Самообразование " Ознакомление детей с русским народным творчеством"
материал
Приобщение детей к истокам народной культуры не потеряло своего значения и в настоящее время. Использование различных жанров детского фольклора способствует поддержанию эмоционального настроя, стимулирует познавательную и творческую активность в самостоятельной деятельности.
Скачать:
Предварительный просмотр:
План по самообразованию
Тема: «Ознакомление детей младшего возраста с русским народным творчеством».
Цель: приобщение детей к истокам русской национальной культуры как составной части духовного потенциала человека.
Срок работы над темой: 20___ - 20___ уч. г.
Задачи:
- Знакомить детей с русскими народными праздниками, традициями и обычаями, связанными с этими праздниками.
- Развивать интеллектуальные способности.
- Развивать инициативу и самостоятельность в общении.
Прогнозируемый результат: у детей развивается художественное восприятие, эмоционально-эстетический вкус, смекалка; формируется эмоциональное отношение к произведениям устного народного творчества; обогащается словарный запас.
Актуальность: приобщение детей к истокам народной культуры не потеряло своего значения и в настоящее время. Использование различных жанров детского фольклора способствует поддержанию эмоционального настроя, стимулирует познавательную и творческую активность в самостоятельной деятельности. Потешки, прибаутки вызывают у детей положительные эмоции, развивают воображение. Загадки направляют внимание на предметы и явления и их признаки, побуждают проникать глубже в смысл словесных обозначений этих предметов, создают интерес к разным видам деятельности. Припевки, колядки, дразнилки, скороговорки, считалки легко воспринимаются детьми, так как содержат в себе элементы игры и способствуют развитию дыхательного аппарата, четкой дикции, выработки нормального темпа речи и ее обогащению. Песни поддерживают у ребят интерес к поэтическому слову, развивают чувство юмора, помогают воспитывать веселых, жизнерадостных детей. Музыка несет в себе не только эмоции, но и огромный мир идей, образов, который становится доступным ребенку именно благодаря эмоциональной окрашенности образов. Народные игры влияют на умственное развитие ребенка, на воспитание характера, воли и нравственных чувств.
Этапы работы по самообразованию:
1 этап – информационно-аналитический (сбор научной и учебно-методической литературы);
2 этап – составление перспективного плана работы на учебный год;
3 этап – практический;
4 этап - подведение итогов.
1 этап (сентябрь)
- Изучение методической литературы по теме «Ознакомление детей младшего возраста с русским народным творчеством»;
- ознакомление с материалом по теме в сети Интернет;
- обобщение материала.
2 этап (сентябрь)
-разработка консультаций, опросов, буклетов, анкетирования для родителей;
-разработка перспективного планирования работы с дошкольниками по теме «Ознакомление детей младшего возраста с русским народным творчеством»;
- разработка плана пополнения развивающей предметно-пространственной среды в группе по теме;
- разработка дидактических игр по теме.
3 этап (практический)
Работа с детьми |
Октябрь 1. «Петушок, петушок…». Цель: ознакомление детей с домашними птицами, их внешним видом, образом жизни. 2. «Баю-баю—баиньки». Цель: ознакомление детей с колыбелью. 3. «Потягунюшки – порастунюшки». Цель: вызвать интерес детей к слушанию потешек, желание их проговаривать. 4. «Каша масленая, ложка крашеная». Цель: воспитание умения и желания умения слушать художественные произведения, оценивать поступки героев. |
Ноябрь 1. «Коза – хлопота». Цель: развитие умения слушать и понимать сказку, следить за развитием действия, сопереживать героям. 2. «Домовенок Кузя». Цель: ознакомление детей с печкой, ее внешним видом, назначением. 3. «Теремок». Цель: вызвать интерес детей к загадкам, стремление их отгадывать. 4. «Что за чай без самовара?». Цель: ознакомление детей с самоваром, обычаем русского народа угощать гостей чаем, сластями. |
Декабрь 1. «В гости нам пришли матрешки». Цель: ознакомление детей с русской матрешкой; вызвать эмоциональное наслаждение. 2. «Заюшкина избушка». Цель: воспитание умения слушать сказку, следить за развитием действия, оценивать поступки героев. 3. «Морозушко-мороз». Цель: развитие умения чувствовать красоту русской речи при слушании закличек, загадок, прибауток. 4. «Зимушка-зима». Цель: воспитание интереса к богатству русского языка: сочетанию слов и музыкального ритма, напевности, образности, выразительности. |
Январь 1. «Коляда-коляда». Цель: ознакомление детей с празднованием Рождества, обычаем колядования, ряжения. 2. «Из бабушкиного сундука». Цель: вызывать интерес к русскому костюму, его элементам. 3. «Трудиться – всегда пригодится». Цель: умение понимать назначение произведений искусства. |
Февраль 1. «Дымковские расписные». Цель: ознакомление детей с народной игрушкой, умение чувствовать гармонию и красоту, выразительность образов. 2. «Ярмарка игрушек». Цель: ознакомление детей с веселой ярмаркой, вызвать желание принимать активное участие в ее проведении. 3. «Дети по лесу гуляли». Цель: вызывать интерес к русским народным играм, желание играть совместно с детьми. 4. «Едет масленица дорогая» Цель: ознакомление детей с праздником Масленицы. |
Март 1. «Нет милее дружка, чем родная матушка». Цель: воспитание любви к маме, уважения к ее труду. 2. «В гостях у сказки». Цель: развитие способности детей испытывать удовольствие от встречи с литературными произведениями. 3. «Здравствуй, солнышко – колоколнышко!» Цель: ознакомление детей с праздником прилета птиц – Сороками. |
Апрель 1. «Снегурушка и лиса». Цель: способствование развитию у детей интереса к устному народному творчеству. 2. «Три медведя». Цель: воспитание желания умения слушать сказку, следить за развитие действия. 3. «Приди, весна, с радостью». Цель: развитие умения эмоционально откликаться на настроение, яркое переданное в художественных произведениях. 4. «Яичко не простое, яичко золотое». Цель: ознакомление детей с праздником Пасхи. |
Май 1. «На лугу пасутся ко…». Цель: развитие стремления отгадывать загадки. 2. «Петушок и бобовое зернышко». Цель: воспитание интереса и любви к книге, умения ее слушать и понимать, оценивать поступки героев. |
4 этап (май) – подведение итогов; представление наработанных материалов, обмен опытом с коллегами.
Работа с родителями:
- Папка-передвижка «Народное искусство».
- Разучивание дома с детьми русских народных игр, песен, пословиц.
- Совместное с родителями рисование генеалогического древа.
Изучение литературы по теме:
- Князева О.Л. «Приобщение детей к истокам русской народной культуры».
- Тарабариа Т.И. «Пословицы, поговорки, потешки, скороговорки».
- Н.А. Курочкина «Знакомим с пейзажной живописью».
Предварительный просмотр:
План по самообразованию
Тема: «Ознакомление детей среднего дошкольного возраста с русским народным творчеством».
Цель: приобщение детей к истокам русской национальной культуры как составной части духовного потенциала человека.
Срок работы над темой: 20___ - 20___ уч. г.
Задачи:
- Знакомить детей с русскими народными праздниками, традициями и обычаями, связанными с этими праздниками.
- Развивать интеллектуальные способности.
- Развивать инициативу и самостоятельность в общении.
Прогнозируемый результат: у детей развивается художественное восприятие, эмоционально-эстетический вкус, смекалка; формируется эмоциональное отношение к произведениям устного народного творчества; обогащается словарный запас.
Актуальность: приобщение детей к истокам народной культуры не потеряло своего значения и в настоящее время. Использование различных жанров детского фольклора способствует поддержанию эмоционального настроя, стимулирует познавательную и творческую активность в самостоятельной деятельности. Потешки, прибаутки вызывают у детей положительные эмоции, развивают воображение. Загадки направляют внимание на предметы и явления и их признаки, побуждают проникать глубже в смысл словесных обозначений этих предметов, создают интерес к разным видам деятельности. Припевки, колядки, дразнилки, скороговорки, считалки легко воспринимаются детьми, так как содержат в себе элементы игры и способствуют развитию дыхательного аппарата, четкой дикции, выработки нормального темпа речи и ее обогащению. Песни поддерживают у ребят интерес к поэтическому слову, развивают чувство юмора, помогают воспитывать веселых, жизнерадостных детей. Музыка несет в себе не только эмоции, но и огромный мир идей, образов, который становится доступным ребенку именно благодаря эмоциональной окрашенности образов. Народные игры влияют на умственное развитие ребенка, на воспитание характера, воли и нравственных чувств.
Этапы работы по самообразованию:
1 этап – информационно-аналитический (сбор научной и учебно-методической литературы);
2 этап – составление перспективного плана работы на учебный год;
3 этап – практический;
4 этап - подведение итогов.
1 этап (сентябрь)
- Изучение методической литературы по теме «Ознакомление детей среднего дошкольного возраста с русским народным творчеством»;
- ознакомление с материалом по теме в сети Интернет;
- обобщение материала.
2 этап (сентябрь)
-разработка консультаций, опросов, буклетов, анкетирования для родителей;
-разработка перспективного планирования работы с дошкольниками по теме «Ознакомление детей среднего дошкольного возраста с русским народным творчеством»;
- разработка плана пополнения развивающей предметно-пространственной среды в группе по теме;
- разработка дидактических игр по теме.
3 этап (практический)
Работа с детьми |
Октябрь 1. «Люблю березку русскую». Цель: рассказать детям о березе – символе России, символе красоты русской природы. 2. «Хлеб – всему голова». Цель: дать детям представление о том, что хлеб – всему голова (он нужен человеку каждый день). Воспитание уважения к труду хлебородов. 3. «Золотая осень». Цель: развитие у детей интереса к поэзии, пейзажной живописи, желание любоваться пейзажем, высказывать мнения и суждения. |
Ноябрь 1. «Печь-матушка». Цель: развитие у детей интереса к истории и культуре русского народа. Ознакомление с русской печкой, назначением отдельных ее частей. 2. «Глиняные расписные». Цель: ознакомление детей с русской народной сказкой «Глиняный парень»; развитие умения воспринимать художественный образ литературного произведения. 3. «Из-за леса, из-за гор…». Цель: развитие эмоционально- эстетических чувств при восприятии иллюстраций художника Ю. Васнецова к русским народным потешкам. |
Декабрь 1. «Водичка-водичка». Цель: ознакомление детей с русской народной культурой. Ознакомление с предметами обихода (корыто, стиральная доска, рукомойник). 2. «Хочешь есть калачи – не сиди на печи». Цель: развитие устойчивого интереса к русскому народному творчеству: сказке, пословицам, поговоркам, загадкам. 3. «Волшебный сундучок Деда Мороза». Цель: развитие сообразительности, смекалки при загадывании загадок. |
Январь 1. «Зимние Святки». Цель: ознакомление детей с русским народным праздником «Зимние Святки»: традициями ряжения, колядования. 2. «Здравствуй, зимушка-зима, хорошо, что к нам пришла!». Цель: развитие у детей интереса к зимним явлениям в природе, умению любоваться красотой зимнего пейзажа по картинам. 3. «В гости к нам пришли матрешки». Цель: продолжение ознакомления с декоративно-прикладным искусством русского народа – деревянной матрешкой. |
Февраль 1. «Сказки русского народа». Цель: развитие у детей интерес к русским народным сказкам о животных. 2. «Солдатушки, бравы ребятушки!». Цель: дать понятие детям о традиции русской земли на примере Александра Невского; воспитание желания быть похожим на храбрых защитников Отечества. 3. «Едет Масленица дорогая». Цель: ознакомление детей с русским народным праздником Масленицы; основным героем – чучелом Масленицы, обрядовой едой – блинами; обрядовыми веселыми песнями, играми.
|
Март 1. «Солнце матери лучше солнца греет». Цель: развитие у детей доброты сердца, чуткости души, действенной любви к маме – самому родному человеку, уважения к ее труду. 2. «Русь деревянная». Цель: развитие умения рассматривать предметы, выделяя особенности из строения; видеть в предметах материал (дерево), связывая его качества и свойства с назначением предметов. 3. «Сороки». Цель: ознакомление с праздником прилета птиц Сороки, музыкально-поэтическим творческим, связанным с этим праздником, картиной А. Саврасова «Грачи прилетели». |
Апрель 1. «Идет матушка – весна – отворяй-ка ворота». Цель: развитие у детей эмоциональной отзывчивости на весенние проявления природы, восприятие пейзажной живописи на примере картины И. Левитана «Весна. Большая вода». 2. «Козонька рогатая, козонька богатая». Цель: развитие интереса к устному народному творчеству, желания слушать небольшие сказки, оценивать поведение героев. 3. «Светлая Пасха». Цель: ознакомление детей с праздником Светлой Пасхи, играми и развлечениями на Пасху. |
Май 1. «День Победы». Цель: ознакомление детей с подвигом русского народа в Великой Отечественной войне; ознакомление с музыкально-эстетическим творческим на военную тематику. 2. «Делу – время – потехе – час». Цель: дать понятие о труде взрослых как жизненной необходимости. 3. «Волшебный мир дерева». Цель: расширение представления детей о многообразии изделий декоративно-прикладного искусства. |
4 этап (май) – подведение итогов; представление наработанных материалов, обмен опытом с коллегами.
Работа с родителями:
- Папка-передвижка «Народное искусство».
- Разучивание дома с детьми русских народных игр, песен, пословиц.
Изучение литературы по теме:
- И.А. Бойчук «Мы гордимся стариной, стала нам она родной!».
- Подиленко Е.А. «Мир вокруг нас: Учим чувствовать, познавать и действовать».
- Соломенникова О.А. «Радость творчества. Ознакомление детей 5-7 лет с народным искусством».
Предварительный просмотр:
План по самообразованию
Тема: «Ознакомление детей старшего возраста с русским народным творчеством».
Цель: приобщение детей к истокам русской национальной культуры через различные виды деятельности.
Срок работы над темой: 20___ - 20___ уч. г.
Задачи:
- Знакомить детей с русскими народными праздниками, традициями и обычаями, связанными с этими праздниками.
- Формировать активную гражданскую позицию, понимания собственной принадлежности к русскому народу.
- Развивать интеллектуальные способности.
- Развивать инициативу и самостоятельность в общении.
Прогнозируемый результат: у детей развивается художественное восприятие, эмоционально-эстетический вкус, смекалка; формируется эмоциональное отношение к произведениям устного народного творчества; обогащается словарный запас.
Актуальность: интерес к фольклору и декоративно-прикладному искусству – это проявление интереса к культуре и истории своей страны, к жизни народа в разные времена, его самобытности, мечтам, творениям; проявление интереса к русскому языку – его богатству, образности, напевности. Именно в фольклоре, мастерстве отражаются душа народа, его глубинная связь с окружающей природой, его светлые обычаи и традиции. Потешки, прибаутки удовлетворяют детское требование радости, развивают воображение. Загадки знакомят детей с радостью мышления, направляют внимание на предметы и их признаки. Песни поддерживают у детей интерес к поэтическому слову, развивают чувство юмора, учат петь естественным голосом. Народные игры – словесные, подвижные, музыкальные – влияют на развитие ума, характера, воли, нравственных чувств ребенка. Сказки помогают создать сказочную атмосферу.
Этапы работы по самообразованию:
1 этап – информационно-аналитический (сбор научной и учебно-методической литературы);
2 этап – составление перспективного плана работы на учебный год;
3 этап – практический;
4 этап - подведение итогов.
1 этап (сентябрь)
- Изучение методической литературы по теме «Ознакомление детей старшего возраста с русским народным творчеством»;
- ознакомление с материалом по теме в сети Интернет;
- обобщение материала.
2 этап (сентябрь)
-разработка консультаций, опросов, буклетов, анкетирования для родителей;
-разработка перспективного планирования работы с дошкольниками по теме «Ознакомление детей старшего возраста с русским народным творчеством»;
- разработка плана пополнения развивающей предметно-пространственной среды в группе по теме;
- разработка дидактических игр по теме.
3 этап (практический)
Работа с детьми |
Октябрь 1. «Семья вместе – душа на месте». Цель: обогащение представления детей о семье, родственных отношениях, роли семьи в жизни человека 2. «Покров». Цель: развитие художественного восприятия произведений изобразительного искусства; ознакомление детей с праздником Покрова Пресвятой Богородицы. 3. «Сия прялка изрядна, хозяюшка обрядна». Цель: ознакомление детей с прялкой, прядением пряжи в старые времена. 4. «Всякому молодцу ремесло к лицу». Цель: дать детям представление о значении труда и рудовых умениях в жизни каждого человека; ознакомление со старинными ремеслами, с народными игрушками. |
Ноябрь 1. «С хлебом – солью всякая шутка хороша». Цель: уточнение представления детей о традиции русского гостеприимства, об одном из любимых угощений – пряниках. 2. «Кузьминки». Цель: ознакомление детей с народным праздником «Кузьминки», традициями его проведения; со старинными видами русского народного творчества. 3. «Милости просим чайку откушать да песенку послушать». Цель: ознакомление детей с традицией чаепития из самовара. 4. «Русские народные сказки». Цель: ознакомление детей с творчеством художников – иллюстраторов русских народных сказок. |
Декабрь 1. «Поет зима, аукает, мохнатый лес баюкает». Цель: закрепление знания детей о зимних явлениях в природе. 2. «Медведюшко-батюшко». Цель: дать детям понятие о любимом герое русских народных сказок – медведе – как хозяине леса, которого боялись, почитали, уважали. 3. «Мороз не велик, да стоять не велит». Цель: развитие у детей интереса к природе, умение видеть ее красоту, понимать ее в музыкальных, поэтических, художественных и прикладных произведениях. 4. «Валенки, да валенки». Цель: дать детям представления о старинной одежде и обуви, о процессе изготовления русских валенок, их пользе. |
Январь 1. «Здравствуй, гостья зима!». Цель: расширение и обобщение знания детей об особенностях зимней породы. 2. «Зимние Святки». Цель: дать детям представление о зимних Святках, традиции проведения праздника на Руси. 3. «Балалаечка играет, балалаечка поет!». Цель: ознакомление детей с народными деревянными музыкальными инструментами – балалайкой, трещоткой, ложкой. 4. «Без частушки прожить можно, да чего-то не живут». Цель: ознакомление детей с частушкой как жанром народного творчества. |
Февраль 1. «Россия – матушка». Цель: продолжение формирования у детей представления о России; развитие интереса к речи как особому объекту познания. 2. «Золотая Хохлома». Цель: продолжение знакомства детей с декоративно-прикладным творчеством русского народа. 3. «Солдатушки, бравы ребятушки». Цель: рассказать детям о том, что армия – защитница страны, о подвиге Дмитрия Донского. 4. «Как гармошка заиграла, я не удержалася». Цель: ознакомление детей с русской гармошкой. |
Март 1. «При солнышке тепло, при матери добро». Цель: формирование у детей понимания ценности семьи в жизни человека. 2. «Как на Масленой неделе». Цель: приобщение детей к культуре и истории русского народа; ознакомление детей с праздником Масленица, традиционной едой, песнями и играми. 3. «Зима недаром злится». Цель: ознакомление детей с произведениями устного народного творчества о весне (пословицами, поговорками, приметами. Загадками). 4. «Приди весна с радостью». Цель: продолжение ознакомления детей с характерными признаками начала весны. |
Апрель 1. «Светлая Пасха». Цель: ознакомление детей с праздником Пасхи, связанными с ним традициями, пасхальными играми и развлечениями. 2. «Домом жить – обо всем тужить». Цель: рассказать о труде взрослых и детей по дому и хозяйству, о стремлении сделать свое жилище уютным, чистым, красивым; развитие интереса к жизни людей в старину, их обычаям, традициям, устоям. 3. «Друга нет – так ищи, а нашел – так бери». Цель: ознакомление детей с произведениями Л. Толстого «Два товарища», «Лев и собачка». 4. «Эх, топни, нога, топни, правенькая!». Цель: ознакомление детей с плясовой песней как жанром музыкального народного творчества. |
Май 1. «Всяк дом хозяином славится». Цель: ознакомление детей с русской избой, расположением предметов обихода, с трудом хозяев дома, распределением некоторых обязанностей между членами семьи. 2. «Уж я сеяла, сеяла ленок». Цель: ознакомление детей с музыкальными и поэтическими произведениями народного творчества, посвященными весенним полевым работам. 3. «Пастушок, пастушок, заиграй во рожок». Цель: ознакомление детей с рудом взрослых по уходу за домашними животными, с посильной помощью детей взрослым. |
4 этап (май) – подведение итогов; представление наработанных материалов, обмен опытом с коллегами.
Работа с родителями:
- Папка-передвижка «Народное искусство».
- Разучивание дома с детьми русских народных игр, песен, пословиц.
- Совместное с родителями рисование генеалогического древа.
Изучение литературы по теме:
- Бойчук И.А., Попушина Т.Н. «Мы гордимся стариной, стала нам она родной».
- И.А. Бойчук «Ознакомление детей дошкольного возраста с русским народным творчеством».
- Каплунова И, Новоскольцева И. «Как у наших у ворот. Русские народные песни в детском саду».
- Соломенникова О.А. «Радость творчества. Ознакомление детей с народным искусством».
Предварительный просмотр:
План по самообразованию
Тема: «Ознакомление детей подготовительного к школе возраста с русским народным творчеством».
Цель: раскрытие и развитие задатков, талантов ребенка, способствование раскрытию индивидуальности.
Срок работы над темой: 20___ - 20___ уч. г.
Задачи:
- Развивать познавательные интересы и любознательность.
- Формировать представления о жизни своих предков, о народной культуре, о традициях и обычаях.
- Формировать осознание причастности к своему народу.
- Формировать активную гражданскую позицию.
Прогнозируемый результат: приобщение детей к культурному и историческому наследию нашей страны; дети получают представления о художественной культуре своего народа, знакомятся с творчеством знаменитых художников; развивается художественный вкус детей, творческое воображение и творческая активность; дети учатся разбираться в выразительных средствах живописи.
Актуальность: именно в детстве зарождается любовь к Родине. Она начинается в семье и выражается отношением к самым близким людям. От того, что видит и слышит ребенок в детстве, зависит формирование его сознания и отношения к окружающему миру. Поэтому так важно формировать у ребенка чувства сопричастности традициям и духовным ценностям Родины. Огромную роль в приобщении дошкольников к истокам русской народной культуры играет знакомство с поэтическим, музыкальным народным творчеством, с декоративно-прикладным искусством.
Этапы работы по самообразованию:
1 этап – информационно-аналитический (сбор научной и учебно-методической литературы);
2 этап – составление перспективного плана работы на учебный год;
3 этап – практический;
4 этап - подведение итогов.
1 этап (сентябрь)
- Изучение методической литературы по теме «Ознакомление детей подготовительного к школе возраста с русским народным творчеством»;
- ознакомление с материалом по теме в сети Интернет;
- обобщение материала.
2 этап (сентябрь)
-разработка консультаций, опросов, буклетов, анкетирования для родителей;
-разработка перспективного планирования работы с дошкольниками по теме «Ознакомление детей подготовительного к школе возраста с русским народным творчеством»;
- разработка плана пополнения развивающей предметно-пространственной среды в группе по теме;
- разработка дидактических игр по теме.
3 этап (практический)
Работа с детьми |
Октябрь 1. «Хлеб всему голова». Цель: ознакомление детей о том, что хлеб – главный продукт питания на Руси, настоящее богатство земли русской. 2. «Покров. Покровские ярмарки». Цель: ознакомление детей с народными названиями октября, с праздником Покрова Пресвятой Богородицы, с Покровскими ярмарками. 3. «Красному гостю – красный угол». Цель: уточнение представления детей о традиции русского гостеприимства, о некоторых связанных с ним старинных обычаях и приметах. 4. «Полотенце вышивала петухами, утками». Цель: ознакомление детей с искусством вышивки, с элементами узора. Подвести к пониманию того, что искусство отражает окружающий мир, и мастер изображает то, что нравится, что вызвало интерес, удивление. |
Ноябрь 1. «Семья вместе – душа на месте». Цель: формирование понятия об истоках нравственности, которые зарождаются в семье; о том, что дети – помощники в семье, что у девочек и мальчиков – свои обязанности. 2. «Ай да каша, что за каша!». Цель: ознакомление с традициями русской национальной кухни (приготовление пищи). 3. «Кузьминки». Цель: формирование понятия о ремеслах, их значении в жизни человека. Ознакомление с русским праздником Кузьминки. 4. «Коса – девичья краса». Цель: формирование представления о старинных женских прическах. Развитие умения подбирать антонимы, при составлении загадок отражать характерные особенности жанра. |
Декабрь 1. «В морозный денек – да за сказочку». Цель: ознакомление детей со сказкой (бытовой, волшебной, о животных), как жанром устного народного творчества. 2. «Грамоте учиться – всегда пригодится». Цель: рассказать детям о необходимости учиться, о создателях славянской письменности Кирилле и Мефодии, о значимости возникновения письменности. 3. «Зимушка-зима». Цель: продолжение ознакомления детей с произведениями пейзажной живописи. 4. «Зима не лето – в шубу одета». Цель: развитие умения устанавливать взаимосвязи в природе, делать умозаключения и выводы. |
Январь 1. «Рождество». Цель: ознакомление детей со Святками, с праздником Рождества, традициями, связанными с зимними праздниками. 2. «Крещение». Цель: рассказать детям о Крещении, о традициях, связанных с этим праздником. Развитие речевой активности, диалогической речи. 3. «Голубая Гжель». Цель: продолжение знакомства детей с декоративно-прикладным искусством русского народа, с традициями русского народа, с традиционными русским ремеслами. |
Февраль 1. «Сретенье». Цель: ознакомление детей с праздником Сретенье, с его традициями, с музыкальным и поэтическим народным творчеством, связанным с этим праздником. 2. «Где песня поется, там весело живется». Цель: ознакомление детей с плясовой, хороводной песней как жанром музыкального народного творчества. 3. «Богатыри земли русской». Цель: рассказать детям о князе Владимире Красное солнышко – умелом воине и мудром правителе. 4. «Широкая Масленица». Цель: рассказать детям о масленице, о традициях, связанных с этим праздником. |
Март 1. «Нет милей дружка, чем родная матушка». Цель: передать детям высокие представления о матери, укоренившиеся в культуре русского народа. 2. «И сила ему уступает». Цель: рассказать детям о значении ума, мудрости в жизни человека и окружающих его людей. 3. «Сороки». Цель: ознакомление детей с праздником Сороки, весенним музыкально-поэтическим творчеством. 4. «Шутка греет человека». Цель: ознакомление детей с малыми фольклорными жанрами: молчанками, кричалками, небылицами, частушками. |
Апрель 1. «Весна-красна». Цель: развитие эмоциональной отзывчивости на весенние проявления природы. 2. «Светлая Пасха». Цель: рассказать детям о празднике Светлой Пасхи, пасхальных традициях. 3. «Жизнь дана на добрые дела». Цель: формирование навыка культурного поведения, понимание его значения для самого человека и окружающих его людей. |
Май 1. «Своя земля и в горсти мила». Цель: продолжение рассказа о защитниках Отечества. 2. «Русская березка». Цель: ознакомление детей с обрядами, связанные с березкой. |
4 этап (май) – подведение итогов; представление наработанных материалов, обмен опытом с коллегами.
Работа с родителями:
- Папка-передвижка «Народное искусство».
- Разучивание дома с детьми русских народных игр, песен, пословиц.
- Организация выставки «Русская вышивка».
- Совместное с родителями рисование генеалогического древа.
- Просмотр фильма-сказки «Варвара-краса – длинная коса».
Изучение литературы по теме:
- Мельников М.Н. «Русский детский фольклор».
- Попова О.С., Каплан Н.И. «Русские художественные промыслы».
- Курочкина Н.А. «Знакомим со сказочно-былинной живописью».
- И.А. Бойчук «Ознакомление детей дошкольного возраста с русским народным творчеством».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Отчет по теме самообразования: "Развитие творческих способностей воспитателя через ознакомление детей с русским народным творчеством"
Предоставлена презентация о проделанной работе по самообразованию за 1 год....
НОД по ознакомлению детей с русским народным творчеством “Русские народные сказки”
Познакомить детей с творчеством художников-иллюстраторов русских народных сказок -Е. Рачева, Т. Мавриной.Развивать интерес к русской народной сказки как произведению устного фольклора.Расширять предст...
Серия занятий по художественно – эстетическому развитию детей дошкольного возраста «Ознакомление детей с русским народным творчеством»
Народные промыслы дают необходимый настрой для творческой активности детей. Глядя на узоры той или иной росписи, еще раз убеждаешься в том, что красота нужна и дорога всем, но прежде всего она необход...
Цель: ознакомление детей с русским народным творчеством. Задачи: • Воспитывать интерес к русским народным играм. •Приобщать детей к народному творчеству, русской культуре. •Спортивное развлечение для средней группы на тему «Русские народные игры»
Воспитывать у детей любовь к народному творчеству. Учить запоминать слова к народным играм. Правильно применять спортивный инвентарь для игры .Развивать скоростные качества,быть честными Уметь радоват...
Самообразование "Ознакомление детей с русским народным творчеством"
Интерес к фольклору и декоративно-прикладному искусству – это проявление интереса к культуре и истории своей страны, к жизни народа в разные времена, его самобытности, мечтам, творениям; проявле...
Самообразование " Ознакомление детей с русским народным творчеством"
Приобщение детей к истокам народной культуры не потеряло своего значения и в настоящее время. Использование различных жанров детского фольклора способствует поддержанию эмоционального наст...
Конспект интегрированного занятия по ознакомлению детей с русским народным творчеством «Сказки русского народа»
#nav td { color: #FAFAFA; /* Цвет текста по умолчанию */ } /* Убираем подчеркивание у ссылок и задаём цвет текста */ #nav td a { text-decoration: none; /* Убираем подчеркивание у ссылок...