«Лучшая воспитывающая среда познавательной направленности»
статья
Идея Реджио - подхода заключается в том, что дети способны сами развивать свой интеллект. Реджио - это опыт отношения к детству и воспитанию детей. Этот метод рассматривает окружающую среду как «третьего воспитателя». Если не будет ничего вокруг создано, то у ребёнка и не появится желание что-то исследовать, не появится никаких вопросов. Среда направляет, обучает и воспитывает!
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
luchshaya_vospityvayushchaya_sreda.docx | 24.08 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Детский сад № 34 «Красная шапочка»
«Лучшая воспитывающая среда
познавательной направленности»
Каждый день мир меняется. То, что мы знаем – это капля.
То, чего мы не знаем - это океан.
Наблюдай и ты почувствуешь этот мир
Время стремительно, открытия неизбежны.
И именно нам педагогам предстоит воспитать поколение, которое будет готово к этим открытиям.
Сегодня нам хочется открыть для вас двери нашего детского сада.
В нашем дошкольном учреждении созданы условия для воспитания и обучения детского коллектива в целом, а также каждому воспитаннику предоставлена возможность проявить свою индивидуальность.
В связи с этим, в дошкольном учреждении произошли изменения способа организации детских видов деятельности: не руководство взрослого, а совместная (партнерская) деятельность взрослого и ребенка. Здесь нам помогла педагогика Реджио, которая внедрена в педагогический процесс и успешно реализуется нами на протяжении двух лет.
Идея Реджио - подхода заключается в том, что дети способны сами развивать свой интеллект. Реджио - это опыт отношения к детству и воспитанию детей. Этот метод рассматривает окружающую среду как «третьего воспитателя». Если не будет ничего вокруг создано, то у ребёнка и не появится желание что-то исследовать, не появится никаких вопросов. Среда направляет, обучает и воспитывает!
Реджио - педагогику называют педагогикой пространства, которое включает в себя следующие локации – речевая и математическая, биологическая и географическая, практической жизни и лабораторных исследований, уголок уединения, локация сюжета и драматизации. Это пространство должно быть комфортным и никак не ограничивать возможности и свободу ребёнка.
Наше дошкольное учреждение является региональной инновационной площадкой по направлению «Организационно-педагогические условия реализации этнокультурного компонента в образовании». В связи с этим в данной локации познавательный интерес ребенка направлен на ознакомление дошкольников с историческим, культурным, национальным, природно-экологическим своеобразием родного региона. В рамках реализации инновационной деятельности, педагогами дошкольного учреждения была создана коллекция дидактического пособия. Эстетичность, красочность и мобильность которого, активизирует интерес у детей к изучению родного края – Кемеровской области.
В Математической локации у детей созданы условия для воспитания детского любопытства, свободы действий, умения действовать в парах, группах, уважения к партнеру.
«Раз ступенька, два ступенька будет лесенка…». Разве не с этого начинается знакомство малыша с математикой? Первые фигуры и формы, первые цифры, порядковый счет и количество. Предметно-чувственная деятельность позволяет осознанно овладевать навыками счета и измерения.
В Речевой локации созданы условия для воспитания ответственности, коммуникативных навыков и любви к словесному искусству.
Не зная азбуки, дети часто начинают самостоятельно выводить буквы или слова, хотя еще не знакомы с алфавитом. Это среда, которая приглашает к знакомству с речевыми навыками, пополняет и совершенствует активную речь ребёнка, даёт возможность делать элементарные обобщения и формировать связную речь.
В локации практической деятельности дети учатся самостоятельности, ответственности, чувству взаимопомощи, уверенности в себе, любви к маме и желанию ей помогать.
Здесь ребёнок на практике осваивает действия, которые пригодятся ему в реальной жизни – стирать и гладить бельё, резать овощи, убирать за собой, пересыпать и переливать, самостоятельно одеваться, застегивать пуговицы, обращаться с прищепками, замочками и кнопками. Ребёнок здесь соревнуется сам с собой, обретая уверенность в собственных силах.
В локации лабораторных исследований для развития внимания, исследовательских ощущений, воспитание интереса к новым открытиям, партнерских взаимоотношений.
Источником открытий и новых познаний для ребенка может стать любой предмет, поэтому в нашей лаборатории используются приборы – помощники. Дети изучают и открывают законы нашего мира: вода мокрая, из сухого песка нельзя ничего построить, магнит притягивает железные предметы. Это действительно так. Но дети должны сами в этом убедиться.
Уголок уединения воспитывает эмоциональную отзывчивость, чувство защищенности и безопасности, любовь к своей семье.
Здесь ребёнок может побыть наедине с собой, поиграть с любимой игрушкой, посмотреть альбом с семейными фотографиями или просто помечтать.
В локации сюжета и драматизации созданы условия для воспитания уверенности в себе, детской инициативы, эмоциональной отзывчивости, творческого начала и актерского мастерства.
Это среда для перевоплощений и проявлений актерских способностей. Выдумывая игровой сюжет, дети участвуют в инсценировке, пробуют себя в роли разных профессий, активно обмениваются своими эмоциями и впечатлениями.
Реджио-пространство насыщено материалами, где каждый из них имеет глубокое дидактическое значение, направлен на самостоятельное освоение детьми новых понятий, нахождение закономерностей и исследование свойств. Ребёнок здесь живет, играет, чувствует, проходит уникальный путь познания, увлекаясь и выбирая занятие по душе. Воспитание и развитие осуществляется в процессе выполнения практических задач, в которых дети не только узнают мир, но и учатся работать в коллективе. В группах занимаются дошкольники разного возраста: старшие проявляют заботу о маленьких детях, а те в свою очередь, стараются учиться у более взрослых. Это позволяет воспитывать детей отлично адаптированных к жизненным условиям.
Когда ребёнок познаёт мир, не стоит вмешиваться. Дети могут контролировать своё обучение и развитие. Они учатся, прикасаясь к предметам, двигаясь в пространстве, прислушиваясь и присматриваясь к окружающей среде. Благодаря такому подходу к воспитанию и обучению, педагоги стимулируют развитие и расширяют возможности для каждого ребёнка.
Особенностью познавательной среды нашего детского сада является коллекция бизибордов, изготовленных руками педагогов и родителей. Бизиборд – это многофункциональное оригинальное пособие, способствующие комплексному развитию детей, это революционный подход к детскому развитию, раскрытию потенциала ребенка.
Бизиборды" задают игровой формат образовательному процессу, соответствуют требованиям федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования, предъявляемым к предметно-пространственной среде дошкольного учреждения, не имеет возрастных ограничений, способствует развитию психических процессов, воспитывает интерес и любознательность. Благодаря разноплановому наполнению, бизиборд может быть использован в любой локации.
«Нет такой стороны воспитания, на которую обстановка не оказывала бы влияние. Среди неё ребёнок будет жить, развиваться, а его духовный рост будет совершенствоваться из самого себя, от природы…».
Для того, чтобы ребёнок учился всему легко и с удовольствием, важно дать ему свободу мышления, действий и чувств. И эту свободу он находит здесь!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
К проблеме проектирования предметно-развивающей среды познавательной направленности для детей старшего дошкольного возраста
В статье анализируется влияние среды на познавательное развитие детей старшего дошкольного возраста. Представлены рекомендации для педагогов по улучшению качества предметно-развивающей среды познавате...
статья Физическое и оздоровительное направление через воспитывающие среды
В статье рассказано как воспитывающие среды развивают физические качества ребенка и не только.......
Презентация на тему «Технологии интерактивного обучения - эффективная модель построения воспитывающей среды»
Презентация...
Презентация "Технологии интерактивного обучения - эффективная модель построения воспитывающей среды"
Суть интерактивного обучения :-процесс обучения осуществляется в условиях постоянного, активного взаимодействия всех воспитанников, ребенок и педагог являются равноправными субъектами обучения.-исполь...
Воспитывающая среда в жизни ребенка
Каждый из людей приобретает собственное начало в семье. Во многом от семейного воспитания зависит то каким станет дошкольник. Все без исключения значения, какие сумели вложить отец с матерью в детей, ...
Модель воспитывающей среды в ДОУ
Как построить воспитывающую среду, на какие принципы опираться, какие линии предусмотреть при её построении,. в данной работе представлена модель воспитывающей среды нашего ДОУ....
Формирование воспитывающей среды «Радуга» младшей группы №11
РППС – это Определённое пространство, организационно оформленное и предметно насыщенное, приспособленное для удовлетворения потребностей ребёнка в познании, общении, труде, физическом и дух...