Консультация для воспитателей «Культурное наследие Санкт-Петербурга в образовании дошкольников – возможности и проблемы»
консультация (подготовительная группа)

Шипулина Наталья Валерьевна

«Сегодня – дети, завтра-народ»

С.Михалков

Социально-культурный потенциал Санкт-Петербурга рассматривается как педагогическая технология, позволяющая создать дополнительные условия для всестороннего развития детей пятого, шестого и седьмого года жизни в условиях ДОУ. Ознакомление дошкольников с историей и культурой родного городана доступном для дошкольников содержании, характерных видах детской деятельности расширяет кругозор ребенка, способствует развитию психических процессов, формированию представлений о целостной картине окружающего их мира и воспитанию нравственных качеств личности, что является основой успешной социализации ребенка. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_kulturnoe_nasledie_vozmozhnosti_i_problemy.docx27.01 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для воспитателей

«Культурное наследие Санкт-Петербурга в образовании дошкольников – возможности и проблемы»

 

Шипулина Наталья Валерьевна

«Сегодня – дети, завтра-народ»

С.Михалков

Социально-культурный потенциал Санкт-Петербурга рассматривается как педагогическая технология, позволяющая создать дополнительные условия для всестороннего развития детей пятого, шестого и седьмого года жизни в условиях ДОУ. Ознакомление дошкольников с историей и культурой родного городана доступном для дошкольников содержании, характерных видах детской деятельности расширяет кругозор ребенка, способствует развитию психических процессов, формированию представлений о целостной картине окружающего их мира и воспитанию нравственных качеств личности, что является основой успешной социализации ребенка.

Дошкольный возраст это уникальный период в развитии личности человека. В этом возрасте начинается приобщение ребенка к миру общечеловеческих ценностей, миру культуры и искусства, устанавливаются первые отношения человека с миром предметов, с миром природы, миром окружающих его людей, формируется представление ребенка о собственном «Я».

На протяжении многих лет теме духовно-нравственного воспитания детей уделялось много внимания. Однако в последние десять лет она стала наиболее актуальной. Изменения, происходящие в последнее время в нашей жизни, оказывают как позитивное, так и негативное влияние на жизнь человека и состояние общества в целом. Это связано с обострением национального, социального, религиозного фактора.

Тема, о которой пойдет речь, далеко не новая. В системе дошкольного образования нравственно-патриотическому воспитанию всегда уделялось много внимания.

Однако в последние десять лет она стала наиболее актуальной, т.к. на первый план выдвигаются люди активные, рациональные, умеющие трезво мыслить, ценящие, прежде всего быстрый, конкретный чаще всего материальный результат. Поэтому так важно с самого раннего детства обратить внимание на воспитание нравственных качеств, которые осваивает и принимает ребенок как нечто естественное и необходимое. В дошкольном возрасте формируются и генетические предпосылки универсальной учебной деятельности: личностные, познавательные, коммуникативные и регулятивные. Значит, от содержания образовательного процесса в ДОУ зависит, каким станет ребенок в дальнейшей жизни.

 Где же взять такую универсальную образовательную технологию, которая будет доступна, интересна, занимательна и поучительна и для воспитанников и для воспитателей? Оглядитесь кругом!

Ведь Санкт Петербург, в котором мы живем, отвечает всем этим требованиям! Именно в его истории и культуре заложен огромный образовательный потенциал. Надо только научиться пользоваться культурным наследием нашего города!

            Мы решили разработать образовательную систему на основе ознакомления дошкольников с историей и культурой Санкт-Петербурга,котораяпоможет в самореализации ребенка в социуме и будет способствовать успешному обучению в школе. Тем более, что цели, задачи, содержание данной работы соотносятся с основными положениями нормативно-правовых документов, регулирующих деятельность ДОУ.

В ФЗ «Об образовании в РФ» одной из важных задач является воспитание патриотов России, уважающихправа и свободы личности, обладающих высокой нравственностью и проявляющих национальную и религиозную терпимость, уважительное отношение к языкам, традициям и культуре других народов; воспитание бережного отношения к историческому и культурному наследию народов России.

Реализация в педагогической деятельности Федерального Государственного Стандарта дошкольного образования предполагает отражение в образовательном процессе специфики национально-культурных, демографических, климатических условий, в которых осуществляется образовательный процесс ДОУ.

 

Однако следует отметить, что использование в педагогическом процессе дошкольников культурного наследия Санкт-Петербурга тема не новая.

В большинстве существующих программ по ознакомлению дошкольников с культурным наследием Петербурга предлагается материал для работы в подготовительной группе.

Во многих программах содержанием работы в основном является передача большого объема информации о городе, которая зачастую носит урочный или лекционный характер. В нашей работе реализуется деятельностный подход. Дети осваивают материал в процессе, свойственных для дошкольников видах деятельности: игровой, конструктивной, изобразительной, двигательной, коммуникативной, познавательно-исследовательской …

При этом педагог использует разнообразные игровые развивающие технологии, имеющиеся в ДОУ: мнемотехника, ТРИЗ, развивающие игры В.Воскобовича и Никитиных, Логические блоки Дьенеша, цветные счетные палочки Кюизенера, ИКТ, мультимедийные технологии и т.д.

Содержание образовательной деятельности по ознакомлению с историей и культурой Санкт-Петербурга легко интегрируется с любой образовательной областью в соответствии с ФГОС ДО.

Например, при реализации задач познавательного развития наряду со знакомствомс общими сезонными изменениями осенью, дети получают представления об изменениях погоды, поведения животных, состояния растений Петербурга и Ленинградской области. В процессе социально-коммуникативного развития дошкольники знакомятся с правилами пожарной безопасности и получают представления о возникновении пожарной службы в Санкт-Петербурге и объектах города, связанных с ней.

Дети знакомятся не только с современными профессиями, но и с такими «петербургскими» профессиями, как фонарщик, с историей возникновения уличного освещения и его особенностями.

В период празднования Масленицы, дети знакомятся с местами отдыха и развлечения петербуржцевв прошлом (Адмиралтейский бульвар, Потешное поле...) и настоящем (пл. Островского...). При знакомстве с творчеством А.С. Пушкина, дети получают представления о музее Мойка 12, Царском селе... Ко Дню защитника Отечества дети знакомятся с памятниками воинской славы Санкт-Петербурга и т.д.

В нашем детском саду мы разработали конкретное содержание лексических тем по трем направлениям: «Город как социум», «Своеобразие и неповторимость Санкт-Петербурга», «Достопримечательности Санкт-Петербурга» и систематизировали его в соответствие с образовательными областями ФГОС ДО.

        Ни одна программа по знакомству дошкольников с Санкт-Петербургом не предоставляет информационный материал по истории и культуре нашего города для родителей. Мы предоставляем этот материал на основе исторических сведений, но изложенный коротко, ясно, доступно для широких слоев населения. Родители могут ознакомиться с ним в утреннее или вечернее время, взять домой. А во время прогулки с ребенком по городу воспользоваться этими знаниями.

В процессе данной образовательной деятельности дошкольники знакомятся с традициями, обычаями, трудом, культурой, бытом жителей Санкт-Петербурга в разную историческую эпоху, это помогает им на доступном уровне представить и почувствовать связь всего, что их окружает в этом мире. Таким образом, реализуются задачи ФГОС дошкольного образованияпо всестороннему развитию детей.

Реализуемая личностно-ориентированная модель взаимодействия педагога и ребёнка позволяет наиболее успешно применять наглядные, словесные, практические методы воспитания и образования.

Опыт работы показал, что наиболее результативными приёмами по ознакомлению детей с родным городом являются:

-введение детей в игровую ситуацию, что придаёт их действиямактивный, поисковый характер;

-чтение художественных произведений оСанкт – Петербурге, составление и сочинение с детьми рассказов и сказок о городе, используя для этой цели их опыт, имеющиеся впечатления и знания. Это позволяет активизировать интерес детей к городу, развивать их творческие способности, создаёт положительный эмоциональный настрой, воспитывает эстетическое восприятие мира;

 -использование авторских развивающих игр петербургской тематики, чтоповышает интерес детей, развивает у них внимание, память, логическое мышление;

 -активное вовлечение детей в художественную деятельность.

Огромное значение приобретает создание развивающей предметно-пространственной среды:

-подборполифункциональных игр и художественной литературы петербургской тематики в соответствии с возрастными особенностями детей;

-оформление интерьера помещений ДОУ с использованием произведенийискусства и творческих работ детей, отражающих жизнь города;

-временная выставка предметов, принесённых детьми из дома, связанных с Санкт – Петербургом, объединённых темой, знакомой детям по личному опыту;

-ЭОР (презентации, слайд-шоу, виртуальные экскурсии к памятным местам и достопримечательностям города).

Все это позволяет:

-воспитать у дошкольников общую культуру (расширить кругозор, сформировать представление оцелостной картине мира) на доступном, понятном, интересном для дошкольников материале;

-создать условия для успешной социализации дошкольников и адаптации выпускников ДОУ к школьной жизни;

-развить физические, личностные и интеллектуальные качества дошкольников;

-сформировать у детей предпосылки универсальных учебных действий.

Список литературы

  1. Алифанова Г.Т. Первые шаги. Программа воспитания юного петербуржца. – СПб., 2000.
  2. Гурович Л. Петербургские истории // Дошкольное воспитание. – 2003. - № 5.
  3. Пантелеева Л.Н. Музей и дети. Образовательная программа. – М., 2000.
  4. Рыжова Н.А. и др. Мини-музей в детском саду.- М., 2008.
  5. Солнцева О.В., Коренева-Леонтьева Е.В. Приобщение дошкольников к культурному наследию Санкт-Петербурга: от диагностики к проектированию содержания и педагогической технологии // Проблемы дошкольного детства в поликультурном пространстве изменяющейся России: от исследования к технологиям сопровождения»: Сборник научных статей. (По материалам международной научно-практической конференции 22-24 апреля 2009 г.) / Под ред. А.Г.Гогоберидзе. – СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2009.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Приемы работы с дошкольниками по ознакомлению с культурным наследием Санкт-Петербурга

В данной работе предлагаю методические разработки по ознакомлению дошкольников с культурным наследием города Санкт-Петербурга...

Перспективное планирование воспитательно-образовательной работы по ознакомлению с историческим наследием Санкт-Петербурга

Перспективное планирование воспитательно-образовательной работы по ознакомлению с историческим наследием Санкт-Петербурга...

Перспективное планирование воспитательно-образовательной работы по ознакомлению с историческим наследием Санкт-Петербурга

ЗанятияЗадачиСоздание развивающей средыСовместная деятельность воспитателя с детьмиРабота с родителями...

Культурное наследие Санкт - Петербурга в образовании дошкольников - возможности и проблемы

В статье рассматривается потенциал Санкт - Петербурга для создания условий формирования всестороннего развития детей....

«Формы и методы вовлечения семьи в процесс освоения дошкольниками культурного наследия Санкт – Петербурга».

В  статье раскрывается тема форм и методов вовлечения родителей,как субъектов образовательного процесса, в совместную с педагогами и детьми деятельность....

Виртуальные экскурсии по культурному наследию Санкт-Петербурга, как эффективное средство развития познавательных интересов дошкольника

Что такое виртуальная экскурсия. Какое место она занимает в ДОУ.Для чего её проводят?Какие технические средства используют....