Занятие по формированию фонематических процессов. Тема: «Анализ русской народной сказки "Три медведя"»
план-конспект занятия по логопедии (старшая группа) на тему
Занятие по формированию фонематических процессов.
Тема: «Анализ русской народной сказки "Три медведя"»
Цель: обучение детей различению и выделению на слух речевые единицы: слова, слоги, звуки.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
занятие | 17.27 КБ |
Предварительный просмотр:
Занятие по формированию фонематических процессов.
Тема: «Анализ русской народной сказки "Три медведя"»
Цель: обучение детей различению и выделению на слух речевые единицы: слова, слоги, звуки.
Задачи: учить воспроизводить и различать реплики по высоте, громкости, интонационной окраске персонажей, характеризующих всех персонажей текста; развивать слуховое внимание, фонематическое восприятие, интерес и внимание к речи окружающих; вырабатывать у детей умение самостоятельно инсценировать сценки из текста, точно передавать интонации героев сказки.
Оборудование: предметные картинки с изображением животных, текст сказки “ Три медведя” и иллюстрации к ней, картинки по сказке для инсценировки, магнитная доска.
Ход занятия
1. Оргмомент.
На столах детей лежат картинки с изображением животных. Каждый ребенок берет свою картинку, называет животного и воспроизводит соответствующее звукоподражание голоса данного животного, например:
Лягушка – ква – ква и т.д.
и садится на свое место.
2. Игры на формирование фонематического восприятия.
1). Различение одинаковых звукокомплексов по высоте, силе и тембру голоса.
Логопед предлагает ребенку сказать, например, МЯУ громко (кот рядом и просит есть), тихо (кот за дверью), высоким голосом (маленький котенок), низким голосом (старый кот). Аналогично нужно изменить звуковые параметры при воспроизведении следующих звукоподражаний:
ГАВ, КУ – КУ, и т.п.
2). Различение слогов, близких по звучанию (слова предъявляются без зрительного подкрепления).
Логопед читает две стихотворные строки, выделяя голосом последнее слово в начальной строчке. Ребенок должен выбрать одно из трех предложенных слов, добиваясь рифмы в стихе.
Шепчет ночью мне на ушко
Сказки разные …. (перина, подушка, рубашка).
Сел в машину верный пес,
У него в чернилах….. (лапа, шея, нос).
В выходной пошли куда-то
Мама, папа и ….. (детишки, ребята, малыши).
3). Имитация слогов (без стечения и со стечением согласных).
Дети должны повторить за логопедом слоги:
ша – шо – шу | ши – ше – ша |
аш – ош – уш – ыш | жа – жо – жу – же |
са – ши – жо – зу | аш – уз – ыс – ож |
кта – рто – смы | фта – чты – тру |
4). Узнавание звука на фоне слова.
Определить, в каком из двух слов есть звук “Т”:
тыква – буква | батон – диван |
ворота – ворона | плита – слова |
томат – гамак | халат – халва |
билеты – бананы | ноты – ночи |
3. Физкульминутка.
Выполнять движения по тексту.
Медвежата в чаще жили,
Головой своей крутили:
Вот так, вот так, вот так.
Медвежата мед искали,
Дружно дерево качали:
Вот так, вот так, вот так.
А потом они плясали,
Выше лапы поднимали:
Вот так, вот так, вот так.
4. Предварительная работа с текстом русской народной сказки “Три медведя”.
Вступительное слово логопеда:
- На прошлом занятии и сейчас вы воспроизводили и подражали голосам разных животных. Но вы знаете, что голоса животных не похожи на человеческую речь. Скажите, когда и где животные поступают, как люди, и говорят человеческими голосами? (в сказке).
1). Чтение русской народной сказки “Три медведя”.
2). Выяснение первоначального впечатления прослушанного детьми текста.
3). Короткая беседа по сказке в форме “вопрос – ответ”.
5. Подготовка к инсценировке фрагмента сказки.
Логопед читает отрывок для последующей драматизации, четко имитируя голоса героев.
Производится подробный анализ голосов трех медведей: высота, тембр, сила и интонация голоса; и как голос отражает характеристику каждого из этих героев.
- Какой голос у Михайла Потапыча? (грубый)
- Сильный или слабый?
Каким голосом он говорит в сказке? (страшным)
Можно по голосу определить характер Михайла Потапыча? (строгий, грозный, но и заботливый)
По аналогии производится характеристика других персонажей.
6. Распределение ролей и инсценировка фрагмента сказки.
В сценке участвуют: от автора – логопед, дети – медведь, медведица, медвежонок и девочка.
По ходу инсценировки логопед выставляет картинки.
7. Итог занятия.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия по развитию речи на тему "Пересказ русской народной сказки "Кот, петух и лиса""
Конспект занятия по развитию речи по обучению детей пересказыванию. Занятие построено на приемах использования опорных картинок для облегчения процесса персказа литературного произведения и закр...
Конспект занятия для детей старшего дошкольного возраста. Образовательная область О.Х.Л. Тема: Анализ русской народной сказки "Сестрица Аленушка и братец Иванушка".
В конспекте представлен матерал задачи которого : развивать способность детей раскодировать основной сюжет литературного произведения, учить составлять небольшие рассказы загадки о героях, самос...
Открытое занятие по формированию фонематических процессов у детей среднего дошкольного возраста с ТНР
Тема: "Звуки У-А"....
Конспект комплексного занятия во второй младшей группе. Тема: "Рассказываем русскую народную сказку "Заюшкина избушка"
Вступительное слово.В этом году в нашем саду проходил творческий конкурс на создание лучшего макета сказки. Мы в группе решили взять для создания макета русскую народную сказку «Заюшкина избушка...
Звук "П", занятие по формированию фонематических процессов в средней группе для детей с ТНР.
Занятие в средней группе для детей с ТНР (ОНР)по формированию фонематических процессов...
Карта занятия. Образовательная область «Речевое развитие» Раздел «Развитие речи. Художественная литература» в подготовительной группе (6 - 7 лет) Тема: «Анализ русской народной сказки «Царевна - лягушка» с использованием технологии ОТСМ-ТРИЗ.
Технологическая карта занятия составлена для детей подготовительной группы и разработана и опирается ФГОС на программу образовательного учреждения. Согласно Стандарту, содержание образовательной облас...