Культурное наследие Санкт - Петербурга в образовании дошкольников - возможности и проблемы
статья по теме
В статье рассматривается потенциал Санкт - Петербурга для создания условий формирования всестороннего развития детей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
pogalenko_i.a.docx | 99.92 КБ |
Предварительный просмотр:
КУЛЬТУРНОЕ НАСЛЕДИЕ САНКТ-ПЕТЕРБУРГА В ОБРАЗОВАНИИ ДОШКОЛЬНИКОВ-ВОЗМОЖНОСТИ И ПРОБЛЕМЫ
Погаленко И.А.
Педагог дополнительного образования
ГБДОУ детский сад № 20 Кировского района
Россия, г. Санкт - Петербург
«Сегодня – дети, завтра-народ»
С.Михалков
В статье социально-культурный потенциал Санкт-Петербурга рассматривается как педагогическая технология, позволяющая создать дополнительные условия для всестороннего развития детей пятого, шестого и седьмого года жизни в условиях ДОУ. Ознакомление дошкольников с историей и культурой родного города на доступном для дошкольников содержании, характерных видах детской деятельности расширяет кругозор ребенка, способствует развитию психических процессов, формированию представлений о целостной картине окружающего их мира и воспитанию нравственных качеств личности, что является основой успешной социализации ребенка.
Ключевые слова: социо-культурный потенциал, духовно-нравственные ценности, образовательная деятельность, социализация, универсальная учебная деятельность.
Дошкольный возраст это уникальный период в развитии личности человека. В этом возрасте начинается приобщение ребенка к миру общечеловеческих ценностей, миру культуры и искусства, устанавливаются первые отношения человека с миром предметов, с миром природы, миром окружающих его людей, формируется представление ребенка о собственном «Я». На протяжении многих лет теме духовно-нравственного воспитания детей уделялось много внимания. Однако в последние десять лет она стала наиболее актуальной. Изменения, происходящие в последнее время в нашей жизни, оказывают как позитивное, так и негативное влияние на жизнь человека и состояние общества в целом. Это связано с обострением национального, социального, религиозного фактора.
Тема, о которой пойдет речь, далеко не новая. В системе дошкольного образования нравственно-патриотическому воспитанию всегда уделялось много внимания.
Однако в последние десять лет она стала наиболее актуальной, т.к. на первый план выдвигаются люди активные, рациональные, умеющие трезво мыслить, ценящие, прежде всего быстрый, конкретный чаще всего материальный результат. И это само по себе неплохо! Но, где же доброта, сочувствие, сопереживание, верность, бескорыстие, готовность придти на помощь более слабому, умение, хоть временно, поступиться своими удобствами, желание взять на себя тяжелую неприятную работу, результат которой важен для всех? Те духовно-нравственные ценности, без которых невозможно цивилизованное общество!
Поэтому так важно с самого раннего детства обратить внимание на воспитание нравственных качеств, которые осваивает и принимает ребенок как нечто естественное и необходимое. В дошкольном возрасте формируются и генетические предпосылки универсальной учебной деятельности: личностные, познавательные, коммуникативные и регулятивные. Значит, от содержания образовательного процесса в ДОУ зависит, каким станет ребенок в дальнейшей жизни.
Где же взять такую универсальную образовательную технологию, которая будет доступна, интересна, занимательна и поучительна и для воспитанников и для воспитателей? Оглядитесь кругом! Ведь Санкт Петербург, в котором мы живем, отвечает всем этим требованиям! Именно в его истории и культуре заложен огромный образовательный потенциал. Надо только научиться пользоваться культурным наследием нашего города!
Мы решили разработать образовательную систему на основе ознакомления дошкольников с историей и культурой Санкт-Петербурга, которая поможет в самореализации ребенка в социуме и будет способствовать успешному обучению в школе.
Тем более, что цели, задачи, содержание данной работы соотносятся с основными положениями нормативно-правовых документов, регулирующих деятельность ДОУ.
В ФЗ «Об образовании в РФ» одной из важных задач является воспитание патриотов России, уважающих права и свободы личности, обладающих высокой нравственностью и проявляющих национальную и религиозную терпимость, уважительное отношение к языкам, традициям и культуре других народов; воспитание бережного отношения к историческому и культурному наследию народов России.
Реализация в педагогической деятельности Федерального Государственного Стандарта дошкольного образования предполагает отражение в образовательном процессе специфики национально-культурных, демографических, климатических условий, в которых осуществляется образовательный процесс ДОУ. При подготовке детей к школе ФГОС ДО ориентирует педагогов ДОУ на личностное, интеллектуальное и физическое развитие воспитанников.
Поэтому при создании данной образовательной системы мы постарались реализовать основные положения этих документов:
-ориентация на актуальный запрос общества;
-соответствие возрастным особенностям психического развития дошкольников;
-ориентация на социальные (гражданские) и семейные ценности, уважение прав личности;
-формирование толерантных установок не только к представителям иной культуры, но и знание ребенком собственной истории, уважение к традициям предыдущих поколений;
-расширение представлений дошкольников в разных областях знаний ( науки, культуры, искусства, литературы, религии...);
-интеграция образовательных областей развития детей дошкольного возраста в условиях детского сада: физического, познавательного, речевого, социально-коммуникативного, художественно-эстетического развития;
-интерактивность при организации непосредственной образовательной деятельности;
-преемственность в содержании, методах и приемах воспитания и обучения ДОУ и ГОУ СОШ;
-непосредственное вовлечение семьи в образовательный процесс.
Однако следует отметить, что использование в педагогическом процессе дошкольников культурного наследия Санкт-Петербурга тема не новая. Но созданная в нашем детском саду система имеет ряд преимуществ.
В большинстве существующих программ по ознакомлению дошкольников с культурным наследием Петербурга предлагается материал для работы в подготовительной группе. Наша система педагогической деятельности предоставляет возможность начать эту работу уже в средней группе. И последовательно продолжать ее на протяжении трех лет. При этом реализуется концентрический принцип образования, т.е. представления детей о родном городе и его истории с каждым годом уточняются, расширяются и углубляются в соответствии с возрастными возможностями дошкольников.
Во многих программах содержанием работы в основном является передача большого объема информации о городе, которая зачастую носит урочный или лекционный характер. В нашей работе реализуется деятельностный подход. Дети осваивают материал в процессе, свойственных для дошкольников видах деятельности: игровой, конструктивной, изобразительной, двигательной, коммуникативной, познавательно-исследовательской … При этом педагог использует разнообразные игровые развивающие технологии, имеющиеся в ДОУ: мнемотехника, ТРИЗ, развивающие игры В.Воскобовича и Никитиных, Логические блоки Дьенеша, цветные счетные палочки Кюизенера, ИКТ, мультимедийные технологии и т.д.
В отличие от других программ, в нашем детском саду темы непосредственной образовательной деятельности тесно связаны с обязательными лексическими темами любой ООП ДОУ и органично входят в содержание образовательного процесса в средней, старшей и подготовительной к школе группе. Содержание образовательной деятельности по ознакомлению с историей и культурой Санкт-Петербурга легко интегрируется с любой образовательной областью в соответствии с ФГОС ДО.
Например, при реализации задач познавательного развития наряду со знакомством с общими сезонными изменениями осенью, дети получают представления об изменениях погоды, поведения животных, состояния растений Петербурга и Ленинградской области. В процессе социально-коммуникативного развития дошкольники знакомятся с правилами пожарной безопасности и получают представления о возникновении пожарной службы в Санкт-Петербурге и объектах города, связанных с ней. Дети знакомятся не только с современными профессиями, но и с такими «петербургскими» профессиями, как фонарщик, с историей возникновения уличного освещения и его особенностями. В период празднования Масленицы, дети знакомятся с местами отдыха и развлечения петербуржцев в прошлом (Адмиралтейский бульвар, Потешное поле...) и настоящем (пл. Островского...). При знакомстве с творчеством А.С. Пушкина, дети получают представления о музее Мойка 12, Царском селе... Ко Дню защитника Отечества дети знакомятся с памятниками воинской славы Санкт-Петербурга и т.д.
В нашем детском саду мы разработали конкретное содержание лексических тем по трем направлениям: «Город как социум», «Своеобразие и неповторимость Санкт-Петербурга», «Достопримечательности Санкт-Петербурга» и систематизировали его в соответствие с образовательными областями ФГОС ДО. Содержание образовательного процесса адаптировано к особенностям дошкольного возраста и может быть использовано в содержании НОД на протяжении трех лет в соответствии с возрастными особенностями детей и тематикой образовательных областей.
Специально подобранный материал по этим и другим темам воспитатель может получить в методическом кабинете, не тратя время на изучения первоисточников.
Ни одна программа по знакомству дошкольников с Санкт-Петербургом не предоставляет информационный материал по истории и культуре нашего города для родителей. Мы предоставляем этот материал на основе исторических сведений, но изложенный коротко, ясно, доступно для широких слоев населения. Родители могут ознакомиться с ним в утреннее или вечернее время, взять домой. А во время прогулки с ребенком по городу воспользоваться этими знаниями.
Ни в одной программе не разработаны мероприятия, объединяющие в единой образовательной деятельности дошкольников и педагогов детского сада с учащимися и педагогами школы, что значительно облегчает адаптацию дошкольников к будущей школьной жизни и способствует успешной социализации. Содержание этих мероприятий основано на преемственности дошкольного и начального школьного образования.
Мы разработали разнообразные варианты планирования для средней, старшей и подготовительной группы по ознакомлению детей с городом.
Наша работа по ознакомлению дошкольников с родным городом осуществлялась по двум направлениям: создание методического сопровождения по использованию социо-культурного потенциала Санкт-Петербурга в образовании дошкольников и разработка практического материала по реализации задач образовательной деятельности.
Методическое сопровождение включает в себя:
-пояснительную записку с кратким описанием проблем, связанных с введением в образовательный процесс регионального компонента;
-определение цели и задач образовательной деятельности по ознакомлению с историей и культурой Санкт-Петербурга;
-описание модели взаимодействия субъектов образовательного процесса в ДОУ с социальными партнерами;
-формы работы с детьми среднего и старшего дошкольного возраста;
-методы и приемы непосредственной образовательной деятельности с детьми среднего и старшего дошкольного возраста;
-описание развивающей предметно-пространственной среды;
-систему планирования образовательной деятельности с детьми среднего и старшего дошкольного возраста;
-информационный материал для педагогов по основным лексическим темам при ознакомлении детей среднего и старшего дошкольного возраста с культурным наследием Санкт-Петербурга;
-перечень педагогической и краеведческой литературы.
Практический материал включает в себя:
-диагностический материал освоения детьми данной программы по образовательным областям развития детей в условиях ДОУ;
-конспекты совместных мероприятий воспитанников ДОУ и учащихся
ГОУ СОШ;
-образцы игрового и дидактического материала по знакомству с Санкт-Петербургом;
-конспекты непосредственной образовательной деятельности.
В процессе данной образовательной деятельности дошкольники знакомятся с традициями, обычаями, трудом, культурой, бытом жителей Санкт-Петербурга в разную историческую эпоху, это помогает им на доступном уровне представить и почувствовать связь всего, что их окружает в этом мире. Таким образом, реализуются задачи ФГОС дошкольного образования по всестороннему развитию детей.
Реализуемая личностно-ориентированная модель взаимодействия педагога и ребёнка позволяет наиболее успешно применять наглядные, словесные, практические методы воспитания и образования. Опыт работы показал, что наиболее результативными приёмами по ознакомлению детей с родным городом являются:
-введение детей в игровую ситуацию, что придаёт их действиям активный, поисковый характер;
-чтение художественных произведений о Санкт – Петербурге, составление и сочинение с детьми рассказов и сказок о городе, используя для этой цели их опыт, имеющиеся впечатления и знания. Это позволяет активизировать интерес детей к городу, развивать их творческие способности, создаёт положительный эмоциональный настрой, воспитывает эстетическое восприятие мира;
-использование авторских развивающих игр петербургской тематики, что повышает интерес детей, развивает у них внимание, память, логическое мышление;
-активное вовлечение детей в художественную деятельность.
Огромное значение приобретает создание развивающей предметно-пространственной среды:
-подбор полифункциональных игр и художественной литературы петербургской тематики в соответствии с возрастными особенностями детей;
-оформление интерьера помещений ДОУ с использованием произведений искусства и творческих работ детей, отражающих жизнь города;
-временная выставка предметов, принесённых детьми из дома, связанных с Санкт – Петербургом, объединённых темой, знакомой детям по личному опыту;
-ЭОР (презентации, слайд-шоу, виртуальные экскурсии к памятным местам и достопримечательностям города).
Все это позволяет:
-воспитать у дошкольников общую культуру (расширить кругозор, сформировать представление о целостной картине мира) на доступном, понятном, интересном для дошкольников материале;
-создать условия для успешной социализации дошкольников и адаптации выпускников ДОУ к школьной жизни;
-развить физические, личностные и интеллектуальные качества дошкольников;
-сформировать у детей предпосылки универсальных учебных действий.
Рис. 1.Итоги развития выпускников ГБДОУ в процессе введения в образовательную деятельность системы по ознакомлению с историей и культурой Санкт-Петербурга
Рис.2.Анализ социализации ребенка к школе
Результаты данного психолого-педагогического обследования позволяют сделать вывод, что систематическая целенаправленная образовательная деятельность по ознакомлению дошкольников с историей и культурой Санкт-Петербурга оказывает эффективную помощь в реализации задач ФГОС дошкольного образования.
Список литературы
- Алифанова Г.Т. Первые шаги. Программа воспитания юного петербуржца. – СПб., 2000.
- Гурович Л. Петербургские истории // Дошкольное воспитание. – 2003. - № 5.
- Пантелеева Л.Н. Музей и дети. Образовательная программа. – М., 2000.
- Рыжова Н.А. и др. Мини-музей в детском саду.- М., 2008.
- Солнцева О.В., Коренева-Леонтьева Е.В. Приобщение дошкольников к культурному наследию Санкт-Петербурга: от диагностики к проектированию содержания и педагогической технологии // Проблемы дошкольного детства в поликультурном пространстве изменяющейся России: от исследования к технологиям сопровождения»: Сборник научных статей. (По материалам международной научно-практической конференции 22-24 апреля 2009 г.) / Под ред. А.Г.Гогоберидзе. – СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2009.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Приемы работы с дошкольниками по ознакомлению с культурным наследием Санкт-Петербурга
В данной работе предлагаю методические разработки по ознакомлению дошкольников с культурным наследием города Санкт-Петербурга...
Конспект итоговой совместной деятельности с детьми подготовительной группы «КУЛЬТУРНОЕ НАСЛЕДИЕ САНКТ-ПЕТЕРБУРГА»
Петербурговедение...
«Формы и методы вовлечения семьи в процесс освоения дошкольниками культурного наследия Санкт – Петербурга».
В статье раскрывается тема форм и методов вовлечения родителей,как субъектов образовательного процесса, в совместную с педагогами и детьми деятельность....
Виртуальные экскурсии по культурному наследию Санкт-Петербурга, как эффективное средство развития познавательных интересов дошкольника
Что такое виртуальная экскурсия. Какое место она занимает в ДОУ.Для чего её проводят?Какие технические средства используют....
Статья по теме "Современные подходы к освоению детьми старшего дошкольного возраста культурного наследия Санкт-Петербурга".
Воспитание патриотических чувств у детей дошкольного возраста — одна из задач нравственного воспитания. Цель патриотического воспитания – привить любовь к Отечеству, гордость за его культу...
Приобщение детей старшего дошкольного возраста к культурному наследию Санкт-Петербурга
Материал статьи имеет социально-педагогическую направленность по формированию у детей старшего дошкольного возраста познавательного интереса к культурному наследию города Санкт-Петербурга. В статье да...
Знакомство детей с культурным наследием Санкт-Петербурга, как фактор духовно-нравственного воспитания.
В статье описана универсальная образовательная технология, которая будет доступна, интересна, занимательна и поучительна, и для воспитанников, и для воспитателей. Санкт Петербург, в котором мы ж...