статья Физическое и оздоровительное направление через воспитывающие среды
консультация (старшая группа)

Спицына Ольга Владимировна

В статье  рассказано как воспитывающие среды развивают физические качества ребенка и не только....

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vystuplenie_na_15_aprelya.docx22.47 КБ

Предварительный просмотр:

Физическое и оздоровительное направление в ДОО  — это часть общего педагогического процесса.

От крепкого здоровья молодого поколения  зависит будущее страны.

Именно в дошкольном возрасте  осуществляются наиболее интенсивный рост и развитие важнейших систем организма и их функций, закладывается база для всестороннего развития физических  способностей.

Дошкольный  возраст наиболее благоприятен для закаливания организма, овладения элементарными жизненно необходимыми двигательными умениями, гигиеническими навыками, соблюдение элементарных правил безопасности в быту . Основой всестороннего развития ребенка в дошкольные годы  является физическое воспитание. Организованные физкультурные занятия , а также свободная двигательная деятельность, когда ребенок во время прогулок играет, прыгает, бегает, улучшают деятельность сердечно - сосудистой, дыхательной и нервной систем, укрепляют опорно-двигательный аппарат, улучшают обмен веществ. Именно такая деятельность  повышает устойчивость ребенка к заболеваниям, мобилизуют защитные силы организма.

Значение физического воспитания детей резко возросло в наши дни. В профилактике заболеваний важное место принадлежит сознательному, высококультурному отношению людей к своему здоровью, правильному образу жизни и физической культуре. В связи с этим резко возрастает роль гигиенического и физического воспитания детей.

В Подгоренском  детском  саду №2 уделяют большое внимание организации физической и оздоровительной деятельности, ее разнообразии, а также выполнении основных задач и требований к ее содержанию. Цель данного направления – сформировать навыки здорового образа жизни, где безопасность жизнедеятельности лежит в основе всего.

В нашем детском саду №2  физическое и оздоровительное направление определяется через воспитывающие среды, которые   созданы таким образом, что решает ряд образовательных задач по формированию здорового образа жизни.

 Чтобы расширить знания детей о человеке, о работе его систем организма, у нас созданы интерактивные  вертикальные панели. Это  пространства для визуализации  человеческого образа, для визуализации механизмов работы внутренних органов, чтобы дети видели, как происходит процесс пищеварения, процесс дыхания, как работает сердечно-сосудистая система. Здесь решается воспитательная задача заботливого и бережного отношения к личному здоровью, прививание культурно-гигиенических навыков и  культуры питания.  

У нас проходит «Чайная пятница» где дети совместно с мамой готовят витаминные салаты. У нас созданы такие условия, когда приходят мамы и работает  «Мамина школа». Это время когда   по своему рецепту можно приготовить, например фруктовый шашлык, или другие полезные вкусности. А совместное  с детьми создание лепбуков, кулинарных книг,  ленты полезных и вредных продуктов помогает сформировать у детей устойчивый навык здорового образа жизни, навык безопасного и качественного питания. Именно в дошкольном возрасте закладываются знания о здоровом питании.

 Все мы знаем, что с помощью простой процедуры, как закаливание организма, можно не только поправить здоровье, но и стабилизировать его состояние. Особенно важно проводить закаливание в дошкольном возрасте, когда ребенок только начинает формироваться физически. У нас в детском саду  проводим «Минутку здоровья», используя «Рижский» метод  закаливания. Дети «шаркающим»  шагом могут пройтись по дорожкам: сначала по соленом, потом - по мокрой, и в завершении по сухой.  Такие процедуры решают ряд задач. Это и  профилактика плоскостопия, и ослабление голеносных связок. Раздражение множества рецепторов и приятное ощущение  доставляет ребенку удовольствие, укрепляют иммунную систему.

Сегодня в  детском саду №2   окружающее ребёнка пространство,   организованно  таким образом, чтобы физическое и оздоровительное  направление .   в максимально высокой степени сформировало привычку заниматься спортом, знать правила безопасного поведения в социуме. 

У нас имеется два физкультурных зала. В  первом  зале  мы  создали пространство, наполнив его различными материалами:

 Это и всевозможные мячи, энергофлексовые  палки, различные веревки, полифункциональные дорожки, трансформируемые модули  и много  всего  что обеспечивает двигательную активность детей. Так же  у нас есть интерактивный  коридор,  где наряду с двигательной активностью, идут процессы  интеллектуального развития.

Кроме того проходят зарядки с родителями. Но это не классически утренние зарядки.  Они  у нас проводятся вечером. Такие зарядки позволяют видеть родителю всю траекторию движения своего ребенка, а так же родители преодолевают препятствия, которые им задают сами дети. Родители  могут задать маршрут движения своему ребенку и пройти его вместе. Происходит эмоционально-здоровый подъем семьи. Именно здесь формируется понимание того, что спорт это сила. Что самое главное, что есть у человека – это  здоровье. Здоровье это ценность, основы которой закладываются в дошкольные годы. В детском саду так же традиционно проводим «Папа, мама и Я – спортивная семья». Проведение встреч с партнерами «Детский сад +», участие в ГТО дает и родителям , и детям  понимание того, что  лучше пойти  в лес, подышать свежим воздухом, чем лежать на диване или сидеть перед телевизором.

Движение в  3-х уровневом  спортивный комплексе позволяет  детям работать как в больших, так и в малых  командах, развивать физические качества и не только. Ребята тренируют мышцы, развивают опорно-двигательные навыки, укрепляют позвоночник, учатся следить за движение своего тела: висеть, стоять, ползать, прыгать. Более подробно об этом   я вам покажу в видео материале .

В  групповых комнатах у нас создана воспитывающая среда, приближенная к реальности.  Где  дети совершают ряд  путешествий к фее «Чистоты». Самостоятельно накрывают на стол, убирают посуду, учатся следить за внешним видом, приучаются быть самостоятельными и опрятным. Прививаются культурно-гигиенические навыки. У дошкольников формируется понимание того, что чистота лица и тела, опрятность одежды отвечают не только гигиене и здоровью человека, но и социальным ожиданиям окружающих людей.

Весь средовой спектр  позволяет решить нам  массу  задач и получить образовательные эффекты.

В этом созданном пространстве  осуществляется все  виды деятельности: дети активно двигаются , решают совместно задачи. Если в  школе с подростками проводят   профилактику употребления наркотических веществ, что нельзя курить. Но первые шаги, направленные на ЗОЖ, формируется именно у нас в детском саду. Участвуя в ряде мероприятий по физическому и оздоровительному направлению,  наши дети  на пороге детского сада не только физически подготовлены, но  и успешны в дальнейшей жизни.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Физическое воспитание детей 5-7 лет на фольклорном материале чувашского народа. сборник статей "Физическое и эстетическое воспитание детей в полиэтнической среде в контексте ФГОС дошкольного образования)

В данной статье  представлен реализация проекта "Традиционная культура в физическом воспитании детей". Проект предусматривает  обновление образовательной деятельности на основ...

Доклад "Физическое и оздоровительное направление программы воспитания в ДОО"

В докладе представлена основная цель физического и оздоровительного направления программы воспитания дошкольника., средства развития двигательной активности, формы работы по физическому и оздоровитель...

РМО воспитателей «Успешные практики в реализации задач программы воспитания». Выступление «Реализация рабочей программы воспитания в МДОУ детский сад «Солнышко» р.п. Дергачи. Физическое и оздоровительное направление воспитания» 21.04.2022 г.

Рабочая программа воспитания МДОУ детский сад «Солнышко» р. п. Дергачи утверждена приказом 30.08.2021г  № 69 «О включении в ООП ДО рабочей программы воспитания и календарного пл...

«Лучшая воспитывающая среда познавательной направленности»

Идея Реджио - подхода заключается в том, что дети способны сами развивать свой интеллект. Реджио - это опыт отношения к детству и воспитанию детей. Этот метод рассматривает окружающую среду как ...

Статья "Воспитывающая среда"

Воспитывающая средаУсловия для формирования эмоционально-ценностного отношения ребенка к окружающему миру, другим людям.Воспитатель формирует воспитывающую среду в группе, так как находится в контакте...

Памятка для воспитателей "Воспитывающая среда. Организация предметно-пространственной среды "

Памятка составлена на основе положений Федеральной образовательной программы дошкольного образования п.29.3.6. (Приказ Минпросвещения РФ №1028 от 25.11.2022). "Реализация воспитательного потенциа...