Консультация для педагогов «Воспитывающая среда в детском саду: из чего состоит и как ее оценить»
консультация (подготовительная группа)

Яхонтова Галина Алексеевна

Консультация для педагогов

«Воспитывающая среда в детском саду: из чего состоит и как ее оценить»

Цель: знакомство с особенностями организации воспитывающей пространственной среды в детском саду.

Если с понятием РППС педагоги уже знакомы и знают, каким требованиям она должна отвечать, то к воспитывающей среде у практиков есть вопросы. Разработчики примерной рабочей программы воспитания для детских садов определили ее как особую форму организации образовательного процесса, который реализует задачи воспитания. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_dlya_pedagogov_vospit.sr_.docx154.75 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«Центр развития ребёнка «Детский сад № 1 «Жар-птица»

658227, г. Рубцовск, проспект Ленина, 271

тел. (38557) 7-00-75, тел/факс (38557) 7-00-76

e-mail: 1-dsad@mail.ru

Консультация для педагогов

«Воспитывающая среда в детском саду: из чего состоит и как ее оценить»

Picture background

Разработала: Яхонтова Галина Алексеевна,

воспитатель

МАДОУ «ЦРР д/с №1 «Жар-птица»

г. Рубцовск, 2022 год

Цель: знакомство с особенностями организации воспитывающей пространственной среды в детском саду.

Если с понятием РППС педагоги уже знакомы и знают, каким требованиям она должна отвечать, то к воспитывающей среде у практиков есть вопросы. Разработчики примерной рабочей программы воспитания для детских садов определили ее как особую форму организации образовательного процесса, который реализует задачи воспитания. Российские ученые в области педагогики конкретизируют понятие воспитывающей среды как предметно-пространственное, поведенческое, событийное, информационное и культурное окружение ребенка, в котором он развивается как личность. Таким образом, воспитывающая среда – это больше, чем просто мебель и игровое оборудование. Это и люди, которые окружают ребенка, и события, деятельность, в которых он участвует. На основе этого можно выделить три основных компонента воспитывающей среды: предметно-пространственная, социально-коммуникативная и информационная среда.

Компонент 1. Предметно-пространственная среда

Воспитывающая среда должна соответствовать:

  • требованиям ФГОС;
  • программе воспитания, а именно ценностным ориентирам патриотизма, семьи, сотрудничества, здоровья, познания, труда, красоты;
  • возрастным возможностям и особенностям воспитанников

Основные характеристики воспитывающей среды – насыщенность и структурированность. Примерная рабочая программа воспитания предусматривает, что среда должна отражать региональные, этнографические, конфессиональные и другие особенности социокультурных условий, в которых находится ДОО. Она должна быть экологичной и безопасной, гармоничной и эстетически привлекательной.

Среда в детском саду должна погружать детей в культуру России, знакомить с особенностями региональной культурной традиции. У детей должна быть возможность общаться, играть, познавать новое, экспериментировать, посильно трудиться, приобщаться к здоровому образу жизни.

Кроме наполнения среды, большое значение имеет, какие функциональные пространства она включает. Все пространства детского сада, в том числе территория, должны соответствовать специфике детской деятельности. С учетом основных видов деятельности можно выделить пять пространств, которые должны быть в среде детского сада (подп. 4 п. 1.2, п. 2.7 ФГОС): пространство познавательно-исследовательской деятельности, интеллектуальной и учебной деятельности, творческой продуктивной деятельности, конструирования, игровой деятельности.

В традиции воспитания детей есть также культурные практики (п. 2.9 ФГОС). Для них тоже необходимо создать условия, оборудовать пространство. Например, удобные, уютные, уединенные уголки для чтения; комфортную обстановку для бесед; экран для просмотров кино и мультфильмов; материалы и свободное пространство для строительства. Пространства для культурных практик могут быть как в каждой группе, так и общие. В этом случае педагоги будут использовать их со своими группами по очереди в разное время. Воспользуйтесь чек-листами, чтобы оценить материально-техническую базу и функциональные пространства детского сада.

Четыре доступных способа, как разнообразить РППС

Важно не экономить на творчестве детей. Отдавайте детям их работы домой после того, как сфотографируете для различных отчетов. Не экономьте, например, пластилин – не ломайте то, во что ребенок вложил душу и немало труда. Чтобы сэкономить, есть другие способы.

Способ 1. Предлагайте родителям приносить в детский сад игрушки и книги, из которых ребенок «вырос», – документы о соответствии нужны только на вновь приобретаемые игрушки (п. 3.2.3 СП 2.4.3648-20). Дети помладше будут играть в старые новые игрушки и изучать старые новые книги с удовольствием. Чем больше предметов в РППС, тем меньше конфликтов из-за того, кто с чем будет играть.

Способ 2. Не пренебрегайте неполными наборами конструктора, от которых родители решили избавиться. Детям до пяти лет не нужны конструкторы в полном наборе, потому что они не работают с образцами и моделями. В то же время им нужен разнообразный материал.

Способ 3. Рекомендуем, также использовать природный и бросовый материал. Он имеет большой потенциал для развития воображения детей. Пригодится цветная фольга, коробки, баночки, упаковочная, обычная и крафтовая бумага – из них получаются стильные авторские изделия, которые смотрятся интереснее и эстетичнее, чем поделки из стандартных наборов цветной бумаги.

Способ 4. Не выбрасывайте обрезки. Их всегда можно творчески и по-разному использовать.

Компонент 2. Социально-коммуникативная среда

В ДОО должны быть четкие правила поведения для всех, чтобы социально-коммуникативная среда была благоприятной.

Культура поведения взрослых в детском саду – одна из составляющих воспитывающей среды. Именно от того, как педагоги взаимодействуют с детьми, родителями, коллегами, во многом зависит эффективность воспитательной работы. Таким образом, социально-коммуникативную среду как компонент воспитывающей среды составляют детско-взрослое, детское, профессионально-родительское сообщества и особенности взаимодействия участников этих сообществ.

Правила поведения. Взрослые и дети должны соблюдать правила поведения. Они должны быть в каждом из сообществ. В детском и детско-взрослом сообществах это нормы и правила жизни группы, в профессионально-родительском и детско-взрослом – этический кодекс педагогов, нормы профессионального поведения. Какие нормы поведения должны соблюдать педагоги, смотрите в памятке.

Адекватные запреты. В правилах группы могут быть запреты. Их не должно быть много, и касаться они должны принципов совместной жизни в группе.

Пример:

В группе у всех должна быть личная физическая неприкосновенность, поэтому нельзя бить и обижать других. Все в группе должны уважать деятельность друг друга, поэтому нельзя без разрешения другого ребенка изменять или ломать его работы. Все должны уважать личную собственность как часть личного пространства, поэтому нельзя без разрешения брать и использовать личные вещи других детей и взрослых.

Традиции и ритуалы. Они помогут сплотить детей в группе. Вы, как педагог, может сформировать в группе традиции утреннего круга, на котором дети будут приветствовать друг друга и планировать день. В ходе вечернего круга дошкольники будут обсуждать, что с ними произошло за день. Также в группе могут быть свои традиции праздновать дни рождения детей и проводить встречи с родителями, на которых они поделятся с дошкольниками своим опытом, знаниями, увлечениями.

Индивидуальный подход. Задача педагогов – создавать в группе условия, в которых дошкольники смогут реализовать свои планы, замыслы и стремления. Решить эту задачу педагогам поможет индивидуальный подход к детям, когда они предоставляют свободу выбора каждому воспитаннику.

Пример:

В ходе воспитательно-образовательной работы педагоги должны считаться с тем, что дети делают все в разном темпе. Для некоторых естественно делать все медленно, например, есть и пить. Важно уважать предпочтения и привычки ребенка в той мере, в какой это возможно без вреда для здоровья. Всегда кто-то из детей не любит какие-то блюда, кто-то может в определенный момент времени захотеть заниматься своим делом. Поэтому педагоги должны давать детям эту свободу: не принуждать есть нелюбимую пищу, не заставлять участвовать в занятиях. Вместо этого необходимо находить способы позитивной мотивации: хвалить блюда, делать занятия увлекательными.

Доброжелательный настрой. Педагог определяет общую атмосферу, настрой группы. Спокойная обстановка, отсутствие спешки, разумная сбалансированность планов – необходимые условия нормальной жизни и развития детей. В течение дня ни педагог, ни дети не должны чувствовать напряжение от того, что они что-то не успевают, куда-то спешат.

Чтобы обеспечить спокойствие в группе, воспитатели должны быть в доброжелательном настроении, вести себя с детьми спокойно. Важно говорить негромко и не слишком быстро, жестикулировать мягко. Не нужно спешно оценивать поступки, работы и высказывания детей.

Задача воспитателей – следить за уровнем шума в группе: слишком громкие голоса детей, резкие интонации создают постоянный дискомфортный фон.

Компонент 3. Информационная среда

Наглядный и демонстрационный материал сейчас преимущественно находится не на полках, а в интернете. Поэтому о качестве занятий можно судить скорее по наличию и качеству электронной библиотеки в детском саду. Это сокровищница, копилка опыта и ресурс, который помогает педагогам готовиться к занятиям.

Таким образом, информационная среда в ДОО включает не только привычный бумажный формат обучающего материала, но и цифровые демонстрационные материалы в высоком качестве: мультимедийные презентации, видеоролики, аудиозаписи, онлайн-трансляции с камер по всему миру и из космоса. Чек-лист, чтобы оценить информационную среду детского сада, смотрите далее.

Чек-лист, чтобы оценить информационную среду детского сада

Информационное пространство групп

Уровень качества информационной среды

1-й уровень – «Базовый»

2-й уровень – «Базовый + »

3-й уровень – «Идеал»

Для детей 2-3- лет

  • Книги-картинки
  • Магнитная доска
  • Аудиозаписи музыки и сказок, фонохрестоматии
  • Познавательные мультфильмы
  • Компьютер педагога с большим экраном

Для детей 3-4 лет

  • Плакаты «Цифры», «Цвет», «Форма»
  • Магнитная доска
  • Аудиозаписи музыки и сказок, фонохрестоматии
  • Познавательные мультфильмы
  • Мультфильмотека
  • Компьютер педагога с большим экраном

Для детей 4-5 лет

  • Коллекции
  • Настенное магнитное панно с буквами и цифрами
  • Настенная карта мира физическая
  • Числовой ряд
  • Детские атласы
  • Познавательная литература
  • Магнитная доска
  • Аудиозаписи музыки и сказок, фонохрестоматии
  • Познавательные мультфильмы
  • Кинофильмы для детей
  • Планшеты для детей
  • Электронная библиотека дидактических ресурсов
  • Интерактивная доска

Для детей 5-8 лет

  • Календари
  • Символы государства (республики, края, города)
  • Физическая и политическая карта мира
  • Глобус
  • Детские энциклопедии, атласы, словари
  • Плакат «Алфавит»
  • Магнитная доска
  • Аудиозаписи музыки и сказок, фонохрестоматии
  • Познавательные мультфильмы
  • Кино для детей
  • Лента времени
  • Книги по дизайну интерьеров
  • Книги по ювелирному искусству
  • Книги по архитектуре
  • Книги по истории моды
  • Книги по фотографии

Используемая литература:

  1. Недвецкая Т. М. Создание здоровьесберегающей и безопасной образовательной среды в современном учреждении дошкольного образования // «Пралеска». — 2018.
  2. Полякова М. Н. Построение развивающей среды в детском дошкольном учреждении. — СПб.: Детство-пресс, 2014



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для педагогов "Использование в практике детского сада элементов ритмической гимнастики"

Ритмическая гимнастика в детском саду представляет собой систему физических упражнений, выполняемых  под музыку. Она способствует развитию у детей мышечной свободы, выразительности, красоты, грац...

Консультация для педагогов «Cовременый дизайн в детском саду"

В данной консультации педагогам предлагается обустроить каждый уголок в своей группе и в коридоре так, чтобы дети приходили в детский сад с радостью, с удовольствием и им было уютно и тепло....

Консультация для педагогов "Оздоровительная работа в детском саду"

Основными задачами детского сада по физическому воспитанию дошкольников являются:Охрана и укрепление здоровья детейФормирование жизненно необходимых двигательных умений и навыков ребёнка в соответстви...

Консультация для педагогов "Совместная коррекционная работа детского сада и семьи в формировании речевой готовности детей к школе"

В данном материале показаны направления работы дошкольного учреждения и семьи в речевом развитии ребёнка....

Консультация: «Организация спортивно-оздоровительной среды в детском саду»

Консультация: «Организация спортивно-оздоровительной среды в детском саду»...

Консультация для педагогов: «Правильное питание в детском саду. Культура питания в детском саду.

Консультация для педагогов: «Правильное питание в детском саду. Культура питания в детском саду....