Планирование образовательного процесса. Тема недели: «Русское народное творчество/традиции, сказки, поговорки» (средняя группа с 4 до 5 лет).
календарно-тематическое планирование (средняя группа)
Цель: Формировать у детей представление о традициях и обычаях русского народа. Воспитывать любовь и гордость за свою страну, свой народ.
Задачи:
Обучающее:
• Познакомить детей с традициями и культурой русского народа;
• Познакомить детей с русской народной игрушкой;
• Продолжать знакомить детей с русским фольклором – русскими народными сказками, русскими народными мелодиями и песнями.
Развивающее:
• Развивать творческие способности детей в процессе изобразительной деятельности.
Воспитательные:
• Воспитывать интерес и любовь к истории русского народа.
• Воспитывать патриотические чувства у детей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
planirovanie_obrazovatelnogo_protsessa.docx | 43.65 КБ |
Предварительный просмотр:
Планирование образовательного процесса.
Тема недели: «Русское народное творчество/традиции, сказки, поговорки» (средняя группа с 4 до 5 лет).
Разработала: воспитатель МБДОУ №65 «Дельфин» Бахтина Антонина Степановна.
Срок реализации: с 15.04.2024 г по 19.04.2024 года.
Цель: Формировать у детей представление о традициях и обычаях русского народа. Воспитывать любовь и гордость за свою страну, свой народ.
Задачи:
Обучающее:
• Познакомить детей с традициями и культурой русского народа;
• Познакомить детей с русской народной игрушкой;
• Продолжать знакомить детей с русским фольклором – русскими народными сказками, русскими народными мелодиями и песнями.
Развивающее:
• Развивать творческие способности детей в процессе изобразительной деятельности.
Воспитательные:
• Воспитывать интерес и любовь к истории русского народа.
• Воспитывать патриотические чувства у детей.
Предполагаемый результат:
- Знание детей о народных промыслах (дымковская игрушка), освоение техники рисования узоров;
- Обогащение и систематизирование знаний о старинных праздниках, традициях, фольклора;
- Формирование устойчивого интереса к изучению данной проблемы;
- Воспитание нравственного поведения у детей, что поможет сформировать у детей заботливое отношение к народной культуре и традициям русского народа.
Образовательная среда:
Развивающая предметно-пространственная среда: иллюстрации и предметы народного творчества; иллюстрации русского костюма; просмотр мультфильмов по теме: «Русские народные сказки; подбор русских народных сказок и персонажей к сказкам; дидактические игры по теме недели; подбор предметов народного быта; художественная литература с былинами и сказками; пополнение центра ряженья русскими сарафанами и кокошниками для девочек и русскими рубахами для мальчиков; пополнение уголка художественного творчества дымковскими и филимоновскими игрушками; пополнение фонотеки русскими народными мелодиями и песнями.
Среда отношения ребенка к окружающему миру, другим людям и к самому себе: доброжелательное отношение к сверстникам, бережное отношение к окружающему.
Характер взаимодействия участников образовательного процесса: ребенок-ребенок – внеситуативно-личностный; ребенок-взрослый – внеситуативно-познавательный.
Итоговое мероприятие: Викторина «По сказочным дорожкам». Приобщение детей к русскому фольклору.
Непосредственно образовательная деятельность | Совместная деятельность в режимных моментах | Самостоятельная деятельность | Взаимодействие с родителями | |
1 половина дня | 2 половина дня | |||
Понедельник 15.04 1.Познавательно-исследовательская деятельность (ознакомление с окружающим миром Тема: «Знакомство с традициями и бытом русского народа». Задачи: создать условия для приобщения детей к истокам русской культуры; знакомство детей с жизнью, бытом и творчеством русского народа, приобщение к народным традициям и обычаям; уточнение представления детей о разных формах русского фольклора (загадки, пословицы, народная игра); обогащение словарного запаса: ухват, кочерга, изба; создание благоприятной среды для детского творчества. 2.Двигательная деятельность. Народные игры «У медведя во бору»; «Камешек». Задачи: Развивать физические качества через народные игры; познакомить детей с русскими народными играми. Воспитывать интерес к народному творчеству. 3.Изобразительная деятельность. (рисование). Тема: «Народные промыслы. Украсим платье». Задачи создать условия для приобщения детей к декоративному искусству. Развивать творческую активность, научить самостоятельно составлять узоры и рисовать элементы дымковской росписи; воспитывать интерес к русскому народному творчеству. Словарь: дымковская игрушка, барышня, кружок, точка, полоска, кольцо, волнистая линия. |
Цель: создать условия для приобщения детей к народной культуре. Познакомить с разновидностями народной игрушки.(глиняная, тряпичная 4. Восприятие Х/Л: Русская народная сказка «Жихарка» ПРОГУЛКА Наблюдение за птицами на участке детского сада Цель: учить узнавать и различать птиц по оперению, размеру, голосу; развивать наблюдательность, память; воспитывать доброжелательное отношение к птицам. Трудовая деятельность: вскапывание песка в песочнице - воспитывать положительное отношение к труду; ответственность при выполнении поручений. Подвижные игры: «Цветные автомобили», «Салки в кругу» Цель: учить соблюдать правила игры; по сигналу воспитателя бегать в любом направлении, не наталкиваясь, друг на друга; различать цвета. | 1.Гимнастика после сна. 2.Формирование КГН, самообслуживание, дежурство Д/игра «Зачем нам нужен носовой платок»; «Правила чистюли». Цель: формирование навыков пользования носовым платком. Приучать детей при кашле и чихании отворачиваться, прикрывать рот носовым платком. 3.Ситуационное общение: «Выйдет котя в огород – всполошится весь народ» -знакомство с прибаутками и песнями о домашних животных. 4.Д/и «Сложи картинку» - формировать представления о народных головных уборах. Развивать зрительное восприятие, внимание, логическое мышление, память. 5.Пальчиковая гимнастика- игра «Пальчики- помощники» - учить детей слушать родное слово, улавливать ритм потешки, соотносить слова с действиями пальцев. | Конструктивная деят: Избушка Бабушки Яги из лего конструктора. Цель: создать условия для конструктивной деятельности детей. Лыкова стр.82 Самост-я изобразит-я деят-ь детей: Раскраски, трафареты по теме недели. - игры-драматизации: русская народная сказка «Заюшкина избушка» на новый лад, потешки «Как петух в печи пироги печет», «Как у бабушки Варвары». С/РИ: «Русская ярмарка» Сюжетно-ролевая игра Цель: создать условия для знакомства детей с традициями русского народа; о русском народном творчестве (русские народные танцы, песни, игры). Настольно-печатные игры: Д/И: Дидактические игры: «Нос, пол, потолок», «Быль или небылица», «Ждем гостей», «Узнай потешку», «Чудо узоры», «Угадай сказку»; Чтение художественной литературы: Русские народные сказки: - «Лисичка сестричка и серый волк»; - «Заяц-хваста»; - «Три медведя»; - «Гуси-лебеди» и другие. С/РИ: « В гости к бабушке Арине» Цель: создать условия для знакомства детей с народными традициями.. Пальчиковая гимнастика «Ладушки-ладушки»: развивать мелкую моторику. Просмотр видеофильма «Русская игрушка». Обсуждение разнообразия игрушек у наших предков. Создать условия для проведения игр в центрах активности. | Привлечение родителей к пополнению материалов для центра «Народное творчество» в группе разнообразными экспонатами. |
Вторник 16.04 1. ФЭМП Тема: «В гостях у сказки» Задачи: Воспитывать самостоятельность, активность. Развивать умение ориентироваться на листе бумаги (находить правый, левый, верхний, нижний углы, середину). Обобщение и закрепление, полученных, знаний по ФЭМП. 2. Двигательная деятельность на улице. Хороводная игра «Во поле березка стояла». Задачи: Подобрать атрибуты для хоровода. Обогащать представление о традициях русского народа. Подвижная игра «Мыши водят хоровод». 3.Музыкальная деятельность. «Музыкальный винегрет». Цель: формирование умения исполнять русские народные песни; учить точно передавать ритм, играя на ложках; воспитание интереса к фольклору. |
«Знакомство с народными традициями» Цель: создать условия для приобщения детей к истокам русской культуры. (Быт, творчество)
Знакомство с произведениями малых форм народного фольклора (песенки, считалки, загадки, стихи, потешки и т. д.). Заучивание наизусть
Прогулка: Наблюдение за голубями - расширять знания о внешнем виде птиц, их повадках и среде обитания; формировать реальные представления о жизни птиц. Трудовая деятельность: Коллективная очистка участка от остатков снега и мусора- приучать к чистоте и порядку на участке. Подвижные игры: «Догони голубя», «Совушка» - совершенствовать ловкость, быстроту (бежать по сигналу, не оглядываясь назад). | 1. Гимнастика после сна. 2. Русская народная сказка «Гуси лебеди» 3. Ситуативное общение: «Наша-то хозяюшка» -знакомство с новой прибауткой. Показать, как пользоваться основными предметами домашней утвари 4. Ознакомление с худ. литературой: чтение сказки обр. М. Булатова «Бычок – чёрный бочок, белые копытца» - воспитывать любовь к сказкам и чтению книг. 5. Сюжетно-ролевая игра «Мы из сказки» - учить «играть в сказку», инсценируя ее с помощью взрослых. Разглядеть теремок и назвать традиционные элементы русского дома: ставенки, конек, наличники, крылечко. Учить плясать, подыгрывая себе на простейшем инструменте. Воспитывать дружелюбие и гостеприимство. | С/РИ: «Мастерская народных умельцев» Цель: создать условия для закрепления знаний о народных мастерах. Закреплять умение осуществлять игровые действия по речевым инструкциям, действовать с воображаемыми объектами, использовать предметы - заместители. Игра со строительным материалом: «Башенка»; «Домик»; «Терем» - продолжать развивать способность различать и называть строительные детали. Развивать умение анализировать образец постройки. Работа в книжном уголке: Чтение сказка в обр. А Афанасьева «Лиса и Журавль» - воспитывать любовь к сказкам и чтению книг. Самостоятельная музыкально-театрализованная деят-ь детей: Слушание любимых мелодий «Гусельки»: «На горе-то мак»; - «А я по лугу»; - «Светит месяц»; - «Во саду ли в огороде» и другие; С/РИ: «Магазин игрушек» Цели: создать условия для обучения самостоятельно распределять роли и действовать в соответствии с ролью. Игры с игрушками на развитие мелкой моторики: «Играем с природным и бросовым материалом»: обогащение сенсорных ощущений, стимулирование нервных окончаний пальцев рук, развитие мелких движений пальцев рук, умения сосредотачиваться, видеть границы форм. Предложить детям иллюстрации для рассматривания по тематике «Дымковские », «Филлимоновские игрушки» Самостоят музыкально-театрализованная деят-ь детей: Слушание любимых мелодий «Гусельки»: «На горе-то мак»; - «А я по лугу»; - «Светит месяц»; - «Во саду ли в огороде» и другие; С/РИ: «Магазин игрушек» Цели: создать условия для обучения самостоятельно распределять роли и действовать в соответствии с ролью. Игры с игрушками на развитие мелкой моторики: «Играем с природным и бросовым материалом»: обогащение сенсорных ощущений, стимулирование нервных окончаний пальцев рук, развитие мелких движений пальцев рук, умения сосредотачиваться, видеть границы форм. Предложить детям иллюстрации для рассматривания по тематике «Дымковские », «Филлимоновские игрушки» | Привлечение к созданию библиотеки: - приобретение книг, поиски информации о истории возникновения русской народной культуры; - создание альбома «Любимый рецепт моей бабушки»; - изготовление альбома – пословицы и поговорки, загадки и приметы, стихи и рассказы по данной теме. |
Среда 17.04 1.Конструирование по замыслу. Тема: «Сказочный зайчик»Конструирование из бумаги. Оригами Задачи: создать условия для знакомства детей с техникой оригами. Учить детей изготавливать фигурки зверей в технике оригами. Научить приемам работы с квадратом (сгибать по диагонали, загибать боковые углы навстречу друг другу, тщательно приглаживать линии сгиба. | 1. Утренняя гимнастика 2. Утренний круг «Улыбка». Цель: Воспитывать доброжелательное отношение друг к другу, 3. Беседа: «Устное народное творчество» Цель: создать условия для знакомства детей с потешками, прибаутками и т.д 4. Русская народная сказка: «Заюшкина избушка» 5. Ситуативное общение: «Мои любимые сказки» - развивать диалогическую речь; внимание, зрительное восприятие, память, мышление. Закрепить знания о русских народных сказках и их героях. Прогулка Наблюдение за трудом дворника - формировать готовность прийти на помощь, способность оценить результаты труда; - воспитывать уважение к людям труда; Трудовая деятельность: Наведение порядка на участке –организовывать коллективный труд; в индивидуальном порядке давать конкретные поручения; прививать чувство удовлетворения от результата труда; совершенствовать трудовые умения. Подвижные игры: «Веселый воробей», «Солнечные зайчики» - формировать умение соблюдать правила игры; воспитывать самостоятельность. | 1.Гимнастика после сна 2.Игровое задание: «Кто знает больше «волшебных слов» - закреплять навыки владения родным (национальным) языком с использованием волшебных слов: спасибо, пожалуйста, здравствуйте и др. Воспитывать культуру общения. 3. Д. и. «Какого цвета не стало?». Детям показывают несколько флажков разного цвета. Дети называют цвета, а потом закрывают глаза. Педагог убирает один из флажков. Определить, какого цвета не стало- закрепление понятия цвета. 4. П/и «Зайка беленький» - приучать слушать текст и выполнять движения в соответствии с текстом; упражнять в прыжках; развивать двигательные навыки; воспитывать желание играть в подвижные игры. 5. Русская народная игра: «Карусель» - развитие общей моторики, развитие внимания | Самост-я игровая деят. детей по теме недели: Дидактические игры: «Цифры в городе», «Лабиринт», «Четвертый лишний». Русская народная подвижная игра «Карусель». Цель: Развитие общей моторики, внимания. Развивать активность детей в двигательной деятельности, умение общаться спокойно, без крика. Сюжетно-ролевая игра Стирка кукольной одежды. Цель: Привлекать детей к выполаскиванию кукольной одежды после стирки. Драматизация сказки «Лисичка со скалочкой». Приобщение детей к русскому фольклору. Настольная игра: «Сложи сказку» -развивать логическое мышление, умение мыслить последовательно и замечать непоследовательность в суждениях. Д. и. «Собираем машину» -учить воспринимать форму и качество величины, развивать логику, внимание, мышление, цветовое восприятие (разные геометрические фигуры из которых можно собрать машины). Создать условия для СРИ «Как мы ходили в гости» Цель: учить детей правилам поведения в гостях, закрепить навыки сервировки. Спонтанная игровая деятельность в центре математического развития. «Счет» Цель: закреплять умение считать до 10 на основе демонстрационного материала. | Выставка детско-родительских работ из соленного теста: «Филимоновские игрушки-свистульки». Консультация для родителей: «Сказки читаем – речь развиваем!», «Знакомьте детей с народным фольклором». |
Четверг 18.04 1.Изобразительная деятельность (аппликация). Тема: «Русская матрёшка». Задачи: создать условия для знакомства детей с предметом народно – прикладного искусства – матрёшкой. Создать у детей интерес к народной игрушке, стремление украсить сарафан матрешки узором, используя геометрические фигуры (круг, овал);учить работать аккуратно; приобщать детей к русской национальной культуре, народному творчеству; воспитывать чувство любви и гордости за свою страну и свой народ. 2.Музыкальная деятельность. Слушание народных песен, потешек, закличек. «Плясовая да задорная» Цель: учить определять характер музыки; Задачи: формирование представлений о задорной народной музыке русского народа; творческими движениями передавать настроение русской нар.песни "Калинка" . | 1.Утренняя гимнастика для детей 2.Рассказ воспитателя о народных промыслах. Цель: создать условия для знакомства детей с историей возникновения народных промыслов 3.Игра «Матрешки-затейницы» - знакомить детей с малыми фольклорными формами: загадки, считалки, шутки-прибаутки, чистоговорки, пословицы, сказки, обогатить словарь детей за счёт понятий: шутка-прибаутка, пословица, формировать умение давать полный ответ на вопрос, умение четко проговаривать звуки в словах, развивать умение понимать образный смысл 4.Сюжетно-ролевая игра «Посиделки в горнице» -закрепить знания детей о том, как жили русские люди; о быте и традициях. Дать представление о красном угле в горнице. Воспитывать любовь и уважение к культуре русского народа. Обогащение словаря: изба, горница, красный угол, кочерга, коромысло. Прогулка. Наблюдение за ветром- продолжать закреплять представления о погодных изменениях; - формировать понятия о ветре, его свойствах; - учить определять направление ветра. Трудовая деятельность: Подметание дорожек - воспитывать желание трудиться. Подвижные игры: «Быстрее ветра», «Кто выше?» - развивать быстроту бега; учить прыгать легко. | 1.Гимнастика после сна2. Развлечение: «Красны девицы, да добры молодцы» - закрепление знаний о культуре русского народа.3. Сюжетно ролевая игра «Гости» - знакомить с обычаями и традициями встречи гостей.4. Д/и «Чей сувенир?» - углубить знания о некоторых видах народных промыслов и ремесел. Пробуждать интерес к талантам народных умельцев5. Сюжетно-ролевая игра «Дом» - знакомить детей с традициями русского народа.6. Дидактические игра «Кто о чём говорит?» - побуждать к фантазированию на основе построения предполагаемых диалогов между живыми и неживыми объектами. | Игры (с правилами, настольно-печатные, игры малой подвижности, режиссерские, драматизации, дидактические, интеллектуальные и т. д.) Д/и. Собери картинку из пазлов. Цель: упражнять в умении составлять целое из частей; развивать мелкую моторику рук. Предложить игру в спортивном уголке. Физ-ра "Перепрыгни через ручеек", "Попади в цель" Цель: Упражнять в прыжках, метании Самостоятельная деятельность в центре азбуки: «В гостях у букв». Цель: знакомить детей с названием букв. Игры (с правилами, настольно-печатные, игры, малой подвижности, режиссерские, драматизации, дидактические, интеллектуальные и) М. п. и. «Что изменилось?» Цель: Развивать у детей ориентировку в пространстве. Строительные игры с конструктором «Строим домик для матрешки». Цель: учить детей создавать собственные комбинации из имеющихся деталей, находить в них определенную сторону постройки. Настольно-печатные игры: «Подбери картинку» «Кому что нужно?» | Выполнение домашнего задания с детьми: - сочинение рассказов и сказок; - изготовление масок для драматизации сказок |
Пятница 19.04 1.Развитие речи Тема: «Устное народное творчество»Задачи: 1.Уточнить представления детей о таких жанрах фольклора, как закличка, загадка, сказка, скороговорка. 2.Продолжать учить интонационно выразительно рассказывать потешку вместе с воспитателем. 3. Помочь отгадывать загадки, построенные на описании. 4. Активизировать речь детей, побуждая к высказываниям, к построению сложных предложений. Итоговое мероприятие: Викторина «По сказочным дорожкам». Приобщение детей к русскому фольклору. | 1.Утренняя гимнастика 2.Утренний круг «Передай улыбку по кругу». Цель: Формировать положительные взаимоотношения между детьми. 3.Беседа: «Что ты узнал нового об русском народном творчестве?» «Чем запомнилась неделя» Цель: создать условия для закрепления знаний у детей о русской культуре, традициях, народном творчестве. 4.Д/ и «Загадай, мы отгадаем» Цель: уточнить знания о насекомых; развивать умение описывать и находить их по описанию (на картинках) Прогулка Наблюдение за сезонными изменениями в природе. Закреплять знания детей о времени года. Развивать наблюдательность. П/и «Самые ловкие!», «Самые быстрые!» - развивать ловкость, быстроту бега. Развивать навыки выступать в команде. Трудовая деятельность Помочь малышам собрать игрушки – воспитывать заботу о малышах, дружеские отношения между детьми. | 1. Гимнастика после сна 2. Настольный театр «Три медведя», «Заюшкина избушка», «Репка», «Колобок», «Гуси-лебеди». 3. Чтение сказок «Жихарка», «Заюшкина избушка», «Гуси лебеди», «Звери в яме», «Зимовье зверей», «По щучьему веленью». «Царевна-лягушка». «Пузырь, соломинка и лапоть» Цель: Познакомить детей со сказкой, прививать любовь к слушанию сказки, развивать память, мышление, речь, воспитывать чувство товарищества, взаимоподдержки. 4. Русская народная игра «Каравай» - формирование чувства сопричастности и позитивного психологического микроклимата группы; выявление симпатий и антипатий в группе. 5. Игра: «Как котик в гости ходил» - знакомство с обычаем хождения в гости с гостинцами. | С/р игра «Ярмарка» - учить передавать обстановку уличной ярмарочной торговли. Мозаика «Составь узор» - развитие мелкой моторики. Раскраски по теме «Сказочный терем - теремок»; «Красавица матрёшка» - закрепляем приёмы рисования карандашом. Самостоятельные игры по желанию детей с выносными игрушками. Цель: развивать самостоятельность в выборе темы для игры. Обыгрывание действий убаюкивания куклы с пением колыбельных. Рассматривание альбомов «Русская матрёшка», «Фольклорная игрушка», «Русские народные музыкальные инструменты». Цель: Формировать потребность в познании рукотворного мира, совершенствовать знания о предметах народного быта (цвете, форме, величине, материале, назначении) | Консультация для родителей. «Приобщение детей к народным традициям»; «Народная мудрость гласит» (пословицы). |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Тема недели: "Русские народные игрушки".Планы 2-я младшая группа.
Тема недели: "Русские народные игрушки"Цель: Познакомить с народным творчеством на примере народных игрушек. Познакомить с устным народным творчеством (песенки, потешки и др.). Использовать фольклор п...
Занятие по формированию фонематических процессов. Тема: «Анализ русской народной сказки "Три медведя"»
Занятие по формированию фонематических процессов. Тема: «Анализ русской народной сказки "Три медведя"»Цель: обучение детей различению и выделению на слух речевые единицы: сл...
Тема недели "Русская народная игрушка" в подготовительной группе
Календарно-тематическое планирование...
Календарно-тематическое планирование образовательного процесса. Тема недели: Новогодняя карусель.
" Новогодняя карусель"...
Календарно-тематическое планирование образовательного процесса. Тема недели: Золотая осень.
Подготовительная группа, старшая группа, средняя группа...
Календарно-тематическое планирование в старшей группе тема недели "Русские народные сказки"
Календарно-тематическое планирование в старшей группе тема недели "Русские народные сказки"...