задание 3. Книга рекордов природы. Игра «Эти забавные животные»

 У вас на листах написаны незаконченные предложения, необходимо их дописать. А затем проверим ваши знания.

Самый длинный язык у….(хамелеона)

Самые умные животные … (дельфины)

Самое сильное обоняние у …(бабочки)

Больше всего глаз у … (мухи, стрекозы)

Лучше всех слышит … (сова)

Быстрее всех летает … (стриж)

Самый зоркий … (беркут) 

Чемпионы по долгожительству … (черепахи)

Самые зубастые … (акулы)

Чемпион по глотанию… (удав)

Чемпионы по нырянию… (кит, черепаха)

Задание 4. «Угадай игру». Участникам каждой команды необходимо вытянуть по две игры, подобрать атрибуты к ней. Поиграть для другой команды без слов. Вторая команда должна угадать игру.

Команда. Игра «У медведя во бору»

В начале игры выбирается «медведь», который идет «спать» подальше — в другой конец площадки. Игроки произносят слова:
У медведя во бору
Грибы-ягоды беру.
А медведь-то спит
И
 на нас не глядит.
На первые четыре строчки играющие приближаются к медведю, ритмично ступая и имитируя движения по тексту: наклоняются, как будто собирают грибы, и «кладут» их в воображаемый кузовок. Игроки приближаются к медведю и произносят слова:
Мы медведя приласкали,
Мы его пощекотали.
Зарычал медведь — беда!
Разбегайся кто куда!

«Зайцы и медведь»

Описание: ребенок- «медведь» сидит на корточках и дремлет. Дети- «зайцы» прыгают вокруг и дразнят его:

Мишка бурый, мишка бурый,

Отчего такой ты хмурый?

«Медведь» встает, отвечает:

Я медком не угостился

Вот на всех и рассердился.

1,2,3,4,5 – начинаю всех гонять!

После этого «медведь» ловит «зайцев».

Команда. Игра «Зайка»

«Зайка беленький сидит и ушами шевелит, - дети стоят в кругу,

Вот так, вот так он ушами шевелит! – шевелят кистями рук, подняв их к голове. Зайке холодно сидеть, надо лапочки погреть, Хлоп-хлоп, хлоп-хлоп, надо лапочки погреть – хлопают в ладоши. Зайке холодно стоять, надо зайке поскакать Скок-скок, скок-скок, надо зайке поскакать – прыгают на 2 ногах на месте. Кто-то зайку испугал, зайка прыг и ускакал! – воспитатель хлопает в ладоши, дети разбегаются по своим домам.

Игра «Коршун и наседка»

 Описание. Выбирается коршун, наседка, остальные все цыплята. Мама наседка стоит первая, цыплята выстраиваются друг за другом в паровозик. По сигналу ведущего «коршун» старается поймать «цыпленка», стоящего последним в колонне. «Наседка», разводя руки в стороны, препятствует «коршуну» забежать в конец колонны и поймать «цыпленка». Все «цыплята» перемещаются то влево, то вправо, помогая этим последнему в колонне игроку уйти от «коршуна». Когда «цыпленок» пойман, он становится «коршуном», а «коршун» - «наседкой».

Задание 5. Экспресс-вопросы. Вопросы быстро задаются по очереди каждой команде, ответы должны быть также моментальными:

  • Зачем белке длинный и пушистый хвост? (равновесие, одеяло)
  • Какая ветка не растет на дереве? (железнодорожная)
  • Почему лиса всю зиму бегает, а медведь спит? (лисе не удаётся запастись жиром, а медведь по осени по 1 кг в день набирает)
  • На каких полях трава не растет? (на полях шляпы)
  • Каким гребнем голову не расчешешь? (гребень волны, петушиным гребнем)
  • Дышит ли цыпленок в яйце? (дышит через поры в скорлупе)
  • Может ли страус назвать себя птицей? (может)
  • Чем заканчивается день и ночь? («ь»)
  • Когда небо ниже земли бывает? (когда в луже отражается)
  • Что ест зимой жаба? (впадает спячку)
  • У кого уши на ногах? (у сверчков, кузнечиков, ночных бабочек)

Задание 6. Решение кроссворда «Растения рядом с нами».

    В этом кроссворде записаны названия комнатных растений, которые могут быть в центрах природы групповой комнаты. Все они вам знакомы, только будьте повнимательнее, и вы их легко отгадаете. В выделенных клеточках появится слово, если будут отгаданы все названия правильно.

1. В слове ФОКУС букву О

    Замени в мгновение –

    И узнаешь ты его.

    Назови растение (Фикус)

2. Хотели детишки от мамы удрать,

    Но мама сумела их удержать.                                                     

    Вот так и висят те пучки – малолетки.

    На нитях зеленых растения – детки (Хлорофитум).

3. Среди листьев огоньки –

    Ваньки мокрого цветки.

    Так прозвал его народ.    

    Много он водички пьет.

   А как правильно назвать –

   Постарайся угадать (Бальзамин).

4. У меня растет лиана

    В кадке около дивана.

    Листья у нее резные,

    В них окошечки сквозные (Монстера).

5. Из листка – на удивленье –

    Можно вырастить растение.

    Я сорву цветок – не жалко,

    Будет новая … (фиалка).

6. Весь в колючках, некрасивый,

    Но однажды всем на диво

    Летом начал он цвести –

    Так, что глаз не отвести (Кактус).

7. В нашей комнате растет,

    Никогда он не цветет.

    Листья у него как перья,

    А в народе есть поверье –

    Где в лесу он зацветет,

    Человек там клад найдет (Папоротник).

8. Стебли древовидные,

    Листья мечевидные.

    Может он живет сто лет?

Что вы скажите в ответ? (Алоэ).

9. Пахнут стебли и цветочки,

    Опушенные листочки.

    Ты пораньше утром встань

     И полей свою … (герань).

    

 

 ф

и 

1. к     

 у

с 

 

 

 х

л 

2. о     

р 

о

ф 

и 

т 

у 

м 

 

 б

а 

л 

ь 

з 

 а

3. м     

и 

н 

 

 

 м

о 

4. н     

 с

 т

 е

р 

а 

 

 

 ф

и 

5. а     

 л

 к

а 

 

 

к 

 а

 к

6. т   

 у

 с

 

 п

 а

 п

 о

 р

 о

 т

7. н   

 и

 к

 

 

 а

 л

8. о    

 э

 

 

 г

9. е 

 р

а 

н 

ь 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

   

Задание 6. Шуточная игра «Концовки обманки». Для всех команд.

Я зачитываю стишок, а вы быстро отвечаете:

1. Знает девочка любая, что морковка ……. (голубая, оранжевая).

2. Белым снегом все одето, значит, наступает …. (лето, зима).

3. Ночью каждое оконце слабо освещает ….. (солнце, луна).

4. Облетели листья с клена, стал он к осени …. (зеленый, голый).

5. Под деревом четыре льва, один ушел, осталось ….. (два, три).

6. Мышь считает дырки в сыре, три плюс два равно ….. (четыре, пять).

7. По сосне, как в барабан, застучал в лесу …. (баран, дятел).

8. На заборе поутру, кукарекал …. (кенгуру, петух).

9. Лишь только свет дневной потух, заухал в темноте …. (петух, филин).

10. С пальмы вниз, на пальму снова, ловко прыгает …. (корова, обезьяна).

11. На болоте во весь дух, громко квакает …. (петух, лягушка).

12. Слышала вся улица, как мычала …. (курица, корова).

13. Иглы колкие торчат прямо с детства у ……. (ежат)

14. В аквариум чистой водицы нальёшь, плавать, плескаться будет там . (ёрш)

15. Через горы и леса в край родной летит …..… (птица)

16. Устают, наверно, скулы грызть орехи у ………… (белки)

17. Из цыпленка вышел толк, вырос бравый, храбрый ………….. (петух)

18. Звонко цокают подковы на копытах у …………… (коня)

19.Кукарекает спросонок милый, добрый ………….. (петух)

20. Кто грызет на ветке шишку? Ну, конечно, это ………….. (белка)

21. Кто взлетит с цветка вот-вот? Разноцветный …………….. (бабочка)

22. Нарушая утром тишь, распевает в роще …………… (соловей)

23.В речке я люблю резвиться, в стайке плавать, ведь я …………. (рыба)

24. Ква-ква-ква - какая песня! Что быть может интересней,

    Что быть может веселей? А поет вам? ………………… (лягушка)

Задание 7. - А сейчас предлагаю немного расслабиться.

Музыкальная пауза.

Каждая команда вытягивает лист и вспоминают песню в которой есть данные слова.

Используя данные слова, попробуйте вспомнить и спеть хотя бы один куплет песни, в которых они присутствуют:

· Ромашки, лес, птицы,

· вода, береза, сопки

Задание 8. Конкурс капитанов. Капитаны подходят и берут листочки с заданиями. Изображают мимикой и жестами то, что написано, а другая команда угадывает.

- Встревоженного кота

- Грустного пингвина

- Разгневанного поросенка

- Намокшую ворону

Задание 9. Упражнение «Дайте оценку»

Каждая команда получает задание: рассмотреть определенную ситуацию и дать ей свою педагогическую оценку.

1 команда. Мама и дочь гуляли по тихой улице. Они держались за руки, но каждая из них была сама по себе. Дочь, правда, делала попытки завязать с мамой разговор:

- Посмотри, мамочка, какие у деревьев большие руки. Мама ничего не ответила, а дочь уже рассматривала большой камень, лежавший на обочине.

- Эти дырочки – глаза камня, так? Он через них видит?

- Чего ты, Маша, только не придумываешь? Пока гуляешь с тобой, устанешь больше, чем от какой - либо работы. Иди спокойно.

Маша покорилась, шла спокойно и уже не видела ни «камешковых глаз», ни «рук деревьев».

2 команда.

Вы идете на работу. На дорожке мирно беседуют две мамы. В это время их дети неподалеку ломают ветки молодого деревца. У обеих в руках уже по большой охапке.

Как вы думаете, дети просто непослушны или им никто не говорил о том, что нельзя приносить вред растениям? Вы молча пройдете мимо, в душе осуждая матерей (детей), или остановитесь и поговорите с матерями (детьми)?

Задание 10. «Как растения и животные предсказывают погоду»

Я проговариваю вам начало приметы будущей погоды в поведении растений и животных, а вы заканчиваете строчку. 

- Паук усиленно плетет паутину – (к сухой погоде).

- Уж на дороге греется – (перед дождем).

- Стрижи, ласточки низко летают – (дождь предвещают).

- Мыши выходят из-под подстилки на снег – (за сутки до оттепели).

- Собака катается по земле, мало ест и много спит – (к вьюге).

- Когда цветет черемуха – (к холоду, заморозкам).

- Если утром трава сухая – (к вечеру ожидай дождя).

- С утра мокрица распустилась и осталась раскрытой весь день – (к хорошей погоде).

- Цветы перед дождем –  (пахнут сильнее).

- Кошка свернулась клубочком – (к похолоданию).

- Ворона кричит зимой – (к метели).

- Лягушки квакают – (к дождю).

- Воробьи в пыли купаются – (к дождю).

- Около луны звезда народилась – (к потеплению).

Вы освежили в памяти всё об экологическом воспитании.

Желаю вам  успехов  в работе над экологией.

Для дружбы, для улыбок и для встреч

Благодарю всех за участие!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Деловая игра «Развитие творческих способностей педагогов по технологии ТРИЗ».

Игра и презентация, активизирующая творческое воображение, фантазию педагогов....

Деловая игра по ФГТ для педагогов ДОУ

Данный материал позволит проанализировать знания педагогов ДОУ по ФГТ к структуре и условиям реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования...

Деловая игра по экологии: «Экологический мост».

Цель: дать практическую направленность экологическим знаниям воспитателей...

Деловая игра по экологии. «Пресс – конференция»

                                        Программные  задачи:    ...

Деловая игра по экологии для педагогов

Деловая игра для педагогов по экологии...

Деловая игра "знатоки экологии"

Цель игры: 1. Уточнить знания педагогов и их компетентность в вопросе формирования экологических знаний у дошкольников.2. Развивать умение обсуждать и согласовывать предложенные вопросы. Пра...

Доклад с элементами деловой игры «Знатоки экологии» «Современные подходы к формированию у детей дошкольного возраста основ экологического образования»

Докладс элементами деловой игры «Знатоки экологии»«Современные подходы к формированию у детей дошкольного возраста основ экологического образования»...