«Лучшая воспитывающая среда познавательной направленности»
статья

Андреева Елена Семеновна.

Идея Реджио - подхода заключается в том, что дети способны сами развивать свой интеллект. Реджио - это опыт отношения к детству и воспитанию детей. Этот метод рассматривает окружающую среду как «третьего воспитателя». Если не будет ничего вокруг создано, то у ребёнка и не появится желание что-то исследовать, не появится никаких вопросов. Среда направляет, обучает и воспитывает!

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл luchshaya_vospityvayushchaya_sreda.docx24.08 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Детский сад № 34 «Красная шапочка»

«Лучшая воспитывающая среда

познавательной направленности»

Каждый день мир меняется. То, что мы знаем – это капля.

То, чего мы не знаем - это  океан.

Наблюдай и ты почувствуешь этот мир

 Время стремительно, открытия неизбежны.

И именно нам педагогам предстоит воспитать поколение, которое будет готово к этим открытиям.

Сегодня нам хочется открыть для вас двери нашего детского сада.

         В нашем дошкольном учреждении  созданы условия для воспитания и обучения детского коллектива в целом, а также  каждому воспитаннику предоставлена возможность проявить свою индивидуальность.

В связи с этим, в дошкольном учреждении произошли изменения способа  организации детских видов деятельности: не руководство взрослого, а совместная (партнерская) деятельность взрослого и ребенка. Здесь нам помогла педагогика Реджио, которая внедрена в педагогический процесс и успешно реализуется нами на протяжении двух лет.

Идея Реджио - подхода заключается в том, что дети способны сами развивать свой интеллект. Реджио - это опыт отношения к детству и воспитанию детей. Этот метод рассматривает окружающую среду как «третьего воспитателя». Если не будет ничего вокруг создано, то у ребёнка и не появится желание что-то исследовать, не появится никаких вопросов. Среда направляет, обучает и воспитывает!

          Реджио - педагогику называют педагогикой пространства, которое включает в себя следующие локации –  речевая и математическая, биологическая и географическая,  практической жизни и лабораторных исследований, уголок уединения, локация сюжета и драматизации.  Это пространство должно быть комфортным и никак не ограничивать возможности и свободу ребёнка.    

      Наше дошкольное учреждение является региональной инновационной площадкой по направлению «Организационно-педагогические условия реализации этнокультурного компонента в образовании».  В связи с этим в данной локации познавательный интерес ребенка направлен на ознакомление дошкольников с историческим, культурным, национальным, природно-экологическим своеобразием родного региона. В рамках реализации инновационной деятельности, педагогами дошкольного учреждения была создана коллекция дидактического пособия. Эстетичность, красочность и мобильность которого, активизирует интерес у детей к изучению родного края – Кемеровской области.

         В  Математической локации у детей  созданы условия для воспитания детского любопытства, свободы действий, умения действовать в парах, группах, уважения к партнеру.

«Раз ступенька, два ступенька будет лесенка…». Разве не с этого начинается знакомство малыша с математикой? Первые фигуры и формы, первые цифры, порядковый счет и количество. Предметно-чувственная деятельность позволяет осознанно овладевать навыками счета и измерения.

В Речевой локации созданы условия для воспитания ответственности, коммуникативных навыков и любви к словесному искусству.

Не зная азбуки, дети часто начинают самостоятельно выводить буквы или слова, хотя еще не знакомы с алфавитом. Это среда, которая приглашает к знакомству с речевыми навыками, пополняет и совершенствует активную речь ребёнка, даёт возможность делать элементарные обобщения и формировать связную речь.

В локации практической деятельности дети учатся самостоятельности, ответственности, чувству взаимопомощи, уверенности в себе, любви к маме и желанию ей помогать.

Здесь ребёнок на практике осваивает действия, которые пригодятся ему в реальной жизни – стирать и гладить бельё, резать овощи, убирать за собой, пересыпать и переливать, самостоятельно одеваться, застегивать пуговицы, обращаться с прищепками, замочками и кнопками. Ребёнок здесь соревнуется сам с собой, обретая уверенность в собственных силах.

В локации лабораторных исследований для развития внимания, исследовательских ощущений, воспитание интереса к новым открытиям, партнерских взаимоотношений.

Источником открытий и новых познаний для ребенка может стать любой предмет, поэтому в нашей лаборатории используются приборы – помощники. Дети изучают и открывают законы нашего мира: вода мокрая, из сухого песка нельзя ничего построить, магнит притягивает железные предметы. Это действительно так. Но дети должны сами в этом убедиться.

Уголок уединения воспитывает эмоциональную отзывчивость, чувство защищенности и безопасности, любовь к своей семье.

Здесь ребёнок может побыть наедине с собой, поиграть с любимой игрушкой, посмотреть альбом с семейными фотографиями или просто помечтать.

В локации сюжета и драматизации созданы условия для воспитания уверенности в себе, детской инициативы, эмоциональной отзывчивости, творческого начала и актерского мастерства.

Это среда для перевоплощений и проявлений актерских способностей. Выдумывая игровой сюжет, дети участвуют в инсценировке, пробуют себя в роли разных профессий, активно обмениваются своими эмоциями и впечатлениями.

Реджио-пространство насыщено материалами, где каждый из них имеет глубокое дидактическое значение, направлен на самостоятельное освоение детьми новых понятий, нахождение закономерностей и исследование свойств. Ребёнок здесь живет, играет, чувствует, проходит уникальный путь познания, увлекаясь и выбирая занятие по душе. Воспитание и развитие осуществляется в процессе выполнения практических задач, в которых дети не только узнают мир, но и учатся работать в коллективе. В группах занимаются дошкольники разного возраста: старшие проявляют заботу о маленьких детях, а те в свою очередь, стараются учиться у более взрослых. Это позволяет воспитывать детей отлично адаптированных к жизненным условиям.

Когда ребёнок познаёт мир, не стоит вмешиваться. Дети могут контролировать своё обучение и развитие. Они учатся, прикасаясь к предметам, двигаясь в пространстве, прислушиваясь и присматриваясь к окружающей среде. Благодаря такому подходу к воспитанию и обучению, педагоги стимулируют развитие и расширяют возможности для каждого ребёнка.

Особенностью  познавательной среды нашего детского сада  является коллекция бизибордов, изготовленных руками педагогов и родителей. Бизиборд – это многофункциональное оригинальное пособие, способствующие комплексному развитию детей, это революционный подход к детскому развитию,  раскрытию потенциала ребенка.

Бизиборды" задают игровой формат образовательному процессу, соответствуют требованиям федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования, предъявляемым к предметно-пространственной среде дошкольного учреждения, не имеет возрастных ограничений, способствует развитию психических процессов, воспитывает интерес и любознательность. Благодаря разноплановому наполнению, бизиборд может быть использован в любой локации.

«Нет такой стороны воспитания, на которую обстановка не оказывала бы влияние. Среди неё ребёнок будет жить, развиваться, а его духовный рост будет совершенствоваться из самого себя, от природы…».

Для того, чтобы ребёнок учился всему легко и с удовольствием, важно дать ему свободу мышления, действий и чувств. И эту свободу он находит здесь!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

К проблеме проектирования предметно-развивающей среды познавательной направленности для детей старшего дошкольного возраста

В статье анализируется влияние среды на познавательное развитие детей старшего дошкольного возраста. Представлены рекомендации для педагогов по улучшению качества предметно-развивающей среды познавате...

статья Физическое и оздоровительное направление через воспитывающие среды

В статье  рассказано как воспитывающие среды развивают физические качества ребенка и не только.......

Презентация "Технологии интерактивного обучения - эффективная модель построения воспитывающей среды"

Суть интерактивного обучения :-процесс обучения осуществляется в условиях постоянного, активного взаимодействия всех воспитанников, ребенок и педагог являются равноправными субъектами обучения.-исполь...

Воспитывающая среда в жизни ребенка

Каждый из людей приобретает собственное начало в семье. Во многом от семейного воспитания зависит то каким станет дошкольник. Все без исключения значения, какие сумели вложить отец с матерью в детей, ...

Модель воспитывающей среды в ДОУ

Как построить воспитывающую среду, на какие принципы опираться,   какие линии предусмотреть при её построении,.  в данной работе представлена модель воспитывающей среды нашего ДОУ....

Формирование воспитывающей среды «Радуга» младшей группы №11

РППС – это Определённое пространство, организационно оформленное и предметно насыщенное, приспособленное для удовлетворения потребностей ребёнка в познании, общении, труде, физическом и дух...