Выступление из опыта работы «Труд в природе как средство развития личности дошкольника» в рамках практико-ориентированного семинара «Личностное развитие дошкольников в процессе трудовой деятельности»
консультация (старшая, подготовительная группа)
Выступление из опыта работы
«Труд в природе как средство развития личности дошкольника»
в рамках практико-ориентированного семинара
«Личностное развитие дошкольников в процессе трудовой деятельности»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Выступление из опыта работы "Труд в природе" | 21.11 КБ |
Предварительный просмотр:
муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад №19»
Выступление из опыта работы
«Труд в природе как средство развития личности дошкольника»
в рамках практико-ориентированного семинара
«Личностное развитие дошкольников в процессе трудовой деятельности»
Воспитатель:
Шаповалова Оксана Григорьевна
I квалификационная категория
Дата выступления:
24.10.2024 г.
г. Мончегорск
«Радость труда в природе – могучая воспитательная сила.
В годы детства каждый ребёнок должен пережить это благородное
чувство»
В.А. Сухомлинский
(Слайд 2)
В жизни страны произошли крупные социально-экономические изменения: расширилась сфера гражданского общества, модернизировались условия труда, учреждения перешли к новым технологиям. В связи с этим, изменились требования к личности ребенка дошкольника. Она должна быть социально-активной, ответственной, любящей труд, имеющей желание трудиться и способной к преобразованию окружающего мира.
Проблема трудового воспитания детей является одной из важных проблем развития общества. В п. 2.6. ФГОС ДО в числе важнейших задач обучения и воспитания отмечается формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества, под которыми подразумевается труд как свой собственный, так и труд других людей – детей и взрослых [43]. Согласно данному документу, значительно возрастает роль дошкольного образования в воспитании трудолюбия, желания трудиться, формировании трудовых умений и навыков у старших дошкольников, формировании положительного отношения к труду взрослых.
(Слайд 3)
ФОП ДО в области социально-коммуникативного развития основными задачами образовательной деятельности в сфере трудового воспитания личностного развития дошкольника определяет (18.7.1):
- развивать ценностное отношение к труду взрослых;
- формировать представления о труде как ценности общества, о
разнообразии и взаимосвязи видов труда и профессий;
- развивать интерес и самостоятельность в разных видах доступного
труда;
- развивать умения включаться в реальные трудовые связи со
взрослыми и сверстниками;
- поддерживать освоение умений сотрудничества в совместном
труде;
- воспитывать ответственность, добросовестность, стремление к
участию в труде взрослых, оказание посильной помощи. (Слайд 4)
Трудовое направление воспитания направлено на формирование и поддержку привычки к трудовому усилию, к доступному напряжению физических, умственных и нравственных сил для решения трудовой задачи; стремление приносить пользу людям. Повседневный труд постепенно приводит детей к осознанию нравственной стороны труда. Самостоятельность в выполнении трудовых поручений способствует формированию ответственности за свои действия. (ФОП ДО 29.2.2.6) (Слайд 5)
В.А. Сухомлинский неоднократно отмечал, что любой труд делает человека более творческим, более радостным, умным, культурным, образованным.
(Слайд 6) Наш детский сад расположен в сельской местности, и вопрос экологического воспитания детей - значимый и актуальный. Ввести ребёнка в мир природы, раскрыть его красоту, неповторимость, научить любить и беречь природу; сформировать у дошкольников осознанно-правильное отношение к природным явлениям и объектам, навыки ухода за растениями и животными – важная задача педагогов и родителей.
Считаю, что для формирования и проявления качеств личности ребёнка наиболее благоприятные условия представляет труд в природе. Он приносит моральное удовольствие каждому человеку, и взрослому и ребёнку. Слайд (7)
В трудовой деятельности развиваются все психические процессы, формируются умственные, эмоциональные и волевые качества личности, её способности и характер. Самым действенным средством для этого является систематический, последовательно усложняющийся труд в уголке природы. (Слайд 8)
А начинали всё с выполнения простейших трудовых поручений: найти и убрать сухие листья, налить воды в лейки, определить какая почва, удалить пыль кисточкой или сухой тряпочкой, протереть влажной губкой листья крупных растений, полить цветы, опрыскать их, прорыхлить почву. Как правило, поручения носили индивидуальный характер, что позволило мне научить воспитанников тому, что они ещё не освоили. Именно индивидуальные задания – благоприятное условие для изучения возможностей и особенностей каждого ребёнка, его склонностей и интересов. Завершить начатое, добиться выполнения задуманного для ребенка дошкольного возраста нелегко, потому что это всегда связано с проявлением воли, которая у него еще не достаточно развита. В таких случаях я поддерживаю ребенка и словом, и делом. Важно, чтобы он хоть раз пережил чувство радости от того, что он преодолел трудности, довел дело до конца. Маленький труженик должен самостоятельно выполнять работу. Это повышает в нем чувство ответственности за порученное дело.
Приучаю вовремя поливать комнатные растения, для этого учу определять, нуждается ли растение в поливке, необходимо учитывать его состояние – упругость, плотность листа и стебля или его вялость, мягкость; состояние почвы – её влажность, плотность. Затем учу протирать листья комнатных растений от пыли. С каким сосредоточием, усердием выполняют дети эти задания, проявляя внимание и заботу к растениям, обращая внимание на красоту цветов и эстетику их оформления.
В процессе труда дети осознают зависимость растений от условий их произрастания, узнают, что для их роста необходимы свет, вода и тепло. Дети узнали, что растения любят рыхлую почву, воспитанники научились рыхлить её. Ещё до начала работы я создаю у детей эмоциональное отношение к делу. В этом виде труда воспитывается заботливость, внимательность, ответственность. Это, прежде всего, гуманное отношение ко всему живому, что окружает ребенка, это понимание благополучного или неблагополучного состояния обитателей уголка природы, это – сочувствие и жалость, это желание, чтобы им было хорошо. И только во вторую очередь труд в природе – это правильные действия.
Работая в уголке природы или на участке, дети овладевают простейшими приёмами ухода за растениями, учатся обращаться с сельскохозяйственным инвентарём (лопата, грабли, лейка, ведро, тачка), получают сведения о росте и развитии растений. Родная природа представляет собой широкий простор для наблюдений и труда детей, для обогащения их знаний и представлений.
(Слайд 9 )Зная, что сделанное своими руками ребенок ценит и бережет, привлекаю детей к общественно полезному труду. Учу детей работать сообща, потому что коллективный труд имеет большое значение в формировании товарищества, взаимной ответственности, умения устанавливать взаимоотношения друг с другом.
Однообразный труд надоедает детям, поэтому я стараюсь заинтересовать их, привлечь, поставить перед ними цель. Когда показываю красивые цветы или вкусные овощи, спрашиваю у дошколят: «Хотите ли вы вырастить такие же?», они с радостью отвечают, что хотят.
(Слайд 10)В феврале каждого года я с воспитанниками организую «Огород на окне». Дети самостоятельно сажают семена цветов и овощей, поливают и поворачивают к солнцу, чтобы они быстрее росли. И вот к концу зимы у нас на окне появляется весёлый огород с рассадой.
Трудовая деятельность детей систематически усложняю: навыки ухода за растениями, обогащаю круг знаний, развиваю наблюдательность. Навыки детей ещё не совершенны, и я постоянно слежу за тем, чтобы дети не нанесли вред растениям, помогаю, если они в чём-либо затрудняются, показываю приёмы выполнения задания, поощряю тех, кто хорошо справился с работой.
Слайд (11) Весной трудовая деятельность меняет своё направление, и мы с детьми переходим на наш мини-огород, работу в теплице, на клумбы. Вместе с детьми участвуем в проведении субботника, очищаем наш участок от прошлогодней листвы.
Слайд (12) На вскопанные взрослыми грядки в теплице мы высаживаем рассаду овощей: огурцов, помидор, перцев. На грядках мини-огорода высаживаем картофель, горох, сеем редис, укроп, петрушку. Обучая новой трудовой операции, показываю, объясняю и делю детей на подгруппы. Кто-то проводит бороздку, кто-то присыпает землёй, кто-то поливает.
Коллективные формы труда использую, когда посыпаем междурядья песком, а также когда наступает пора прополки.
Слайд (13) Труд в природе имеет свою специфику. Каждый ребенок хочет проявить себя, а если получается не очень правильно, то ребята всегда подскажут и помогут друг другу. В этом проявляется поддержка, взаимопомощь, внимательное отношение к друг другу и природе. Это единственный вид производительного труда, доступный детям.
Конечная цель – вырастить овощи, цветы и результаты понятны детям, но они не могут быть достигнуты быстро. Цель труда по выращиванию овощей и цветов отдалена по времени и имеет отсроченный результат: посеяли семена, появились всходы, позже плоды. Эта особенность требует от ребёнка длительных физических и умственных усилий, повседневной кропотливой работы, помогает воспитывать выдержку, терпение. Наконец дети испытывают высокий эмоциональный подъём и радость от достигнутых результатов, когда собирают урожай овощей или любуются цветами на клумбе.
Слайд (14) А как дети радуются урожаю клубники, ведь весной они убирали сухие листья, летом убирали сорняки и поливали. Наблюдали как цветет клубника, как наливаются ягодки. И вот в начале августа собираем ароматный урожай ягод.
Слайд (15) А к концу августа на грядках успевают вырасти редиска, сочный укроп, петрушка, лук, горох. В теплице выросли огурцы, краснеют помидоры. В середине сентября выкапывали картофель. Собранный урожай относим на кухню и повара делают салат, добавляют зелень в супы.
Слайд(16) Важно добиться того, чтобы родители поняли необходимость совместной с детским садом работы по трудовому воспитанию детей, поддерживали и продолжали ее дома. Рекомендую родителям придерживаться тех же требований при организации труда детей, что и детском сад. Учитывая возраст и возможности ребенка, приучать его к посильному труду, не делать за него то, что он должен и может сделать сам. Раскрываю полезность включения ребенка в труд взрослых, разъясняю, что старший дошкольник должен выполнять определенные постоянные обязанности: поливать растения, помогать ухаживать за домашними питомцами, собирать пластиковые крышки и макулатуру. Убеждаю родителей в том, что труд по самообслуживанию имеет большое воспитательное значение, и объясняю им методы формирования необходимых навыков, умений и привычек. Рекомендую давать детям разнообразные поручения. Все это оказывает большое воспитательное влияние на детей, формирует их эстетические чувства и нравственно-волевые качества приучает к трудовой деятельности. Многие родители вместе с детьми выращивают дома рассаду цветов и овощей и приносят нам для пересадки в теплицу и на клумбы.
Уезжая в отпуска к дедушкам и бабушкам ребята с интересом рассказывают о наших клумбах и огородах. Стараются показать и применить свои знания и умения по уходу и работе в огороде и саду, заботе о комнатных растениях.
Слайд (17) Труд в природе увлекает ребёнка, позволяет почувствовать свои возможности, испытать радость от достигнутых результатов, а совместная деятельность объединяет детей общими эмоциональными переживаниями, способствуя тем самым становлению детского общества. Труд в природе разнообразен по содержанию и эпизодичен по времени выполнения. В нём много новизны и эмоциональности. Такой труд создает благоприятные условия для физического развития, совершенствует движения, стимулирует действия разных органов, укрепляет нервную систему, большое значение имеет для умственного и сенсорного развития детей. В этом труде, как не в каком другом сочетается умственные и волевые усилия. Труд в природе способствует развитию наблюдательности, любознательности детей, воспитывает у них интерес к сельскохозяйственному труду, и уважение к людям, которые им занимаются. Труд в природе помогает воспитать любовь к ней. Через содержания труда, например, выращивание красивых цветов, направленного на удовлетворение эстетических потребностей людей, через организацию трудового процесса в соответствии с требованиями культуры и эстетики, использование результатов труда для удовлетворения практических потребностей и радостных эстетических эмоций, осуществляется эстетическое воспитание детей.
Трудясь в природе, ребёнок учится видеть, понимать и ценить её красоту. Окраска листьев и цветов, их аромат, шелест листьев и пение птиц не только приятно действуют на наше зрение, обоняние и слух, но и тонизируют нервную систему, что благотворно сказывается на жизнедеятельности всего организма ребенка.
Слайд (18) Таким образом, трудовая деятельность является одним из важных факторов воспитания личности. Включаясь в трудовой процесс, ребенок коренным образом меняет все представление о себе и об окружающем мире. Радикальным образом меняется самооценка. Она изменяется под влиянием успехов в трудовой деятельности, что в свою очередь меняет авторитет ребенка в детском саду.
Главная развивающая функция труда – это переход от самооценки к самопознанию. Кроме этого в процессе труда развиваются способности, умение и навыки. В трудовой деятельности формируются новые виды мышления.
Вследствие коллективного труда ребенок получает навыки работы, общения, сотрудничества, что улучшает адаптацию ребенка в обществе.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Обобщение опыта по теме "Развитие интегративных качеств личности ребенка в процессе трудовой деятельности"
Труд – важнейшее средство воспитания. В процессе труда формируется личность ребенка, складываются коллективные взаимоотношения. Труд это то, что развивает маленького человека, поддер...
Развитие компонентов речи дошкольников с ОНР в процессе трудовой деятельности. Маркова Вера Павловна, воспитатель МБДОУ №15 г. Кандалакша
В статье представлен опыт работы воспитателя логопедической группы детского сада по развитию компонентов речи детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи в разных видах трудовой ...
Сообщение на педагогическом совете. " Формирование положительных взаимоотношений дошкольников в процессе трудовой деятельности. Из опыта работы. Подготовительная группа.
На педагогическом совете рассказала(поделилась опытом) с коллегами, как я проводила работу с детьми по этой теме....
«Социально – коммуникативное развитие дошкольников в процессе трудовой деятельности»
Статья "Социально - коммуникативное развитие дошкольников в процессе трудовой деятельности"....
Опыт работы «Ранняя профориентация дошкольников в рамках практико-ориентированного обучения в соответствии с ФГОС ДОО»
В Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования в области «Социально-коммуникативное развитие» сформулированы задачи по формированию позитивных ус...
Практико – ориентированный семинар «Ранняя профориентация дошкольников в рамках практико-ориентированного обучения в соответствии с ФГОС до».
Повышение уровня теоретической и практической подготовки педагогов, совершенствование практических навыков, необходимых в работе по ознакомлению детей дошкольного возраста с профессиями взрослых люде...
Семинар «Ранняя профориентация дошкольников в рамках практико-ориентированного обучения в соответствии с ФГОС до».
Исходя из актуальности данного направления детской деятельности, наше учреждение пришло к идее разработки опыта, целью которого является создание условий для формирования у детей дошкольног...