Консультация для воспитателей "Что такое воспитывающая среда в ДОО?"
консультация (подготовительная группа)
Консультация поможет воспитателям понять каким образом оформить воспитывающую среду в детском саду.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konsultatsiya_dlya_pedagogov_2024.docx | 22.94 КБ |
Предварительный просмотр:
Консультация для педагогов ДОУ
«Создание в группе воспитывающей среды»
Вопросы развития, воспитания, совершенствования человека волновали общество всегда и во все времена. Особенно сейчас, когда все чаще можно встретить жестокость и насилие, проблема воспитания становится все более актуальной. Недостатки и просчеты воспитания обусловлены обострившимися жизненными противоречиями.
Кто как не воспитатель, имеющий возможность влияния на ребенка должен уделить этой проблеме важнейшую роль в своей деятельности. Именно поэтому детский сад, а в частности педагог, решая задачи воспитания, должны опереться на разумное и нравственное в человеке, помочь каждому воспитаннику определить ценностные основы собственной жизнедеятельности.
Поэтому основой нашей работы является обоснование и возможности создания воспитательной среды для формирования личности дошкольника в процессе воспитательной деятельности.
Что же такое воспитательная среда?
Среда воспитания - природные и социально-бытовые условия, в которых находится человек (ребёнок или взрослый), в которых происходит формирование или развитие его как личности и из которых он черпает знания об отношениях.
В истории и теории педагогики понятие среда включает все то, что оказывает влияние на развитие человека.
Следовательно, в нашем случае воспитательная среда - это, прежде всего, гуманные традиционные взаимоотношения между членами коллектива: дисциплина, соблюдение этикета, великодушие, товарищество, забота и внимание к младшим, деликатность по отношению к девочкам, подчёркнутое отношение к старшим, бережное отношение к вещам, к обстановке и т.п.
Создание воспитательной среды в ДОО.
Воспитывающая среда определяется, с одной стороны, целями и задачами воспитания, с другой – культурными ценностями, образцами и практиками. В этом контексте, основными характеристиками среды являются ее насыщенность и структурированность. Воспитывающая среда строится по трем линиям:
− «от взрослого», который создает предметно-пространственную среду, насыщая ее ценностями и смыслами;
− «от совместности ребенка и взрослого»: воспитывающая среда, направленная на взаимодействие ребенка и взрослого, раскрывающего смыслы и ценности воспитания;
− «от ребенка»: воспитывающая среда, в которой ребенок самостоятельно творит, живет и получает опыт позитивных достижений, осваивая ценности и смыслы, заложенные взрослым.
Мы знаем, что воспитательный процесс-процесс непрерывный. Каждую минуту в повседневной жизни, в игре, на занятиях идет воспитательный процесс.
Воспитывающая среда в дошкольном учреждении тесно связана с
развивающей средой. Трудно определить, что влияет больше на ребенка занятия или детсадовский порядок, традиции, заведенные в группе?
На каждом занятии воспитатель ставит перед собой помимо
обучающих и развивающих воспитательные задачи.
Воспитание повседневностью сложное дело. Оно требует от взрослого большого педагогического такта, выдержки, доброты, человечности.
Ребенок- зеркало нравственной жизни родителей и воспитателей.
Каким же должен быть человек, которому доверено воспитание детей?
Для воспитывающей среды, для психологического комфорта в группе важно даже не само слово, а голос, тон, каким было сделано замечание, обращение: холодным или теплым, мягким или жестким, ласковой или официальной формой имени? В группе не должно быть одергиваний, громких разговоров, не делать замечаний через всю группу. А ведь это все примеры поведения для детей. Это показатель воспитавающей среды в группе.
Воспитывающая среда состоит их 4-х направлений
- Предметное окружение
- Поведенческое окружение
- Информационное окружение
- Событийное окружение
Предметное окружение
(пространство и наполняемость группы)
Поведенческое окружение
- Педагог внимателен к просьбам и пожеланиям детей, не оставляет
их без внимания, выполняет данные обещания
Педагог демонстрирует уважительное отношение к каждому
ребенку, к его чувствам и потребностям - Педагог умеет подчеркнуть достоинства каждого ребенка и дать ему рекомендации, не унижая его человеческое достоинство
- Педагог использует доброжелательный недирективный тон речи и соответствующие возникшей педагогической ситуации речевые формулы, позволяющие ребенку почувствовать свою значимость
- Педагог создает ситуации эмоциональной отзывчивости,
сопереживания, как в среде детей, так и в среде взрослых - Педагог умеет сдерживать эмоции даже в сложных конфликтных ситуациях
- Взрослые демонстрируют примеры уважительного отношения к другу, дружелюбной коммуникации, даже в проблемных ситуациях
- Педагоги сотрудничают друг с другом при подготовке важных
событий в группе и саду
Информационное окружение
(детская литература, мультфильмы, картины, музыка)
- Знакомство с поступками исторически
значимых представителей нашей страны в литературе, мультфильмах, картинах - Знакомство с образами дружбы,
осознания себя в фольклоре и детской литературе, мультфильмах, картинах - Знакомство с инициативными и
творческими людьми в литературе, мультфильмах, картинах, музыке
Событийное окружение
(праздники, утренники, развлечения, досуги, акции, выход в другие группы, обсуждения на утреннем и вечернем круге и т.п.)
- Педагоги обсуждают с детьми на общем сборе (утреннем, вечернем круге) сложные и спорные морально-этические вопросы, анализируют ситуации, произошедшие в группе
- Дети принимают участие в подготовке к празднованию значимых
событий - Дети выходят в другие группы для проявления милосердия и заботы
- Дети принимают участия в различных акциях (живые письма, сбор
макулатуры, добрые крышечки и т.п.)
- В группу периодически приглашаются различные гости - герои
Взаимодействие образовательной, социальной и природной среды, а также взаимодействия педагогов, родителей и детского коллектива в системе отношений предполагает включение разнообразных форм, методов и средств, направленных на формирование опыта коммуникации ребёнка, его познавательной деятельности и на удовлетворение его потребностей в общении, творчестве. Такое целостное взаимодействие позволит воспитанникам пройти более лёгкую адаптацию готовности к школе.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
статья Физическое и оздоровительное направление через воспитывающие среды
В статье рассказано как воспитывающие среды развивают физические качества ребенка и не только.......
Презентация на тему «Технологии интерактивного обучения - эффективная модель построения воспитывающей среды»
Презентация...
«Лучшая воспитывающая среда познавательной направленности»
Идея Реджио - подхода заключается в том, что дети способны сами развивать свой интеллект. Реджио - это опыт отношения к детству и воспитанию детей. Этот метод рассматривает окружающую среду как ...
Презентация "Технологии интерактивного обучения - эффективная модель построения воспитывающей среды"
Суть интерактивного обучения :-процесс обучения осуществляется в условиях постоянного, активного взаимодействия всех воспитанников, ребенок и педагог являются равноправными субъектами обучения.-исполь...
Консультация для педагогов «Воспитывающая среда в детском саду: из чего состоит и как ее оценить»
Консультация для педагогов«Воспитывающая среда в детском саду: из чего состоит и как ее оценить»Цель: знакомство с особенностями организации воспитывающей пространствен...
Консультация для воспитателей "Что такое воспитывающая среда?"
Консультация дает разъяснения воспитателям о том, что такое воспитывающая среда в детском саду, на что следует обращать вниание педагогу при общении с детьми....
Памятка для воспитателей "Воспитывающая среда. Организация предметно-пространственной среды "
Памятка составлена на основе положений Федеральной образовательной программы дошкольного образования п.29.3.6. (Приказ Минпросвещения РФ №1028 от 25.11.2022). "Реализация воспитательного потенциа...