«Формы и методы вовлечения семьи в процесс освоения дошкольниками культурного наследия Санкт – Петербурга».
методическая разработка (подготовительная группа)
В статье раскрывается тема форм и методов вовлечения родителей,как субъектов образовательного процесса, в совместную с педагогами и детьми деятельность.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
s_roditelyami.docx | 17.86 КБ |
Предварительный просмотр:
«Формы и методы вовлечения семьи в процесс освоения дошкольниками культурного наследия Санкт – Петербурга».
Наше дошкольное учреждение не первый год работает по культурно – образовательной программе «Город на ладошке». Одним из условий реализации данной программы является вовлечения родителей как субъектов образовательного процесса в совместную с педагогами и детьми деятельность. Как привлечь семью к совместной деятельности? Прежде всего, на наш взгляд, надо изучить сам предмет, в данном случае изучить контингент родителей, с которыми нам предстоит строить данные взаимоотношения. На сегодняшний момент хочется поделиться с вами рядом проблем, которые обозначились в работе над данной темой:
- Нежелание части родителей рассматривать себя как субъекта образовательной деятельности. Их позиция приблизительно такова: «детский сад должен обучать, пусть и обучает». Или: «Я отдала ребенка в садик, вы должны его обучить и развить».
- Недооценка родителями педагогического потенциала совместных с ребенком форм деятельности, в том числе и коммуникативных (позиция - надо куда- то сходить – сходим, надо сделать поделку – сделаем).
- Психологическая и методически неготовность многих родителей осваивать такое сложное явление культуры, как ГОРОД (позиция – «я бы пошел в город, только что там делать, скажите, как и я пойду»).
Каковы же пути выхода из данной ситуации?
- Прежде всего – оказание помощи родителям в осознании себя как субъекта образовательного процесса. Данную задачу нам помогает решить такая инновационная форма деятельности как ЖУРФИКС.
- Второй путь – информирование родителей о решаемых в группах образовательных задачах демонстрация успехов детей. Используем как традиционные методы работы – индивидуальные беседы, выставки детских работ, открытые занятия, так и инновационные – объявления- анонсы.
- Разработка новых игровых приемов вовлечения семей в образовательную деятельность: образовательное путешествие как игра или конкурс.
Расскажем подробнее об указанных формах взаимодействия.
- Журфикс.
Само слово в переводе с французского обозначает – приглашение в гости. В петровские времена это были фиксированные дни встречи в каком – нибудь
знатном доме. На журфикс люди могли приехать и без приглашения.
Наш семейный журфикс – это фиксированный день встречи педагогов с семьей для общения и рассмотрения в неформальной обстановке вопросов, касающихся освоения культурного наследия города.
Цель журфикса: познакомить родителей со способами исследования городских объектов и овладения родителями умением, как трансформировать окружающую ребенка среду в среду его развития.
В течение года на базе ГБДОУ проходит 3 встречи.
1 журфикс. « Интереснее пешком… Как организовать первое семейное путешествие по городу».
Цель: познакомить родителей с методом ведения фасилитированной дискуссии при рассматривании городских объектов.
Показать родителям новые способы общения с ребенком на материале городской тематики.
Форма проведения – игровой тренинг.
2 журфикс. «Мы идем в музей. Как «разговорить» городские объекты».
Цель: познакомить родителей со способами исследовательской деятельности, навыками «считывания» информации с объектов городской среды.
Форма проведения: тренинг по работе с вещью.
3 журфикс. «Интереснее вдвоем…»
Цель: расширение круга общения детей и взрослых на материале городской тематики.
Форма проведения: совместный арт – проект.
На каждом журфиксе ведется работа с маршрутами семейного путешествия, в которое они должны отправиться с детьми по материалу программы. Сам маршрут выдается в конце журфикса.
- Информирование.
На информационных стендах группы помещаем анонсы – объявления о теме, которую изучают дети на текущей неделе, помещаем краткий справочный дополнительный материал по теме для родителей, указываем, с какими новыми знаниями познакомились дети на данной занятии. Помещаем рубрики «Говорят наши дети», «Наши исследования», «Городские прогулки».
Данный материал помогает родителям быть в курсе проходимого материала и подводит к пониманию того, каким материалом овладел его ребенок.
- Использование игровых приемов.
Хочется поделиться с коллегами своей находкой по вовлечению семей в процесс освоения детьми культурного наследия города, которое мы впервые использовали в этом году: образовательное путешествие как игра - конкурс. Данное семейное путешествие встроено в программу подготовительной группы по теме «вода», соответственно объектом для исследования была тоже вода. К сожалению, практика работы с детьми показала, что и в подготовительной к школе группе дети плохо видят предметы, не замечают их детали.
Цель путешествия: потренироваться в умении смотреть и видеть
различать детали городских объектов.
Проходит игра – конкурс по типу игры – соревнования между детьми , в форме игры – эстафеты. Только в эстафете передают эстафетную палочку, а в нашем случае мы передавали друг другу вопросы.
После первого журфикса мы предложили родителям включиться в совместную с детьми игру – конкурс «Загадай – ка». На журфиксе познакомили родителей с маршрутом семейного путешествия и спросили, кто из семей может начать игру. Задание: съездить в Петровский форт и, рассмотрев данный городской объект, придумать вопрос детям. Кому будет задан вопрос, ребенок выбирает сам. Ответ записывается на видео и показывается выбранному ребенку и его родителю. В свою очередь выбранные дети отправляются с родителями по маршруту, выполняют задание, данное им ребенком, фотографируются около отгадки и загадывают свою загадку следующим детям.
В ходе проведения данной игры в группе совместно с детьми оформляется визуальная карта путешествия. На данной карте, по типу настольно – печатной игры, отмечаются дети, съездившие в путешествие (помещается на стенде их фотография). Рядом - вопрос, заданный ребенком выбранным им товарищам. Таким образом, на стенде отражаются все посетившие городской объект дети, их фотографии рядом с отгаданной «загадкой» и вопрос , придуманный совместно с родителями в ходе семейного путешествия.
Итоги игры – путешествия подводятся на совместном с родителями музыкально – игровом досуге.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Приемы работы с дошкольниками по ознакомлению с культурным наследием Санкт-Петербурга
В данной работе предлагаю методические разработки по ознакомлению дошкольников с культурным наследием города Санкт-Петербурга...
Конспект итоговой совместной деятельности с детьми подготовительной группы «КУЛЬТУРНОЕ НАСЛЕДИЕ САНКТ-ПЕТЕРБУРГА»
Петербурговедение...
Культурное наследие Санкт - Петербурга в образовании дошкольников - возможности и проблемы
В статье рассматривается потенциал Санкт - Петербурга для создания условий формирования всестороннего развития детей....
Виртуальные экскурсии по культурному наследию Санкт-Петербурга, как эффективное средство развития познавательных интересов дошкольника
Что такое виртуальная экскурсия. Какое место она занимает в ДОУ.Для чего её проводят?Какие технические средства используют....
Статья по теме "Современные подходы к освоению детьми старшего дошкольного возраста культурного наследия Санкт-Петербурга".
Воспитание патриотических чувств у детей дошкольного возраста — одна из задач нравственного воспитания. Цель патриотического воспитания – привить любовь к Отечеству, гордость за его культу...
Иновационые методы и технологии освоения дошкольниками культурного наследия: реализация ФГОС
Игра-путешествие по сказке А.С. Пушкина...
Консультация для воспитателей «Культурное наследие Санкт-Петербурга в образовании дошкольников – возможности и проблемы»
laquo;Сегодня – дети, завтра-народ»С.МихалковСоциально-культурный потенциал Санкт-Петербурга рассматривается как педагогическая технология, позволяющая создать дополнительные условия для ...