Развивающая предметно-пространственная среда в подготовительной группе
учебно-методический материал (подготовительная группа)
Развивающая предметно-пространственная среда дошкольной образовательной организации - одно из основных средств, формирующих личность ребенка, источник получения знаний и социального опыта.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
pasport_razvivayushchey_predmetno.docx | 21.94 КБ |
Предварительный просмотр:
Паспорт развивающей предметно-пространственной среды подготовительной к школе группы № 14
Пояснительная записка
В отечественной педагогике и психологии имеется богатый опыт воспитания и обучения дошкольников на основе создания предметно развивающей среды, который соответствует возрастным особенностям детей. Особую роль предметно-развивающей среды в становлении личности ребенка подчеркивают в своих исследованиях Р.Б. Стеркина, Н.А. Ветлугина, Г.Н. Пантелеев, Н.А. Ревуцкая, В.С. Мухина, В.А. Горянина, Ю.С.Мануйлов, С.Л.Новоселова, В.А.Петровский и др.
Исследования последних лет со всей очевидностью показали особую значимость для маленького ребенка социальных условий жизни, складывающихся из общения, обучающих игр, развивающего влияния окружающей среды - всего того, что принято считать культурой воспитания. При этом современный интерьер и дизайн внутренних помещений: оборудование, мебель, игрушки, пособия для малышей, - рассматриваются как необходимые составляющие предметно-пространственной среды.
Развивающая среда – система материальных объектов деятельности ребенка, функционально моделирующая содержание развития его духовного и физического облика.
Требования к развивающей предметно-пространственной среде ФГОС ДОО.
Развивающая предметно-пространственная среда дошкольной образовательной организации - одно из основных средств, формирующих личность ребенка, источник получения знаний и социального опыта. Созданная в детском саду предметно-пространственная среда влияет на развитие ребенка, способствует его всестороннему развитию, и обеспечивает его психическое и эмоциональное благополучие. Все компоненты образовательной среды дошкольного учреждения выступают в единстве, они взаимосвязаны и взаимообусловлены.
Насыщенность среды должна соответствовать возрастным возможностям детей, и содержанию Программы. Образовательное пространство должно быть оснащено средствами обучения и воспитания (в том числе техническими), соответствующими материалами, в том числе расходным игровым, спортивным, оздоровительным оборудованием, инвентарем (в соответствии со спецификой Программы).
Трансформируемость пространства предполагает возможность изменений предметно-пространственной среды в зависимости от образовательной ситуации, в том числе от меняющихся интересов и возможностей детей;
Полифункциональность материалов предполагает: возможность разнообразного использования различных составляющих предметной среды, например, детской мебели, матов, мягких модулей, ширм и т.д.; наличие в Организации или Группе полифункциональных (необладающих жестко закрепленным способом употребления) предметов, в том числе природных материалов, пригодных для использования в разных видах детской активности (в том числе в качестве предметов-заместителей в детской игре).
Безопасность предметно-пространственной среды предполагает соответствие всех ее элементов требованиям по обеспечению надежности и их использования.
Организация самостоятельно определяет средства обучения, в том числе технические, соответствующие материалы (в том числе расходные), игровое, спортивное, оздоровительное оборудование, инвентарь, необходимые для реализации Программы.
При организации предметно – развивающей среды в дошкольном учреждении важнейшим условием является учет возрастных особенностей и потребностей детей, которые имеют свои отличительные признаки. В старшем дошкольном возрасте у ребенка проявляется потребность в игре со сверстниками, в создании своего мира игры.
Созданная эстетическая среда вызывает у детей чувство радости, эмоционально положительное отношение к детскому саду, желание посещать его, обогащает новыми впечатлениями и знаниями, побуждает к активной творческой деятельности, способствует интеллектуальному развитию детей дошкольного возраста. (В.В.Давыдов, Л.В.Занков, А.Н.Леонтьев, Д.Б.Эльконин и др).
Развивающая предметно–пространственная, игровая среда в подготовительной группе.
В старшем дошкольном возрасте происходит интенсивное развитие интеллектуальной, нравственно-волевой и эмоциональной сфер личности. Переход в подготовительную группу связан с изменением психологической позиции детей: они начинают ощущать себя старшими среди других детей в детском саду.
Предметно-развивающая среда организуется так, чтобы каждый ребёнок имел возможность заниматься любимым делом. Размещение оборудования по секторам позволяет детям объединиться подгруппами по общим интересам (конструирование, рисование, ручной труд, театрально-игровая деятельность; экспериментирование). Обязательными в оборудовании являются материалы, активизирующие познавательную деятельность: развивающие игры, технические устройства и игрушки и т. д. Широко используются материалы, побуждающие детей к освоению грамоты.
При проектировании предметно-развивающей среды в группе необходимо выделять следующие основные составляющие:
- пространство;
- время;
- предметное окружение.
Проектирование среды с использованием таких составляющих, позволяет представить все особенности жизнедеятельности ребенка в среде.
Успешность влияния развивающей среды на ребенка обусловлена его активностью в этой среде. Вся организация педагогического процесса предполагает свободу передвижения ребенка. В среде необходимо выделить следующие зоны для различных видов активности:
1 - рабочая
2 - активная
3 – спокойная
Социально-коммуникативное развитие
Центр сюжетно-ролевых игр
«Парикмахерская», «Магазин», «Больница», «Кафе», «Турагентство», «Банк», «Почта», «Ателье», «Школа», «Семья»
Куклы — «мальчики» и «девочки» разных размеров.
Набор для кухни (плита, гриль, кукольные сервизы (кухонный, столовый, чайный).
Наборы овощей и фруктов. Весы и касса. Сумки.
Набор для уборки. Утюги.
Коляска для кукол. Кроватка кукольная. Ванночки для купания кукол. Комплекты одежды для кукол по сезонам, комплекты постельных принадлежностей для кукол, кукольная мебель
Атрибуты для ряженья. Зеркало.
Небольшой домик с мебелью и мелкими куклами для игры в семью.
Патриотический и краеведческий центр
Содержание центра направлено на формирование патриотических чувств, знаний об истории родного города и края, знакомит детей с символикой нашей страны, города, позволяет познакомить детей с истоками фольклора, с народными праздниками, традициями, обычаями и бытом, с народными промыслами России.
Альбомы и наборы открыток с видами достопримечательностей Москвы, Подмосковья, России.
Альбом «Наш город».
Демонстрационный материал герб, флаг, гимн России
Альбом «Панорамы Родины»
Глобус, детские атласы,
Игры по направлению «Человек в истории и культуре» («От кареты до ракеты», «Охота на мамонта» и т. п.).
Центр ОБЖ и ПДД.
Содержание центра направлено на систематизацию знаний детей об устройстве улицы, о дорожном движении. Продолжение знакомства с дорожными знаками. Подведение детей к осознанию необходимости соблюдать правила дорожного движения. Расширение представлений о работе ГИБДД. Воспитание культуры поведения на улице и в общественном транспорте. закрепление знаний правил пожарной, дорожной безопасности, безопасности в быту.
Полотно с изображением дорог, пешеходных переходов из ткани, чтобы можно было складывать и убирать.
Мелкий транспорт.
Макеты домов, деревьев, набор дорожных знаков, светофор.
Небольшие игрушки (фигурки людей).
Жезл, фуражки.
Дидактические игры, наглядные пособия по правилам безопасности на дороге, в быту.
Познавательное развитие
Центр математических и дидактических игр
Центр дидактических игр направлен на развитие сенсорного, зрительного восприятия, развития мелкой моторики рук, развитие ориентировки в пространстве, бинокулярного зрения (одинаковое видение обеими глазами), тактильных ощущений, воображения. Комплектация: матрёшки с вкладышами, вкладыши разной формы, набор палочек разных цветов, игрушки-шнуровки разного вида, сюжетно-дидактические панно с пуговицами, кнопками, разные виды мозаик, лото по разным темам, настольно-печатные игры, настенное панно с геометрическими фигурами.
Материалы в папке: «Соедини по точкам», «Найди отличия», «Какой фигуры не хватает», «Соедини по точкам», «Числовые лабиринты», «Пройди по лабиринту», «Фигурки из палочек», «Повтори узор», «Посчитай фигуры», считалки, математические загадки, математические пословицы и поговорки, схемы танграм, квадрата Воскобовича, логические блоки Деньеша, ребусы, математический тренажер.
Раздаточный материал: плоскостные изображения предметов, геометрические фигуры, набор цифр и знаков, числовые карточки, плоскостные наборы (высокий – низкий, длинный- короткий, широкий узкий), квадрат Воскобовича, танграм, Колумбово яйцо, числовые домики, комплект «Математический набор», счетные палочки.
Демонстрационный материал: плоскостные изображения предметов (цветы, бабочки, зайцы и т.д), панно «Состав числа», числовые карточки, часовой циферблат, панно корзины, панно «Поезд для зверей», числовая лесенка, линейки, панно сюжетное (широкий - узкий, высокий – низкий, длинный- короткий), набор цифр, фигуры животных, дни недели.
Панно для решения примеров и счета в пределах 10.
Дидактические игры: «Соотнеси число и цифру» - снеговики, «Соотнеси число и цифру» - грибы, яблоки, «Найди правильный ключ» (сложение и вычитание в пределах 10), «Соседи цифры», «Больше -меньше», «Помоги ежику собрать яблоки», «Помоги снеговику собрать снежинки», «Посчитай листья», «Посчитай рыбок», «Состав числа», «Влево - вправо», «Веселые кубики», игры на развитие ориентировки по схеме, модели, плану, «Учимся определять время», «Веселая улитка», «Гномик», «Тяжелее - легче», «Грузовик», «Реши пример», «Весы – больше, меньше или равно»,
Песочные часы, чашечные весы, часы (2 штуки), карточки частей суток, макет - Времена года.
Наборы объемных геометрических фигур.
Счеты, счетные палочки.
Центр природы и экспериментирования
Центр природы расположен непосредственно у окна.
Цель: обогащение представления детей о многообразии природного мира, воспитания любви и бережного отношения к природе, приобщение детей к уходу за растениями и животными, формирование начал экологической культуры. В центре природы помещены
Игра «Времена года»
Календарь природы, календарь погоды.
Плакаты времена года
Сюжетные карточки «Времена года» Комнатные растения по программе с указателями, «алгоритм» ухода за комнатными растениями.
Лейки, опрыскиватель, палочки для рыхления почвы кисточки.
Настольно-печатные дидактические игры для формирования первичных естественнонаучных представлений («Дары природы», «Времена года», «Как зовут деревце», «Ходит, плавает, летает» «Звери наших лесов»).
Рядом расположен центр экспериментирования, где мы проводим простейшие опыты, развиваем мышление детей, любознательность, познавательную активность.
Предметное наполнение центра экспериментирования включает в себя:
Лупа, большая и маленькая
Ёмкости для воды
Ёмкость с песком
Камешки плавающие и тонущие
Пластилин плавающий
Шарики воздушные
Формочки
Палочки разной длины
Нитки, проволока
Металлическая ёмкость
Ящик для пособий.
Природный материал: песок, вода, глина, камешки, ракушки, минералы, различные семена и плоды, кора деревьев,
Сыпучие продукты: горох, манка, мука, соль, сахарный песок, крахмал.
Емкости разной вместимости, ложки, лопатки, палочки, воронки, сито.
Аптечные и песочные часы, безмен.
Магниты.
Вспомогательные материалы (пипетки, чашка Петри, оргстекло, шпатели, вата, марля).
Соломка для коктейля разной длины и толщины.
Передники
Емкость для мусора, инвентарь для уборки.
Центр строительных игр
В центре строительных игр собраны технические игрушки: крупные, средние и мелкие машины, спецтехника – самосвалы, грузовики, железная дорога. Здесь же находится мелкий, средний и крупный строительный материал основных цветов и однотонный для сооружения построек,
конструктор «Лего» и игрушки для обыгрывания, простейшие схемы построек и алгоритм их выполнения, набор «Юный строитель», металлический конструктор.
Книга «История о рублике и его друзьях»
Речевое развитие
В речевом центре дети овладевают речью, как средством общения и культуры; развивается связная, грамматически правильная речь, знакомятся с книжной культурой, детской литературой Полка для книг.
Пособия для воспитания правильного физиологического дыхания («Мыльные пузыри», надувные игрушки).
Предметные картинки и сюжетные картинки.
«Алгоритмы», схемы, мнемотаблицы.
Материалы для звукового и слогового анализа и синтеза, анализа и синтеза предложений (разноцветные фишки, магниты, флажки ).
Дидактические игры («Слоговое лото», «Слоговое домино», «Определи место звука», «Подбери слова», «Синий — зеленый», «Разноцветные листья», «Веселый повар», Лото, домино.
Детские книги по программе и любимые книги детей.
Два-три постоянно сменяемых детских журнала.
Детские энциклопедии, справочная литература по всем отраслям знаний, словари и словарики, книги по интересам, книги по истории и культуре русского и других народов.
Иллюстративный материал в соответствии с рекомендациями программы (репродукции картин известных художников).
Художественно-эстетическое развитие
Музыкальный центр
Театрализованная деятельность помогает воспитывать творческую и гармоническую личность, является одним из самых эффективных методов обучения и развития творческих способностей у детей. Играя в игры драматизации ребенок входит в образ, перевоплощается в героя. Живет его
жизнью.
Большая ширма, маленькие ширмы для настольного театра.
Костюмы, маски, атрибуты, элементы декораций для постановки нескольких сказок.
Куклы и игрушки для различных видов театра (плоскостной, стержневой, кукольный, настольный, магнитный, бумажный, пальчиковый, бибабо).
Магнитофон и диски с записью музыки для спектаклей.
Зеркало
Детские музыкальные инструменты: дудочка, свистульки, барабан, бубен, губная гармошка, маракасы, трещотка, погремушки, музыкальные игрушки.
Диски с записью детских песенок и музыкальных произведений (по программе).
Центр художественного творчества
В центре искусства дети знакомятся с основами живописи, скульптуры, графики, народно-прикладным искусством. Учатся осознанно использовать элементарные основы изобразительной грамоты, выражать свои представления об окружающей действительности, передавать в рисунке настроение, характер образа, выражать к нему свое отношение. У детей развивается познавательная активность, любознательность, стремление к самостоятельному размышлению, творчество.
Восковые и акварельные мелки.
Цветной мел.
Гуашевые, акварельные краски.
Фломастеры, цветные карандаши.
Пластилин, глина.
Цветная и белая бумага, картон, обои, наклейки, ткани, нитки, ленты, тесьма, самоклеящаяся пленка, природный материал, старые открытки, проспекты, плакаты, журналы, необходимые для изготовления детьми поделок.
Контейнер с бусинками, контейнер с бисером.
Рулон простых белых обоев.
Кисти, палочки, стеки, ножницы.
Трафареты, печатки
Клей
Доски для рисования мелом, для рисования фломастерами, маленькие доски для индивидуальной работы.
Физическое развитие
Спортивный центр
Подвижные игры дают большую возможность для благоприятного воздействия на здоровье и физическое развитие детей. Подвижные игры дают возможность для развития у детей ловкости, быстроты движения, свободная деятельность является для детей доступной, дает возможность каждому поступать сообразно своим возможностям. В спортивном центре есть массажные мячи, коврики и дорожка, канат, большие и малые мячи, обручи, мячи и мешочки для метания, кольцеброс, «Твистер», «Дартс», косички, кегли, картотека и атрибуты для проведения подвижных игр, картотека пальчиковых и глазных гимнастик, а также индивидуальные коврики, необходимые для проведения утренней гимнастики
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Требования к развивающей предметно-пространственной образовательной среде в условиях введения ФГОС ДО
Образовательная среда – совокупность условий, целенаправленно создаваемых в целях обеспечения полноценного образования и развития детей. Развивающая предметно-пространственная среда – часть образ...
Организация развивающей предметно-пространственной образовательной среды для детей раннего возраста в соответствии с образовательными областями по ФГОС.
Организация развивающей предметно-пространственной образовательной среды для детейраннего возраста в соответствии с образовательными областями по ФГОС....
Создание развивающей предметно-пространственной образовательной среды на основе собственных разработок, авторских пособий в соответствии с ФГОС дошкольного образования
Одним из главных показателей качества дошкольного образования является развивающая предметно-пространственная среда, созданная в соответствии с требованиями федеральных государственных стандартов дошк...
Требования развивающей предметно – пространственной образовательной среды в группе раннего возраста в соответствии с ФГОС ДО
Подготовила воспитатель МАДОУ №17 второй группы раннего возраста №1Гатина Ядвига Ясавиевна Слайд 1 Требования развивающей предметно – пространственной об...
Организация развивающей предметно-пространственной образовательной среды в условиях ФГОС ДО
Организация развивающей предметно- пространственной среды в физкультурном зале в структурном подразделении "ОДОД" в условиях ФГОС ДО...
Организация развивающей предметно-пространственной образовательной среды в подготовительной группе.
Предметно- развивающаяся среда в детсаде....
Создание развивающей предметно-пространственной мини-среды для детей с РАС в условиях инклюзивного образования в группах общеразвивающей направленности ДОО
Презентация длявоспитателей детских садов компенсирующего вида...