ПОЗНАВАТЕЛЬНАЯ АКТИВНОСТЬ У ДОШКОЛЬНИКОВ С НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ
консультация

Татаренцева Евгения Владимировна

ПОЗНАВАТЕЛЬНАЯ АКТИВНОСТЬ У ДОШКОЛЬНИКОВ С НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ

     Одной из основных задач современной педагогики является воспитание активной, самостоятельной личности, при этом одной из важнейших ее характеристик является система интересов ребенка, познавательная активность. Познавательная деятельность является видом деятельности по использованию и приобретению знаний, характеризующаяся активностью позиции ребенка, его способностью ставить познавательные задачи, подбирать способы их решения, анализировать результат [1]. Познавательная деятельность способствует развитию наглядного и логического мышления, произвольного внимания, восприятия, памяти, творческого воображения. 96 Мотив познавательной деятельности в дошкольном возрасте обусловлен потребностями другой, важной для ребенка деятельности, в первую очередь игровой Познавательная деятельность позволяет ребенку узнавать окружающий мир, соответственно, формирование познавательной деятельности становится – одна из основных функций умственного воспитания детей дошкольного возраста. Вопросы познавательной деятельности дошкольников привлекали внимание таких ученых, как Л.И. Божович, М.А. Данилов, Н.А. Менчинская, Г.И. Осипов, М.В. Ткачева и многих других. Развитие познавательной деятельности у детей дошкольного возраста представляет многоаспектный целенаправленный процесс, основным компонентом которого являются любознательность ребенка, которая переходит от процесса наблюдения к деятельности. Познавательные интересы дошкольников основываются на явлениях окружающей жизни и обусловлены потребностями развивающейся личности. Важными составляющими познавательной деятельности являются также воля, мотивация, направленность личности ребенка. Свои особенности имеет познавательная активность у детей с нарушениями речи, как правило, сопровождающая рядом проблем, затрудняющих их социальную адаптацию. У детей с нарушениями речи отстает двигательная активность, сопровождающая плохой координацией движений, снижением скорости и ловкости их выполнения, недоразвитием мелкой моторики. У детей с тяжелой формой речевых расстройств наблюдаются эмоционально-волевые отклонения: неуверенность в себе, повышенная раздражительность, агрессивность, обидчивость, неустойчивость интересов, низкая наблюдательность и мотивация, наличие многочисленных коммуникативных барьеров. Нарушения речевой деятельности откладывают негативный отпечаток на формирование интеллектуальной, эмоциональной и волевой сфер. У таких детей наблюдается недостаточная устойчивость внимания, ограниченность его распределения. Речевые нарушения влияют и на другие стороны психического развития, проявляясь в особенностях мышления. Дети с нарушениями речи отстают в развитии словесно-логического мышления, и сложно анализировать, сравнивать и обобщать. Таким образом, речевые нарушения отрицательно влияют как на интеллектуальную деятельность, так и на и всю личность в целом. У дошкольников с нарушениями речи возникают трудности в назывании тех или иных свойств объектов, восприятие замедлено, недостаточно избирательно, фрагментарно. Дети с речевыми нарушениями затрудняются выделять нужные свойства предметов, обозначать словом их свойства. Он также допускают ошибки в определении пространственного положения предметов, его изображения. Так же они испытывают большие трудности в сравнении, сопоставлении, определении сходства и отличия между предметами. При организации условий для повышения познавательной активности дошкольников с нарушениями речи следует использовать наглядность для иллюстраций рассказов воспитателя, организовывать самостоятельные действия каждого ребенка с предметом усвоения; корректировать усвоение знаний и учебных умений. Развитие познавательного активности детей с нарушениями речи зависит от степени его вовлечения в творческий исследовательский поиск. Система стимулирования и развития познавательной активности дошкольников с нарушениями речи является комплексным, пошаговым процессом, в ходе которого используются разные формы и методы. Так как основным видом деятельности дошкольников является игра, следует сделать акцент на моделировании ситуации сюжетно-ролевых игр, в процессе которых ребенок учится общению со сверстниками и с взрослыми. Игры оказывают положительное влияние на умственное развитие детей, но учитывая, что не все дети одинаковы, необходимо осуществлять поиск новых методов и приемов, обеспечивающих всестороннее развитие детей с речевыми нарушениями. Существенным фактором познавательной активности, является подготовленность дошкольников к самостоятельной познавательной деятельности, обусловленная наличием у детей соответствующих знаний и умений. Некоторые исследователи выделяют следующие педагогические требования стимулирования познавательной активности дошкольников с нарушениями речи [2]: – повышение мотивации и стимулирования дошкольников по достижению познавательных целей; – стимулирование механизма ориентировки детей к предстоящей деятельности; – формирование интеллектуальных умений дошкольников по переработке информации. 98 Следует поощрять стремление ребенка к экспериментированию, позволяющему ребенку моделировать картину мира исходя из собственных наблюдений, опыта. Организация условий для непосредственного контакта ребенка с предметами или материалами, позволяют познать их свойства и качества повысить любознательность детей, стимулируя познавательную активность, при этом крайне важно как родителям, так и воспитателям активно помогать этому процессу. Экспериментальная деятельность ребенка тесно связана с наблюдением, с помощью которого осуществляется восприятие и результаты «исследовательской» работы [3]. Обсуждение наблюдений развивают и речевую, и творческую деятельность ребенка. Так в рисовании, он может во всей точности передать детали результатов своих наблюдений. Отметим, что детям свойственно экспериментировать с различными веществами с целью узнать новое: они могут разбирать игрушки, наблюдать за падающими предметами, как правило, они не всегда знакомы с правилами безопасности. В рамках дошкольного учреждения эксперимент безопасен для ребенка и знакомит его с различными свойствами окружающих предметов, с законами жизни природы. Таким образом, познавательной активности дошкольников с нарушениями речи способствует многообразие форм конструктивного сотрудничества воспитателя и родителей в совместной воспитательной деятельности.

Список литературы:

 1. Герасимов С.В. Познавательная активность и понимание // Вопросы психологии. – 1994. – № 3. – С. 88-93.

 2. Попова, Н.В. Педагогическая система стимулирования познавательной активности детей старшего дошкольного возраста автореф. дис. …канд. пед. наук. – М.,2020. – 31 с.

3.Развитие познавательных способностей детей с нарушениями речи в совместной деятельности по экспериментированию.

URL:https://nsportal.ru/detskiysad/raznoe/2015/06/23/razvitiepoznavatelnyh-sposobnostey-detey-s-narusheniyami-rechi-v (дата обращения: 05.06.2020) 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx16.23 КБ

Предварительный просмотр:

ПОЗНАВАТЕЛЬНАЯ АКТИВНОСТЬ У ДОШКОЛЬНИКОВ С НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ

     Одной из основных задач современной педагогики является воспитание активной, самостоятельной личности, при этом одной из важнейших ее характеристик является система интересов ребенка, познавательная активность. Познавательная деятельность является видом деятельности по использованию и приобретению знаний, характеризующаяся активностью позиции ребенка, его способностью ставить познавательные задачи, подбирать способы их решения, анализировать результат [1]. Познавательная деятельность способствует развитию наглядного и логического мышления, произвольного внимания, восприятия, памяти, творческого воображения. 96 Мотив познавательной деятельности в дошкольном возрасте обусловлен потребностями другой, важной для ребенка деятельности, в первую очередь игровой Познавательная деятельность позволяет ребенку узнавать окружающий мир, соответственно, формирование познавательной деятельности становится – одна из основных функций умственного воспитания детей дошкольного возраста. Вопросы познавательной деятельности дошкольников привлекали внимание таких ученых, как Л.И. Божович, М.А. Данилов, Н.А. Менчинская, Г.И. Осипов, М.В. Ткачева и многих других. Развитие познавательной деятельности у детей дошкольного возраста представляет многоаспектный целенаправленный процесс, основным компонентом которого являются любознательность ребенка, которая переходит от процесса наблюдения к деятельности. Познавательные интересы дошкольников основываются на явлениях окружающей жизни и обусловлены потребностями развивающейся личности. Важными составляющими познавательной деятельности являются также воля, мотивация, направленность личности ребенка. Свои особенности имеет познавательная активность у детей с нарушениями речи, как правило, сопровождающая рядом проблем, затрудняющих их социальную адаптацию. У детей с нарушениями речи отстает двигательная активность, сопровождающая плохой координацией движений, снижением скорости и ловкости их выполнения, недоразвитием мелкой моторики. У детей с тяжелой формой речевых расстройств наблюдаются эмоционально-волевые отклонения: неуверенность в себе, повышенная раздражительность, агрессивность, обидчивость, неустойчивость интересов, низкая наблюдательность и мотивация, наличие многочисленных коммуникативных барьеров. Нарушения речевой деятельности откладывают негативный отпечаток на формирование интеллектуальной, эмоциональной и волевой сфер. У таких детей наблюдается недостаточная устойчивость внимания, ограниченность его распределения. Речевые нарушения влияют и на другие стороны психического развития, проявляясь в особенностях мышления. Дети с нарушениями речи отстают в развитии словесно-логического мышления, и сложно анализировать, сравнивать и обобщать. Таким образом, речевые нарушения отрицательно влияют как на интеллектуальную деятельность, так и на и всю личность в целом. У дошкольников с нарушениями речи возникают трудности в назывании тех или иных свойств объектов, восприятие замедлено, недостаточно избирательно, фрагментарно. Дети с речевыми нарушениями затрудняются выделять нужные свойства предметов, обозначать словом их свойства. Он также допускают ошибки в определении пространственного положения предметов, его изображения. Так же они испытывают большие трудности в сравнении, сопоставлении, определении сходства и отличия между предметами. При организации условий для повышения познавательной активности дошкольников с нарушениями речи следует использовать наглядность для иллюстраций рассказов воспитателя, организовывать самостоятельные действия каждого ребенка с предметом усвоения; корректировать усвоение знаний и учебных умений. Развитие познавательного активности детей с нарушениями речи зависит от степени его вовлечения в творческий исследовательский поиск. Система стимулирования и развития познавательной активности дошкольников с нарушениями речи является комплексным, пошаговым процессом, в ходе которого используются разные формы и методы. Так как основным видом деятельности дошкольников является игра, следует сделать акцент на моделировании ситуации сюжетно-ролевых игр, в процессе которых ребенок учится общению со сверстниками и с взрослыми. Игры оказывают положительное влияние на умственное развитие детей, но учитывая, что не все дети одинаковы, необходимо осуществлять поиск новых методов и приемов, обеспечивающих всестороннее развитие детей с речевыми нарушениями. Существенным фактором познавательной активности, является подготовленность дошкольников к самостоятельной познавательной деятельности, обусловленная наличием у детей соответствующих знаний и умений. Некоторые исследователи выделяют следующие педагогические требования стимулирования познавательной активности дошкольников с нарушениями речи [2]: – повышение мотивации и стимулирования дошкольников по достижению познавательных целей; – стимулирование механизма ориентировки детей к предстоящей деятельности; – формирование интеллектуальных умений дошкольников по переработке информации. 98 Следует поощрять стремление ребенка к экспериментированию, позволяющему ребенку моделировать картину мира исходя из собственных наблюдений, опыта. Организация условий для непосредственного контакта ребенка с предметами или материалами, позволяют познать их свойства и качества повысить любознательность детей, стимулируя познавательную активность, при этом крайне важно как родителям, так и воспитателям активно помогать этому процессу. Экспериментальная деятельность ребенка тесно связана с наблюдением, с помощью которого осуществляется восприятие и результаты «исследовательской» работы [3]. Обсуждение наблюдений развивают и речевую, и творческую деятельность ребенка. Так в рисовании, он может во всей точности передать детали результатов своих наблюдений. Отметим, что детям свойственно экспериментировать с различными веществами с целью узнать новое: они могут разбирать игрушки, наблюдать за падающими предметами, как правило, они не всегда знакомы с правилами безопасности. В рамках дошкольного учреждения эксперимент безопасен для ребенка и знакомит его с различными свойствами окружающих предметов, с законами жизни природы. Таким образом, познавательной активности дошкольников с нарушениями речи способствует многообразие форм конструктивного сотрудничества воспитателя и родителей в совместной воспитательной деятельности.

Список литературы:

 1. Герасимов С.В. Познавательная активность и понимание // Вопросы психологии. – 1994. – № 3. – С. 88-93.

 2. Попова, Н.В. Педагогическая система стимулирования познавательной активности детей старшего дошкольного возраста автореф. дис. …канд. пед. наук. – М.,2020. – 31 с.

3.Развитие познавательных способностей детей с нарушениями речи в совместной деятельности по экспериментированию.

URL:https://nsportal.ru/detskiysad/raznoe/2015/06/23/razvitiepoznavatelnyh-sposobnostey-detey-s-narusheniyami-rechi-v (дата обращения: 05.06.2020)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Профилактика нарушения осанки и плоскостопия, повышение двигательной активности у дошкольников с нарушениями речи в процессе образовательной деятельности»

«Профилактика нарушения осанки и плоскостопия, повышение двигательной активности у дошкольников с нарушениями речи в процессе образовательной деятельности»...

Инновационный педагогический проект «Профилактика нарушения осанки и плоскостопия, повышение двигательной активности у дошкольников с нарушениями речи в процессе образовательной деятельности»

Профилактика нарушения осанки и плоскостопия, повышение двигательной активности у дошкольников с нарушениями речи в процессе образовательной деятельности...

Профилактика нарушения осанки и плоскостопия, повышение двигательной активности у дошкольников с нарушениями речи в процессе образовательной деятельности

Разработка инновационных оздоровительно – профилактических технологий для нашего ДОУ – первоочередная и своевременная задача. Актуальность выбранной работы определена особой социально &nda...

Статья на тему: "Роль проектной деятельности в формировании познавательной активности детей с тяжелыми нарушениями речи"

Проектная деятельность — это целенаправленная деятельность с определенной целью, по определенному плану для решения задач по любому, направлению содержания образования. В основе проектной деятел...

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЕЙ "ФОРМИРОВАНИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ У ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ НА ЭТАПЕ ПОДГОТОВКИ К ШКОЛЕ"

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЕЙФОРМИРОВАНИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙАКТИВНОСТИ У ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИНА ЭТАПЕ ПОДГОТОВКИ К ШКОЛЕ...

Эффективные приёмы развития познавательной активности детей с тяжёлыми нарушениями речи.

Развитие познавательной активности детей с тяжёлыми нарушениями речи с помощью слайдовых презентаций и настольных дидактических игр....