Образовательная ситуация обобщающего типа Технологическая карта. Знакомство с бурятской культурой.
методическая разработка (старшая группа)

Сидельник Марина Николаевна

Образовательная деятельность в рамках реализации вариативной части ФОП нашего учреждения и проекта «Буряты – братский народ», поэтому цель данного мероприятия: формирование у детей старшего дошкольного возраста основ гражданственности, воспитание нравственных качеств, чувства сопричастности к своей малой Родине, России; формирование своей национальной идентичности, воспитание национальной толерантности.

 

Данная образовательная ситуация является итоговым мероприятием реализации одного из этапов проекта «Буряты – братский народ». На этом этапе дети знакомились с народными играми («Иголка, нитка и узелок»,  «Гони рукавицу», «Липкие пенечки» ); знакомились с  народными бурятскими промыслами (Валяние); знакомились с бурятским фольклором (сказки :«Будамшу», «Как собака себе друга искала», «Снег и заяц».

Методические приемы  решения педагогических задач.

С целью привлечения и удержания интереса воспитанников, создание игровой мотивации был введен игровой персонаж – кукла бибабо «Будамшу».

С целью актуализации и коррекции опорных знаний использовались словесные методы: беседа, вопросы, обращенные к опыту детей; игровые приемы: «Назови сказку», «Сложи сказку», «Что мы делали, не скажем».

Для решения  задач по закреплению знаний детей о бурятской культуре использовались наглядные методы: презентация, моделирование , коллекция предметов народного творчества.

Практические методы – исследовательская деятельность, продуктивная деятельность «Коврик для Будамшу» позволили закрепить представление о бурятском народном промысле, о характерных элементах бурятского узора.

Приемы социо-игровой технологии: деление на команды при помощи фишек, командные игры, создание коллективной работы - позволили решить воспитательные задачи из социально-коммуникативной области.

С целью создания условия для рефлексии использовались словесные приемы: беседа, вопросы.

Предметно-пространственная среда организована в соответствии с задачами мероприятия.

Образовательная деятельность строится с учетом возрастных и индивидуальных особенностей и склонностей каждого ребенка, учетом темпа их включенности в работу. Использована игровая педагогическая технология, способствующая использованию знаний в новой ситуации.

Созданы условия для развития у детей социально-коммуникативных мотивации и активности, самостоятельности, любознательности, предоставлена возможность выбора детьми материалов, созданы условия для принятия детьми решений, выражения своих чувств и мыслей.

Все запланированные методы и приемы в комплексе способствуют   решению задач по формированию основ гражданственности у дошкольников.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tehkarta_buryatskaya_kultura.docx29.05 КБ

Предварительный просмотр:

Образовательная ситуация обобщающего типа

Технологическая карта.

Ф.И.О. Сидельник Марина Николаевна

Образовательная область: социально-коммуникативное развитие.

Тема занятия: знакомство с бурятской культурой.

Возрастная группа: старшая группа (5-6 лет).

Цель: формирование у детей старшего дошкольного возраста основ гражданственности, воспитание нравственных качеств, чувства сопричастности к своей малой Родине, России; формирование своей национальной идентичности, воспитание национальной толерантности.

Образовательные задачи:

Обучающая: иметь  представления о разных национальностях, населяющих Прибайкалье,  о народных промыслах  и ремеслах русских и бурят, видеть особенности  и общее в культуре двух братских народов; различать элементы бурятского узора.

Развивающая: интересоваться культурой бурятского народа, объяснять свои суждения по теме занятия, выражать свое отношение к совместной деятельности, свободно общаться с детьми и взрослыми; создавать композицию из элементов бурятского узоры.

Воспитательная: уважать традиции и культуру бурятского народа, осознавать ценность дружбы детей разных народов России,  договариваться в совместных делах и играх.

Дополнительные задачи:

Игровая задача: назвать русские народные сказки, узнать на иллюстрациях и воспроизвести последовательность бурятских сказок; показать жестами народные промыслы и ремесла.

Словарная работа: юрта, орнамент, войлок, промысел.

Предварительная работа с детьми: разучивание народных игр русского и бурятского народов; рассматривание народных орнаментов; разучивание стихов о дружбе народов России; рассматривание жилья бурят и русских, национальных костюмов;  чтение бурятских  народных сказок «Будамшу», «Как собака себе друга искала», «Снег и заяц», знакомство с технологией «Валяние», изготовление игрушек из ваты; подвижные  игры : «Иголка, нитка и узелок»,  «Гони рукавицу», «Липкие пенечки»

Ожидаемый результат: появление интереса у детей к бурятской культуре, понимание того, что на Байкале  дружно живут разные народы.

Этапы

деятельности

Действия педагога

Действия детей

  1. Организационный этап (5 мин)

Цель: создание интересной мотивации к детской (игровой, познавательной, коммуникативной и др.)

1. Введение в ситуацию.

Постановка проблемы и мотивация детей – развертывание проблемной (игровой) ситуации. 

Воспитатель обращает внимание детей на волшебный клубочек и записку от Петрушки.

«Привет, друзья

Это клубочек из русских сказок, а вот куда он вас приведет вы узнаете, когда его смотаете. А чтоб его смотать, надо сказки  русские назвать»

Воспитатель:

- Куда же он нас приведет?

Интересно, клубочек из русской народной сказки привел нас к бурятскому жилищу, что бы это значило?

Постановка «детской цели» 

- Вы согласны?

Вы хотите больше узнать о бурятской культуре?

Дети здороваются с гостями.

Читают записку от Петрушки

Называют русские народные сказки, сматывают клубочек, который приводит их к юрте.

Дети отвечают, что это юрта, жилище бурят.

Ищут мотив, осознают его, формулируют:

Клубочек привел нас к юрте, чтобы мы больше узнали о бурятской культуре и нашли общее с русской культурой.

Петрушка хочет чтобы все дети нашей страны дружили.

Высказывают желание участвовать.

2. Актуализация и коррекция опорных знаний и умений

Обращение к опыту детей – имеющимся знаниям и умениям

 - Что мы уже знаем о бурятах?

Чем этот народ промышлял  с древних времен? Чем занимался?

Как вы думаете, а у русских были такие занятия в древности?

Как вы думаете, что любят делать бурятские ребятишки?

С древних времен живут русские и буряты на байкальской земле, дружно живут, не ссорятся, потому что много у них общего.

Давайте узнаем, кто живет

 в этой юрте.

Скажем

Юрта, юрта, отворись, кто живет  там, покажись!

Пасли скот, охотились, рыбачили.

Из шерсти овец, верблюдов делали теплые вещи.

Дети любят слушать сказки, играть в игры

 

Дети хором повторяют слова

  1. Основной этап (18 мин). Деятельность на систематизацию, обобщение знаний, умений

 Цель: обобщение представлений (знаний), умений, способов деятельности повторение и анализ основных изученных фактов, явлений, теорий и пр.;

3.  Повторение и анализ основных изученных фактов, явлений и пр.

Сюрпризный момент.

Воспитатель достает из юрты куклу «Будамшу»

- Привет, детвора, Будамшу зовут меня!

Воспитатель:

- Ребята, вы знаете этого персонажа? – ответы детей

Воспитатель:

- Да, это герой бурятских сказок, Будамшу.

Это друг нашего русского Петрушки, такой же задира и проказник, но там где он там всегда праздник.

Будамшу: Ну что ж детвора, позабавиться пора

Я проказник и затейник

Знаю сказки, знаю песни.

А вы бурятские сказки знаете?

Тогда предлагаю поиграть в игру .

Игра «Назови сказку»

А теперь соревнование, кто лучше сказку знает по содержанию…

Для этого из моей рукавицы достаем по 1 костяшке, и делимся на 2 команды.

Игра «Что сначала, что потом»

Будамшу :

Ну, молодцы, сказки бурятские вы знаете, а на бурятском языке говорить умеете..? нет?  Не беда!

На языке дружбы все дети умеют говорить!

Как можно без слов сказать «Давай дружить»? «Привет»? «Иди к нам»

Предлагаю использовать этот язык в игре «Что мы делали , не скажем». Тема игры «Народные занятия и прмыслы» , труд, которым с древних времен занимались и  русские  и  буряты.

Будамшу:

- Ох, зкружился с вами я, друзья, в юрту мне опять пора!

Надо собираться к Петрушке в гости, обещал научить играть его в кости.

А вы чтоб не скучали и культуру бурятскую изучали, оставляю вам мой мешок.

А мне пора, до свидания, детвора!

Отвечают на вопросы.

Включают освоенные знания умения навыки в самостоятельную деятельность

Дети называют сказки, иллюстрации из которых демонстрируются на экране.

Дети достают из рукавицы

костяшки двух цветов и делятся на 2 команды:

1 команда собирает сказку «Как собака себе друга искала»

2 команда собирает сказку «Снег и заяц»

Дети выкладывают последовательность сказок.

Дети с помощью жестов, показывают озвученные слова

Игра «Что мы делали – не скажем»

1 команда отходит в сторонку и договаривается, что будут  показывать. Возвращаются

2 команда хором спрашивают:

Где вы были? Что вы делали?

1 команда отвечает:

«Где мы были, мы не скажем, а что делали, покажем»

4. Обобщение и систематизация понятий.

Воспитатель:

- Раз нам Будамшу разрешил, давайте заглянем в его мешок. Какие интересные предметы!  Из чего они сделаны?

Это древний бурятский промысел – валяние. С давних времен буряты стригли  овец и делали  из шерсти полотно. Полотно это называется войлок.

Войлоком накрывали юрту, войлоком устилали пол в юрте, из войлока делали одежду и обувь.

Как называется этот материал?

Из чего он сделан?

Русские тоже с древних времен занимаются валянием, делают валенки, они потому так и называются, что их валяли.

Давайте сложим вещи Будамшу обратно в его мешок.

У меня для вас тоже есть кое-что интересное!

Воспитатель раздает детям образцы шерсти и войлока.

- Как вы думаете, что это?

Какая шерсть на ощупь?

Чем пахнет?

Вот именно из такой шерсти и делают войлок.

Какой войлок на ощупь?

Попробуйте его разорвать.

Воспитатель просит одного из детей собрать образцы в  коробку и убрать со стола.

Воспитатель демонстрирует цветные листы фетра.

- Посмотрите, что еще у меня есть.  Возьмите каждый себе по листу. Как вы думаете, что это? Это похоже на войлок? Чем отличается?

По технологии валяния  в современном мире делают материал для творчества. Тонкий войлок называется фетр.

Давайте сделаем Будамшу подарок, коврик в его юрту?

Вы уже хорошо разбираетесь в бурятском орнаменте. Как называется, этот элемент? (солнце, молоточки, рога барана, листья )

Выберите себе орнамент. Обратите внимание, что элементы орнамента самоклеящиеся. Мы с вами уже работали с таким материалом.

Воспитатель рассказывает о значении элементов узоров.

Воспитатель положительно оценивает работу детей:

- У каждого из вас получился замечательный рисунок на листе.

Проблемная ситуация.

 Как же нам сделать из этих листов ковер?

Как  соединить наши фрагменты в одно полотно?

Воспитатель поддерживает идею детей – сшить фрагменты иглой и нитками, но пригласить мам, чтобы сделать это вместе и рассказать им о бурятской культуре.

Садятся, проходят за стол, передают мешок друг другу и достают из сундука предметы народного промысла из войлока, рассматривают  их.

Отвечают на вопросы, высказывают свое мнение.

Слаживают вещи обратно в мешок.

Дети изучают образцы шерсти.

Отвечают на вопросы, высказывают свое мнение.

Дети изучают образцы войлока.

Отвечают на вопросы, высказывают свое мнение

Рассматривают листы фетра

Дети рассматривают элементы бурятских узоров, называют их.

Наклеивают орнамент на листы.

Дети на столе слаживают листы вместе.

Дети предлагают варианты: склеить, соединить степлером, сшить…

:

  1. Заключительный этап (2-3 мин) 

Цель: организация рефлексии и самооценки детьми своей деятельности.  

5. «Осмысление»

Организует оценивание детьми собственной деятельности.

– Чем занимались?

 – «Какие задания Будамшу были особо интересными?»,

- С чем справились легко?

– Почему вам это удалось

–Что было сложно? Почему?

– Что не получилось? Что нужно сделать, чтобы получилось?

Подводит итог занятия (с позиций выполнения взрослой цели)

Я очень рада, что вы интересуетесь культурой бурятского, ведь русские и буряты с древних времен живут вместе на берегах Байкала.

 Вы дружны между собой и будете дружить и с другими детьми, независимо от их национальности.

Ведь Россия – наш общий дом.

Оценивают свои достижения, делятся мнениями о проделанной работе.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта "Знакомство с предложением"

Формирование звуковой культуры речи у дошкольников...

Технологическая карта Знакомство с шахматной доской в старшей группе

Предлагаю технологическую карту с использованием активных методов обучения в структуре образовательной деятельности...

Технологическая карта "Знакомство с бабашками"

технологическая карта занятия...

Технологическая карта. Знакомство с русской народной сказкой в обработке И. Соколова-Микитова «Волк и лиса».

Знакомство с русской народной сказкой в обработке И. Соколова-Микитова «Волк и лиса»....

Технологическая карта «Знакомство с профессией врач»

Речевое развитие "Знакомство с профессией врач"....

Технологическая карта "Знакомство с цифрой семь. Счет в пределах 10"

Создать условия для ознакомления с цифрой семь....

Технологическая карта Знакомство с русской народной сказкой «Зимовье зверей»

Технологическая карта Знакомство с русской народной сказкой «Зимовье зверей»...