ДОЛГОСРОЧНЫЙ ПРОЕКТ «Играй. Думай. Развивайся» по развитию речевых процессов и познавательной активности у дошкольников с нарушениями речи посредством нейроигр.
проект (старшая группа)
Предварительный просмотр:
ДОЛГОСРОЧНЫЙ ПРОЕКТ
«Играй. Думай. Развивайся»
по развитию речевых процессов и познавательной активности у дошкольников с нарушениями речи посредством нейроигр.
Автор проекта: Тьютор Зарипова В.М.
Г. Видное 2024г.
Актуальность и новизна проекта
«Руки учат голову, затем поумневшая голова учит руки, а умелые руки снова способствуют развитию мозга»
Иван Петрович Павлов
Введение
На современном этапе развития дошкольного образования остро стоит вопрос образования детей с ограниченными возможностями здоровья и создание для этих детей психологически комфортной коррекционно- развивающей среды как условие, обеспечивающее получение образования в пределах образовательных стандартов. В соответствии с ФГОС ДО коррекционная работа с детьми с ОВЗ направлена на создание системы комплексной помощи этим детям и требует использования педагогами эффективных нетрадиционных приемов и способов организации обучения воспитанников.
Актуальность. По мнению специалистов, в последние годы отмечается рост числа детей с тяжелыми речевыми нарушениями. Согласно международной статистике нарушения речи имеются у 17,5% детей дошкольного возраста. Современные исследования показывают, что дети с задержкой речевого развития имеют проблемы с общей и мелкой моторикой, координацией движений, снижение функций внимания и памяти. Нарушения речи также отрицательно влияют на психическое развитие ребёнка, задерживают формирование познавательных процессов, затрудняют его общение и, следовательно, препятствуют становлению полноценной личности.
Поэтому одним из главных вопросов является: «Как же ускорить процесс становления и развития речи детей и сделать его
интересным и нескучным?». Это побуждает к поиску инновационных технологий, которые способствуют эффективной работе с детьми, имеющими нарушения речи.
Для повышения эффективности коррекционно-образовательного процесса с детьми, имеющими нарушения речи остановили свой выбор на использовании нейропсихологических игр и упражнений, направленных на развитие мелкой и общей моторики, пространственных представлений, основных компонентов речи.
Основоположник отечественной нейропсихологии А.Р. Лурия отмечал, что высшие психические функции возникают на основе относительно элементарных моторных и сенсорных процессов. Например, развивая общую моторику в подвижных играх, танцах, на занятиях логоритмики, мы тем самым создаём предпосылки для становления таких процессов, как речь и мышление.
Нейропсихологические игры - это комплекс упражнений и приемов, направленных на активацию естественных механизмов работы мозга через выполнение физических движений. Они ориентированы на оптимизацию речи в ее взаимодействии с другими психическими функциями и пространственными представлениями.
Нарушение межполушарной передачи информации искажает познавательную деятельность детей. При несформированности межполушарного взаимодействия не происходит должного обмена информацией между правым и левым полушариями. Без слаженной работы обоих полушарий головного мозга не будет ни общения, ни познания. Поэтому с самого детства необходимо развивать межполушарные связи. Чем лучше будут развиты межполушарные связи, тем выше у ребенка интеллектуальное развитие, память, внимание, речь, воображение, мышление и восприятие.
Включение нейроигр и упражнений на занятиях учителя-логопеда становятся перспективным средством коррекционно-развивающей работы с детьми дошкольного возраста Процесс постановки, автоматизации и дифференциации звуков, закрепления лексического материала достаточно трудный и длительный процесс, поэтому учителю-логопеду необходимо сделать занятие интересным, разнообразным и в то же время продуктивным. Нейроигры и упражнения используются учителем-логопедом на всех этапах логопедического занятия: при выполнении подготовительных артикуляционных упражнений, развитию речевого дыхания, слоговой структуры слова, постановке, автоматизации и дифференциации поставленного звука.
В образовательном процессе с помощью специальных игр и упражнений можно гармонизировать взаимодействие полушарий головного мозга и развивать когнитивные способности и детскую мотивацию к познавательной активности. Нейропсихологические игры и упражнения синхронизируют работу полушарий, способствуют улучшению запоминания, улучшению восприятия речи собеседника (родителей, педагога и других детей), вызывают стойкий интерес у ребенка, активно концентрируют его внимание, позволяют быстро переключиться с одной деятельности на другую, что способствует быстрому включению воспитанника в занятие.
Новизна проекта: использование нейропсихологических игр и упражнений в рамках проектной деятельности для развития речевых процессов и познавательной активности с детьми дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья.
Преимущества использования нейроигр в практике:
- игровая форма обучения;
- эмоциональная привлекательность;
- многофункциональность;
- автоматизация звуков в сочетании с двигательной активностью, а не статичное выполнение заданий только за столом;
- формирование стойкой мотивации и произвольных познавательных интересов;
- формирование партнерского взаимодействия между ребенком, педагогом, родителями.
Цель и задачи проекта
Цель: создание условий для развития речевых процессов и познавательной активности у дошкольников с тяжелыми нарушениями речи посредством нейроигр.
Задачи:
- развивать речевое общение и коммуникативные навыки детей;
- совершенствовать память, внимания, мышления, развитие восприятия, творческих способностей, воображения речи;
- способствовать взаимодействию педагогов и родителей в проектной деятельности.
При внедрении нейроигр учитывали следующие принципы:
Принцип сознательности и активности - нацеливает на формирование у детей глубокого понимания, устойчивого интереса, осмысленного отношения к познавательной деятельности.
Принцип наглядности - обязывает строить процесс воспитания с максимальным использованием форм привлечения органов чувств человека к процессу познания.
Принцип систематичности и последовательности проявляется во взаимосвязи знаний, умений, навыков. Система подготовительных и подводящих действий позволяет перейти к освоению нового и, опираясь на него, приступить к познанию последующего, более сложного материала.
Принцип доступности и индивидуализации осуществляется на основе общих закономерностей обучения и воспитания. Опираясь на индивидуальные особенности, педагог всесторонне развивает ребенка, планирует и прогнозирует его развитие.
Принцип непрерывности выражает закономерности построения оздоровления как целостного процесса. Он тесно связан с принципом системного чередования нагрузок и отдыха.
Несмотря на простоту и увлекательность, нейроигры в развитии дошкольников являются эффективным инструментом работы. Используются для стимуляции развития нервной системы, способствуют образованию новых нейронных связей между корой и подкорковыми структурами головного мозга, развивают внимание, пространственные представления, улучшают реакцию.
Нейроигры можно условно разделить на:
- игры для развития межполушарного взаимодействия;
- игры на развитие мозжечковой стимуляции
-игры на развитие зрительного восприятия
Характеристика проекта:
Сроки реализации проекта: долгосрочный (с ноября 2024г.- по январь 2025г.)
Вид проекта: творческий, развивающий.
Участники проекта: дети (4-7 лет), тьюьор, родители, педагоги Видновской средней общеобразовательной школы №7, группа 13.
Ожидаемые результаты:
- внедрение нейроигр в коррекционно-развивающую работу педагогов (использование картотеки «нейроигр»);
- повышение уровня речевого общения и коммуникативных навыков у детей;
- активное участие родителей в проектной деятельности.
Этапы реализации проекта
Реализация проекта включает в себя разработку основных идей и условий для его практической реализации, куда входит разработка плана мероприятий: разработка и реализация тематического планирования деятельности детей, план работы с родителями (законными представителями) и педагогами.
Эффективному включению воспитанников в проектную деятельность способствует совместная деятельность как со сверстниками, так и с педагогами и родителями (законными представителями).
I этап- подготовительный (ноябрь 2024г.)
- Изучение и анализ актуальности внедрения нейроигри упражнений при работе с детьми старшего дошкольного возраста, имеющими нарушения речи;
- изучение методической литературу по данной теме. Подбор, систематизация материала, необходимого для реализации проекта (направленного как на детей, так и на родителей);
- подготовка игрового оборудования.
- диагностическое обследование детей.
II этап-основной (декабрь 2024г.)
-коррекционно-образовательная деятельность в рамках реализации проекта над всеми компонентами речи, согласно комплексно-
Тематическому планированию (поэтапное обучение дошкольников приёмам нейроигр);
-организация образовательной среды в ДОУ;
- проведение обучающих мероприятий (практических занятий) с родителями воспитанников;
III этап –заключительный (декабрь 2025г.)
- анализ деятельности по реализации мероприятий проекта,
- Проведение итогового мероприятия «Веселая нейробика»
Рабочий план реализации проекта «Играй.Думай.Развивайся»
Меся ц | Содержание работы с детьми | Работа с родителями | Работа с педагогами |
Iэтап - подготовительный | |||
Сентябрь |
Подготовка игрового оборудования. | Информирование родителей (законных представителей) воспитанников о целях, задачах, содержании проектной деятельности | «Использование нейроигр в работе с детьми». |
II этап - основной | |||
1.Упражнения на развития правильного речевого дыхания
| Консультация «Влияние межполушарного взаимодействия на ребенка» | Консультация для педагогов «Нейроигры в работе воспитателя с детьми дошкольного возраста» | |
область движения диафрагмы. | |||
Сделать выдох и, когда появится | |||
желание вдохнуть, с закрытым | |||
ртом сделать глубокий, без |
напряжения вдох носом. Затем пауза (задержать грудную клетку в расширенном состоянии). Сделать полный выдох, медленно и плавно выпуская воздух через нос. Пауза.
Биоэнергопластика «Бегемотики открывают ротики»; «Трубочка- заборчик»
4. Упражнение на зрительное восприятие - Рисование песком двумя руками одновременно | |||
Ноябрь |
«Шарик», «Клич индейца»
биоэнергопластика «Качели», «Иголочка»; -прищепки «иголки для ёжика» - «ладонь- ребро -кулак» 3.Игры на мозжечковую стимуляцию - знакомство с балансиром
«Дотянись», «Кобра». | Консультация для родителей «Что такое нейроигры и чем они полезны?» | Консультация для педагогов «Что такое гимнастика для мозга?» Пополнение речевого центра группы картотекой нейроигр и упражнений. |
Декабрь | 1.Упражнения на развития правильного речевого дыхания
2. Развитие межполушарного взаимодействияБиоэнергопласт ика «Часики», «Чашечка» 3 Игры на мозжечковую стимуляцию - «Нейровосьмерка» -«Нейростульчики» 4.Упражнение на зрительное восприятие -выкладывание фасоли; - «зеркальное рисование» | Буклеты для родителей «Делай дома гимнастику для мозга!» (комплексы нейрогимнастики и кинезиоупражнений) | |
Январь |
-Ритмические упражнения -Тренажер «Собери бусинки»
- упражнения на балансировочной доске
| Консультация «Польза упражнений на балансировочной доске» | Разработка рекомендаций по применению нейроигр, как элемента непосредственно образовательной деятельности. |
Февраль |
«Воздушные ладошки» «Ровное дыхание»
Биоэнергопластика «Чистим зубки», «Лошадка»«Передай соседу» (перекладывание мячей перекрестными движениями, одновременно двумя руками) | Консультация «Влияние нейроигр на речевое развитие » Кейс нейроупражнений для проведения домашних занятий: рекомендации родителям. | Мастер – класс для педагогов «Нейрогимнастикад ля детей дошкольного возраста» |
3.Игры на мозжечковую стимуляцию - «Геометрический ковер» - «Рыбалка» | |||
Март |
«Притяжение солнца» «Ветерок»
«Футбол», «Грибок», «Артикуляционная сказка» Игры на мозжечковую стимуляцию «Нейровосьмерка»
«Нейроскакалка» | Представление видеосборниканейрои гр «Играй. Думай. Развивайся» на родительском собрании «Как нейрогимнастика помогает подготовить ребенка к школе» | Выступление на педагогическом совете «Методическая копилка учителя- логопеда» (картотеки, видеоролик по использованию нейроигр и упражнений, тетрадь-тренажер для детей дошкольного возраста ««Играй, думай, развивайся»). |
III этап - заключительный | |||
Апрель | Итоговое мероприятие: Развлечение «Веселая НЕЙробика» | Информирование родителей об эффективности применение нейроигр. Анализ анкет. | Информирование о положительной динамики. |
Материально- техническое обеспечение проекта
№ | Наименование | Вид |
1 | «Геоборд 5 в 1» Деревянные дощечки с тяговыми заклепками, на которые ребенок размещает резинки для творчества, тем самым создавая изображение (буквы, цифры, геометрические фигуры или полноценные изображения). Занятия с геобордом развивают мелкую моторику, память, усидчивость. | |
2 | Балансир для рук Нейротойс Игровой тренажёр для развития мозга и координации движений. При игре с балансиром для рук развиваются крупная моторика, ориентирование в пространстве, логическое мышление, улучшается концентрация внимания и усидчивость. При регулярных занятиях с балансиром дети лучше осваивают чтение и письмо. | |
3 | Балансборд для ног Игровой тренажёр, улучшающий работу мозга через тренировку всего тела. Игры с балансиром стимулируют мозжечок и укрепляют нейронные связи между полушариями. Развиваются равновесие, ловкость, координация движений. При регулярных занятиях улучшается концентрация внимания и усвоение информации, дети быстрее осваивают письма и речи. |
4 | Песочный стол с подсветкой Световой стол развивает моторику, сенсорику, креативное мышление. Рисование двумя руками на песке способствует развитию межполушарного взаимодействия. | |
5 | Межполушарные лабиринты Тренажеры для развития межполушарного взаимодействия. Упражнения развивают мелкую моторику рук, внимательность и логическое мышление. При регулярных занятиях разрастаются нейронные связи между полушариями мозга, развиваются височные и лобные доли коры головного мозга, ответственные за интеллект и высшие психические функции. Дети лучше осваивают речь, чтение и письмо и быстрее обучаются всему новому. | |
6 | Схемы- карточки «Зеркальное рисование» Дополнение к развивающим упражнениям с межполушарными лабиринтами.Тренажеры для развития межполушарного взаимодействия. Упражнения развивают мелкую моторику рук. | |
7 | Графомоторные дорожки Тренажеры для развития межполушарного взаимодействия, отработки общей и мелкой моторики.Игры с графомоторными дорожками хорошо координируют систему «глаз - рука», позволяют ребёнку уже в раннем детстве научиться собирать в кулачок пока ещё непроизвольное внимание. Для детей постарше графомоторные дорожки применяются как подготовка к письму. |
8 | Мячи массажные «Ёжики» Игры и упражнения с массажным мячиком развивают координацию и точность движений руки, ритмичность; обеспечивают развитие моторики рук ребенка, тем самым, способствуют улучшению памяти, внимания и развитию речи. | |
9 | Массажные шарики «Су - джок» Игры и упражнения с массажными шариками развивают точность движений рук; обеспечивают развитие моторики рук ребенка, тем самым, способствуют улучшению памяти, внимания и развитию речи. |
Заключение
Применение в логопедической практике нейропсихологических игр и упражнений способствует успешному преодолению и коррекции имеющихся у детей нарушений речевого развития.
Показателями эффективности реализации проекта являются такие показатели:
- речевая активность у воспитанников сформирована на 100%;речевые средства общения становятся более разнообразными; увеличивается словарь детей; совершенствуются все структурные компоненты речи;
- познавательные процессы (внимание, память, мышление) развиваются в соответствие с возрастом.
Систематическое использование нейроигр в деятельности тьютора в логопедической группе позволило улучшить у детей память, внимание, речь, развитие мелкой и крупной моторики, снизить утомляемость на занятиях, а также усилить способность к произвольному контролю, что показали результаты диагностики и динамического наблюдения. Применение нейроигр позволяет повышать мотивацию детей к занятиям, обучать их сотрудничеству и новым формам общения друг с другом и
педагогами, формировать осознанную оценку ребенком своих достижений, поддерживать положительное эмоциональное состояние ребенка в процессе занятий, и тем самым повышать эффективность коррекционной работы.
Родители стали активными участниками воспитательно-образовательного процесса. Компетентны в вопросах в вопросах применения нейропсихологических игр и упражнений, понимают значимость данного направления работы, принимают активное участие в реализации проектной деятельности: дома выполняют творческие задания совместно с детьми.
Практическая значимость представленной работы состоит в следующем: описанный опыт может быть использован в практике учителей-логопедов, воспитателей и специалистов дошкольных образовательных учреждений, а также родителями в домашних условиях. Воспитатели могут использовать в режимных моментах в течение дня: во время проведения коррекционного круга, прогулок, дидактических игр, самостоятельной деятельности воспитанников, а также во время проведения занятий других специалистов (инструктора по физической культуре, педагога-психолога, музыкального руководителя).
Список литературы
- Семаго Н.Я. Методика формирования пространственных представлений у детей дошкольного и младшего школьного возраста, - М.: Айрис, 2007.
- Семенович А.В. Введение в нейропсихологию детского возраста, -М.: Генезис,
- 2008.
- Семенович А.В. Нейропсихологическая коррекция в детском возрасте. Метод замещающего онтогенеза - М.: Генезис,- 2010.
- Кравченко Л. Как развивать у детей межполушарное взаимодействие//Справочник педагога-психолога. Детский сад, – 2019. №6.
- Цвынтарный В.В. Играем пальчиками — развиваем речь. — М.: Центрполиграф, 2002.
- Ж.М.Глазман, А.Ю. Потанина, А.Е.Соболева «Нейропсихологическая диагностика в дошкольном возрасте», - 2008г.
- Т.В.Визель «Альбом нейропсихологического обследования» Обследование речевой функции
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Профилактика нарушения осанки и плоскостопия, повышение двигательной активности у дошкольников с нарушениями речи в процессе образовательной деятельности»
«Профилактика нарушения осанки и плоскостопия, повышение двигательной активности у дошкольников с нарушениями речи в процессе образовательной деятельности»...
Инновационный педагогический проект «Профилактика нарушения осанки и плоскостопия, повышение двигательной активности у дошкольников с нарушениями речи в процессе образовательной деятельности»
Профилактика нарушения осанки и плоскостопия, повышение двигательной активности у дошкольников с нарушениями речи в процессе образовательной деятельности...
Профилактика нарушения осанки и плоскостопия, повышение двигательной активности у дошкольников с нарушениями речи в процессе образовательной деятельности
Разработка инновационных оздоровительно – профилактических технологий для нашего ДОУ – первоочередная и своевременная задача. Актуальность выбранной работы определена особой социально &nda...
Развитие навыков самоконтроля в процессе автоматизации звуков у дошкольников с нарушениями речи посредством игровой мотивации
Для повышения мотивации ребенка в логопедии необходимы различные логокоррекционные игры. Повышение активности посредством включения ребенка в игровую ситуацию, формирование игров...
ПОЗНАВАТЕЛЬНАЯ АКТИВНОСТЬ У ДОШКОЛЬНИКОВ С НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ
ПОЗНАВАТЕЛЬНАЯ АКТИВНОСТЬ У ДОШКОЛЬНИКОВ С НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ Одной из основных задач современной педагогики является воспитание активной, самостоятельной личности, при этом одно...
"Кинезиологические упражнения как средство активизации межполушарного взаимодействия и стимулирования речевой и познавательной активности у детей с нарушениями речи"
Материал содержит примерный план по самообразованию...