ДОЛГОСРОЧНЫЙ ПРОЕКТ «Играй. Думай. Развивайся» по развитию речевых процессов и познавательной активности у дошкольников с нарушениями речи посредством нейроигр.
проект (старшая группа)

Зарипова Вера Михайловна

Играй, думай, развивайся.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_vern.docx225.29 КБ

Предварительный просмотр:

ДОЛГОСРОЧНЫЙ ПРОЕКТ

«Играй. Думай. Развивайся»

по развитию речевых процессов и познавательной активности у дошкольников с нарушениями речи посредством нейроигр.

Автор проекта: Тьютор Зарипова В.М.

Г. Видное  2024г.

Актуальность и новизна проекта

«Руки учат голову, затем поумневшая голова учит руки, а умелые руки снова способствуют развитию мозга»

Иван Петрович Павлов

Введение

На современном этапе развития дошкольного образования остро стоит вопрос образования детей с ограниченными возможностями здоровья и создание для этих детей психологически комфортной коррекционно- развивающей среды как условие, обеспечивающее получение образования в пределах образовательных стандартов. В соответствии с ФГОС ДО коррекционная работа с детьми с ОВЗ направлена на создание системы комплексной помощи этим детям и требует использования педагогами эффективных нетрадиционных приемов и способов организации обучения воспитанников.

Актуальность. По мнению специалистов, в последние годы отмечается рост числа детей с тяжелыми речевыми нарушениями. Согласно международной статистике нарушения речи имеются у 17,5% детей дошкольного возраста. Современные исследования показывают, что дети с задержкой речевого развития имеют проблемы с общей и мелкой моторикой, координацией движений, снижение функций внимания и памяти. Нарушения речи также отрицательно влияют на психическое развитие ребёнка, задерживают формирование познавательных процессов, затрудняют его общение и, следовательно, препятствуют становлению полноценной личности.

                 Поэтому одним из главных вопросов является: «Как же ускорить процесс становления и развития речи детей и сделать его

интересным и нескучным?». Это побуждает к поиску инновационных технологий, которые способствуют эффективной работе с детьми, имеющими нарушения речи.

Для повышения эффективности коррекционно-образовательного процесса с детьми, имеющими нарушения речи остановили свой выбор на использовании нейропсихологических игр и упражнений,   направленных на развитие мелкой и общей моторики, пространственных представлений, основных компонентов речи.

Основоположник отечественной нейропсихологии А.Р. Лурия отмечал, что высшие психические функции возникают на основе относительно элементарных моторных и сенсорных процессов. Например, развивая общую моторику в подвижных играх, танцах, на занятиях логоритмики, мы тем самым создаём предпосылки для становления таких процессов, как речь и мышление.

Нейропсихологические игры - это комплекс упражнений и приемов, направленных на активацию естественных механизмов работы мозга через выполнение физических движений. Они ориентированы на оптимизацию речи в ее взаимодействии с другими психическими функциями и пространственными представлениями.

Нарушение межполушарной передачи информации искажает познавательную деятельность детей. При несформированности межполушарного взаимодействия не происходит должного обмена информацией между правым и левым полушариями. Без слаженной работы обоих полушарий головного мозга не будет ни общения, ни познания. Поэтому с самого детства необходимо развивать межполушарные связи. Чем лучше будут развиты межполушарные связи, тем выше у ребенка интеллектуальное развитие, память, внимание, речь, воображение, мышление и восприятие.

Включение нейроигр и упражнений на занятиях учителя-логопеда становятся перспективным средством коррекционно-развивающей работы с детьми дошкольного возраста Процесс постановки, автоматизации и дифференциации звуков, закрепления лексического материала достаточно трудный и длительный процесс, поэтому учителю-логопеду необходимо сделать занятие интересным, разнообразным и в то же время продуктивным. Нейроигры и упражнения используются учителем-логопедом на всех этапах логопедического занятия: при выполнении подготовительных артикуляционных упражнений, развитию речевого дыхания, слоговой структуры слова, постановке, автоматизации и дифференциации поставленного звука.

В образовательном процессе с помощью специальных игр и упражнений можно гармонизировать взаимодействие полушарий головного мозга и развивать когнитивные способности и детскую мотивацию к познавательной активности. Нейропсихологические игры и упражнения синхронизируют работу полушарий, способствуют улучшению запоминания, улучшению восприятия речи собеседника (родителей, педагога и других детей), вызывают стойкий интерес у ребенка, активно концентрируют его внимание, позволяют быстро переключиться с одной деятельности на другую, что способствует быстрому включению воспитанника в занятие.

Новизна проекта: использование нейропсихологических игр и упражнений в рамках проектной деятельности для развития речевых процессов и познавательной активности с детьми дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья.

Преимущества использования нейроигр в практике:

  • игровая форма обучения;
  • эмоциональная привлекательность;
  • многофункциональность;

  • автоматизация звуков в сочетании с двигательной активностью, а не статичное выполнение заданий только за столом;
  • формирование стойкой мотивации и произвольных познавательных интересов;
  • формирование        партнерского        взаимодействия        между        ребенком, педагогом, родителями.

Цель и задачи проекта

Цель: создание условий для развития речевых процессов и познавательной активности у дошкольников с тяжелыми нарушениями речи посредством нейроигр.

Задачи:

  • развивать речевое общение и коммуникативные навыки детей;
  • совершенствовать память, внимания, мышления, развитие восприятия, творческих способностей, воображения речи;
  • способствовать взаимодействию педагогов и родителей в проектной деятельности.

При внедрении нейроигр учитывали следующие принципы:

Принцип сознательности и активности - нацеливает на формирование у детей глубокого понимания, устойчивого интереса, осмысленного отношения к познавательной деятельности.

Принцип наглядности - обязывает строить процесс воспитания с максимальным использованием форм привлечения органов чувств человека к процессу познания.

Принцип систематичности и последовательности проявляется во взаимосвязи знаний, умений, навыков. Система подготовительных и подводящих действий позволяет перейти к освоению нового и, опираясь на него, приступить к познанию последующего, более сложного материала.

Принцип доступности и индивидуализации осуществляется на основе общих закономерностей обучения и воспитания. Опираясь на индивидуальные особенности, педагог всесторонне развивает ребенка, планирует и прогнозирует его развитие.

Принцип непрерывности выражает закономерности построения оздоровления как целостного процесса. Он тесно связан с принципом системного чередования нагрузок и отдыха.

Несмотря на простоту и увлекательность, нейроигры в развитии дошкольников являются эффективным инструментом работы. Используются для стимуляции развития нервной системы, способствуют образованию новых нейронных связей между корой и подкорковыми структурами головного мозга, развивают внимание, пространственные представления, улучшают реакцию.

Нейроигры можно условно разделить на:

  • игры для развития межполушарного взаимодействия;
  • игры на развитие мозжечковой стимуляции

-игры на развитие зрительного восприятия

Характеристика проекта:

Сроки реализации проекта: долгосрочный (с ноября 2024г.- по январь 2025г.)

Вид проекта: творческий, развивающий.

                 Участники проекта: дети (4-7 лет), тьюьор, родители, педагоги Видновской     средней общеобразовательной школы  №7, группа 13.

Ожидаемые результаты:

  • внедрение нейроигр в коррекционно-развивающую работу педагогов (использование картотеки «нейроигр»);
  • повышение уровня речевого общения и коммуникативных навыков у детей;
  • активное участие родителей в проектной деятельности.

  Этапы реализации проекта

Реализация проекта включает в себя разработку основных идей и условий для его практической реализации, куда входит разработка плана мероприятий: разработка и реализация тематического планирования деятельности детей, план работы с родителями (законными представителями) и педагогами.

Эффективному включению воспитанников в проектную деятельность способствует совместная деятельность как со сверстниками, так и с педагогами и родителями (законными представителями).

I этап- подготовительный (ноябрь 2024г.)

  • Изучение и анализ актуальности внедрения нейроигри упражнений при работе с детьми старшего дошкольного возраста, имеющими нарушения речи;
  • изучение методической литературу по данной теме. Подбор, систематизация материала, необходимого для реализации проекта (направленного как на детей, так и на родителей);
  • подготовка игрового оборудования.
  • диагностическое обследование детей.

II этап-основной (декабрь 2024г.)

-коррекционно-образовательная деятельность в рамках реализации проекта над        всеми        компонентами        речи,        согласно комплексно-

Тематическому планированию        (поэтапное        обучение        дошкольников приёмам нейроигр);

-организация образовательной среды в ДОУ;

  • проведение обучающих мероприятий (практических занятий) с родителями воспитанников;

III этап –заключительный (декабрь 2025г.)

- анализ деятельности по реализации мероприятий проекта,

  • Проведение итогового мероприятия «Веселая нейробика»

Рабочий план реализации проекта «Играй.Думай.Развивайся»

Меся ц

Содержание работы с детьми

Работа с родителями

Работа с педагогами

Iэтап - подготовительный

Сентябрь

  1. Изучение и анализ актуальности внедрения нейроигр и упражнений при работе с детьми старшего дошкольного возраста, имеющими нарушения речи.
  2. Изучение методической литературу по данной теме. Подбор, систематизация материала, необходимого для реализации                проекта (направленного как на детей, так и на родителей).

Подготовка        игрового оборудования.

Информирование родителей (законных представителей) воспитанников        о целях, задачах,   содержании

проектной

деятельности

«Использование

нейроигр в работе с детьми».

II этап - основной

1.Упражнения на развития правильного речевого дыхания

  • «Вдох—задержка—выдох—за- держка». Вначале каждый из процессов должен составлять 2— 3 с. постепенным увеличением до 7 с.
  • Правую руку   положить   на

Консультация

«Влияние

межполушарного

взаимодействия        на ребенка»

Консультация для педагогов

«Нейроигры                в работе воспитателя с        детьми

дошкольного возраста»

область        движения        диафрагмы.

Сделать выдох и, когда появится

желание        вдохнуть,        с        закрытым

ртом        сделать        глубокий,        без

напряжения вдох носом. Затем пауза (задержать грудную клетку в расширенном состоянии). Сделать полный выдох, медленно и плавно выпуская воздух через нос. Пауза.

  1. Развитие межполушарного взаимодействия

Биоэнергопластика «Бегемотики открывают ротики»;

«Трубочка- заборчик»

  1. Игры на мозжечковую стимуляцию
  • перекладывание        мячей        двумя руками одновременно;
  • дорожки «Ладонь стопа»

4.        Упражнение        на        зрительное восприятие

- Рисование песком двумя руками

одновременно

Ноябрь

  1. Упражнения        на        развития правильного речевого дыхания

«Шарик», «Клич индейца»

  1. Развитие        межполушарного взаимодействия

биоэнергопластика        «Качели»,

«Иголочка»;

-прищепки «иголки для ёжика»

- «ладонь- ребро -кулак»

3.Игры        на        мозжечковую стимуляцию

- знакомство с балансиром

  1. Глазодвигательное упражнение «Язык двигается противоположно глазам» лежа.
  2. Растяжки:        «Звезда»,

«Дотянись», «Кобра».

Консультация для родителей «Что такое нейроигры и чем они полезны?»

Консультация для педагогов «Что такое гимнастика для мозга?»

Пополнение

речевого центра группы картотекой нейроигр        и упражнений.

Декабрь

1.Упражнения на развития правильного речевого дыхания

  • «Волшебный огонек»
  • «Руки вверх»

2. Развитие межполушарного взаимодействияБиоэнергопласт ика «Часики», «Чашечка»

3 Игры на мозжечковую стимуляцию

- «Нейровосьмерка»

Нейростульчики»

4.Упражнение        на        зрительное восприятие

-выкладывание фасоли;

- «зеркальное рисование»

Буклеты        для родителей «Делай дома гимнастику для мозга!» (комплексы нейрогимнастики и кинезиоупражнений)

Январь

  1. Упражнения на развития правильного        речевого дыхания «Йога»
  2. Развитие межполушарного взаимодействияБиоэнергопласт ика «Вкусное варенье»

-Ритмические упражнения

-Тренажер «Собери бусинки»

  1. Игры        на        мозжечковую стимуляцию

- упражнения на балансировочной доске

  • упражнения        с        массажными шариками Су-джок
  • упражнение        «Повтори движение»

Консультация

«Польза упражнений на балансировочной доске»

Разработка

рекомендаций        по применению

нейроигр,        как элемента

непосредственно образовательной деятельности.

Февраль

  1. Упражнение на дыхание

«Воздушные ладошки»

«Ровное дыхание»

  1. Развитие        межполушарного взаимодействия

Биоэнергопластика        «Чистим зубки»,        «Лошадка»«Передай соседу» (перекладывание мячей перекрестными движениями, одновременно двумя руками)

Консультация

«Влияние        нейроигр на речевое развитие »

Кейс

нейроупражнений для        проведения домашних                занятий: рекомендации родителям.

Мастер – класс для педагогов

«Нейрогимнастикад ля        детей

дошкольного возраста»

3.Игры        на        мозжечковую стимуляцию

- «Геометрический ковер»

- «Рыбалка»

Март

  1. Упражнение        на        дыхание

«Притяжение солнца»

«Ветерок»

  1. Биоэнергопластика:

«Футбол»,        «Грибок»,

«Артикуляционная сказка»

Игры        на        мозжечковую стимуляцию

«Нейровосьмерка»

  1. Развитие        межполушарного взаимодействия

«Нейроскакалка»

Представление видеосборниканейрои гр        «Играй.        Думай. Развивайся»                на родительском

собрании        «Как нейрогимнастика помогает подготовить ребенка к школе»

Выступление        на педагогическом

совете

«Методическая

копилка        учителя- логопеда»

(картотеки, видеоролик        по использованию

нейроигр                и упражнений, тетрадь-тренажер для        детей

дошкольного

возраста        ««Играй, думай,

развивайся»).

III этап - заключительный

Апрель

Итоговое мероприятие:

Развлечение «Веселая НЕЙробика»

Информирование родителей об эффективности

применение нейроигр.

Анализ анкет.

Информирование о положительной динамики.

  Материально- техническое обеспечение проекта

Наименование

Вид

1

«Геоборд 5 в 1»

Деревянные дощечки с тяговыми заклепками, на которые ребенок размещает резинки для творчества, тем самым создавая изображение (буквы, цифры, геометрические фигуры или полноценные изображения). Занятия с геобордом развивают мелкую моторику, память, усидчивость.

2

Балансир для рук Нейротойс

Игровой тренажёр для развития мозга и координации движений. При игре с балансиром для рук развиваются крупная моторика, ориентирование в пространстве, логическое мышление, улучшается концентрация внимания и усидчивость. При регулярных занятиях с балансиром дети лучше осваивают чтение и письмо.

3

Балансборд для ног

Игровой тренажёр, улучшающий работу мозга через тренировку всего тела. Игры с балансиром стимулируют мозжечок и укрепляют нейронные связи между полушариями. Развиваются равновесие, ловкость, координация движений. При регулярных занятиях улучшается концентрация внимания и усвоение информации, дети быстрее осваивают письма и речи.

4

Песочный стол с подсветкой

Световой стол развивает моторику, сенсорику, креативное мышление. Рисование двумя руками на песке способствует развитию межполушарного взаимодействия.

5

Межполушарные лабиринты

Тренажеры для развития межполушарного

взаимодействия. Упражнения развивают мелкую моторику рук, внимательность и логическое

мышление. При регулярных занятиях разрастаются нейронные связи между

полушариями мозга, развиваются височные и лобные доли коры головного мозга, ответственные за интеллект и высшие психические функции.

Дети лучше осваивают речь, чтение и письмо и быстрее обучаются всему новому.

6

Схемы- карточки «Зеркальное рисование»

Дополнение к развивающим упражнениям с межполушарными лабиринтами.Тренажеры для развития межполушарного взаимодействия. Упражнения развивают мелкую моторику рук.

7

Графомоторные дорожки

Тренажеры для развития межполушарного взаимодействия, отработки общей и мелкой моторики.Игры с графомоторными дорожками хорошо координируют систему «глаз - рука», позволяют ребёнку уже в раннем детстве научиться собирать в кулачок пока ещё непроизвольное внимание. Для детей постарше графомоторные дорожки применяются как подготовка к письму.

8

Мячи массажные «Ёжики»

Игры и упражнения с массажным мячиком развивают координацию и точность движений руки, ритмичность; обеспечивают развитие моторики рук ребенка, тем самым, способствуют улучшению памяти, внимания и развитию речи.

9

Массажные шарики «Су - джок»

Игры и упражнения с массажными шариками развивают точность движений рук; обеспечивают развитие моторики рук ребенка, тем самым, способствуют улучшению памяти, внимания и развитию речи.

Заключение

Применение в логопедической практике нейропсихологических игр и упражнений способствует успешному преодолению и коррекции имеющихся у детей нарушений речевого развития.

Показателями эффективности реализации проекта являются такие показатели:

  • речевая активность у воспитанников сформирована на 100%;речевые средства общения становятся более разнообразными; увеличивается словарь детей; совершенствуются все структурные компоненты речи;
  • познавательные процессы (внимание, память, мышление) развиваются в соответствие с возрастом.

Систематическое использование нейроигр в деятельности тьютора в логопедической группе позволило улучшить у детей память, внимание, речь, развитие мелкой и крупной моторики, снизить утомляемость на занятиях, а также усилить способность к произвольному контролю, что показали результаты диагностики и динамического наблюдения. Применение нейроигр позволяет повышать мотивацию детей к занятиям, обучать их сотрудничеству и новым формам общения друг с другом и

педагогами, формировать осознанную оценку ребенком своих достижений, поддерживать положительное эмоциональное состояние ребенка в процессе занятий, и тем самым повышать эффективность коррекционной работы.

Родители стали активными участниками воспитательно-образовательного процесса. Компетентны в вопросах в вопросах применения нейропсихологических игр и упражнений, понимают значимость данного направления работы, принимают активное участие в реализации проектной деятельности: дома выполняют творческие задания совместно с детьми.

Практическая значимость представленной работы состоит в следующем: описанный опыт может быть использован в практике учителей-логопедов, воспитателей и специалистов дошкольных образовательных учреждений, а также родителями в домашних условиях. Воспитатели могут использовать в режимных моментах в течение дня: во время проведения коррекционного круга, прогулок, дидактических игр, самостоятельной деятельности воспитанников, а также во время проведения занятий других специалистов (инструктора по физической культуре, педагога-психолога, музыкального руководителя).

Список литературы

  1. Семаго Н.Я. Методика формирования пространственных представлений у детей дошкольного и младшего школьного возраста, - М.: Айрис, 2007.
  2. Семенович А.В. Введение в нейропсихологию детского возраста, -М.: Генезис,

- 2008.

  1. Семенович А.В. Нейропсихологическая коррекция в детском возрасте. Метод замещающего онтогенеза - М.: Генезис,- 2010.
  2. Кравченко        Л.        Как        развивать        у        детей        межполушарное взаимодействие//Справочник педагога-психолога. Детский сад, – 2019. №6.
  3. Цвынтарный        В.В.        Играем        пальчиками        —        развиваем        речь.        —        М.: Центрполиграф, 2002.

  1. Ж.М.Глазман,        А.Ю.        Потанина,        А.Е.Соболева        «Нейропсихологическая диагностика в дошкольном возрасте», - 2008г.
  2. Т.В.Визель        «Альбом        нейропсихологического        обследования»        Обследование речевой функции

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Профилактика нарушения осанки и плоскостопия, повышение двигательной активности у дошкольников с нарушениями речи в процессе образовательной деятельности»

«Профилактика нарушения осанки и плоскостопия, повышение двигательной активности у дошкольников с нарушениями речи в процессе образовательной деятельности»...

Инновационный педагогический проект «Профилактика нарушения осанки и плоскостопия, повышение двигательной активности у дошкольников с нарушениями речи в процессе образовательной деятельности»

Профилактика нарушения осанки и плоскостопия, повышение двигательной активности у дошкольников с нарушениями речи в процессе образовательной деятельности...

Профилактика нарушения осанки и плоскостопия, повышение двигательной активности у дошкольников с нарушениями речи в процессе образовательной деятельности

Разработка инновационных оздоровительно – профилактических технологий для нашего ДОУ – первоочередная и своевременная задача. Актуальность выбранной работы определена особой социально &nda...

Развитие навыков самоконтроля в процессе автоматизации звуков у дошкольников с нарушениями речи посредством игровой мотивации

Для повышения мотивации ребенка в логопедии необходимы различные логокоррекционные игры.   Повышение активности посредством включения ребенка в игровую ситуацию, формирование игров...

ПОЗНАВАТЕЛЬНАЯ АКТИВНОСТЬ У ДОШКОЛЬНИКОВ С НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ

ПОЗНАВАТЕЛЬНАЯ АКТИВНОСТЬ У ДОШКОЛЬНИКОВ С НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ     Одной из основных задач современной педагогики является воспитание активной, самостоятельной личности, при этом одно...