Памятка для воспитателей "Воспитывающая среда. Организация предметно-пространственной среды "
консультация
Памятка составлена на основе положений Федеральной образовательной программы дошкольного образования п.29.3.6. (Приказ Минпросвещения РФ №1028 от 25.11.2022). "Реализация воспитательного потенциала предметно-пространственной среды может предусматривать совместную деятельность педагогов, обучающихся, других участников образовательных отношений по ее созданию, поддержанию, использованию в воспитательном процессе". Материал предлагает возможные варианты наполнения предметно-пространственной среды.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
pamyatka_vospityvayushchaya_sreda.docx | 16.36 КБ |
Предварительный просмотр:
Воспитывающая среда.
Организация предметно-пространственной среды
Компоненты в соответствии с ФОП ДО п.29.3.6 | Оборудование и материалы | Размещение |
знаки и символы государства, региона, населенного пункта; | -флаги (РФ, Москвы, Знамя Победы), флагшток напольный, герб (РФ, Москвы); портрет президента; -аудиозаписи гимнов РФ, Москвы; - тематический альбом, книги или фотографии и иллюстрации с изображением Москвы, как столицы (достопримечательности: Кремль, Красная площадь, Большой театр, метро, цирки, зоопарк и другие); -тематический альбом «Мой Московский» (фотографии и детские рисунки достопримечательностей: Дворец культуры «Московский», стадион, Детская школа искусств, библиотека, парк, виды города в разное время года | - Книжный уголок; - Центр патриотического воспитания (старшая, подготовительная к школе группы); - Патриотическая площадка на улице; |
компоненты среды, отражающие региональные, этнографические и другие особенности социокультурных условий, в которых находится образовательная организация; | - куклы (или иллюстрации) в русских национальных костюмах; -куклы (или иллюстрации) в национальных костюмах народов России; -народные музыкальные инструменты; -стилизованные народные костюмы для детей и взрослых; - географические карты РФ; -энциклопедии; -произведения художественной литературы о стране, людях, традициях, народные сказки народов России, малые фольклорные формы в соответствии с перечнем литературы ФОП | -Книжный уголок в группе; -Витрины с куклами в фойе; -Настенные панно в фойе с символикой региона; -Музей предметов народного быта; |
компоненты среды, отражающие экологичность, природосообразность и безопасность; | - тематические альбомы, плакаты: «Чего нельзя делать в лесу»; «Животные леса», «Домашние животные», «Животные жарких стран», «Красная книга России», «Растения нашего края», «Грибы и ягоды. Съедобные и ядовитые» и другие; -гербарий «Растения нашего леса»; - коллекции песка, камней, семян, природного материала; детские энциклопедии, художественная литература о природе, животных; тематические альбомы, плакаты о безопасном поведении в природе (в лесу, вблизи водоемов в разное время года); материалы наблюдений (за погодой, за ростом и развитием растений | -Центр природы и науки; -Огород; -Экологическая тропа; -Метеоплощадка |
компоненты среды, обеспечивающие детям возможность общения, игры и совместной деятельности; | - игры и игрушки; -материалы для творчества и экспериментирования; | - Центр сюжетно-ролевых игр; - Центр творчества; - Центр природы и науки; - Уголок «Правила нашей группы» |
компоненты среды, отражающие ценность семьи, людей разных поколений, радость общения с семьей; | - куклы, игровые наборы игрушек-предметов обихода, мебели, бытовой техники, посуды; - художественная литература, народные сказки; стенгазеты: «Как мы провели лето», «Наши мамы», «Лучшие бабушки и дедушки» (ко дню пожилого человека), «Наши папы» (ко Дню отца, к 23 февраля); - тематические альбомы о профессиях родителей; | - Центр сюжетно-ролевых игр «Семья», «Больница» и другие; - Книжный уголок; - Раздевалка, фойе (для размещения стенгазет); |
компоненты среды, обеспечивающие ребенку возможность познавательного развития, экспериментирования, освоения новых технологий, раскрывающие красоту знаний, необходимость научного познания, формирующие научную картину мира; | - средства обучения; -оборудование и материалы для экспериментирования; материалы для измерений (линейки, сантиметровая лента, мерки); -глобус, карты; -песочные часы; -центры воды и песка; - энциклопедическая литература; -портреты известных людей (космонавтов, ученых, писателей)
| -Центр природы и науки; -Книжный уголок; - Центр творчества; - Центр математики; -Лаборатория; - Метеоплощадка |
компоненты среды, обеспечивающие ребенку возможность посильного труда, а также отражающие ценности труда в жизни человека и государства; | - настенное панно, тематические альбомы, карточки «Профессии»; - художественная литература, фольклор, формирующие уважение к людям труда, воспевающие ценность труда; - набор для уборки (детский, игровой), фартуки; -лейки; - маркированные контейнеры для хранения игрушек (для младших групп картинкой, для старших с надписями); -лопатки, грабли; - «Книга добрых дел родителей» | - Уголок добрых дел; -Уголок дежурных; - Огород; |
компоненты среды, обеспечивающие ребенку возможности для укрепления здоровья, раскрывающие смысл здорового образа жизни, физической культуры и спорта; | - тематические альбомы, карточки, детские рисунки «Зимние виды спорта», «Олимпийские виды спорта», «Водные виды спорта» и другие, фотографии известных спортсменов; - оборудование и материалы для подвижных игр, физкультурных занятий, прогулок; -ростомер; - плакаты «Здоровое питание», «Полезные продукты», «Если хочешь быть здоров» и другие; -дидактические игры | - Центр спорта в группе; - Спортивный зал; - Музыкальный зал; - Спортивная площадка на улице; |
компоненты среды, предоставляющие ребенку возможность погружения в культуру России, знакомства с особенностями традиций многонационального российского народа. | - стилизованные костюмы для проведения досугов и праздников для детей и взрослых; - оборудование для просмотра видео фильмов; -предметы народного быта | - Музыкальный зал, фойе; - Музей предметов русского быта на базе школы и мини-музей в группе; |
Пространство, в рамках которого происходит процесс воспитания, называется воспитывающей средой. (ФОП ДО п.29.3.2.)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методические рекомендации "Организация предметно-пространственной развивающей среды ДОУ"
Данные методические рекомендации разработаны для использования специалистами системы дошкольного образования в практической деятельности...
Организация предметно-пространственной развивающей среды в группе компенсирующей направленности для детей дошкольного возраста с задержкой психического развития (из опыта работы)
В современной дошкольной педагогике на первый план выдвигаются задачи гуманизации процесса воспитания и обучения, охраны и укрепления физического и психического здоровья детей, их полноценного развити...
организация предметно-пространственной развивающей среды в группе раннего возраста
Воспитание и развитие детей раннего возраста сегодня является одной из приоритетных областей дошкольного воспитания. Рационально организованная предметная среда, разнообразие игр, игрушек ...
организация предметно-пространственной развивающей среды в группе раннего возраста
Воспитание и развитие детей раннего возраста сегодня является одной из приоритетных областей дошкольного воспитания. Рационально...
Организация предметно-пространственной развивающей среды ДОУ. Создание образовательного контента для организации игровых сеансов.
Построение предметно-пространственной развивающей среды ДОУ. Образовательный контент – это структурированное предметное содержание, используемое в образовательном процессе....
«Организация предметно-пространственной развивающей среды в дошкольной образовательной организации».
Ведущим видом деятельности для дошкольников является игра. Именно поэтому воспитатели испытывают повышенный интерес к обновлению развивающей предметно-пространственной среды ДОУ...
Организация предметно-пространственной развивающей среды в дошкольной образовательной организации
В статье отражены организация и принципы построения предметно-пространственной развивающей среды. Вследствие постоянного поиска инновационных подходов к созданию пространственной среды в ДОУ созданы р...