Самообразование " Ознакомление детей с русским народным творчеством"
проект

Топаль Лидия Руслановна

 Приобщение детей к истокам народной культуры не потеряло своего значения и в настоящее время.  Использование различных жанров детского фольклора способствует поддержанию эмоционального настроя, стимулирует познавательную и творческую активность в самостоятельной деятельности. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

План по самообразованию

Тема: «Ознакомление детей младшего возраста с русским народным творчеством».

Цель: приобщение детей к истокам русской национальной культуры как составной части духовного потенциала человека.

Срок работы над темой: 20___ - 20___ уч. г.

Задачи:

  1. Знакомить детей с русскими народными праздниками, традициями и обычаями, связанными с этими праздниками.
  2. Развивать интеллектуальные способности.
  3. Развивать инициативу и самостоятельность в общении.

Прогнозируемый результат: у детей развивается художественное восприятие, эмоционально-эстетический вкус, смекалка; формируется эмоциональное отношение к произведениям устного народного творчества; обогащается словарный запас.

Актуальность: приобщение детей к истокам народной культуры не потеряло своего значения и в настоящее время.  Использование различных жанров детского фольклора способствует поддержанию эмоционального настроя, стимулирует познавательную и творческую активность в самостоятельной деятельности. Потешки, прибаутки вызывают у детей положительные эмоции, развивают воображение. Загадки направляют внимание на предметы и явления и их признаки, побуждают проникать глубже в смысл словесных обозначений этих предметов, создают интерес к разным видам деятельности. Припевки, колядки, дразнилки, скороговорки, считалки легко воспринимаются детьми, так как содержат в себе элементы игры и способствуют развитию дыхательного аппарата, четкой дикции, выработки нормального темпа речи и ее обогащению. Песни поддерживают у ребят интерес к поэтическому слову, развивают чувство юмора, помогают воспитывать веселых, жизнерадостных детей. Музыка несет в себе не только эмоции, но и огромный мир идей, образов, который становится доступным ребенку именно благодаря эмоциональной окрашенности образов. Народные игры влияют на умственное развитие ребенка, на воспитание характера, воли и нравственных чувств.

Этапы работы по самообразованию:

1 этап – информационно-аналитический (сбор научной и учебно-методической литературы);

2 этап – составление перспективного плана работы на учебный год;

3 этап – практический;

4 этап - подведение итогов.

1 этап (сентябрь)

- Изучение методической литературы по теме «Ознакомление детей младшего возраста с русским народным творчеством»;

- ознакомление с материалом по теме в сети Интернет;

- обобщение материала.

2 этап (сентябрь)

 -разработка консультаций, опросов, буклетов, анкетирования для родителей;

-разработка перспективного планирования работы с дошкольниками по теме «Ознакомление детей младшего возраста с русским народным творчеством»;

- разработка плана пополнения развивающей предметно-пространственной среды в группе по теме;

- разработка дидактических игр по теме.

3 этап (практический)

Работа с детьми

Октябрь

1.  «Петушок, петушок…».

Цель: ознакомление детей с домашними птицами, их внешним видом, образом жизни.

2. «Баю-баю—баиньки».

Цель: ознакомление детей с колыбелью.

3. «Потягунюшки – порастунюшки».

Цель: вызвать интерес детей к слушанию потешек, желание их проговаривать.

4. «Каша масленая, ложка крашеная».

Цель: воспитание умения и желания умения слушать художественные произведения, оценивать поступки героев.

Ноябрь

1. «Коза – хлопота».

Цель: развитие умения слушать и понимать сказку, следить за развитием действия, сопереживать героям.

2. «Домовенок Кузя».

Цель: ознакомление детей с печкой, ее внешним видом, назначением.

3. «Теремок».

Цель: вызвать интерес детей к загадкам, стремление их отгадывать.

4. «Что за чай без самовара?».

Цель: ознакомление детей с самоваром, обычаем русского народа угощать гостей чаем, сластями.

Декабрь

1. «В гости нам пришли матрешки».

Цель: ознакомление детей с русской матрешкой; вызвать эмоциональное наслаждение.

2. «Заюшкина избушка».

Цель: воспитание умения слушать сказку, следить за развитием действия, оценивать поступки героев.

3. «Морозушко-мороз».

 Цель: развитие умения чувствовать красоту русской речи при слушании закличек, загадок, прибауток.

4. «Зимушка-зима».

Цель: воспитание интереса к богатству русского языка: сочетанию слов и музыкального ритма, напевности, образности, выразительности.

Январь

1. «Коляда-коляда».

Цель: ознакомление детей с празднованием Рождества, обычаем колядования, ряжения.

2. «Из бабушкиного сундука».

Цель: вызывать интерес к русскому костюму, его элементам.

3. «Трудиться – всегда пригодится».

Цель: умение понимать назначение произведений искусства.

Февраль

1. «Дымковские расписные».

Цель: ознакомление детей с народной игрушкой, умение чувствовать гармонию и красоту, выразительность образов.

2. «Ярмарка игрушек».

Цель: ознакомление детей с веселой ярмаркой, вызвать желание принимать активное участие в ее проведении.

3. «Дети по лесу гуляли».

Цель: вызывать интерес к русским народным играм, желание играть совместно с детьми.

4. «Едет масленица дорогая»

Цель: ознакомление детей с праздником Масленицы.

Март

1. «Нет милее дружка, чем родная матушка».

Цель: воспитание любви к маме, уважения к ее труду.

2. «В гостях у сказки».

Цель: развитие способности детей испытывать удовольствие от встречи с литературными произведениями.

3. «Здравствуй, солнышко – колоколнышко!»

 Цель: ознакомление детей с праздником прилета птиц – Сороками.

Апрель

1. «Снегурушка и лиса».

Цель: способствование развитию у детей интереса к устному народному творчеству.

2. «Три медведя».

Цель: воспитание желания умения слушать сказку, следить за развитие действия.

3. «Приди, весна, с радостью».

Цель: развитие умения эмоционально откликаться на настроение, яркое переданное в художественных произведениях.

4. «Яичко не простое, яичко золотое».

Цель: ознакомление детей с праздником Пасхи.

Май

1. «На лугу пасутся ко…».

Цель: развитие стремления отгадывать загадки.

2. «Петушок и бобовое зернышко».

Цель: воспитание интереса и любви к книге, умения ее слушать и понимать, оценивать поступки героев.

4 этап (май) – подведение итогов; представление наработанных материалов, обмен опытом с коллегами.

Работа с родителями:

  1. Папка-передвижка «Народное искусство».
  2. Разучивание дома с детьми русских народных игр, песен, пословиц.
  3. Совместное с родителями рисование генеалогического древа.

Изучение литературы по теме:

  1. Князева О.Л. «Приобщение детей к истокам русской народной культуры».
  2. Тарабариа Т.И. «Пословицы, поговорки, потешки, скороговорки».
  3. Н.А. Курочкина «Знакомим с пейзажной живописью».  



Предварительный просмотр:

План по самообразованию

Тема: «Ознакомление детей среднего дошкольного возраста с русским народным творчеством».

Цель: приобщение детей к истокам русской национальной культуры как составной части духовного потенциала человека.

Срок работы над темой: 20___ - 20___ уч. г.

Задачи:

  1. Знакомить детей с русскими народными праздниками, традициями и обычаями, связанными с этими праздниками.
  2. Развивать интеллектуальные способности.
  3. Развивать инициативу и самостоятельность в общении.

Прогнозируемый результат: у детей развивается художественное восприятие, эмоционально-эстетический вкус, смекалка; формируется эмоциональное отношение к произведениям устного народного творчества; обогащается словарный запас.

Актуальность: приобщение детей к истокам народной культуры не потеряло своего значения и в настоящее время.  Использование различных жанров детского фольклора способствует поддержанию эмоционального настроя, стимулирует познавательную и творческую активность в самостоятельной деятельности. Потешки, прибаутки вызывают у детей положительные эмоции, развивают воображение. Загадки направляют внимание на предметы и явления и их признаки, побуждают проникать глубже в смысл словесных обозначений этих предметов, создают интерес к разным видам деятельности. Припевки, колядки, дразнилки, скороговорки, считалки легко воспринимаются детьми, так как содержат в себе элементы игры и способствуют развитию дыхательного аппарата, четкой дикции, выработки нормального темпа речи и ее обогащению. Песни поддерживают у ребят интерес к поэтическому слову, развивают чувство юмора, помогают воспитывать веселых, жизнерадостных детей. Музыка несет в себе не только эмоции, но и огромный мир идей, образов, который становится доступным ребенку именно благодаря эмоциональной окрашенности образов. Народные игры влияют на умственное развитие ребенка, на воспитание характера, воли и нравственных чувств.

Этапы работы по самообразованию:

1 этап – информационно-аналитический (сбор научной и учебно-методической литературы);

2 этап – составление перспективного плана работы на учебный год;

3 этап – практический;

4 этап - подведение итогов.

1 этап (сентябрь)

- Изучение методической литературы по теме «Ознакомление детей среднего дошкольного возраста с русским народным творчеством»;

- ознакомление с материалом по теме в сети Интернет;

- обобщение материала.

2 этап (сентябрь)

 -разработка консультаций, опросов, буклетов, анкетирования для родителей;

-разработка перспективного планирования работы с дошкольниками по теме «Ознакомление детей среднего дошкольного возраста с русским народным творчеством»;

- разработка плана пополнения развивающей предметно-пространственной среды в группе по теме;

- разработка дидактических игр по теме.

3 этап (практический)

Работа с детьми

Октябрь

1.  «Люблю березку русскую».

Цель: рассказать детям о березе – символе России, символе красоты русской природы.

2. «Хлеб – всему голова».

Цель: дать детям представление о том, что хлеб – всему голова (он нужен человеку каждый день). Воспитание уважения к труду хлебородов.

3. «Золотая осень».

Цель: развитие у детей интереса к поэзии, пейзажной живописи, желание любоваться пейзажем, высказывать мнения и суждения.

Ноябрь

1. «Печь-матушка».

Цель: развитие у детей интереса к истории и культуре русского народа. Ознакомление с русской печкой, назначением отдельных ее частей.

2. «Глиняные расписные».

Цель: ознакомление детей с русской народной сказкой «Глиняный парень»; развитие умения воспринимать художественный образ литературного произведения.

3. «Из-за леса, из-за гор…».

Цель: развитие эмоционально- эстетических чувств при восприятии иллюстраций художника Ю. Васнецова к русским народным потешкам.

Декабрь

1. «Водичка-водичка».

Цель: ознакомление детей с русской народной культурой. Ознакомление с предметами обихода (корыто, стиральная доска, рукомойник).

2. «Хочешь есть калачи – не сиди на печи».

Цель: развитие устойчивого интереса к русскому народному творчеству: сказке, пословицам, поговоркам, загадкам.

3. «Волшебный сундучок Деда Мороза».

Цель: развитие сообразительности, смекалки при загадывании загадок.

Январь

1. «Зимние Святки».

Цель: ознакомление детей с русским народным праздником «Зимние Святки»: традициями ряжения, колядования.

2. «Здравствуй, зимушка-зима, хорошо, что к нам пришла!».

Цель: развитие у детей интереса к зимним явлениям в природе, умению любоваться красотой зимнего пейзажа по картинам.

3. «В гости к нам пришли матрешки».

Цель: продолжение ознакомления с декоративно-прикладным искусством русского народа – деревянной матрешкой.

Февраль

1. «Сказки русского народа».

Цель: развитие у детей интерес к русским народным сказкам о животных.

2. «Солдатушки, бравы ребятушки!».

Цель: дать понятие детям о традиции русской земли на примере Александра Невского; воспитание желания быть похожим на храбрых защитников Отечества.

3. «Едет Масленица дорогая».

Цель: ознакомление детей с русским народным праздником Масленицы; основным героем – чучелом Масленицы, обрядовой едой – блинами; обрядовыми веселыми песнями, играми.

 

Март

1. «Солнце матери лучше солнца греет».

Цель: развитие у детей доброты сердца, чуткости души, действенной любви к маме – самому родному человеку, уважения к ее труду.

2. «Русь деревянная».

Цель: развитие умения рассматривать предметы, выделяя особенности из строения; видеть в предметах материал (дерево), связывая его качества и свойства с назначением предметов.

3. «Сороки».

Цель: ознакомление с праздником прилета птиц Сороки, музыкально-поэтическим творческим, связанным с этим праздником, картиной А. Саврасова «Грачи прилетели».

Апрель

1. «Идет матушка – весна – отворяй-ка ворота».

Цель: развитие у детей эмоциональной отзывчивости на весенние проявления природы, восприятие пейзажной живописи на примере картины И. Левитана «Весна. Большая вода».

2. «Козонька рогатая, козонька богатая».

Цель: развитие интереса к устному народному творчеству, желания слушать небольшие сказки, оценивать поведение героев.

3. «Светлая Пасха».

Цель: ознакомление детей с праздником Светлой Пасхи, играми и развлечениями на Пасху.

Май

1. «День Победы».

Цель: ознакомление детей с подвигом русского народа в Великой Отечественной войне; ознакомление с музыкально-эстетическим творческим на военную тематику.

2. «Делу – время – потехе – час».

Цель: дать понятие о труде взрослых как жизненной необходимости.

3. «Волшебный мир дерева».

Цель: расширение представления детей о многообразии изделий декоративно-прикладного искусства.

4 этап (май) – подведение итогов; представление наработанных материалов, обмен опытом с коллегами.

Работа с родителями:

  1. Папка-передвижка «Народное искусство».
  2. Разучивание дома с детьми русских народных игр, песен, пословиц.

Изучение литературы по теме:

  1. И.А. Бойчук «Мы гордимся стариной, стала нам она родной!».
  2. Подиленко Е.А. «Мир вокруг нас: Учим чувствовать, познавать и действовать».
  3. Соломенникова О.А. «Радость творчества. Ознакомление детей 5-7 лет с народным искусством».



Предварительный просмотр:

План по самообразованию

Тема: «Ознакомление детей старшего возраста с русским народным творчеством».

Цель: приобщение детей к истокам русской национальной культуры через различные виды деятельности.  

Срок работы над темой: 20___ - 20___ уч. г.

Задачи:

  1. Знакомить детей с русскими народными праздниками, традициями и обычаями, связанными с этими праздниками.
  2. Формировать активную гражданскую позицию, понимания собственной принадлежности к русскому народу.
  3. Развивать интеллектуальные способности.
  4. Развивать инициативу и самостоятельность в общении.

Прогнозируемый результат: у детей развивается художественное восприятие, эмоционально-эстетический вкус, смекалка; формируется эмоциональное отношение к произведениям устного народного творчества; обогащается словарный запас.

Актуальность: интерес к фольклору и декоративно-прикладному искусству – это проявление интереса к культуре и истории своей страны, к жизни народа в разные времена, его самобытности, мечтам, творениям; проявление интереса к русскому языку – его богатству, образности, напевности. Именно в фольклоре, мастерстве отражаются душа народа, его глубинная связь с окружающей природой, его светлые обычаи и традиции. Потешки, прибаутки удовлетворяют детское требование радости, развивают воображение. Загадки знакомят детей с радостью мышления, направляют внимание на предметы и их признаки. Песни поддерживают у детей интерес к поэтическому слову, развивают чувство юмора, учат петь естественным голосом. Народные игры – словесные, подвижные, музыкальные – влияют на развитие ума, характера, воли, нравственных чувств ребенка. Сказки помогают создать сказочную атмосферу.

Этапы работы по самообразованию:

1 этап – информационно-аналитический (сбор научной и учебно-методической литературы);

2 этап – составление перспективного плана работы на учебный год;

3 этап – практический;

4 этап - подведение итогов.

1 этап (сентябрь)

- Изучение методической литературы по теме «Ознакомление детей старшего возраста с русским народным творчеством»;

- ознакомление с материалом по теме в сети Интернет;

- обобщение материала.

2 этап (сентябрь)

 -разработка консультаций, опросов, буклетов, анкетирования для родителей;

-разработка перспективного планирования работы с дошкольниками по теме «Ознакомление детей старшего возраста с русским народным творчеством»;

- разработка плана пополнения развивающей предметно-пространственной среды в группе по теме;

- разработка дидактических игр по теме.

3 этап (практический)

Работа с детьми

Октябрь

1.  «Семья вместе – душа на месте».

Цель: обогащение представления детей о семье, родственных отношениях, роли семьи в жизни человека

2. «Покров».

Цель: развитие художественного восприятия произведений изобразительного искусства; ознакомление детей с праздником Покрова Пресвятой Богородицы.

3. «Сия прялка изрядна, хозяюшка обрядна».

Цель: ознакомление детей с прялкой, прядением пряжи в старые времена.

4. «Всякому молодцу ремесло к лицу».

Цель: дать детям представление о значении труда и рудовых умениях в жизни каждого человека; ознакомление со старинными ремеслами, с народными игрушками.

Ноябрь

1. «С хлебом – солью всякая шутка хороша».

Цель: уточнение представления детей о традиции русского гостеприимства, об одном из любимых угощений – пряниках.

2. «Кузьминки».

Цель: ознакомление детей с народным праздником «Кузьминки», традициями его проведения; со старинными видами русского народного творчества.

3. «Милости просим чайку откушать да песенку послушать».

Цель: ознакомление детей с традицией чаепития из самовара.

4. «Русские народные сказки».

Цель: ознакомление детей с творчеством художников – иллюстраторов русских народных сказок.

Декабрь

1. «Поет зима, аукает, мохнатый лес баюкает».

Цель: закрепление знания детей о зимних явлениях в природе.

2. «Медведюшко-батюшко».

Цель: дать детям понятие о любимом герое русских народных сказок – медведе – как хозяине леса, которого боялись, почитали, уважали.

3. «Мороз не велик, да стоять не велит».

Цель: развитие у детей интереса к природе, умение видеть ее красоту, понимать ее в музыкальных, поэтических, художественных и прикладных произведениях.

4. «Валенки, да валенки».

Цель: дать детям представления о старинной одежде и обуви, о процессе изготовления русских валенок, их пользе.

Январь

1. «Здравствуй, гостья зима!».

Цель: расширение и обобщение знания детей об особенностях зимней породы.

2. «Зимние Святки».

Цель: дать детям представление о зимних Святках, традиции проведения праздника на Руси.

3. «Балалаечка играет, балалаечка поет!».

Цель: ознакомление детей с народными деревянными музыкальными инструментами – балалайкой, трещоткой, ложкой.

4. «Без частушки прожить можно, да чего-то не живут».

Цель: ознакомление детей с частушкой как жанром народного творчества.

Февраль

1. «Россия – матушка».

Цель: продолжение формирования у детей представления о России; развитие интереса к речи как особому объекту познания.

2. «Золотая Хохлома». 

Цель: продолжение знакомства детей с декоративно-прикладным творчеством русского народа.

3. «Солдатушки, бравы ребятушки».

Цель: рассказать детям о том, что армия – защитница страны, о подвиге Дмитрия Донского.

4. «Как гармошка заиграла, я не удержалася». 

Цель: ознакомление детей с русской гармошкой.

Март

1. «При солнышке тепло, при матери добро».

Цель: формирование у детей понимания ценности семьи в жизни человека.

2. «Как на Масленой неделе».

Цель: приобщение детей к культуре и истории русского народа; ознакомление детей с праздником Масленица, традиционной едой, песнями и играми.

3. «Зима недаром злится».

Цель: ознакомление детей с произведениями устного народного творчества о весне (пословицами, поговорками, приметами. Загадками).

4. «Приди весна с радостью».

Цель: продолжение ознакомления детей с характерными признаками начала весны.

Апрель

1. «Светлая Пасха».

Цель: ознакомление детей с праздником Пасхи, связанными с ним традициями, пасхальными играми и развлечениями.

2. «Домом жить – обо всем тужить».

Цель: рассказать о труде взрослых и детей по дому и хозяйству, о стремлении сделать свое жилище уютным, чистым, красивым; развитие интереса к жизни людей в старину, их обычаям, традициям, устоям.

3. «Друга нет – так ищи, а нашел – так бери».

Цель: ознакомление детей с произведениями Л. Толстого «Два товарища», «Лев и собачка».

4. «Эх, топни, нога, топни, правенькая!».

Цель: ознакомление детей с плясовой песней как жанром музыкального народного творчества.

Май

1. «Всяк дом хозяином славится».

Цель: ознакомление детей с русской избой, расположением предметов обихода, с трудом хозяев дома, распределением некоторых обязанностей между членами семьи.

2. «Уж я сеяла, сеяла ленок».

Цель: ознакомление детей с музыкальными и поэтическими произведениями народного творчества, посвященными весенним полевым работам.

3. «Пастушок, пастушок, заиграй во рожок».

Цель: ознакомление детей с рудом взрослых по уходу за домашними животными, с посильной помощью детей взрослым.

4 этап (май) – подведение итогов; представление наработанных материалов, обмен опытом с коллегами.

Работа с родителями:

  1. Папка-передвижка «Народное искусство».
  2. Разучивание дома с детьми русских народных игр, песен, пословиц.
  3. Совместное с родителями рисование генеалогического древа.

Изучение литературы по теме:

  1. Бойчук И.А., Попушина Т.Н. «Мы гордимся стариной, стала нам она родной».
  2. И.А. Бойчук «Ознакомление детей дошкольного возраста с русским народным творчеством».
  3. Каплунова И, Новоскольцева И. «Как у наших у ворот. Русские народные песни в детском саду».
  4. Соломенникова О.А. «Радость творчества. Ознакомление детей с народным искусством».



Предварительный просмотр:

План по самообразованию

Тема: «Ознакомление детей подготовительного к школе возраста с русским народным творчеством».

Цель: раскрытие и развитие задатков, талантов ребенка, способствование раскрытию индивидуальности.

Срок работы над темой: 20___ - 20___ уч. г.

Задачи:

  1. Развивать познавательные интересы и любознательность.
  2. Формировать представления о жизни своих предков, о народной культуре, о традициях и обычаях.
  3. Формировать осознание причастности к своему народу.
  4. Формировать активную гражданскую позицию.

Прогнозируемый результат: приобщение детей к культурному и историческому наследию нашей страны; дети получают представления о художественной культуре своего народа, знакомятся с творчеством знаменитых художников; развивается художественный вкус детей, творческое воображение и творческая активность; дети учатся разбираться в выразительных средствах живописи.

Актуальность: именно в детстве зарождается любовь к Родине. Она начинается в семье и выражается отношением к самым близким людям. От того, что видит и слышит ребенок в детстве, зависит формирование его сознания и отношения к окружающему миру. Поэтому так важно формировать у ребенка чувства сопричастности традициям и духовным ценностям Родины. Огромную роль в приобщении дошкольников к истокам русской народной культуры играет знакомство с поэтическим, музыкальным народным творчеством, с декоративно-прикладным искусством.

Этапы работы по самообразованию:

1 этап – информационно-аналитический (сбор научной и учебно-методической литературы);

2 этап – составление перспективного плана работы на учебный год;

3 этап – практический;

4 этап - подведение итогов.

1 этап (сентябрь)

- Изучение методической литературы по теме «Ознакомление детей подготовительного к школе возраста с русским народным творчеством»;

- ознакомление с материалом по теме в сети Интернет;

- обобщение материала.

2 этап (сентябрь)

 -разработка консультаций, опросов, буклетов, анкетирования для родителей;

-разработка перспективного планирования работы с дошкольниками по теме «Ознакомление детей подготовительного к школе возраста с русским народным творчеством»;

- разработка плана пополнения развивающей предметно-пространственной среды в группе по теме;

- разработка дидактических игр по теме.

3 этап (практический)

Работа с детьми

Октябрь

1.  «Хлеб всему голова».

Цель: ознакомление детей о том, что хлеб – главный продукт питания на Руси, настоящее богатство земли русской.

2. «Покров. Покровские ярмарки».

Цель: ознакомление детей с народными названиями октября, с праздником Покрова Пресвятой Богородицы, с Покровскими ярмарками.

3. «Красному гостю – красный угол».

Цель: уточнение представления детей о традиции русского гостеприимства, о некоторых связанных с ним старинных обычаях и приметах.

4. «Полотенце вышивала петухами, утками».

Цель: ознакомление детей с искусством вышивки, с элементами узора. Подвести к пониманию того, что искусство отражает окружающий мир, и мастер изображает то, что нравится, что вызвало интерес, удивление.  

Ноябрь

1. «Семья вместе – душа на месте».

Цель: формирование понятия об истоках нравственности, которые зарождаются в семье; о том, что дети – помощники в семье, что у девочек и мальчиков – свои обязанности.

2. «Ай да каша, что за каша!».

Цель: ознакомление с традициями русской национальной кухни (приготовление пищи).

3. «Кузьминки».

Цель: формирование понятия о ремеслах, их значении в жизни человека. Ознакомление с русским праздником Кузьминки.

4.  «Коса – девичья краса».

Цель: формирование представления о старинных женских прическах. Развитие умения подбирать антонимы, при составлении загадок отражать характерные особенности жанра.

Декабрь

1.  «В морозный денек – да за сказочку».

Цель: ознакомление детей со сказкой (бытовой, волшебной, о животных), как жанром устного народного творчества.

2. «Грамоте учиться – всегда пригодится».

Цель: рассказать детям о необходимости учиться, о создателях славянской письменности Кирилле и Мефодии, о значимости возникновения письменности.

3. «Зимушка-зима».

Цель: продолжение ознакомления детей с произведениями пейзажной живописи.

4. «Зима не лето – в шубу одета».

Цель: развитие умения устанавливать взаимосвязи в природе, делать умозаключения и выводы.

Январь

1. «Рождество».

Цель: ознакомление детей со Святками, с праздником Рождества, традициями, связанными с зимними праздниками.

2. «Крещение».

Цель: рассказать детям о Крещении, о традициях, связанных с этим праздником. Развитие речевой активности, диалогической речи.

3. «Голубая Гжель».

Цель: продолжение знакомства детей с декоративно-прикладным искусством русского народа, с традициями русского народа, с традиционными русским ремеслами.

Февраль

1. «Сретенье».

Цель: ознакомление детей с праздником Сретенье, с его традициями, с музыкальным и поэтическим народным творчеством, связанным с этим праздником.

2. «Где песня поется, там весело живется».

Цель: ознакомление детей с плясовой, хороводной песней как жанром музыкального народного творчества.

3. «Богатыри земли русской».

Цель: рассказать детям о князе Владимире Красное солнышко – умелом воине и мудром правителе.

4. «Широкая Масленица».

Цель: рассказать детям о масленице, о традициях, связанных с этим праздником.

Март

1. «Нет милей дружка, чем родная матушка».

Цель: передать детям высокие представления о матери, укоренившиеся в культуре русского народа.

2. «И сила ему уступает».

Цель: рассказать детям о значении ума, мудрости в жизни человека и окружающих его людей.

3. «Сороки».

Цель: ознакомление детей с праздником Сороки, весенним музыкально-поэтическим творчеством.

4. «Шутка греет человека».

Цель: ознакомление детей с малыми фольклорными жанрами: молчанками, кричалками, небылицами, частушками.

Апрель

1. «Весна-красна».

Цель: развитие эмоциональной отзывчивости на весенние проявления природы.

2. «Светлая Пасха».

Цель: рассказать детям о празднике Светлой Пасхи, пасхальных традициях.

3. «Жизнь дана на добрые дела».

Цель: формирование навыка культурного поведения, понимание его значения для самого человека и окружающих его людей.

Май

1. «Своя земля и в горсти мила».

Цель: продолжение рассказа о защитниках Отечества.

2. «Русская березка».

Цель: ознакомление детей с обрядами, связанные с березкой.

4 этап (май) – подведение итогов; представление наработанных материалов, обмен опытом с коллегами.

Работа с родителями:

  1. Папка-передвижка «Народное искусство».
  2. Разучивание дома с детьми русских народных игр, песен, пословиц.
  3. Организация выставки «Русская вышивка».
  4. Совместное с родителями рисование генеалогического древа.
  5. Просмотр фильма-сказки «Варвара-краса – длинная коса».

Изучение литературы по теме:

  1. Мельников М.Н. «Русский детский фольклор».
  2. Попова О.С., Каплан Н.И. «Русские художественные промыслы».
  3. Курочкина Н.А. «Знакомим со сказочно-былинной живописью».
  4. И.А. Бойчук «Ознакомление детей дошкольного возраста с русским народным творчеством».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад: "Развитие творческого воображения у детей, в процессе ознакомления их с русских народным творчеством в первой младшей группе"

Доклад: "Развитие творческого воображения у детей, в процессе ознакомления их с русских народным творчеством в первой младшей группе"...

рабочая программа по ознакомлению детей с русским народным творчеством

рабочая программа  по ознакомлению детей с русским народным творчеством...

НОД по ознакомлению детей с русским народным творчеством “Русские народные сказки”

Познакомить детей с творчеством художников-иллюстраторов русских народных сказок -Е. Рачева, Т. Мавриной.Развивать интерес к русской народной сказки как произведению устного фольклора.Расширять предст...

Серия занятий по художественно – эстетическому развитию детей дошкольного возраста «Ознакомление детей с русским народным творчеством»

Народные промыслы дают необходимый настрой для творческой активности детей. Глядя на узоры той или иной росписи, еще раз убеждаешься в том, что красота нужна и дорога всем, но прежде всего она необход...

Цель: ознакомление детей с русским народным творчеством. Задачи: • Воспитывать интерес к русским народным играм. •Приобщать детей к народному творчеству, русской культуре. •Спортивное развлечение для средней группы на тему «Русские народные игры»

Воспитывать у детей любовь к народному творчеству. Учить запоминать слова к народным играм. Правильно применять спортивный инвентарь для игры .Развивать скоростные качества,быть честными Уметь радоват...

Самообразование "Ознакомление детей с русским народным творчеством"

Интерес к фольклору и декоративно-прикладному искусству – это проявление интереса к культуре и истории своей страны, к жизни народа в разные времена, его самобытности, мечтам, творениям; проявле...