Деловая игра по ФГТ для педагогов ДОУ
методическая разработка по теме
Данный материал позволит проанализировать знания педагогов ДОУ по ФГТ к структуре и условиям реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
delovaya_igra_znatoki_fgt.doc | 82.5 КБ |
prezentaciya_znatoki_fgt.pptx | 96.44 КБ |
Предварительный просмотр:
Цель: проведение системного анализа профессиональной компетентности педагогов по основным направлениям ФГТ, развитие навыков моделирования инновационных форм работы в режиме дня, интеграции образовательных областей в режимные моменты.
Задачи:
1. Активизировать мыслительную деятельность педагогов в знании основных положений, понятий и принципов ФГТ.
2. Проанализировать знания педагогов по интеграции образовательных областей в образовательном процессе детского сада.
3. Разработать и коллективно обсудить примерный вариант календарного
планирования с учетом ФГТ.
Оборудование:
Мультимедийная система /проектор, ноутбук/.
Обоснование необходимости проведения деловой игры.
Мы живем в новое время: появился стандарт дошкольного образования, требующий профессионализма педагогов ДОУ. Современному воспитателю необходимо научиться адекватно, реагировать на происходящие изменения в образовании, уметь работать в команде единомышленников – всех участников образовательного процесса, грамотно и качественно работать с детьми и родителями в современных условиях, самому осуществлять отбор содержания и адаптировать его на возрастную группу своих детей, сверяя с требованиями ФГТ.
Проведение данной деловой игры было вызвано также необходимостью контроля и систематизации знаний педагогов по одному из главных направлений деятельности детского сада в 2012/13 учебном году - повышению эффективности педагогического процесса через организацию разных форм образовательной деятельности с детьми и родителями, совершенствованию режима пребывания ребенка в ДОУ в соответствии с федеральными государственными требованиями через интеграцию образовательных областей.
В условиях введения ФГТ актуальным стал системный подход к организации образовательной деятельности. Сегодня педагогам необходимо уметь продумывать содержание каждого компонента в отдельности и во взаимосвязи, чтобы обеспечить целостность педагогической работы с детьми, гармонично развивать дошкольника по всем линиям развития, тогда каждый ребенок получит равные стартовые возможности для дальнейшего обучения в школе, важно осуществлять принцип интеграции образовательных областей, обеспечивающий целостное развитие всего комплекса интегративных качеств личности ребенка дошкольного возраста.
Подготовительный период:
- Внесение в годовой план одним из главных направлений работы на текущий год – «Повышение эффективности педагогического процесса через организацию разных форм образовательной деятельности с детьми и родителями, совершенствование режима пребывания ребенка в ДОУ в соответствии с федеральными государственными требованиями через интеграцию образовательных областей».
- Изучение приказов, методической литературы по данной проблеме.
- Разработка модели календарного планирования в рамках ФГТ.
План проведения «деловой игры»:
- Вступительное слово старшего воспитателя.
- Деловая игра.
2.1. Теоретический блок:
2.1.1. Конкурс капитанов
2.1.2. Командный конкурс «Знатоки ФГТ»
2.2 Практический блок:
2.2.1 Образовательные области в режимных моментах детского сада.
2.2.3 Интеграция образовательных областей в совместной деятельности с детьми и родителями, самостоятельной деятельности детей.
2.2.4 Моделирование календарного планирования в свете ФГТ.
Ход деловой игры.
- Наше дошкольное образование с недавних пор переживает большие перемены. За последние три года были изданы два значимых по своему содержанию нормативно-правовых документа.
Слайд 1
Один из первых нормативно-правовых документа является приказ №655 от 23.11.2009 года «Об утверждении и введении в действие ФГТ к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования».
Слайд 2
В данном приказе прописаны требования к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования; требования к разделам обязательной части основной общеобразовательной программы дошкольного образования. Данный приказ вступил в силу 16 марта 2010 года.
Слайд 3
Второй нормативно-правовой документ – приказ №2151 от 20 июля 2010 года «Об утверждении ФГТ к условиям реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования.
Слайд 4
В данном приказе прописаны требования к:
- кадровому обеспечению;
- материально-техническому обеспечению;
- учебно-материальному обеспечению;
- медико-социальному обеспечению;
- информационно-методическому обеспечению;
- психолого-педагогическому обеспечению;
- финансовому обеспечению.
С введением ФГТ детский сад возрождает свои добрые традиции.
В – первых, в образовательную деятельность возвращается игра, как ведущий вид деятельности. Изменяются подходы к организации воспитательно-образовательного процесса: решение задач образовательной деятельности должно происходить через доступные и интересные формы работы. ФГТ определяет структуру основной общеобразовательной программы дошкольного образования, т.е. объем и соотношение частей, чего ранее не было.
Во – вторых, содержание дошкольного образования в соответствии с ФГТ включает в себя 4 направления развития детей. Конкретная наполняемость направлений представлена 10 образовательными областями.
В – третьих, каждую образовательную область характеризуют основные задачи психолого-педагогической работы, например, принцип интеграции образовательных областей, согласно которому решение задач психолого-педагогической работы каждой из них должно осуществляться в ходе реализации и других образовательных областей.
- Деловая игра
- Теоретический блок
Слайд 5
- Конкурс капитанов
/Капитаны встают на «теоретические дорожки», при каждом правильном ответе продвигаются вперед на один шаг. Победитель – продвинувшийся по «дорожке» дальше всех/.
Слайд 6
- Что является основной формой работы с детьми дошкольного возраста? (игра)
Слайд 7
- Назовите один из принципов построения воспитательно-образовательной работы в ДОУ. (комплексно-тематический принцип)
Слайд 8
- В Требованиях к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования Пункте 2.4. ФГТ говорится о том, что программа должна соответствовать:
- содержанию работы по освоению детьми образовательных областей;
- строится с учетом принципа интеграции в соответствии с возрастными особенностями и возможностями детей;
- комплексному подходу к системе мониторинга достижений детьми планируемых результатов освоения Программы;
- содержанию образовательной области «Труд».
Слайд 9
- Вариативная часть нашей, основной общеобразовательной программы МБДОУ «Детский сад №31» включает работу по:
- Примерной общеобразовательной программе дошкольного образования «От рождения до школы»;
- Региональной программе дошкольного образования Шаеховой Р.Х.;
- Примерной общеобразовательной программе дошкольного образования «Успех»;
- По всем перечисленным программам.
Жюри подводит итог конкурса капитанов.
Слайд 10
- Конкурс для команд «Знатоки ФГТ».
Вопросы командам:
Слайд 11
- Из каких частей состоит основная общеобразовательная программа дошкольного образования? (обязательная часть; часть, формируемая участниками образовательного процесса).
- Назовите содержание обязательной части основной общеобразовательной программы. (Пояснительная записка; режим пребывания в дошкольном образовательном учреждении; содержание психолого-педагогической работы по освоению образовательных областей; коррекционная работа; планируемые результаты освоения общеобразовательной программы; система мониторинга по освоению общеобразовательной программы дошкольного образования).
Слайд 12
- Что такое обязательная (инвариантная) часть программы? Каков объем в % от времени, необходимого для ее реализации? (обязательная часть основной общеобразовательной программы ДОУ, которая должна быть реализована в любом учреждении дошкольного образования - 80%)
Слайд 13
- Что такое часть, формируемая участниками образовательного процесса (вариативная часть программы)? Каков объем от времени ее реализации? (это часть основной общеобразовательной программы дошкольного образования, формируемая участниками образовательного процесса дополнительной к инвариантной, отражающая наличие приоритетных направлений, специфику социально-экономических, национальных, культурных и других условий, в которых осуществляется образовательный процесс - 20 %).
Слайд 14
- Назовите формы деятельности, осуществляемые в режиме дня ДОУ. (Образовательная деятельность, осуществляемая в процессе организации различных видов деятельности; образовательная деятельность, осуществляемая в ходе режимных моментов; самостоятельная деятельность детей; взаимодействие с родителями по реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования).
Слайд 15
- Назовите направления развития ребенка? (Их 4 /познавательно-речевое, физкультурно0оздоровительное, социально-личностное и художественно-эстетическое). Сколько % от общего объема времени пребывания ребенка в ДОУ они должны занимать? (Все по 25%).
Слайд 16
- Назовите образовательные области, в которых решаются задачи воспитания и обучения детей в ДОУ. (Их 10 – физическая культура, здоровье, социализация, труд, познание, коммуникация, художественное творчество, чтение х\литературы, безопасность, музыка)
Слайд 17
- В какой из образовательных областей стоит задача по формированию осторожного отношения к потенциально опасным для человека и окружающего мира природы ситуациям? (Безопасность).
Слайд 18
- В какой из образовательных областей
решается задача развития игровой деятельности детей, формирования патриотических чувств, чувства принадлежности к мировому сообществу? – (Социализация).
Слайд 19
- В какой из образовательных областей решается задача воспитания ценностного отношения к собственному труду, труду других людей и его результатам? (Труд)
Слайд 20
- В какой из образовательных областей решается задача сенсорного развития ребенка? (Познание).
Слайд 21
- В какой из образовательных областей решается задача практического овладения воспитанниками нормами речи? (Коммуникация).
Слайд 22
- В какой из образовательных областей решается задача формирования целостной картины мира, в том числе первичных ценностных представлений? (Художественная литература).
Слайд 23
- Раскройте понятие «Готовность к школе», это – необходимый и достаточный уровень психического (личностного, интеллектуального) и физического развития ребенка для успешного освоения основных общеобразовательных программ начального общего образования.
Слайд 24
- Раскройте понятие «Игровая деятельность», это -… форма активности ребенка, направленная не на результат, а на процесс действия и способы его осуществления, и характеризующуюся принятием ребенком условной позиции.
Слайд 25
- Раскройте понятие «Интеграция» - это объединение в целое каких-нибудь частей или элементов в процессе развития.
Слайд 26
- Раскройте понятие «Интеграция содержания дошкольного образования», это - … состояние (или процесс, ведущий к такому состоянию) связанности, взаимопроникновения и взаимодействия и взаимодействия отдельных образовательных областей содержания дошкольного образования, обеспечивающее целостность образовательного процесса.
Слайд 27
- «Самостоятельная деятельность детей» - это одна из основных моделей организации образовательного процесса детей дошкольного возраста, свободная деятельность воспитанников в условиях созданной педагогами предметно-развивающей образовательной среды, обеспечивающая выбор каждым ребенком деятельности по интересам и позволяющая ему взаимодействовать со сверстниками или индивидуально.
Слайд 28
- «Совместная деятельность взрослого и детей» - основная модель организации образовательного процесса детей дошкольного возраста; деятельность двух или более участников образовательного процесса (взрослых и воспитанников) по решению образовательных задач на одном пространстве и в одно и то же время. Отличается наличием партнерской (равноправной) позиции взрослого и партнерской формой организации (возможность свободного размещения, перемещения и общения детей в процессе образовательной деятельности).
2.2 Практический блок:
- .1 «Образовательная область в ходе реализации режимного момента»
Слайд 29
Задание: Предложить вариант, в котором все эти 3 условия должны быть органично и методически правильно взаимосвязаны. Как данная образовательная область реализуется в данной возрастной группе, в конкретный режимный момент.
Например, ОО «Познание», 2-ая младшая, подготовка к прогулке. Или, ОО «Социализация», средняя группа, утренний прием.
Критерий оценки: 5 баллов – полный, развернутый правильный ответ;
3 балла – ответ частично правильный, но неполный;
0 баллов – нет ответа на вопрос.
Форма презентации: устное сообщение одного из членов команды.
Время презентации: 1 минута.
2.2.2. «Интеграция образовательных областей в образовательной деятельности с детьми и взаимодействии с родителями»
Слайд 30
Задание: Как в данной форме образовательной деятельности могут быть интегрированы данные образовательные области?
Например: «Познание», «Безопасность» и «Коммуникация» в совместной деятельности с детьми в режимный момент.
«Познание», «Безопасность» и «Коммуникация» могут быть интегрированы в ходе совместной с детьми деятельности, осуществляемой в режимный момент. В какой режимный момент? Ответ команды: организованный во вторую половину дня досуг по правилам дорожного движения.
Или, как «Познание», «Здоровье», «Социализация» могут быть интегрированы в ходе взаимодействия с семьей.
Ответ команды: в рамках проектной деятельности с родителями и детьми по проекту «Я здоровым быть хочу!»
Критерий оценки: 5 баллов – полный, развернутый правильный ответ;
3 балла – ответ частично правильный, но неполный;
0 баллов – нет ответа на вопрос.
Форма презентации: устное сообщение одного из членов команды.
Время презентации: 1 минута.
2.2.3. «Моделирование календарного планирования в свете ФГТ»
Воспитатели проводят презентацию календарного планирования на один день по каждой возрастной группе.
Критерий оценки:
5 баллов – в таблицу /модель/ включены все режимные моменты, формы ОД, образовательные области, взаимодействие с семьей, организация развивающей среды. Воспитатели уверенно и грамотно обосновывает необходимость планирования по данной таблице.
3 балла – в таблице упущены некоторые положения ФГТ. Воспитатели не смогли обосновать необходимость включения того или иного пункта.
0 баллов - воспитатели не смогли предложить вариант календарного планирования.
Форма презентации: устный доклад с опорой на таблицу /схему/.
6. Время презентации: 5 минут.
Жюри подводит итог работы команд.
Рефлексия. Игра «Согрей птичку».
Список использованной литературы.
- ФГТ к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования (утверждены приказом Министерства образования и науки № 655 от 23 ноября 2009 г.).
- «От рождения до школы». Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования/ Под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. – 2-е изд., и доп. – М.: Мозаика – Синтез, 2012. – 336 с.
- Приложение № 1 к Приказу № 655 / «Основные понятия»/
- Приложение № 2 /«Структура содержания дошкольного образования»/.
- Приложения № 3 /«Интеграция образовательных областей»/.
- Распорядок дня в соответствии с возрастной группой.
- СанПиН 2.4.1.2660-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных организациях» (Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 22 июля 2010 года № 91).
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Приказ №655 «Об утверждении и введении в действие Федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы ДОУ» (23 ноября 2009 г.)
В приказе №655 прописаны требования к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования, требования к разделам обязательной части основной общеобразовательной программы дошкольного образования.
Приказ №2151 « Об утверждении Федеральных государственных требований к условиям реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования?» ( 20 июля 2010 г.)
В приказе №2151 прописаны требования: - к кадровому обеспечению; - к материально-техническому обеспечению; - к учебно-материальному обеспечению; - к медико-социальному обеспечению; - к информационно-методическому обеспечению; - к психолого-педагогическому обеспечению; - к финансовому обеспечению.
КОНКУРС КАПИТАНОВ
Что является основной формой работы с детьми дошкольного возраста ?
Назовите один из принципов построения воспитательно-образовательной работы?
В Требованиях к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования Пункте 2.4. ФГТ говорится о том, что программа должна соответствовать: 1. С одержанию работы по освоению детьми образовательных областей; 2. Строится с учетом принципа интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными особенностями и возможностями детей; 3. О комплексном подходе к системе мониторинга достижений детьми планируемых результатов освоения Программы; 4. О содержании образовательной области «Труд»
Вариативная часть нашей основной образовательной программы МБДОУ №31 включает работу по: 1. Примерной общеобразовательной программе «От рождения до школы» 2. Региональной программе дошкольного образования Шаеховой Р.Х. 3. Примерной общеобразовательной программе «Успех» 4.По всем перечисленным программам.
Конкурс для команд «Знатоки ФГТ»
1 команда : Из каких частей состоит основная общеобразовательная программа дошкольного образования?
2 команда: Назовите содержание обязательной части основной общеобразовательной программы.
1 команда: Что такое обязательная ( инвариативная ) часть программы? Каков объем в % от времени, необходимого для ее реализации?
2 команда: Что такое часть, формируемая участниками образовательного процесса (вариативная) ? Каков объем от времени ее реализации?
1 команда: Назовите формы деятельности, осуществляемые в режиме дня ДОУ.
2 команда: Назовите направления развития ребенка в ДОУ.
1 команда : Назовите образовательные области в которых решаются задачи воспитания и обучения детей в ДОУ.
2 команда: В какой из образовательных областей стоит задача по формированию осторожного отношения к потенциально опасным для человека и окружающего мира природы ситуациям?
1 команда: В какой из образовательных областей решается задача развития игровой деятельности детей, формирования патриотических чувств, чувства принадлежности к мировому сообществу?
2 команда: В какой из образовательных областей решается задача воспитания ценностного отношения к собственному труду, труду других людей и его результатам?
1 команда: В какой из образовательных областей решается задача сенсорного развития ребенка?
2 команда: В какой из образовательных областей решается задача практического овладения воспитанниками нормами речи?
1 команда: В какой из образовательных областей решается задача формирования целостной картины мира, в том числе первичных ценностных представлений?
2 команда: В какой из образовательных областей решается задача развития продуктивной деятельности детей; развитие детского творчества; приобщение к изобразительному искусству ?
1 команда: Раскройте понятие «Готовность к школе» - это …
2 команда: Раскройте понятие «Игровая деятельность», это - …
1 команда: Раскройте понятие «Интеграция », это - …
2 команда: Раскройте понятие « Интеграция образовательной деятельности», это - …
1 команда : Раскройте понятие «Самостоятельная деятельность детей» - это …
2 команда: Раскройте понятие «Совместная деятельность взрослого и детей» - это…
Образовательная деятельность в ходе реализации режимного момента Образовательная область: «Познание», «Труд», «Безопасность», «Социализация», «Коммуникация», «Здоровье», «Музыка», «Здоровье», «Физическая культура», «Чтение х\литературы ». Режимный момент: «Утренний прием», «Подготовка к завтраку», «Завтрак», «Подготовка к НОД», «Прогулка», «КГН». Возрастная группа: «Вторая младшая группа», «Средняя группа», «Старшая группа», «Подготовительная к школе группа»
Интеграция образовательных областей в образовательной деятельности с детьми и взаимодействии с родителями Образовательная область: «Познание», «Труд», «Безопасность», «Социализация», «Коммуникация», «Здоровье», «Музыка», «Здоровье», «Физическая культура», «Чтение х\литературы ». Формы образовательной деятельности : «Совместная деятельность педагога с детьми в режимных моментах», «Совместная деятельность педагога с детьми – НОД», «Самостоятельная деятельность детей», «Взаимодействие с семьей»
ВСЕМ СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ И АКТИВНОЕ УЧАСТИЕ
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Деловая игра «Развитие творческих способностей педагогов по технологии ТРИЗ».
Игра и презентация, активизирующая творческое воображение, фантазию педагогов....
Деловая игра «Правильный ответ» для педагогов ДОУ по изучению ФГОС дошкольного образования.
Цель: активизировать мыслительную деятельность педагогов в знании основных положений, понятий и принципов ФГОС ДО. Выявить уровень профессиональной подготовленности педагогов к введению ФГОС. Развиват...
Деловая игра для воспитателей и педагогов "Мир дошкольника" (особенности создания развивающей предметно-пространственной среды)
Конспект деловой игры включает в себя задания для нескольких туров, ответы к ним.Цель мероприятия - обощить знания педагогов по организации и использованию развивающей предметно-пространственной среды...
Деловая игра для воспитателей и педагогов "Развитие познавательно-исследовательской деятельности дошкольников через организацию проектной деятельности и детского экспериментирования"
Конспект мероприятия представляет собой вопросы и задания для воспитателей детского сада по проблеме...
Деловая игра "Стиль общения современного педагога".
Цель данной деловой игры - расширить знания педагогов о педагогических основах общения....
Деловая игра "Коммуникативная компетентность, креативность педагога в ДОУ".
В условиях модернизации образования, современной науки и практики приобретает особую актуальность и выдвигается на первый план коммуникативная компетентность, креативность педагога....
Деловая игра «Модель профессиональной компетентности педагога»
Деловая игра «Модель профессиональной компетентности педагога»...