Консультация для воспитателей "Что такое воспитывающая среда в ДОО?"
консультация (подготовительная группа)

Ватутина Наталия Борисовна

Консультация поможет воспитателям понять каким образом оформить воспитывающую среду в детском саду.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_dlya_pedagogov_2024.docx22.94 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для педагогов ДОУ

«Создание в группе воспитывающей среды»

Вопросы развития, воспитания, совершенствования человека волновали общество всегда и во все времена. Особенно сейчас, когда все чаще можно встретить жестокость и насилие, проблема воспитания становится все более актуальной. Недостатки и просчеты воспитания обусловлены обострившимися жизненными противоречиями.

Кто как не воспитатель, имеющий возможность влияния на ребенка должен уделить этой проблеме важнейшую роль в своей деятельности. Именно поэтому детский сад, а в частности педагог, решая задачи воспитания, должны опереться на разумное и нравственное в человеке, помочь каждому воспитаннику определить ценностные основы собственной жизнедеятельности.

Поэтому основой нашей работы является обоснование и возможности создания воспитательной среды для формирования личности дошкольника в процессе воспитательной деятельности.

Что же такое воспитательная среда?

Среда воспитания - природные и социально-бытовые условия, в которых находится человек (ребёнок или взрослый), в которых происходит формирование или развитие его как личности и из которых он черпает знания об отношениях.

В истории и теории педагогики понятие среда включает все то, что оказывает влияние на развитие человека.

Следовательно, в нашем случае воспитательная среда - это, прежде всего, гуманные традиционные взаимоотношения между членами коллектива: дисциплина, соблюдение этикета, великодушие, товарищество, забота и внимание к младшим, деликатность по отношению к девочкам, подчёркнутое отношение к старшим, бережное отношение к вещам, к обстановке и т.п.

Создание воспитательной среды в ДОО.

Воспитывающая среда определяется, с одной стороны, целями и задачами воспитания, с другой – культурными ценностями, образцами и практиками. В этом контексте, основными характеристиками среды являются ее насыщенность и структурированность. Воспитывающая среда строится по трем линиям:

 «от взрослого», который создает предметно-пространственную среду, насыщая ее ценностями и смыслами;

 «от совместности ребенка и взрослого»: воспитывающая среда, направленная на взаимодействие ребенка и взрослого, раскрывающего смыслы и ценности воспитания;

 «от ребенка»: воспитывающая среда, в которой ребенок самостоятельно творит, живет и получает опыт позитивных достижений, осваивая ценности и смыслы, заложенные взрослым.

Мы знаем, что воспитательный процесс-процесс непрерывный. Каждую минуту в повседневной жизни, в игре, на занятиях идет воспитательный процесс.

Воспитывающая среда в дошкольном учреждении тесно связана с

развивающей средой. Трудно определить, что влияет больше на ребенка занятия или детсадовский порядок, традиции, заведенные в группе?

На каждом занятии воспитатель ставит перед собой помимо

обучающих и развивающих воспитательные задачи.

Воспитание повседневностью сложное дело. Оно требует от взрослого большого педагогического такта, выдержки, доброты, человечности.

Ребенок- зеркало нравственной жизни родителей и воспитателей.

Каким же должен быть человек, которому доверено воспитание детей?

Для воспитывающей среды, для психологического комфорта в группе важно даже не само слово, а голос, тон, каким было сделано замечание, обращение: холодным или теплым, мягким или жестким, ласковой или официальной формой имени? В группе не должно быть одергиваний, громких разговоров, не делать замечаний через всю группу. А ведь это все примеры поведения для детей. Это показатель воспитавающей среды в группе.

Воспитывающая среда состоит их 4-х направлений

  1. Предметное окружение
  2. Поведенческое окружение
  3. Информационное окружение
  4. Событийное окружение

Предметное окружение

(пространство и наполняемость группы)

Поведенческое окружение

  • Педагог внимателен к просьбам и пожеланиям детей, не оставляет
        их без внимания, выполняет данные обещания
    Педагог демонстрирует уважительное отношение к каждому
    ребенку, к его чувствам и потребностям
  • Педагог умеет подчеркнуть достоинства каждого ребенка и дать ему рекомендации, не унижая его человеческое достоинство
  • Педагог использует доброжелательный недирективный тон речи и соответствующие возникшей педагогической ситуации речевые формулы, позволяющие ребенку почувствовать свою значимость
  • Педагог создает ситуации эмоциональной отзывчивости,
    сопереживания, как в среде детей, так и в среде взрослых
  • Педагог умеет сдерживать эмоции даже в сложных конфликтных ситуациях
  • Взрослые демонстрируют примеры уважительного отношения к другу, дружелюбной коммуникации, даже в проблемных ситуациях
  • Педагоги сотрудничают друг с другом при подготовке важных
    событий в группе и саду

Информационное окружение

(детская литература, мультфильмы, картины, музыка)

  • Знакомство с поступками исторически
    значимых представителей нашей страны в литературе, мультфильмах, картинах
  • Знакомство с образами дружбы,
    осознания себя в фольклоре и детской литературе, мультфильмах, картинах
  • Знакомство с инициативными и
    творческими людьми в литературе, мультфильмах, картинах, музыке

Событийное окружение

(праздники, утренники, развлечения, досуги, акции, выход в другие группы, обсуждения на утреннем и вечернем круге и т.п.)

  • Педагоги обсуждают с детьми на общем сборе (утреннем, вечернем круге) сложные и спорные морально-этические вопросы, анализируют ситуации, произошедшие в группе
  • Дети принимают участие в подготовке к празднованию значимых
    событий
  • Дети выходят в другие группы для проявления милосердия и заботы
  • Дети принимают участия в различных акциях (живые письма, сбор
    макулатуры, добрые крышечки и т.п.)
  • В группу периодически приглашаются различные гости - герои

Взаимодействие образовательной, социальной и природной среды, а также взаимодействия педагогов, родителей и детского коллектива в системе отношений предполагает включение разнообразных форм, методов и средств, направленных на формирование опыта коммуникации ребёнка, его познавательной деятельности и на удовлетворение его потребностей в общении, творчестве. Такое целостное взаимодействие позволит воспитанникам пройти более лёгкую адаптацию готовности к школе.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

статья Физическое и оздоровительное направление через воспитывающие среды

В статье  рассказано как воспитывающие среды развивают физические качества ребенка и не только.......

«Лучшая воспитывающая среда познавательной направленности»

Идея Реджио - подхода заключается в том, что дети способны сами развивать свой интеллект. Реджио - это опыт отношения к детству и воспитанию детей. Этот метод рассматривает окружающую среду как ...

Презентация "Технологии интерактивного обучения - эффективная модель построения воспитывающей среды"

Суть интерактивного обучения :-процесс обучения осуществляется в условиях постоянного, активного взаимодействия всех воспитанников, ребенок и педагог являются равноправными субъектами обучения.-исполь...

Консультация для педагогов «Воспитывающая среда в детском саду: из чего состоит и как ее оценить»

Консультация для педагогов«Воспитывающая среда в детском саду: из чего состоит и как ее оценить»Цель: знакомство с особенностями организации воспитывающей пространствен...

Консультация для воспитателей "Что такое воспитывающая среда?"

Консультация дает разъяснения воспитателям о том, что такое воспитывающая среда в детском саду, на что следует обращать вниание педагогу при общении с детьми....

Памятка для воспитателей "Воспитывающая среда. Организация предметно-пространственной среды "

Памятка составлена на основе положений Федеральной образовательной программы дошкольного образования п.29.3.6. (Приказ Минпросвещения РФ №1028 от 25.11.2022). "Реализация воспитательного потенциа...